JlcuuKa. JKoxuk. Юлия Артамонова (Москва)
JlcuuKa Иногда человеческие судьбы, с которыми я сталкиваюсь, наполняют мое сердце болью: то, что я слышу от клиента, эмоционально настолько трогает, сопереживание так глубоко погружает душу в состояние оцепенения, что требуется время для выхода из некоего ступора. Пусть коллеги бросят в мою сторону камень, обвиняя в отсутствии профессионализма, но каждый раз после встречи с человеческой болью на несколько часов или даже дней мое внутреннее солнце тускнеет. И я чувствую свою беспомощность... На историю мальчика, которого, как мне кажется, ни разу не назвали Павликом, Павлушей, а только (для краткости, снисходительно? ) Пашкой, я отреагировала подобным образом. Трагизм судьбы ребенка, принесенного в жертву матерью, ошеломил меня. Беззащитность, хрупкость жизни, бесправие ребенка... Бездуховность, безответственность матери... Имею ли я право каким-либо образом осуждать эту женщину? Она по-своему несчастна: потеряла любимую дочь и вместе с ней смысл своего существования. Долгих десять лет блуждала в тумане. Родился сын. Перед поступлением в первый класс мать и сына отправили на крнсультацию к психологу. Так мы познакомились. *** Пашка сидел, нахохлившись, на краешке стула. Он изображал озабоченность и заинтересованность происходящим. Его мама сидела от него через один стул. Сиденья стула под грузным маминым телом не было видно. Казалось, что мамино тело стекало вниз, но не падало, потому что существовало шесть подпорок: две мамины ноги и четыре ножки стула. Пашка был аккуратно одет, причесан. Вчера по случаю первого посещения школы он даже постриг ногти. Мама вечером сказала, что они пойдут к психологу и его будут записывать в школу, в первый класс. Пашка сидел и ждал, когда можно будет двигаться. Мама пригрозила, что если он будет себя плохо вести, она его сдаст в интернат. В интернат ему не хотелось: ему казалось, что в интернате — как в детском саду, все ходят строем, никакой свободы. И мамки нет рядом, домой забирают только на выходные, как в круглосуточном садике. А еще у Пашки во втором классе интерната был знакомый пацан, соседский Андрюшка, который рассказывал про интернат всякую всячину. То, что казалось Андрюшке смешным, забавным, даже интересным, вызывало у Пашки эмоции, заставлявшие округляться его глазенки и выдыхать удивленно: «Да ну-у!.. » Однажды Андрюшка взял с Пашки клятву, что тот не проболтается, и рассказал, что пробовал курить. На прогулке воспиталка болтала с завучем, а пацаны из седьмого класса позвали Андрюшку с собой за угол. Он подумал сначала, что будут бить. Но обошлось: ему предложили «потянуть бычок». После первой затяжки (пацаны руководили, как надо задерживать дыхание) Андрюшке стало плохо, пацаны сказали, что это — «глюки».
