Имеет несколько неточные представления о людях, видит внешнюю канву поведения людей, а не его внутреннюю мотивацию.
Представление о себе слишком общее, недифференцированное; затрудняется охарактеризовать себя в проблемной ситуации.
Представления о людях адекватные, но несколько упрощенные, неглубокие.
Имеет соответствующее истине дифференцированное представление о себе, о своих достоинствах и недостатках.
Может дать глубокие и совпадающие с истиной характеристики людей.
Характеризует себя и мотивы своего поведения в проблемных ситуациях.
2. Признание ценности социализированных интересов, прав и свобод всех людей
В общем, поддерживает идею равенства прав и свобод всех людей, но в конкретных случаях признает те интересы и желания, которые не вступают в противоречие с его мировосприятием или не ущемляет его интересы.
Выступает против различных форм дискриминации; признает ценность социализированных интересов, особенностей, прав и свобод близких ему людей, уважаемых им людей, похожих на него людей, абстрактных людей; может не признавать полностью интересы и права какой-либо группы людей (например. детей-изгоев в классе, евреев и т. д. )
Дорожит чужими интересами, желаниями, правами, независимостью.
Признает равноценность и равноправие всех граждан планеты.
3. Понимание значения коллективно принятых законов, правил.
Понимает необходимость коллективного законотворчества, в большинстве случаев соглашается с принятым законом, но в некоторых случаях остается противником принятого закона, правила, отказывается им руководствоваться.
Понимает, что закон имеет право на существование, но не всегда старается вникнуть в его смысл, не всегда соотносит реальное поведение с регулирующим данный вид поведения законом или правилом.
Соглашается с принятым законом, осознает, что раз закон (или правило) принят большинством, то на данном этапе коллективу нужен этот закон, понимает его обоснование и механизм реализации.
Уровни сформированности составляющих эмоционально-волевой стороны демократической культуры личности
Низкийв низкий
Средний средний
Высокий высокий
4. Сочувст
вие
Чувствует состояние друзей и близких людей, пытается выразить сочувствие, непостоянен в этом стремлении; легче сочувствует далеким людям (героям кинофильма, жертвам катастроф и т. д. ), чем соседям, коллегам и т. д.
Разделяет чувства, переживаемые близкими, друзьями, товарищами, знакомыми, стремиться выразить сочувствие старательно, но не всегда тактично, не всегда чувствует состояние человека, наблюдая его проявление во внешних признаках
Чувствует состояние других людей, постоянен в стремлении сочувствия, делает это тактично
5. Стремление к всеобщему благу, согласию
Стремится к тому, чтобы всем и каждому было хорошо до тех пор, пока интересы других не вступают в резкое противоречие с его собственными.
Стремится к благополучию друзей и близких, к согласию в среде своих знакомых, стремится помирить поссорившихся, сделать приятное.
Стремится к тому, чтобы было хорошо всем и каждому, чтобы их желания принимались и поддерживались, к принятию людей, к жизни по взаимному согласию.
6. Стремление к самоуправлению
Ощущает свою причастность к жизни сообщества, стремится высказываться при коллективном обсуждении вопросов, к занятию руководящих должностей в самоуправлении, но не ради развития коллектива или успеха в деятельности, а ради демонстрации своих возможностей
Чувствует, что может и должен участвовать в решении жизненно важных для коллектива вопросов, но не всегда стремится высказаться, предложить свою идею, возглавить ее реализацию, хочет остаться в тени, не стремится к ответственности; стремится к активной работе.
Стремится к сознательной реализации своих прав, осуществляемых через общее собрание коллектива, к творческой самореализации в управленческой деятельности.
Уровни сформированности составляющих действенно-практической стороны демократической культуры личности
Низкийв высокий
Средний средний
Высокий низкий
7. Владение методом принятия взаимоприемлемых решений
Участвует в принятии совместного решения, находясь среди друзей; при обсуждении проблемы не торопится высказываться, особенно при участии в работе группы более старшего или авторитетного лица, легко уступает, внушаем, старается скрыть свои чувства и желания.
