Путь хрупкого воина, не знавшего любви
Учитель Я встретилась с ней в моей обучающей группе по детской психотерапии. Народу было много — учителя одной частной школы, психологи, просто молодые родите- Непридуманные истории ли, желающие больше узнать о собственных детях Я отметила ее сразу: напряженное лицо, доброжелательный взгляд, худенькая. очень подвижная фигурка, спортивная одежда, неопределенный возраст от 40 до 60. Не знаю почему, но эта встреча до сих пор не выходит у меня из головы Сначала она молчала, возникало такое впечатление, что если бы я не обращалась к ней персонально, то она так ничего бы и не сказала за все три дня нашей программы. Когда она говорила — всегда заметно волновалась, хотя я знала, что это не первый ее психологический тренинг. На второй день народу поубавилось. В группе возникла атмосфера безопасности для более глубокой работы, и у меня появилась возможность узнать о ней побольше: безрадостное детство, очень строгий отец. Плохая отметка. полученная в школе, грозила обернуться настоящей пыткой. Самое страшное было не справиться, быть неумной, некомпетентной, не быть отличницей. Что будет, если этого не случится, — она не рассказывает, просто начинает плакать, изумляясь собственным слезам. Она не привыкла плакать, точнее, наверное, просто отучилась. И хотя в тот день мы слышим много грустных и даже шокирующих детских историй, именно ее история чем-то поражает почти всех, по крайней мере тех, кто хорошо знает эту женщину: знакомую и привычную сотрудницу, учительницу английского. Некоторые участники группы тоже начинают плакать и признаваться ей в любви, рассказывать о том, как ее любят дети в школе и уважают взрослые. И, как мне кажется, совсем не потому, что хотят под-
держать: просто появляется возможность сказать ей все это. — Как влияет пережитое в детстве на твое отношение к детям сейчас? — спрашиваю я, когда слезы утихают. — Я очень боюсь, что мои ученики окажутся незнающими, и потому я очень стараюсь преподать им свой предмет как можно интереснее. Они должны знать как можно больше. — Тебе кажется, если они не будут знать предмет, получат плохие отметки, то их родители обойдутся с ними так же, как обходился с тобой твой отец? Вместо ответа — кивок и опять слезы. Пережив такое в детстве и любя детей по-настоящему, она очень боится подвергать их очевидной опасности. И потому в этой школе, у этого учителя английский знают все, даже те, кому он не очень интересен. — У тебя получится! — говорит она каждому учени Одна мысль о потере их веры в себя, похоже, вызывала в ней почти панику. И дети начинали верить, потому что не поверить ей было довольно трудно. В ней была такая любовь и убежденность. На третий день мы делаем упражнение на осознава-ние своего места в собственной жизни. И когда очередь доходит до ее рисунка, мне опять ужасно хочется плакать, потому что, как выясняется из ее рассказа, в ее жизни ей самой совсем нет места, она живет и «светит» для других. Только они, другие, имеют значение, только их желания и чувства важны. «Они», «их», «им». Мне становится так больно внутри, главным образом оттого, что такой удивительный человек, как она, буквально исчезает, растворяется в чьей-то жизни. Я не просто говорю ей об этой боли, я крепко беру ее за хрупкие плечи и почти трясу. — Послушай меня! Сколько тебе лет? И сколько ты
5* — Мне несколько лет до пенсии, — отшучивается она, смущаясь и слегка отворачиваясь. — Послушай меня... Я хочу, чтобы ты жила долго. Такие, как ты, должны жить долго! И поэтому я прошу тебя, я требую: вспомни о себе, позаботься о себе, сделай для самой себя хоть что-нибудь! Иначе ты пропадешь, высохнешь, исчезнешь. Слышишь?! Не знаю, что на меня нашло. Очень хотелось, чтобы она услышала меня и позволила войти в свою жизнь своему праву «на очень личную жизнь». Ведь у нас с ней так мало времени пообщаться. Вечером закончится семинар, я сяду в поезд и уеду. Кто еще ей напомнит о себе самой?! Я как будто хотела вбить в нее эту мысль. Так не хотелось, чтобы такие, как она, уходили раньше времени от усталости и «выпитости до дна». Она — совершенно уникальный человек, хотя я все равно до сих пор очень мало знаю о ней, но даже то, что знаю, убеждает меня — уникальный. И она редкий педагог, которого с большой уверенностью можно назвать Учителем. Только такой человек, который открывает в детях все лучшее, что есть в них, кто прививает им интерес и любовь к тому, что они узнают, кто считает их талантливыми, живыми, ценными, и есть настоящий Учитель. Как она. И самое удивительное: если когда-нибудь она будет менее «отдающей», более «эгоистичной», то дети, которых она учит не только английскому, но и жизни, лишь выиграют от этой перемены, станут гораздо счастливее и мудрее, обучаясь у такого счастливого учителя и человека. Уже перед отъездом я жалуюсь на то, что никогда не знала математики и не любила ее, о чем так жалею. — Переезжай сюда, я тебя научу. Я же еще и препода В тот момент я особенно завидую им, детям, что учатся у нее! И я уверена: с ней я непременно полюбила бы даже математику... Знаете, мне очень захотелось переехать. .. Путь хрупкого воина, не знавшего любви Почти каждую историю о психотерапевтической жизни с моими клиентами хочется начать с фразы «Это была удивительная встреча». Приходится отдавать дань литературе и не повторяться. Но тем не менее... Это была удивительная встреча.