Дома у Пашки курил, не выпуская папиросы изо рта, отец, и мать все время орала на него, что выгонит из дома. Еще Андрюшка сказал, что в интернате «здоровски», потому что можно потихонечку смыться на время прогулки и погулять по городу: покататься на автобусе, зайти в магазин и посмотреть на народ, или зайти к бабке и попросить денег на мороженое. Некоторые парни из стар- шеклассников наглели до того, что приходили только на ужин. Их ругали, но кормили. А дома Андрюшку кормили иногда только один раз в день, хорошо, если это была булка с молоком. Пашку мама тоже не очень-то баловала, но другой для себя мамы Пашка не мог представить. Пашкина мама, Людмила Николаевна, родила его в сорок восемь лет, чем озадачила всю родню, своего сожителя и, естественно, врачей. Всю жизнь проработала штукатуром-маляром. Работа была грязная, тяжелая и вредная. У нее даже начала развиваться астма. Пришлось уйти с этой работы и искать новую. За десять лет до рождения Пашки у Людмилы Николаевны внезапно умерла ее единственная восемнадцатилетняя дочь Настенька. Умерла она из-за врачебной ошибки: у девушки болел живот, вызвали «скорую», думали, что аппендицит, а потом оказалось, что лопнул яичник. Долгие дни и ночи мать не могла себе найти места: ходила по квартире нечесаная, не замечала голода или сидела на табуретке, раскачиваясь вперед-назад, и монотонно приговаривала: «Настька, Настька, зачем ты это сделала? »
В первые несколько месяцев с работы приходили знакомые женщины, приходила мать Людмилы Николаевны. Женщины варили еду, подметали пол, насильно уговаривали поесть, помыться. Со временем боль притупилась, вино в этом помогало. Теперь Людмила Николаевна не представляла себе ужина без стаканчика портвейна или рюмки водочки. После спиртного спалось хорошо, Настя во сне не приходила и не смотрела молча на мать. Говорят, время лечит. Наверное. Со временем прибился к ней мужичок. Мужиком не назовешь, но и бабой тоже. Лет через пять совместной жизни Людмила Николаевна поняла, что «что-то не так с ней по-женски», и пошла к врачу. Врачиха была молодая, спросила ее о возрасте (будто на карточке не написано) и дала направление на анализы. — Зачем мне анализы? — На аборт, — ответила врачиха. Тут до Людмилы Николаевны дошло, что на сорок восьмом году она оказалась «в положении». Сначала она испугалась. Пришла домой и долго плакала и вздыхала, не говоря сожителю о причине слез. А он и не спрашивал, знал, что она — «того... немного». На второй день, вернувшись с работы, она сообщила о своем новом положении сожителю-супружнику, как она начала его с этого момента называть. Супружник был старше Людмилы Ивановны на семь лет и планировал через шесть лет пойти на пенсию, уехать из города, купить домик с огородом и развести свинок. А тут такой поворот жизни! За плечами у него осталась семья, взрослые дочери, и где-то даже бегал внук Славик. Мальчишка попадался на глаза деду очень редко, а если уж попадался, уводил в сторону глаза и старался быстрее убежать. Славику было восемь лет, и его глазенки, фамильный носик заставляли сердце деда стучать чаще. Валентин Петрович подумал, что если у него родится сын, он будет только его и больше ничей.
— Рожай, мать, выкормим! — решил он. Беременность была трудной, с токсикозом, два раза женщину клали на сохранение — матка была в гипертонусе, врачам пришлось зашить шейку матки, чтобы сохранить ребенка. Мучили отеки, одышка, высокое давление. За беременность Людмила Ивановна прибавила в весе двадцать килограммов, после родов вес еще прибавился. Роды были трудные, с хирургическим вмешательством. Родился мальчик со скромным весом 2 кг и невзрачной внешностью, что нисколько не убавило отцовской гордости Валентина Петровича. Он, наоборот, утверждал, что именно в этом и есть удача: «Зато никто не сглазит, не позавидует». Ребенок был хиленьким, требовал постоянного внимания к себе. Рефлексы его были ослаблены, сосал грудь матери как-то лениво, всего-то один месяц, отвлекаясь на любые внешние раздражители. По ночам он плохо спал, чем особенно досаждал матери. Утром, перед уходом на работу, супружник, стоя у плиты и готовя манную кашу, ворчал на Людмилу Ивановну, что она «сися-стая, да пустая», а вот его бывшая жена выкормила обоих ребятишек сама, да еще и двоих соседских в придачу. Людмила Ивановна слушала, плакала, обижалась... А однажды не вытерпела и... побила Валентина Петровича. Впервые... С этого момента словно что-то сломалось. Ва- лентин Петрович частенько приходил домой «под мухой», ругал сожительницу матом и даже замахивался кулаком. К семи годам Пашка благополучно закончил свое ясельное и детсадовское образование. Перед поступлением в первый класс он умел рисовать крючочки, обозначающие буквы, и «огуречки», похожие на маленьких человечков. Учиться Пашке было интересно только в первую неделю, затем стало скучно. Он не понимал, о чем говорит учительница — старенькая Таисия Степановна. Учительница была полной противоположностью мамки — худой и спокойной. Но все равно у Пашки было предчувствие, что учительница его не то чтобы не любит, но никогда, наверное, и не похвалит. Мамка его била, ругала, обзывала «дураком», «поскребышем», но потом сама ревела в голос, обнимала Пашку и раскачивалась с ним вместе.
