Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

М. Г. Казакина о развитии коллектива.




Вывод.

Коллективные творческие дела – это, прежде всего, проявления практической заботы, решение вполне определенных жизненно важных задач.

Их важнейшие особенности: практическая направленность, коллективная организация, творческий характер. Это дело: коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно-практической заботе; творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.

Структура КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества:

Первая стадия - предварительная работа коллектива, вторая стадия – коллективное планирование, третья стадия – коллективная подготовка КТД, четвертая стадия – проведение КТД, пятая стадия – коллективное подведение итогов КТД, шестая стадия – стадия ближайшего последействия КТД.

Так же следует отметить, что коллективные творческие дела принципиально отличаются от других творческих мероприятий. Это авторская методика, требующая выполнений определённых условий и правил проведения, и если не соблюдаются все необходимые условия, то мероприятие нельзя называть коллективной творческой деятельностью.

И. П. Иванов в своей работе, посвящённой Союзу Энтузиастов, показал, что последовательное применение в единстве и взаимоподкреплении всех трёх этапов КОД для решения жизненно-практических задач и при наличии товарищеских отношений между воспитателями и воспитанниками неизбежно ведёт к развитию коллектива и уровня КОД. Например, если планирование работы проводилось в виде конкурса на лучшее предложение между звеньями, то первоначально каждое звено может добиваться победы в конкурсе, а не принятия лучших для всех решений. Но если затем ребята сами воплощают спланированное, сами анализируют результаты, то для них становятся очевидными допущенные ошибки. Так если при анализе выполненного дела станет ясно, что для его подготовки не хватило времени, значит, на этапе планирования формально подошли к вопросу о сроках проведения и в следующий раз это будет учтено. Каждый вопрос планирования благодаря приобретённому опыту становится понятен и значим. Здесь важно при анализе умение руководителя выдвигать проблемные вопросы-задачи, направлять мысль и усилия ребят на главное. Самыми важными вопросами планирования всегда остаются вопросы «что делать? » и «для кого делать? », но на собственном опыте ребята убеждаются в том, что успешное осуществление задуманного зависит и от выбора организаторов, участников, места действия и т. д.

Коллективное планирование становится тем успешнее, плодотворнее, чем богаче опыт воспитанников, чем больше дети смогли увидеть, прочитать, чем больше живого конкретного материала принесли на сбор. У самого коллектива появляется потребность в предварительной разведке, подготовке к планированию. Таким образом, все три этапа КОД должны находиться во взаимосвязи и их единство приводит к развитию, совершенствованию организаторской деятельности.

    И. П. Иванов считает важным для процесса становления воспитательного коллектива динамику осуществления системы коллективной творческой деятельности. На этой основе можно проследить предложенную им динамику КОД.

Первичный уровень осуществления системы КТД – ситуативный. На этом этапе коллективное планирование осуществляется в сжатом виде. Первоначально ребята ещё не имеют своих идей, предложений, у них нет опыта, поэтому на этапе коллективного планирования педагог предлагает дела на выбор на основе обобщённой жизненно-практической задачи. Источником выбора КТД может быть перспектива участия в празднике, познавательный интерес детей, потребность в общении или даже природные условия, что определяет многообразие и неповторимость коллективных творческих дел. На этапах КОД осуществляется раскрытие значения КТД как средства заботы о своём коллективе, друг о друге, об окружающих людях, что очень важно для развития коллектива. Большую помощь в решении текущих организаторских задач могут оказать старшие друзья микроколлективов и класса в целом (родители, шефы, старшеклассники). Постепенно происходит первоначальное овладение ребятами основными формами КОД: общим сбором в различных его видах («старт», «огонёк», «молния»), коллективным планированием, работой Совета Дела, стенгазетами-молниями, смотром дружбы, итоговой линейкой с рапортами. Под влиянием участия в коллективном планировании, обсуждения каждого КТД ребята постепенно учатся и привыкают, хотя ещё на первоначальном уровне, подходить к КТД прежде всего не только как к источнику радости для себя, но и всё в большей степени как к источнику радости и пользы для других, что позволяет перейти к другому типу использования системы КТД,

Второй уровень использования системы КТД – избирательно-систематический. Воспитанники, познакомившись с различными КТД, теперь уже сознательно выбирают те, посредством которых можно принести наибольшую, а, значит, систематическую, пользу и своему коллективу, и окружающим людям. Непосредственным источником выбора ведущего КТД, его планирования, подготовки, проведения и оценки становится развитая потребность в познании и осуществлении того, что нужно и интересно окружающим людям. На основе такого опыта участия в коллективной творческой деятельности будет формироваться гражданское сознательное отношение к окружающим людям и к самим себе.