Слышит собеседников, уточняет их позицию, но не сразу стремится ее понять, пытается настоять на своем, в процессе обсуждения может проявлять отрицательные эмоции или замолкать, в целом общается открыто, демонстрирует уважение к партнерам, вносит конструктивные предложения, постепенно пересматривает свою позицию.
Участвует на равных в обсуждении темы и с младшими, и со старшими, высказывается свободно, искренне, слушает заинтересованно, развивает и дополняет идеи, находит нестандартные решения, объединяющие позиции.
8. Умение выполнять обязанности, решения.
Выполняет свои обязанности, принятые решения, но делает это не совсем точно.
Выполняет решения и обязанности своевременно и правильно, но делает это формально, может демонстрировать свое нежелание действовать таким образом.
Точно и качественно выполняет решения и обязанности, преодолевая и не показывая свое нежелание, проявляет сознательную дисциплину.
9. Умение реализовать, отстаивать свои права.
Реализует свои основные права, в случае нарушения прав, пытается говорить о том, что они есть и должны быть реализованы, но, встретив отпор, умолкает, уступает.
Реализует свои права, но иногда делает это некорректно, не выполняя адекватные обязанности; пытается отстаивать реализацию прав, в случае активного противостояния идет на конфликт.
Пользуется всеми своими правами, делает это корректно, в случае ущемления прав, ведет диалог, при необходимости обращается в вышестоящие или судебные инстанции, поднимает вопрос на общем собрании.
Таблица 1. История развития детского самоуправления в западной и американской педагогике
Автор, место и время
Цели и задачи воспитания
Управленческие идеи
Педагогические идеи
Древняя Спарта, Ликург, (по свидетельству Плутарха)
Воспитание выносливого, мужественного, дисциплинированного воина, формирование у детей привычки “повиноваться”, “играть и трудиться друг подле друга”*
Организация жизни детей с 7 лет по илам (группам) и по отрядам, во главе которых Ликург ставил того, “кто превосходил других сообразительностью и был храбрее всех в драках”*.
Дети старше 12 лет во главе отряда сами ставили одного из старших подростков - наиболее рассудительного и храброго.
Руководство отрядом не взрослым, а наиболее достойным из ребят, который становиться примером для подражания, создает условия для воспитания жизнью.
Установление иерархии детских отношений в соответствии с заслугами детей становится стимулом для их развития и стремления к идеалу.
Валентин Тротцендорф (1490 – 1556 гг. ) г. Гольдберн
Силезия.
Уважение к законам и должностным лицам, дисциплинированность.
Учреждение школьной республики по образцу Римской.
Выборы учащимися на общих собраниях “должностных” лиц во главе с консулом по разделам школьной жизни: наблюдение за порядком, контроль посещения уроков, помощь отстающим и т. д.
Деление классов на отделения
Возложение на детей ответственности за организацию определенных разделов школьной жизни;
Педагог остается бессменным диктатором.
Самоуправление как способ облегчить работу учителя.
Школы иезуитов, со второй половины XVI века.
Верность ордену и римскому папе, подчинение религиозным авторитетам, беспрекословная дисциплина.
Создание иерархической структуры детского самоуправления,
Введение почетных должностей,
Назначение всех должностных лиц.
Широкое использование соперничества, межклассного и внутриклассного соревнования;
Назначение детей на должности как награда за послушание и хорошее поведение, за победу в соревновании;
Стремление завоевать доверие школьных вожаков и поставить их начальством над другими ребятами.
Ян Амос Каменский, Чехия (1592 – 1670 г. г. )
Беспрепятственное развитие всех сил и божественных дарований человека, которые он сможет использовать для усовершенствования окружающей жизни.
Разделение класса на десятки во главе с лучшим учеником.
Разработка обязанностей декурионов (десятских), объединяющих слежение и помощь каждому из своих сотоварищей.
Необходимость привлечения учащихся к организации работы школы.