В марте первого учебного года Пашку повели в кабинет директора на МПК (медицинскую там какую-то комиссию). Таисия Степановна зачем-то принесла все его тетрадки, даже альбом по рисованию, и какие-то люди внимательно на него смотрели, задавали вопросы и листали его тетрадки. Пашка был рад возможности поговорить. Он рассказал про кошку, которую принес папка, и про мамку, кричавшую, что выгонит папку и Пашку вместе с кошкой. И теперь кошка живет с котятами у него под кроватью. Про папку, который пообещал ему выстругать лодочку, чтобы пускать ее в луже. И про мамку, которая ругает папку за то, что он курит. Он рассказал о фильмах, на которые он ходил на «продленке»... Пиджак на Пашке был чем-то запачкан на груди, наверное, кашей, которую давали на завтрак. Пашка не очень любил манную кашу, особенно если попадались комки. Все комки он спихивал на край тарелки, где к окончанию еды накапливалась небольшая кучка, похожая на вату. Пашке поставили диагноз «социально-педагогическая запущенность» и просили мамку побольше заниматься ребенком... У мамки болели ноги, они отекали и становились похожими на столбы. При ходьбе мамка смешно перевали- валась с боку на бок и не поспевала за бегущим вприпрыжку Пашкой... Незнакомые люди, видя вместе мать и сына, улыбались и, глядя на милое, простенькое детское личико Пашки, добавляли иногда: «Симпатичный внучок у вас»... Осенью Пашку отдали в интернат. Отец махнул рукой, молчал, иногда бурча про себя что-то про живую мать, у которой дитя без глаза. Пашка недоумевал: если отец говорит про него, то почему он его называет безглазым? Когда мальчик учился во втором классе, мать перешла на сидячую работу — кондуктором: у нее сильно болели ноги, она уже не могла работать на рынке продавщицей овощей. От картошки руки у нее все время казались грязными, трескались от холода. А кондуктор всю смену сидит себе на своем месте и катается по городу, народ рассматривает, узнаёт, что в мире делается, какая политика у государства, какие на что цены, где можно продукты подешевле купить. Виделись они редко, только в выходные. Сначала Пашка скучал, но помог Андрюшка — он научил, как можно отпрашиваться с уроков: говорить, что живот болит, а на самом деле бегать за угол школы и курить или какие-нибудь приколы и хохмы делать... Отца похоронили, когда Пашка учился в четвертом классе. Придя домой, мать увидела Валентина Петровича привязанным за шею к батарее на кухне. Она сначала не поняла.