Она позвонила накануне и просила о консультации в неудобное для меня время. Что-то было в ее голосе, и я не смогла отказаться. Невозможно отказать тем, кто очень хочет. Она хотела, и мы встретились. Я «влюбилась» в нее с первого взгляда. Тоненькая с потрясающей глубины глазами, красивая, умная, интересная — она почти сразу начала плакать. Трогательно красный нос, грусть и беспомощность из-за того, что отношения, которые ей так дороги, разваливаются. Не прекращая плакать, она рассказывает об этом своем первом опыте длительных отношений, которые теперь рушатся, как карточный домик — рассыпаются прямо под руками, их создающими. Я еще ничего не знаю о ней, только то, что ей грустно, плохо, больно. Она не может жить без него, да и с ним не может тоже. Он на самом деле хороший, а к его недостаткам можно привыкнуть и не быть такой привередливой. Я сочувствую ее боли, мне грустно, что она держится за отношения, которые вот уже несколько месяцев не дают ей ничего, кроме зависимости и страданий. Но я еще не знаю ничего о том, как она живет, как устроен ее мир, каким он видится ее глазами. Все это мне еще предстоит узнать. Я в предвкушении. То, что я узнаю встреча за встречей, рождает во мне множество разных чувств: туманы грусти, шквалы боли, порывистые ветры возмущения, душный штиль безысходности. Они настигают меня не только во время процесса психотерапии, но и заставляют вспоминать о ней, Думать, переживать в перерывах между нашими встречами. В ней я то узнаю себя, то вижу женщину, чей мир отличается от моего настолько, что у меня захватывает дух. Ее детство Я— маленькая девочка. Быть ею непросто. В моем мире уже давно нет отца. Родители в разводе, и я не помню его. Только отдельные сценки. Вот одна из них: А. Б. (это мама) приводит меня к папе, чтобы он дал денег мне на велосипед. Родители мило общаются, отец дает деньги... Но велосипед мне покупает бабушка много-много лет спустя. А потом А. Б. заставляет бабушку продать его... И с тех пор велосипеда нет. А мама была. Иногда хочется, чтобы ее вообще не было. Хотя тогда, в детстве, я понимаю: хорошо, что все же была. Однажды она забывает забрать меня на Новый год с пятидневки. Мне всего пять лет, а я справляю Новый год со своей воспитательницей, как будто у меня нет мамы. Но она у меня есть. Просто не пришла за мной...