Стимулирование прилежания десятского награждением, получением титула “иподидаскала” (помощника учителя), наказание нерадивого десятского до отрешения его от должности.
Мартин Планта Фон Эюз, Швейцария (1727 – 1772)
Семинария около Хура.
Развитие личных и общественных добродетелей, приучение ребят к публичным выступлениям, наглядное знакомство с устройством государства.
Игра в Римскую республику. Определение правил поведения на общих собраниях, выборы должностных лиц: консула, претора, цензора, эдилов, трибунов, квестора, скриба, канцеляриста, сенаторов.
Проведение суда под председательством консула, налагавшего наказание на провинившихся учащихся.
Игра в самоуправление как наглядное знакомство учащихся с гражданскими учреждениями римского народа.
Х. Г. Зальцман (1744 – 1811 г. г. )
Шнепфенталь, Германия
Воспитание добропорядочных граждан.
Введение сената и суда из учащихся.
Выработка школьных правил на общих собраниях всеми учащимися.
Совместное разумное обсуждение проблем педагогами и учащимися.
Шарль Фурье (1772 – 1837 г. г. )
Гармоничное воспитание деятеля, способного к совместному труду.
Добровольное разделение ребят на небольшие “детские стайки”, несущие различного рода работу не только в школе, но и вне школы согласно своим наклонностям и своему выбору: сельскохозяйственные работы, украшение для праздников залов, работа на кухне и в мастерских и т. д.
Расширение содержания деятельности органов самоуправления.
Детские самоуправляющиеся организации должны создаваться не на основе игры, а на основе труда и должны быть жизненно необходимыми.
Ф. Э. Фелленберг (1771 – 1844 г. г. ) Хофвиль, Швейцария
Способность к рациональной и справедливой организации труда, поддержание трудовой дисциплины.
Дети крестьянской бедноты, учащиеся в “промышленной школе” по своей инициативе взяли в свои руки управление трудовыми делами: распределение работ, осуществление товарищеского контроля, суда и т. д.
Поддержка, сохранение и использование педагогами стихийно возникшего в жизни явления самоуправления.
Паблик скулз, Англия, начало XIX века
Поддержание дисциплины и порядка.
Привлечение лучших учащихся старших классов к поддержанию установленного взрослыми порядка в должности мониторов, к надзору за младшими.
Предоставление мониторам права требовать повиновения от остальных воспитанников, наказать ученика низшей и средней школы ударами палкой по спине.
Поддержание престижа должности, предоставление ряда привилегий по сравнению с остальными учениками, главными из которых были рабочая комната, услуги младших учеников – фагов (чистка платья, уборка, прислуживание за столом и т. д. ).
Сесиль Редди, 1889 г.
Абботсхольмская школа, Англия
Д. Бедли, 1883 г.
Бидельсьская школа
Воспитание детей, достойных встать в ряды “правящего класса” не по наследственной принадлежности к нему, а по своим внутренним качествам. Выработка воли, преодоление апатии в делах, умение руководить и подчиняться и т. д.
Организация само управления по типу буржуазного парламента.
Деление детей на 4 категории в соответствии с возрастом и приобретенными в школе добродетелями: малыши, средние, старшие, светила.
Во главе классов стояли капитаны и вице - капитаны, тщательно подбираемые из старших воспитанников.
Директор школы – конституционный монарх.
Создание условий для продвижения воспитанников в социальной и гражданской жизни школы и для преемственности традиций.
Установление более демократичных отношений между детьми и учителями.
Герман Лейц (1868 – 1919),
1898г., сельский воспитательный дом в Ильзенбурге, Германия.
Воспитание “деятельных работников, способных мужественно переносить все невзгоды жизни и наслаждаться всеми высшими чистыми радостями ее”.
Институт префектов – старших учеников, следивших за порядком.
Выборы детского актива для самоуправления в сферах порядка и самообслуживания.
Поддержание порядка учащимися без видимого надзора взрослых.
Густав Винекен, 1906 г.
