Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этап – подготовка ребенка в ДОУ к посещению музея.




Прежде необходимо поговорить о готовности ребенка к восприятию художественных коллекций, его эмоциональном настрое.

Дети дошкольного возраста оптимисты и свои наивные представления выражают наивными средствами. Художественное восприятие ребенка эмоционально, конкретно, целостно, непосредственно, образно.

Формирование основ культуры восприятия надо начинать с 4 лет, поскольку ребенок активно приобретает опыт видения: сопереживает сказочным персонажам, идентифицирует себя с героями книг и спектаклей, замечает изменения в интерьере, активно преобразует игровое пространство.

У ребенка 4-5 лет – развита эмоционально-познавательная активность, способность к сопереживанию, жажда деятельности. Ребенок осознал себя в мире окружающих людей и явлений, он способен к перевоплощениям в другие образы (игре, изобразительной, творческой деятельности). К 5 годам дети откликаются на юмор, обаяние фольклора и сказочных образов. Они предпочитают доступные по содержанию, простые и ясные композиции, яркие декоративно-контрастные сочетания теплой части спектра. Рассматривая картины, иллюстрации, экранные пособия, ребенок способен выражать к ним свое отношение, радуется своим умениям и открытиям.

Ребенок 5-7 лет выделяет себя в окружающем мире, у него совершенствуются процессы узнавания, сравнения (анализа и синтеза). Дети вполне самодостаточны, планируют свою деятельность. Этот возраст еще называют «Золотым веком» детского самовыражения в изобразительном творчестве (характерна декоративная образность, условность отражения действительности). Детей в картинах привлекает сюжет, живописные достоинства произведения воспринимаются как цветная иллюстрация. Дети пытаются выделить некоторые эстетические характеристики (красивое – некрасивое, нравится – не нравится). Добро и красота – синонимы для дошкольников. Старшие дошкольники хорошо ориентируются в цветах и оттенках, предпочитая контрастные цвета теплой части спектра (красный, оранжевый, розовый, желтый и т.д.). Черный, коричневый и серый считают мрачными, соотнося с отрицательными переживаниями. Некоторые окраски наделяют предметно-образным содержанием (лисичкин цвет, морковный цвет), улавливают цветовые нюансы (чуть ярче, пожелтее). Старшие дошкольники способны воспринимать реальное и воображаемое, сюжеты старины и современности, портретные характеристики персонажей. У способных детей пробуждается интерес к разным видам и жанрам изобразительного искусства, зарождается интерес к экскурсиям, выставкам. В этом возрасте уже можно выделить у детей два типа восприятия: наивный реализм (ищет сходства с реальной действительностью) и художественный тип (воспринимает картины как искусство). Контакты с искусством стимулируют потребность в расширении и углублении художественного опыта. Рассматривание и любование произведениями искусства способствует обогащению творческого воображения. Дети адекватнее улавливают отношения композиции с сюжетом и персонажами. Речевая активность ребенка стимулирует активность познания и наоборот. У старших дошкольников появляются элементы эстетических оценок, избирательность вкусовых ориентаций. В изобразительной деятельности у детей развиваются их живописные и графические способности. Свои впечатления дети высказывают, опираясь на собственные чувства и личный опыт. Спешат поделиться открытиями со сверстниками и взрослыми. Пытаются создавать свой мир красоты в детском саду, участвуя в выставке своего творчества, коллекций. К концу дошкольного возраста дети проявляют живой интерес к явно сложным для них сюжетам на религиозно-исторические темы, необычным персонажам, композициям и размерам картин. Ребенка привлекают окутанные тайной времен предметы культа древних славян, народов древних Египта и Греции, возбуждающие его фантазию и воображение.

Итак, процесс вхождения ребенка в мир искусства индивидуален. Первые впечатления – сильные и глубокие, поэтому необходима тщательная подготовка к первой экскурсии в музей – празднику для ребенка. От воспитателя зависит, захочет ли ребенок пойти с ним и в какой музей.

Первый этап имеет свою специфику. Поскольку музейная экспозиция консервативна, ознакомление ребенка с экспонатами лучше начинать в детском саду.

Метод «динамичной автономии» - локальное выделение показываемого образца-эталона (здание, зал, экспонат) – эффективный педагогический прием концентрации зрительного внимания ребенка. Это возможно с помощью полиграфии (репродукции, иллюстрации) и экранных средств (слайд- и видеопрограммы), а также натурных образцов народной игрушки, предметов быта и искусства. Локализация, например, кустарного изделия из группы экспонатов того же художественного промысла оказывает на детей наибольшее воздействие. В детском саду это изделие ребенок может внимательно рассмотреть с разных сторон, оценить его форму, узор, окраску и т.д. В музейной витрине внимание лучше обратить на подлинность, уникальность этого же изделия в группе однотипных (по функции, названию, сюжету, материалу, промыслу). Нельзя торопить ребенка, пусть он посмотрит экспонат (репродукцию, слайд): эмоциональный контакт-пауза, раздумья малыша важнее слов.