А. Б. пытается устроить свою жизнь, временами упо-енно играет в «хорошую мамочку», а меня заставляет играть в «хорошую девочку». Я должна говорить «спасибо» на нескольких языках, которых не знаю, танцевать, читать стихи. А главное, на вопрос матери, сидящей в кругу своих подруг и дымящей мне прямо в лицо: «Людочка, твоя мама курит? », я должна убежденно врать под их ехидными взглядами: «Нет. Моя мама не курит». Я ненавидела ее вранье, ненавидела всю эту показуху. Но я врала: мне было совсем мало лет, и я всегда знала, что могу получить от нее затрещину, если не буду играть по ее правилам. В моем мире появляются отчим и сводная сестра. Я радуюсь. Наконец-то у меня есть настоящая семья. Это родные люди, и я буду их любить. Все свое время А. Б. тратит на то, чтобы завоевать хорошее расположение своей новой дочери. А меня отправляют в лагеря, мое место всегда в другой комнате. Но несмотря на это, у меня теперь дом и вполне настоящая семья. Когда я становлюсь подростком, А. Б. вдруг уходит. Она собирает вещи, упаковывает люстру и ковры, пряча глаза, лопочет: «Так надо. Когда ты вырастешь — ты все поймешь. Так надо». И уходит. Оставляя меня этим людям. То, что они не родные мне, я уже хорошо понимаю. Я люблю их. Как могу, конечно. Но то, что начинается после ее ухода... Они выселяют меня в гостиную, где отчим допоздна смотрит телевизор... А я— в десятом классе и сплю всего несколько часов в сутки. Отчим пьет, угрожает мне пистолетом, пытается избивать. Я терплю... Сражаюсь, но терплю. Ужас в том, что он мне дорог. Почему не ухожу? Я не знаю куда. Я не знаю, что надо делать, когда тебе пятнадцать, когда собственная мать ушла от тебя, а отчим постоянно угрожает... Долго все это выдерживать, находясь в здравом уме, довольно трудно, и я ухожу к друзьям. Живу в разных местах. Вот такое детство... Есть что вспомнить. Я слушаю все это. Плачу вместе с ней, переживаю, злюсь На ее мать. Но сама Люда никогда не произносит этого слова — «мама». Она называет ее по имени и отчеству. Всегда. Ни разу не сбилась. Злится на нее много, но, сколько бы ни злилась, ни простить, ни забыть всего этого не может. Я очень хорошо это понимаю. Ее девиз — «все должно быть под контролем», ее страх — «оказаться зависимой от того, кто потом непременно бросит», ее жизнь — «отсутствие желаний», ее скука — «все предсказуемы», ее мечта — «иметь близкого человека, который будет всегда любить и никогда не предаст».
Ее способ жить Пока мы разбираемся с прошлым, меняется настоящее — она находит в себе силы прервать отношения, которые были ей так дороги, но обходились еще дороже: болью, страданием, невозможностью жить. Она рыдает в тот день совершенно безутешно. Мы сидим на ковре, и я глажу ее по плечам и хочу стать для нее всем — мамой, которой не было, любимым, с которым распрощалась, близким другом, который не оставит и не предаст. Но не могу, и это ужасно. Могу быть только собой и тем человеком, который рядом. Пару следующих встреч она «летает», глаза светятся, ощущение свободы будто подбрасывает ее вверх, так что мне иногда кажется: она вот-вот начнет парить под потолком, как девушки на картинах Шагала. Но смутные догадки мешают мне радоваться вместе с ней. Может, потому, что я знаю — это не конец, это всего лишь начало. И правда. Она не привыкла жить одна. Ей плохо: не хватает заботы и ласки, теплоты рук, надежности плеч. Она не в силах перенести образовавшегося вакуума и. устроившись на работу, полностью уходит в нее, продолжая интенсивно работать даже во время сессии. Несколько встреч подряд ко мне приходит не она, а ее фантом: уставший, опустошенный, бесчувственный. Я люблю и это ее подобие, но очень скучаю по ней самой: то чрезвычайно активной, то бурлящей, то безутешно горю- юшей. Фантом не плачет, даже когда умирает любимая кошка. Такое «спокойствие» выглядит жутковато, и я начинаю серьезно беспокоиться за нее. «Тебя нет... — говорю я ей. — Ты исчезаешь... Ты прячешься за работой. Ты ли это?.. Того ли тебе надо?.. » Но мне не удается пробиться к ней. Я понимаю: после поры сильных чувств ей требуется «передышка», я готова ждать. Я верю, что она «вернется». Возникшие разговоры о смерти — сигнал о готовности снова встречаться с сильными чувствами. Она «возвращается» слезами