Школа в Виккерсдорфе, Германия.
Воспитание гражданина.
Школа как “свободная община” объединившая для совместной работы и учащих, и учащихся.
Всеми делами руководит ученическое бюро, его члены избираются из ребят трех старших классов, набравших не менее 1/3 голосов на общем собрании.
Члены бюро отличаются только своими обязанностями. Бюро имеет право собирать общее собрание по необходимости.
Школа может рассчитывать на успех лишь, если учителя и учащиеся будут активно сотрудничать.
Обращение педагогов, администрации к бюро за помощью.
Джон Дьюн, 1855 – 1952, США.
Воспитание гражданина, приучение детей к сотрудничеству и взаимопомощи, сознание взаимной зависимости, развитие способности к публичной деятельности, сотрудничеству.
Организация жизни школы по типу самоуправляющейся общины;
наделение ее граждан-учащихся соответствующими правами и обязанностями, в том числе правом участвовать в составлении законов жизни и выбора должностных лиц, ответственных за соблюдение этих законов.
Каждый год жизни в школе должен расширять возможности для реализации социального инстинкта, усложняя опыт участия детей в самоуправлении от простых сторон к самым сложным.
Вильям Джордж, колония для детей - правонарушителей, 1895 г., США.
Воспитание сознательных граждан.
Первая “школьная республика”, разделение законодательной, исполнительной и судебной власти; создание подобий учреждений республики, вплоть до тюрьмы.
Право “veto” у администрации школы.
Учащиеся поддерживают строй и порядок школы, участвуя в его обсуждении и выбирая в качестве руководителей ответственных лиц из своей среды.
Вильсон Джилл, школа Нью-Йорка, 1897 г., США.
Воспитание инициативного, самостоятельного, но законопослушного гражданина.
Первый “школьный город”, разделенный на избирательные округа – классы.
Законодательная власть: по 2 представителя от округа и учителя.
Исполнительная: мэр, казначей, санитарный инспектор и т. д.
Организация предвыборных компаний; еженедельные совещания должностных лиц с директором; заслушивание отчетов должностных лиц на общем собрании; лишение гражданства (исключение) решением суда как мера наказания.
Осуществляя воспитательный процесс, учителя играют роль советников при должностных лицах.
Совместная работа учителей и учащихся в суде, в законодательном собрании.
Школьная администрация сохраняет за собой право верховной власти.
Таблица 2. История развития детского самоуправления в русской педагогике
Автор, место и время
Цели и задачи воспитания
Управленческие идеи
Педагогические идеи
В. И. Обреимов, Екатеринбургская мужская гимназия, 1871 г.
Привлечь учеников к научным занятиям, развить их потребность к знанию, обратить их внимание на собственные поступки, поселить в них твердость воли, любовь к правде.
Первые классные ученические собрания, содержанием которых было расширение кругозора, обсуждение вопросов о взаимоотношениях учащихся и учителей, оказание помощи в учебе и материальной поддержки нуждающихся.
Опыт классного самоуправления показал его высокую эффективность: не смотря на враждебное отношение, со времени основания гимназии ”ни один класс не достигал еще такого уровня успешности и поведения” (из докладной записки Обреимова министру просвещения).
Я. Карась, Овражское сельское двухклассное училище, 1885 г.
…”развитие чувства законности и сознания своих прав и обязанностей по отношению к ближнему, развитие инициативы, чувства общественности и стремления к знанию”.
Создание ученической организации на базе класса “школьное товарищество”, в которое входили не все ученики.
Выборный представитель класса назывался “очередным”, эта должность занималась по очереди всеми учениками класса сроком на одну неделю.
Товарищеский самосуд.
Поддержание авторитета детской организации за счет принятия решения по проступкам на заседаниях товарищества.
Обсуждение событий, правил взаимодействия на собрании класса как средство нравственного воспитания.
Кадетские корпуса с 1885 г.
Развитие инициативы и самостоятельности, подготовка к выполнению воспитательной функции в армии.