— Ты чё, дуришь, что ли, отец? Чего это за шею себя Опомнившись, она завыла и запричитала: — Валь, а Валь, ты чего это натворил? Чего я сыночку- В седьмом классе Павла поставили на учет в детской комнате милиции за бродяжничество. Мать ругала его, била, называя себя дурой старой, грозилась повеситься, как отец. Было больно, нудно, страшно, что он останется совсем один. На какое-то время Пашка притихал, а потом все начиналось сначала... JKoxuk Образ Толика преследует меня уже несколько дней. Толик пришел ко мне по совету моей студентки Даши. Она позвонила и спросила, могу ли я принять парня и может ли она дать ему мой телефон. Я ответила согласием, и он позвонил буквально через пять минут. Позднее я узнала, что с Дашей у них детская дружба, но он тайно по ней вздыхает и надеется когда-нибудь с ней переспать. А вот последнее у него как раз и не получается. Вернее, получилось только однажды. Это было два года назад, когда ему было восемнадцать. И то только потому, что девушка была очень настойчивой. «Она меня... как бы это сказать-... изнасиловала, что ли... » А последние два года «ну никак не получается», хотя Толик прилагает все усилия: знакомится с девушками, ходит на дискотеки, не жмотится и угощает — если есть кого угощать — коктейлем и пивом. «Вы какое пиво пьете? » — спросил он меня. «Вообще его не пью». В глазах юноши я прочитала удивление и разочарование. Я поняла, что не пить пиво — плохо, если я не пью пиво, значит, мало знаю о жизни. Когда я впервые увидела Толика, я сразу поняла, что это — он, несмотря на то что в аудиторию кто-то постоянно входил и выходил из нее. Мы встретились глазами, и моими первыми словами были: «Вы — Толик? » Почему я его так назвала? Для меня он не был Анатолием и по телефону отрекомендовался как «Дашин друг, имеющий некоторые проблемы и желающий со мной встретиться». Было в нем что-то неуловимо милое, нечто детское и наивное. И еще было нечто такое, что я интуитивно уловила, но не смогла сразу оформить словами... Толик постоял на пороге, покачался на месте вперед-назад, ожидая, пока я закончу дела. Когда мы шли с ним по коридору, я поняла, украдкой разглядывая его, то, что было сначала непонятным: Толик был невысокого роста, около 170 см, но тянулся вверх. Крупная голова с пушком светлых волос и высоким крутым лбом смотрелась на атлетического вида шее достаточно уместно. Если не опускать глаза ниже. Ниже было удивление: неширокие дет- ские плечи юноши не соответствовали представлению о гармонии. Толик уселся и опустил глаза. По телефону он сказал мне, что у него есть некоторые проблемы «с уверенностью в себе». И вот сейчас он сидел передо мной на стуле и приходил в себя. Я нарочно затеяла возню в собственной сумке, время от времени поглядывая на него, ожидая, когда мой посетитель освоится. Наконец он сделал глубокий вдох, словно собираясь нырнуть, выпрямился и начал говорить. Говорил путано, сбивчиво, краснея. Временами надолго останавливался и, отвернувшись в сторону, вслух ругал себя за свою чувствительность. — Как вы думаете, — спрашивал он меня, — это нормально, что в моем возрасте у меня нет постоянной девушки? Знакомлюсь, гуляем. А как до этого дело доходит — все отношения прекращаются. — Как это у тебя происходит? — Ну как? — медленно, подбирая слова, уставившись в некую точку за моей головой, словно пытаясь рассмотреть там свою историю, начал Толик. — Лежим или стоим, целуемся. Она чего-то от меня ждет. А я не могу. — Почему? — Вот я и хочу у вас спросить: почему? — эмоционально-напористо выстрелил словами в мою сторону парень. — А ты сам этого хочешь? — Не знаю... Но ведь положено, чтобы в моем возрасте это было. — А кто этот порядок установил? — Ну как? У всех парней в моей группе есть, а у меня нет. Они начинают про это ржать, а мне и вставить нечего. — Вставить нечего, — повторяю я его последнюю фразу и интонацию. — Ну не совсем, конечно, нечего. А как-то скучно на эту тему говорить. Чувствую себя малолеткой каким-то. — Это как? Что значит «чувствовать себя малолеткой»? — Ну... Я не так выразился. В общем, взрослые, не малолетки, делают серьезные вещи, и