В развитии культуры художественного видения важна, прежде всего, пауза всматривания, созерцания, сопереживания с чувствами художника-мастера, а затем уже увлекательный краткий рассказ-беседа об этом экспонате, художнике, музее.

Очень важно, чтобы демонстрируемые в детском саду копии музейных экспонатов дети впоследствии увидели бы в подлинниках.

Важным условием художественного развития детей (на занятиях в ДОУ и музее) является правильно выстроенный зрительный ряд, грамотно организующий художественное восприятие детьми произведений искусства. Отбирая материалы, прежде всего следует руководствоваться высокими художественными качествами произведений, их доступностью для ребенка (в этом помогут рекомендации музейного педагога, работающего с дошкольниками). Яркая образность, декоративность художественных произведений, узнаваемость содержания помогают привлечь внимание ребенка.

Установлено, что старший дошкольник наиболее эффективно воспринимает зрительную информацию в первые 15-20 минут, поэтому на занятии лучше всего демонстрировать не более 7-9 произведений, разных по характеру (контрастных по форме и содержанию).

Метод парных сравнений помогает педагогу оптимизировать общение с детьми. В целом занятие в детском саду не должно превышать 25-30 минут, а в музее – 40-45 минут.

Зрительный ряд представляют в основном произведения искусства (картины, скульптура, изделия и предметы прикладного искусства), а также вся материально-культурная обстановка, помогающая художнику-мастеру создавать свои произведения. На художественных занятиях в ДОУ и музее (на выставке, в мастерской художника) очень полезно показать интерьер этой мастерской, оборудование (мольберт, палитру, кисти, стан и т.д.) и материалы (краски, карандаши, глину и т.д.). Важно также познакомить детей с понятиями, с которыми они встретятся в художественных музеях.

При ознакомлении детей с музеями народного искусства содержанием зрительного ряда могут быть коллекции игрушек-сувениров, лубочных картинок и иллюстраций к сказкам и былинам (И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Лебедев и др.), а занятия перед посещением музея можно посвятить следующим темам: «Первое знакомство с художественным музеем», «Игрушки», «Как рисует художник сказку» и т.д.

 

Также на этом этапе детей знакомят с правилами музейного поведения (см. учебный текст «Этапы подготовки и проведения музейной экскурсии»).

 

Этап – работа в музее.

Методику проведения экскурсии см. в учебном тексте «Этапы подготовки и проведения музейной экскурсии».

Возможные приемы организации работы с детьми:

1. Беседа-диалог (педагога, экскурсовода). Важно определить, как поставить вопрос детям, чтобы получить содержательный ответ; как продолжить диалог в контексте темы; как подвести итог занятия, стимулируя детей вербально и зрительно объединить свои впечатления.

2. Рассматривание произведений искусства. Важно определить, что в произведении главное, а что второстепенное для запоминания, на что обращают внимание сами дети и какой разброс зрительских симпатий к одному и тому же произведению; отмечают ли они средства выразительности (цвет, узор, ритм, фактура изделия, колорит, декоративность, композиция, содержание картины).

3. Итоговая беседа- игра для закрепления усвоенного детьми. Предпочтительна живая беседа или игра «в художника», «в зрителя», в основе которых – художественные наблюдения, впечатления, зрительные ассоциации, связанные с представлениями детей об «образе музея». Эти беседы должны приносить детям радость, чувство самодостаточности от общения с прекрасным. Например, педагог может поставить следующие вопросы:

- по содержанию картины: Что изображено? Что хотел сказать художник?

- по изобразительно-выразительным средствам: Как это художник сделал? Какие краски в картине главные, почему? Почему такая композиция?

- по настроению: Какое чувство вызывает эта картина?

- в связи с жизненным опытом ребенка: Знакомо ли тебе то, что изобразил художник? Как бы ты поступил на месте героя?

- по технике исполнения: Как называются краски, которые рисовал художник? Какими материалами пользуются скульпторы?

Ответы детей многое могут рассказать педагогу, помогут ему уточнить методику проведения занятий в музее и детском саду. Дети, к примеру, с удовольствием отвечают на вопросы, связанные с их художественным опытом. Эти вопросы-ответы побуждают к результативности в проблемно-поисковых ситуациях, активизируют поиск нетрадиционных решений, что характерно для художественного творчества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...