Введение старост в отделения, дежурных по роте, по младшей роте, “старших” в 1ые и 2ые классы из числа лучших кадетов и т. д.
“Старшие” получили опыт воспитательной работы: жили с младшими, помогали им, играли, следили за поведением.
Е. С. Левицкая, Царское село, 1900 г.
Подготовка учащихся к жизни, где они делаются хозяевами и распорядителями большого дома, дела, “службы” умение самостоятельно действовать, быть инициативными людьми, научиться отдавать приказания.
Полное самообслуживание на основе постоянных поручений: заведование учебными пособиями, карманными деньгами, получением и отправкой писем и т. д., и т. п.
Работа всех органов самоуправления должна происходить исключительно самостоятельно, учителя даже не обязаны присутствовать на собрании.
Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Новочеркасск и другие города
1905-1907 гг.,
1-ая русская революция, затем
1914-1917 гг.
1-ая мировая война
Реализация и развитие общественно-политической активности.
Введение самоуправления самими учащимися.
Возникновение общешкольных собраний (сходок), совета старост, совета депутатов, местных комитетов, товарищеского суда.
Расширение обязанностей и прав старост, личность которых объявлялась неприкосновенной, что гарантировалось круговой порукой.
Отчеты о работе ответственных лиц по истечению сроков полномочий.
Связь школьного самоуправления с политикой, с положением своей страны.
К. Спасская
Введение в классах должностей: староста, секретарь, кассир, экономист, садовник, председатель собраний, хозяин и т. д.
Рекомендует простую форму устройства школьных судов, не повторяющих работу уголовного суда и не носящих формализованный характер.
Замена несколько искусственных товарищеских судов на выработку общественного мнения по поводу проступка на общем собрании.
У педагога был лишь один голос на общем собрании и право убеждения на классных собраниях.
Коммерческие училища Санкт-Петербурга
Выборгское, Лесное
Подготовка к жизни, воспитание деятеля.
Появление коллегиальных органов управления в виде комиссий по организации различных событий (вечеринок, прогулок, спортивных соревновании и т. д. )
Создание школьного Совета, состоящего из педагогического совета, врача, представителей родительской и ученической организаций
Предоставление учащимся права избирать своих представителей для обсуждения с преподавателями различных учебных вопросов; учащимся 5-8 классов – созывать по классные и обще ученические собрания.
Возникает научное общество учащихся со своей администрацией и общими собраниями.
Создается школьный кооператив, общество взаимопомощи окончившим училище.
Из доклада преподавателя О. В. Яфа-Синакевич “Самоуправление учащихся является могучим орудием воспитания… если взрослые не предвосхищают неумело инициативу детей”.
Расширение сферы ученического самоуправления.
Обсуждался вопрос об участии представителей 7-8 классов в воспитательном совещании.
Гимназия Майя
Воспитание образованного человека и гражданина.
Общее собрание объединяло все классы, начиная с приготовительного.
Непродолжительный срок полномочий органов самоуправления, должностных лиц – от двух недель до одной четверти с последующим отчетом.
Работа библиотечной комиссии, правлений кружков, различных обществ, редакционных коллегий газет, литературных сборников, журналов и т. д.
Требование полного равенства между взрослыми и детьми (что в дальнейшем мешало предъявлять должную требовательность к детям и было сведено на нет).
С. Т. Шацкий
1878-1934 гг.
Упражнения в самостоятельности, активности, самодеятельности
Высший орган управления – сходка.
Маленькие группы – артели во главе с заведующим. Заведующий готовил себе заместителя, потом уступал ему место.
Работа комиссий и должностных лиц.
Обязанности не дают прав.
Самоуправление должно быть вызвано потребностями жизни, необходимостью для детей организовать- свой коллективный труд.
Педагоги-товарищи детей, полное равенство между взрослыми и детьми. На общих собраниях могут критиковать сотрудников.