и осознаванием бегства от себя самой. «Я живу не так, как хочу! » — эта очевидность догоняет ее снова и снова. «А как хочешь? » — неизвестно. Желания возникают, но у меня нет никакой уверенности, что все это правда. Она ведь так привыкла играть. Играет иногда упоенно, часто красиво, и я любуюсь всем этим с печалью, стоящей за моими плечами. Я часто спрашиваю: «Правда ли, что ты хочешь именно этого? » «Правда», — отвечает она уверенно, и я не знаю, верить или нет. Опираясь спиной о мою печаль, чаще не верю. Из ее записей в то время: Чувствую себя разбитой, разобранной, растасканной на кусочки. Сегодня была у Ирины. Сказала ей, что ощущаю себя никому не нужной, что меня никто не любит, потому что меня невозможно любить. И я никого не полюблю. Не умею. Когда я только пришла на терапию, я четко ощущала свой внутренний стержень, хоть какую-то внутреннюю силу. К концу нашего сегодняшнего сеанса было такое осознание: стержня нет. Я превратилось в сникшее нечто. Я не знаю, чего я хочу. Все цели, вся жизнь, все, что происходит со мной, — все не мое. Ирина сказала: в том стержне много чего-то, что не мое, навязанное извне. И сейчас мы все, что не мое, должны вытащить, рассмотреть и оставить принадлежащее именно мне. И тогда будет новый стержень, гораздо крепче прежнего. Кажется, нужно закрыть глаза, сделать вдох и шагнуть вперед: к тому, что я хочу, к тому, как я этого хочу, с кем, когда, где... Мужчина, однажды подвозивший меня до Текстильщиков, сказал фразу, которая мне очень запомнилась: «Да просто вы не хотите быть счастливой! » Я действительно не могу быть сейчас счастливой. Слишком грязно внутри, много страхов, комплексов, сомнений, белых пятен и черных дыр. Но я буду счастливой. Просто в этот раз надо довести дело до конца. Не отворачиваться от своих чувств, а дать себе возможность пережить и боль, и радость. И только тогда я наверстаю украденные у меня 27 лет жизни. И стану, как мечтала: сильной, цельной и храброй. Имея острый ум и способность нестандартно смотреть на вещи, она постоянно как будто «слышит голоса», нашептывающие: «Тебе уже столько лет, а семьи нет, ребенка нет, мужа нет, образования нет». Они подстегивают ее к каким-то лихорадочным действиям, которым она отдается со всей страстью и энергией своей натуры, но вся эта суета не приносит ей ни удовлетворения, ни спокойствия, ни радости. «У меня же ничего нет», — в который раз заключает она со слезами. — Но кто сказал, что должно стоять в этом списке? И кто решает, что именно тебе нужно иметь? И кто даст гарантию счастья владельцу всего вышеперечисленного? — Я знаю все это. Но мне так трудно не зависеть от этих голосов. Я как будто должна идти против целой толпы. А это невероятно трудно. Вот если б мне довелось испытать обряд индейцев. Знаете? На дороге, по которой должно пронестись дикое лошадиное стадо, садится индеец прямо лицом к надвигающейся опасности, он должен остаться на месте, пока все стадо не минует его, должен не поддаться искушению убежать, может быть, даже ценой своей жизни. Я смотрю на нее и испытываю колоссальную нежность к этому хрупкому воину. Воину с красным кончиком носа и заплаканными глазами, который так мужественно сражается со своим прошлым, который, несмотря ни на что, хочет победить в битве под названием «счастливая жизнь». Я так люблю ее, и мне грустно и радостно от того, что пока ее путь — сражение. Ее взгляд Мы продолжаем встречаться. Я по-прежнему любуюсь тем, что открывается в ней. Вот если бы и она смогла это увидеть! Как-то раз я предоставляю ей эту возможность. В тот день ей было особенно грустно и тревожно. Я предлагаю посмотреть на себя со стороны и рассказать об этой самой девушке. — Да она такая талантливая! У нее по жизни все совсем неплохо! А главное — у нее все получится, она же может почти все! — говорит она с удивлением и невесть откуда взявшейся энергией. — Почему ты так уверена? — спрашиваю с большим интересом. — Потому что она — умная, красивая, упорная и постоянно двигается вперед. — Она радостно смеется, закрывая лицо бледными руками. Очень печально, что усвоенное с детства, вдолбленное мамой (хотевшей наверняка «как лучше») представление о собственной убогости все время мешало ей видеть эту картинку, на которой — удивительная, красивая, необыкновенная молодая женщина, которая может почти все. Ее жизнь после окончания детства — «депрессия сроком в десять лет». Что делала она в эти десять лет — не рассказывает. Но страх остановиться все время толкает ее к действию. И теперь у нее: работа, учеба на вечернем отделении университета, водительские курсы, английский. Сейчас — после десяти лет бездействия — она хочет всего и сразу. Вот только где она берет силы? И чего так боится, загружая свой день настолько, что к вечеру даже не находит сил поесть? От чего снова бежит? — Если я остановлюсь, я снова впаду в депрессию. — Как называются твои дырки? — Родители, отчим, бабуля, кошка, мое детство... — Ты знаешь, это очень грустная правда, которую невозможно не принять, — у тебя действительно были именно такие родители и именно такое детство, и это совершенно невозможно изменить. Придется смотреть на эти дырки без всяких заплат и штопать их изнутри. Когда я прошу ее посмотреть внутрь, она пугается, говорит, что не хочет смотреть туда: слишком страшно. Она знает: это нужно, — но ей страшно. И боится она неизвестно чего. Но изменения все же происходят, потому что Люда начинает вести дневник и показывает его мне. Это, как ни крути, все же способ уделить себе время, заглянуть внутрь. Ее дневник Так странно... Впервые за многие годы мне захотелось что-то написать. Последние два месяца не выходит из головы мысль: мне действительно нужно побыть одной, подумать, осознать многие вещи. Страх. Давно услышала фразу: «Человек не знает то, чего не хочет знать». Чего же я так боюсь? Почему так упорно не хочу останавливаться «на перекрестках», не замечаю смену цветов светофора? Пру как танк, думая, что у меня на все хватит сил и времени. А когда осознаю, что сил осталось совсем критическое «чуть-чуть», трачу их все равно не на то. Внутри происходит маленький взрыв: смесь злости и истеричного упрямства, разбавленные большой порцией отчаяния. И пру дальше, каждый раз говоря себе: «Нет, все в полном порядке, не расслабляйся, слабач-ка, нюня. Людям бывает еще тяжелей, но они добиваются своего все равно. Надо двигаться дальше. Не останавливайся! » А потом с удивлением обнаруживаю: многие люди, на которых я равняюсь с таким упорством, тоже несчастны. И возникает вопрос: «Действительно ли я буду счастлива, если у меня появится все то, чего я так хочу? » За последние месяцы, в том числе и благодаря психотерапии, все четче проявляется ответ «нет»... Моя жизнь уходит день за днем. И ее не вернуть. У меня никогда не будет мамы, папы, крепкой семьи и дома, где тебя всегда ждут, где тебе рады, где тебя точно любят без всяких условностей... Сколько еще пунктов добавится в список, пока я не начну жить?.. Я уже вижу не просто шарик с темной оболочкой, весь в больших дырах, из которых вытекает жаркий белый свет. Я уже вижу себя внутри этого шара. Я очень маленькая и озираюсь по сторонам в панике. Мелькает мысль, что дырок-то нет. Просто я боюсь, и они мне кажутся. На самом деле есть только одна, из которой выходит жизнь. И именно ее так трудно, но так нужно распознать среди других, ложных дырок и заштопать... Как-то посмотрела фильм «Игры в модерн». Образ главной героини не выходит у меня из головы. Она — очень знаменитая актриса, в которую влюблен мальчишка-кадет. Она играет им, изменяет, делает больно. Их отношения больше похожи на спектакль. Она играет роль и так вживается в нее, что теряет связь с реальностью. Когда она осознает это, она просит кадета убить ее. На свидании, в тишине, в нежности, она вкладывает ему в руку пистолет. Он понимает ее без слов и нажимает на курок. Тогда у меня впервые отчетливо появляется ощущение: «Заигралась! »... Ненавижу осень. Серая, промозглая, наглая. Она — не весна и не лето, и даже не зима. Она приходит сразу, не оставляя надежды на тепло и солнце. Просто раздевает догола все вокруг, снимает с тебя в том числе и розовые очки и оставляет один на один с реальностью, с правдой. Только сейчас, похоже, впервые за долгие месяцы психотерапии начали происходить какие-то изменения. Временами кажется — наши встречи приносят ощутимые перемены, а иногда чувствуешь — время проходит впустую. После одной из таких «ощутимых» встреч мне снится сон. Мне приносят тарелку