в том числе занимаются всерьез сексом. Непридуманные истории — Это как — «всерьез занимаются сексом»? — Ну, я имел в виду регулярно, несколько раз в неделю. — Скажи, — поворачиваю я разговор, — а твои родители любят друг друга? — Да, конечно! Это же видно! А при чем тут родители? Я про себя пришел решать... Да, они любят друг друга, у них теплые отношения, у нас дома вообще тепло и уютно, всегда домой спешу. — Как ты думаешь, у родителей есть интимная, сексуальная жизнь? Им сколько лет? — Вообще-то они не старые: маме 42 и папе 45. Наверное, есть у них все. Почему бы и нет? — А как ты думаешь: без любви возможен секс? — Возможен, наверное. Только это неинтересно. — А ты сейчас любишь кого-нибудь? — Нет, наверное, — пожимает Толик плечами. — Вы что, — с прежним натиском обрушивается он на меня, — хотите сказать, что у меня не получается потому, что я не люблю? Толик долго молчит. И я молчу. Мы молчим минут пять. На его лице я различаю разочарование, удивление, досаду. Он бледнеет, потом краснеет. — И это все? А почему? — Потому что ты — это ты, Толик. Юлия Артамонова (Москва) Я — счастливый человек. Для меня счастье — делать то, что нравится, и еще получать за это деньги. Счастье — узнавать и переживать каждый день что-то новое, открывать свое Я для себя и других. Даже не представляю, как бы сложилась моя жизнь, если бы тогда в 1998 году я не увидела объявление, предлагающее обучение психотерапии, и не позвонила по тому телефону. Когда мне назвали сумму — стоимость обучения, мое сердце ненадолго остановилось. У меня не было таких денег. Если честно, то у меня тогда почти совсем не было денег. И уж тем более на то, чтобы учиться психотерапии. Но я пошла, интуитивно чувствуя — это то, что мне нужно. Группа была большой, человек двадцать. Потом многие ушли, поняв, что это не для них. Курс мы заканчивали в половинном составе. Я сидела и прятала под стул свои страшные на вид единственные зимние сапоги. Ведущая группы — та, что стала для меня первым Терапевтом и Учителем, безумно красивая женщина, необычайно творческий человек, Анна Ващенко — начала объяснять что-то из теории гештальт-терапии. Я не поняла практически ничего. Потом все делали какие-то упражнения — я чувствовала себя полной дурой. Но я не ушла, я осталась, черт его знает почему. Я смотрела на Анну и думала, что, наверное, все терапевты такие — необыкновенные и загадочные. И мне очень хотелось стать необыкновенной и загадочной. Не знаю, смогу ли я подобрать слова, чтобы выразить мою благодарность и уважение к этой женщине. Когда я видела ее работу, мне казалось, что это волшебство. Но представить себе, что у меня может когда-нибудь получиться хоть что-то отдаленно похожее, я не могла. Это не 4* мешало мне ужасно гордиться собой: я учусь на психотерапевта, круто, правда? Потом были еще годы учебы. Я поняла, что идеализировала и терапию, и терапевтов. Я узнала, что психотерапия — это не всегда таинство, а часто рутина, исследование, технологии. Я узнала, что это значит, когда говорят, что отношения клиента и терапевта — это экзистенциальная встреча, то есть та, которая меняет жизнь. Для меня это было именно так: моя жизнь начала меняться к лучшему. Не устаю удивляться и радоваться переменам в моих отношениях с людьми — родственниками, друзьями, коллегами. Я осознала, что профессии терапевта нельзя научиться, ею можно только жить. Ведь я не могу дать клиенту того, что не прошло через мою душу, чем не наполнено мое сердце, на что не откликается мое существо. И поэтому невозможно научить и научиться жить, можно только начать вживаться в Другого человека по-настоящему. Глядя ему в глаза, откликаясь на его боль и радость, пропускать его чувства через себя и находить в нем ту же универсальную энергию жизни, которой питаешься сам. Сейчас я работаю психотерапевтом, веду группы, и хотя это не приносит мне большого дохода, я не жалею о своем выборе. Я живу теперь в мире новых возможностей. Живу с благодарностью к тем людям, которые открыли для меня магический мир психотерапии, и с верой в свои силы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|