Подчинение взрослых всем правилам, которые вырабатывают дети: “Мы можем агитировать, спорить, но показывать полную готовность подчиняться общему решению”
Н. К. Крупская (1869 – 1939 гг. )
Воспитание коллективиста – общественника, стремящегося работать на общую пользу.
Связь детского самоуправления с общественной работой и трудом, с улучшением окружающей жизни.
Руководящая роль комсомольцев в пионерской организации, где вожатый – советчик и помощник, а не распорядитель.
Система самоуправления в самодеятельной пионерской организации.
Самоуправление на основе сознательности детей, как нечто необходимое.
Поставила проблему видимости самостоятельности и реальной самостоятельности.
Критика форм детского самоуправления, копирующих самоуправление взрослых, “все зиждется на выборах, где массы избирателей только голосуют, а участия в государственной работе не принимают”
Формы самоуправления должны соответствовать организаторским функциям.
Эффективность самоуправления в системе воспитательных средств.
Единая трудовая школа
Воспитание человека советского типа
…”самоуправление на началах полного равенства, хоровое начало повсюду, где оно возможно”…
Комиссионная система построения органов самоуправления, ее постепенное преобразование в секционно-звеньевую. Бригадно-маршрутная организация самоуправления.
Возможность использования форм самоуправления во всех разделах школьной жизни.
Недооценка педагогического руководства развитием самоуправления.
Школы-коммуны 20-х годов (Н. Н. Иорданский, В. Лукашевич, М. М. Пистрак, С. М. Ривес, В. Н. Шульгин, Н. М. Шульман)
“Личное и социальное раскрепощение человека”[ стр. 111]
Введение ”художественной символики” (знамя, эмблема, лозунги, девизы, торжества, гимны, песни, праздники), которая должна вырасти в коллективе “самородом”.
Принцип добровольности – самую черную и тяжелую работу выполняют добровольцы.
Организационные формы: “армия”, “легион”, “патруль”, “бригада”, “инициативная группа” и т. д.
Ученические организации росли “с низов, а не с верхов, от дела, от производства, от материального быта, а не по прописному, трафаретному” [ стр. 12].
Обсуждение на общих собраниях и “дурных товарищеских отношений”, и плохого настроения, и пропаж и т. д. Причем выясняются прежде условия их породившие и ищутся способы их устранения. Отсутствие запретных тем, привилегированных лиц, честная и последовательная гласность, искренняя забота об общем деле.
Исследование возможных ошибок, болезней самоуправления:
- разложение признанных активистов (рост самооценки, превосходства),
- чрезмерное увлечение органа самоуправления одним каким-либо видом деятельности в ущерб другой работе;
- перекладывание работы, покрикивание (как правило при сильном составе)
- выполнение всей работы своим составом, без организации других (слабый состав).
Необходимо учитывать, насколько подготовлена почва для самоуправления. Как форма государства должна соответствовать степени “культурного уровня населения”. Демократизация это и способ организации воспитательного процесса, и следствие воспитания, образования и культуры.
А. С. Макаренко
Воспитание для общего счастья и борьбы.
Изменение способа привлечения учащихся к организаторской деятельности с развитием коллектива: от прямого назначения педагогами ответственных – к выборности на демократических началах – к простой очередности.
Временные сводные отряды.
Система чередования заданий отрядам.
Совет командиров.
Соревнование между первичными коллективами.
Привлечение всех членов коллектива к планированию и контролю дел, принятию жизненно-важных для учреждения решений.
Ступени нравственного роста воспитанников (воспитанник, колонист-горьковец, комсомолец).
Решение конкретной творческой задачи доводится до совершенства и закрепляется в традицию.
Полное доверие воспитанникам, выполняющим должностные обязанности.
Конституция страны ФЭД.
Первичный коллектив как основа самоорганизации и самоуправления, инструмент прикосновения к отдельной личности.
Учет эмоционально-личностных отношений.
Педагогика параллельного действия.
Коллектив как средство воспитания личности.
Анализ включенности воспитанников в жизнедеятельность коллектива при помощи категорий: действующий актив, резерв актива, здоровый пассив, загнивающий актив, шпана, болото.