с едой. Тарелка белая, а все вокруг мрачное и темное. А еда на этой большой белой тарелке совершенно серая. Я ковыряю ее вилкой, пытаясь по форме определить содержимое. Больше ничего не помню. Еще была мысль: «На всю еду, что мне предлагает жизнь, я отказываюсь реагировать эмоционально». Сей- час вспоминаю: это было мясо. Но ведь мясо должно быть красного цвета! И еще один сон. Бабулина квартира, на улице ночь. В квартире темно, она загажена, запущена и выглядит точно такой, какой я ее помню, когда мы ездили туда после смерти бабули. Кажется, я отвоевала эту квартиру у кого-то, потому что нам негде было жить. Я кладу бабулю на больничную койку с пружинками почему-то поперек и говорю ей: «Отдохни теперь», — и накрываю ее одеялом. Она мне кажется такой маленькой, и я понимаю: она умерла, как будто ждала именно этого момента. Боже, как хочется плакать... О смерти. Во время одной из наших встреч вы как-то упомянули о страхе смерти и о том, как люди стремятся защитить себя от необходимости думать об этом. Мне часто кажется: я не боюсь смерти. Иногда всплывает мысль: «Я не хочу стареть! », и я начинаю переживать, что уже не так молода. Потом мне кажется: смерти нельзя не бояться, и я, возможно, так сильно ее боюсь, что загнала этот страх так далеко, чтобы не осознавать его масштаба. И может, поэтому мне иногда так хочется рисковать, проверять себя на прочность, бросать смерти вызов. С той самой беседы меня не покидает мысль: пора все это обсудить. Первое, что приходит на ум — вид разрытой могилы, похороны. Я стою в первых рядах. Сразу за мной, положи мне руки на плечи, стоит бабуля. В яму начинают опускать гроб. Он уже коснулся дна могилы, и я понимаю: это все. С криками «Дядя Боря! » я кидаюсь к яме. Бабуля меня удерживает. Честно говоря, даже не знаю, был ли это сои или все это было взаправду. Был какой-то дядя Боря, я его очень любила, и меня взяли на его похороны, и я чуть не упала в яму. Так странно. У меня нет ясного ощущения потери человека. Я отказываюсь понимать, что я уже не смогу ощутить ушедшего человека, поговорить с ним, увидеть его. Людей и животных, которых я теряла, я представляла живыми, просто думала: они далеко, и мы не можем общаться. А людей, которых не люблю (родителей, например, или врагов), я пытаюсь «умертвить», представляя их погибающими в катастрофах, умирающих от болезней. Вы говорите: -«отпереживать, отплакать». Мне кажется, это невозможно. Надо заканчивать, но ставить точку я, видимо, не умею. Может быть, далее точно, все связано с тем, что когда-то я не допережила это. Может, поэтому я многое не довожу до конца. Как будто внутри есть что-то. Я знаю, я чувствую, это есть, но отказываюсь, не хочу даже смотреть туда. Просто хочется плакать. Надо с этим кончать/..
Мне так понравилось писать! И еще хочется рисовать. Мне вообще просто «хочется» чуть ли не все и сразу! Такое чувство, что после наших встреч и моих записей внутри меня освобождается много места, и совсем не хочется спать, а хочется учиться. Ее мечты В одну из наших встреч мы в который раз заводим разговор о том, чего же ей хочется в жизни больше всего. С этим у нее трудности. Не в том, конечно, чтобы приду-мать. А в том, чтобы понять, то ли это на самом деле. — Хочется денег, — говорит она мне часто, хотя зачем они ей, не совсем понятно. — Хорошо, представь: у тебя есть миллион долларов. Какова тогда будет твоя жизнь, расскажи, — прошу я. Она заметно оживляется, начинает улыбаться. Все ее лицо и тело оживают, окрашиваются каким-то внутренним светом. — Я купила бы старую усадьбу, отреставрировала ее. — Из чего состоит твой день? Кто живет с тобой в этой усадьбе? — Никого. Слуги. Ну, может быть, подруга, иногда. Мой день начинается утром. Я езжу верхом, возвращаюсь и еду на работу, потом на учебу. А вечером читаю книги, у меня хорошая библиотека, хожу на выставки, в театр... — Кем ты работаешь? И зачем тебе работать? — Ну, я работаю там же, где сейчас, секретарем. Мне нравится работать. — Знаешь, получается, если у тебя будет миллион, твоя жизнь фактически не сильно изменится. Ты будешь делать то же, что и сейчас, только жить будешь в других условиях. И тогда может оказаться: ты снова не будешь счастлива. Может, дело не в деньгах или по крайней мере