    Систематическое коллективное планирование и обсуждение опыта использования ведущих КТД с извлечением уроков на будущее, постепенно формирует у каждого воспитанника умение и привычку строить вместе с товарищами уже не только близкую, но и дальнюю перспективу. Коллективное планирование становится развёрнутым. Перед общим сбором-стартом проводится анкета желаний, составленная советом коллектива, воспитанники получают возможность до планирования обсуждать направления деятельности, советоваться друг с другом и со старшими товарищами.

    Общий сбор-огонёк могут подкреплять другие формы КОД, например, смотр дружбы (взаимный показ классными коллективами результатов своей работы), итоговая линейка с творческими рапортами, пресс-обозрения, анкета оценки, анкета роста и др. После стартовой беседы могут быть использованы КТД обзорного характера типа Панорамы КТД, в которых учащиеся осуществляют серию коротких новых для них дел и дел-игр разных видов, на собственном опыте знакомясь с тем, что можно будет предложить и обсудить на общем сборе-старте. Усложняется и текущая организаторская деятельность, например, содержание традиционных поручений может варьироваться в зависимости от темы периода.

    Высший уровень коллектива – развёрнуто-систематический тип использования системы КТД. Для этого типа характерно целенаправленное развитие у школьников гражданского отношения к окружающей жизни и к самим себе средствами многообразной (как на первом уровне), но уже систематической (как на втором уровне) общей творческой жизненно-практической заботы воспитанников и их старших товарищей – воспитателей. Используются связки коллективных творческих дел. Скрепляют эти связки формы коллективной организаторской деятельности и ставшие привычными на первом и втором уровнях, и более сложные по составу и функциям: гайдаровская разведка дел и друзей на стадии коллективного планирования, эстафета дружбы для подведения итогов всей серии КТД предыдущего этапа, сбор-откровенный разговор. Эти формы имеют огромное воспитательное значение. Гайдаровская разведка, например, является ценнейшим средством воспитания способности к социальному анализу окружающей жизни, умения и привычки самим искать и находить нужное людям. Сбор-откровенный разговор вносит бесценный вклад в формирование правильной самооценки, в выработку программы роста личности. На этом этапе усложняются виды взаимодействия внутри форм КОД. Сами формы КОД используются коллективом в самом разном сочетании.

Анализируя предложенную И. П. Ивановым систему развития коллективной творческой деятельности, мы видим, что между ней и коллективной организаторской деятельностью существуют отношения единства, взаимного соответствия и взаимного обогащения. Именно использование в единстве всех трёх этапов коллективной организаторской деятельности делает всё более успешной и полезной коллективную творческую деятельность.

М. Г. Казакина о развитии коллектива.

М. Г. Казакина, профессор ЛГПИ им. А. И. Герцена, разрабатывала теорию и методику работы с детским коллективом на материалах опыта Коммуны юных фрунзенцов. Она выдвинула идею единства и взаимообусловленности развития коллектива и нравственного формирования личности. Источником такого формирующего воздействия коллектива на личность Майя Германовна считает многогранную активность воспитанников в жизненно-важной для них деятельности на широкой самодеятельной основе, участие в подлинно человеческих взаимоотношениях. М. Г. Казакина выделяет 4 базисных, конструирующих коллектив компонента: деятельность, общение, организация, коллективные отношения. К показателям уровня развития коллектива она относит показатели новообразований:
 - в базисных компонентах;

- в сфере надстроечных, вторичных компонентов, производных от организации деятельности и отношений (общественное мнение, ценности, идеалы, эталоны поведения коллектива, его самочувствие и традиции);

- в мотивации деятельности и поведения его членов, в характере их активности.

Развитие коллектива, его формирующего воздействия на личность предполагает определённые этапы, стадии этого процесса:

1 этап. Организация коллективной деятельности.

2 этап. Единство и взаимообусловленность нравственного формирования личности и развития её творческой индивидуальности в жизнедеятельности коллектива.

3 этап. Идейно-нравственная зрелость коллектива.

В реальной жизни коллектива не наблюдается чётких границ между этапами, происходит проникновение этапов друг в друга.

 

 

  3. Технология коллективной творческой деятельности.

День независимости Детей, Театральные гостиные, Праздник каникул, Выбирать Валентина и Валентины, День Ученика, День театра, Праздник Green Peace, День музыки, День девочки, День красивых девушек, День косметики, День певческих групп, КВН по предметам, День создания содружеств, Ретро-вечера для родителей, Масленица для микрорайона, День Весны для жителей улицы, Фотовернисаж, Видео-салон, работа Ателье Мод, работа практических мастерских.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...