Единство уважения и требовательности.
И. П. Иванов
Заботливое отношение к Родине, обществу, труду, людям, себе, как товарищу других людей
Участие каждого в планировании, подготовке и обсуждении дел, праздников и жизни коллектива в целом.
Совет Дела, творческая и инициативная группы.
Старшие друзья микроколлективов.
Сбор-старт, сбор-планирование, сбор-откровенный разговор, сбор-молния, сбор-огонек, разведка дел и друзей.
Творческая линейка, творческие рапорта, чередование традиционных творческих поручений микро коллективов.
Смотр дружбы. Работа содружеств.
Анкеты желаний, оценки роста.
Организаторская деятельность как организаторская забота.
Разработка теории и методики коллективной организаторской деятельности.
Товарищеские воспитательные отношения, позиция педагога как старшего товарища в общей творческой гражданской работе.
Таблица-характеристика детского коллектива по трём комплексным показателям
Направленности личности
Позиция в деятельности
Интеллектуальное развитие и кругозор
высокое
среднее
низкое
Товарищеская заботливость и дисциплинированность
творческая
активная
пассивная
Товарищеская заботливость и недисциплинированность
творческая
активная
пассивная
Скрытый эгоизм и дисциплинированность
творческая
активная
пассивная
Открытый эгоизм и дисциплинированность
творческая
активная
пассивная
Открытый эгоизм и недисциплинированность
творческая
активная
пассивная
Уровень коллектива
Действия педагога
Актив
Планирование
Организация текущей деятельности
Подведение итогов
Организация коллективной жизнедеятельности
Выдвигает перспективную цель. Направляет усилия на гуманизацию отношений, формирование доброжелательности, взаимопомощи. Замечает всё хорошее, стимулирует похвалой. Основная функция – организаторская.
В актив должны войти не удобные для учителя дети, а уполномоченные коллектива, его передовая часть, которой верят ребята. Подключение тех, кто проявил себя более заинтересованными, инициативными, сведущими.
Предложение дел на выбор. Принятие и развитие любых предложений ребят. Близкие и средние дела предлагают сами ребята.
Создание и сплочение постоянных микрогрупп, объединённых отношениями симпатии. Создание комитетов дел, временных сводных бригад, групп по намеченным делам. Обеспечение успеха, реальная помощь всем организаторам.
Может вести педагог, предлагая простой стандарт анализа: что было хорошо и почему, что было плохо и почему, как сделать лучше. Учим видеть хорошее. Извлечение организаторских уроков.
Развитие творческой индивидуальности в жизнедеятельности коллектива
Подчёркивает способность детей быть самостоятельными. Помогает найти себя более инфантильным и замкнутым ребятам, включая их в деятельность. Побуждает к целеполаганию, к глубокому анализу.
Ребята, отстаивающие нравственно- ценный опыт коллектива («совесть» коллектива), ведут за собой остальных.
Самостоятельно планируют сложную познавательную, политическую и трудовую деятельность.
Многообразие ролей, в том числе, организаторских. Наиболее опытные члены коллектива работают как бы «снизу», помогая менее умелым быть успешными и занять «видное» место в коллективе.
Обсуждаются не только итоги дела, но и мотивы, которые за ними стоят, степень осознанности поведения. Формируется общественное мнение, вырабатываются нормы, в том числе, нравственные.
Идейно-нравственная зрелость коллектива
Создаёт условия для личностной рефлексии ребят и построению их жизненной перспективы.
Духовные лидеры – комиссары.
Коллектив способен к самоопределению, к выработке и средней, и дальней перспективы своей жизни, ценностных ориентаций, идеалов.
Возникает интенсивное ценностное общение. Одновременная работа различных временных и постоянных органов самоуправления, гибкая перестройка для любой задачи, умение каждого работать с каждым.
Формируются идейно-нравственные действенные требования к каждой личности.
Находки интенсивно оформляются в традиции.