не только в них? — А в чем тогда? — В глазах растерянность и удивление. — Когда ты рассказывала про свою мечту, про усадьбу, у меня прямо всплыла картинка перед глазами, картинка о тебе из XIX века: усадьба, лошади, библиотека... Такое впечатление, что в тебе есть дворянские корни. — Как будто бы нет. По маминой линии мы из раскулаченных^ по папиной— я плохо знаю. — Знаешь, я вспоминаю проблемы дворянства — Ну конечно, это очень похоже на то, что я чувствую! Было удивительно, как все «звучало» в ней, когда мы говорили про это, как преображалась она, «расцветая» изнутри. — Когда я училась в школе, в материальном плане у меня престижном магазине. Но я прекрасно помню, как к 12 годам, имея все это, я уже не умела желать, ничего не хотела, меня ничего не могло порадовать. Вот и сейчас ей кажется: вернув себе утраченный когда-то финансовый рай, она вновь обретет стабильность и счастье. И сама уже понимает: не обретет, для счастья нужно что-то еще, кроме финансовой стабильности. А что — не знает пока. И я не знаю. Придется искать. Вместе. В ее дневниковых записях, которые она приносит снова, есть намек на ответы. Меня очень давно интересует вопрос о возможности человека прощать. Этот вопрос возникал и когда я читала «Гнев ангелов» Шелдона, и в «Онегине» (простила ли его Татьяна? ). Мне было интересно, почему княжна Мэри прощает Печорину его равнодушие и жестокость. Нигде нет определения прощению. Кто скажет, что ты чувствуешь, когда прощаешь? Простить — это зна- чит забыть? И почему люди прощают? Недостаточ- но сильны, чтобы не прощать? Почему люди не проща- ют? Слабы, черствы, равнодушны, зависимы от чего-то извне? Понимаю, на данный момент есть три вещи, в кото- рых я ничего не смыслю: вера, прощение, любовь. А это, на- верное, самые простые вещи. И понимание их на самом виду. Быть может, я знаю, что это такое, но не знаю, что мне известно об этом. Вот так чушь! Ее одиночество Осень. Запах осенних листьев рождает во мне смутное ожидание. Осенний вечер. Дома тихо. Тепло и уютно в чьих-то руках. Возникает ощущение: я в чем-то большом, что окружает меня и наполняет все вокруг. Это что-то исходит от Него, человека, который меня обнимает. Я, наверное, буду безумно счастлива, когда наконец пойму, что же за чувство я испытываю каждый раз, когда ощу- щаю запах опавших сырых листьев в холодном воздухе. Что ' Непридуманные истории же произошло в это чертово время года, отчего я так не люблю эту осень? В детстве, когда случалась пасмурная погода и приходилось сидеть дома одной, я любила достать свои два чемодана с лоскутками, игрушечной самодельной мебелью и посудой, разложить все это на трюмо в бабушкиной прихожей и играть в куклы целыми часами. Шить им одежду, наряжать их, красить, собирать на бал, похищать, спасать... Так было хорошо. Я так хочу все вернуть. Но чемоданы А. Б. раздала без спроса. Бабушка умерла. Квартиры нет, мебели тоже. Мне скоро 28 лет, и мне плохо, очень плохо. Хочу обратно, когда мне всего пять, бабуля рядом.. Не хочу взрослеть, не хочу этой грязи, не хочу понимания, осознания. Не хочу! Не хочу взрослеть, что бы хорошего в этом ни было. Хочу домой, плакать. Ненавижу осень! Я так устала одна. Осенью я всегда одна. Внутри мерзко, холодно, гадко, пусто. Мне удивительно, когда она говорит про одиночество, и я начинаю думать, в чем же дело. Прислушиваясь к себе, понимаю: она не производит впечатление человека одинокого, в ней так много живого, что рвется наружу, столько здорового любопытства, желания все узнать, все попробовать, быть замеченной, успешной, лучшей. Выбравшие одиночество как свой удел — не такие. Я точно это знаю и потому верю: одиночество ее временно Я часто ей говорю об этом. Она улыбается, как ребенок, которому рассказывают волшебную сказку, — верит и не верит одновременно. И я хорошо понимаю ту ее часть, которая сомневается. Мне удивительно, что она смогла вырасти такой интересной и по-своему успешной, не имея в детстве такого важного ресурса, как родительская любовь. Мне жаль. что все, что касается любви, ей теперь так не понятно Ведь это именно то, чего она желает всем сердцем и от чего бежит так быстро и испуганно. Боится довериться снова, боится потерять. Неудивительно — в ее жизни предательства, лжи, фальши, потерь было намного больше, чем может вынести ребенок. Которому, чтобы выжить-пришлось просто перестать верить в любовь. Ее способ двигаться I В один из дней она приходит ко мне уставшей и гру-стной. Начинает плакать сразу же, но не навзрыд, не отча-янно, как когда-то, а тихо свернувшись в углу. Утирая ред-кие слезы, изредка поглядывает на меня из своего угла. Сейчас она больше похожа на маленького потерянного щенка, чем на взрослую женщину. — Мне не о чем сегодня говорить. Я устала... Я так устала... Так хочется пожалеть себя. Не могу больше работать на этой работе. Поставила себе срок, дольше которого не задержусь на ней ни дня, если мне не предложат другое место. Я понимаю ее: вообще давно пора устать от такой жизни. Мне так хочется, чтобы она поняла это, и я предлагаю ей порисовать. Она пугается, застывает над листом. — Начинай. Нарисуй то, что сейчас происходит с тобой. — Я не могу. Я должна обдумать, у меня должна быть картинка, образ. — Нет, как раз наоборот. Я знаю, как хорошо ты умеешь думать. Рисуй не думая — это главное условие. Просто сначала выбери цвет... Теперь рисуй. — Я не могу! — Просто дай своей руке двигаться, просто разреши На листе появляются линии. Ее рука сначала робко, потом все активнее и размашистее выводит абстрактный рисунок — необычный, интересный, как она сама. — На что это похоже? Какие у тебя ощущения от него? — Много всего. На рисунке слишком много всего! — У меня впечатление колоссального напряжения и присутствия многих интересных фигур одновременно, не знаешь, куда смотреть, на чем остановить взгляд. — Да, вы правы. Много напряжения. — Похоже ли это на твою жизнь? — Конечно! Очень похоже. Мы разбираем рисунок, пытаясь его «разгадать». Мое Внимание привлекает фигура, явно похожая на дверь. — Это дверь и есть. Куда она ведет?.. В комнату. Там темно и сыро. Туда не хочется заходить. Я не пойду туда. — А если у тебя в руках был бы фонарик? — Там пусто, если ее осветить, там совершенно пусто, только в углу — лестница наверх, но не видно, куда она ведет. — Тебе не хочется посмотреть, куда же? — Нет, я сяду в углу этой комнаты и буду сидеть. — Там же темно и сыро. И как долго ты будешь сидеть? — Я удивлена, минуту назад она не хотела даже зайти туда. — Зато это возможность отдохнуть. Побыть одной... Сколько? Не знаю... Пока не захочу двигаться и не подойду к этой дурацкой лестнице... Эта лестница ведет наверх, к какой-то двери. Если ее открыть, там светло, почти все белое, но когда я приглядываюсь — это мой офис. Как это противно! Я подхожу к моему столу, и меня охватывает такая тоска! Но других дверей нет! Больше ни одной двери. Только та, через лестницу и пустую комнату, и я возвращаюсь туда. — Что потом? — Я выхожу на улицу и гуляю вдоль каналов, ни о чем не думаю, просто гуляю. Мы пытаемся выяснить, как это связано с ее жизнью, и мне опять кажется: вся ее работа в офисе — попытка убежать от себя самой, от своей депрессии, от своей темной комнаты, в которой нет ничего, только одна лестница. И она даже как будто понимает это... и не понимает одновременно. — Что бы ты изменила на своем рисунке, чтобы он Она берет цветные мелки и выделяет цветом некоторые фигуры, сначала неярко, штриховкой, потом все ярче, с нажимом. — Как тебе то, что получилось? Какое создается впе — Так лучше. Тоже много всего, но нет напряжения. Встреча заканчивается, и мне кажется: она еще не готова добавить в свою жизнь больше красок, не знаю почему. Наверное, еще не поняты и не прожиты пустота, одиночество, темнота и сырость. Еще потому, как она растерянно смотрит на то, что у нее получилось, и берет листочек с собой. Ее страхи Каждый раз после наших встреч мне хочется столько всего написать. Однако пока доезжаю до дома, в голове остаются только темы. Но сейчас хочется рассказать о совсем простой: я не хочу смотреть людям в глаза. Сразу вспоминаю всякие «мудрости» типа: «Если в глаза не смотришь, значит, что-то скрываешь». Что ж, ко мне вполне подходит. Я боюсь: люди разгадают, о чем я думаю и что чувствую. А я не хочу. Помню, когда произошла драка с отчимом, меня подняли с пола и отнесли к соседям. Он ударил меня ногой, я закрыла глаза и больше не хотела их открывать. Я не Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|