Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тревоги молодой матери. (дневник женщины-психотерапевта)




Тревоги молодой матери

(дневник женщины-психотерапевта)

«Одно дело рассказывать, как надо вос­питывать ребенка, и читать лекции по возрастной психологии, совсем другое дело — растить его самому».

Мой друг Андрей Валамин

Последние годы я как психолог часто работала с про­блемами бесплодия. И со многими моими клиентками очень удачно удалось родить даже тем женщинам, про кото­рых врачи говорили, что это практически невозможно.

Если кто-то из моих клиентов говорил о том, как хо­чет ребенка, а Бог не дает ему, я его хорошо понимала. И сочувствовала всем сердцем. Не по себе мне стало, ког­да однажды моя 30-летняя клиентка сказала, что ребенка не хочет, потому что не может дать ему материальный \ достаток и уверенность в завтрашнем дне. Поэтому де­лает аборт... Меня затрясло, да так, что трудно было сдержаться. Я «ударилась» о свою проблему. Я ужасно ра­зозлилась на эту здоровую, способную родить в любой мо­мент женщину, имеющую мужа — потенциального отца ребенка и... выбирающую не рожать. Как будто от ее ре­шения зависела моя судьба, как будто я лучше знала, что ей нужно в этой жизни. Я злилась и плакала оттого, что она не ценит то, что мне не дается. И я рассказала ей про себя, рассказала о том, что никакие сокровища в мире ни деньги, ни профессия, ни партнер — ничто не может для меня конкурировать с этой ценностью — появление на свет моего ребенка.

И кто-то на небе услышал меня. Однажды, когда от­чаяние сделало свое дело и я отказалась бороться дальше, разрешила себе не иметь детей, мне приснился сон, из ко­торого стало абсолютно ясно — у меня будущим летом будет дочь.


1. Ты — ангел, спустившийся с неба

Когда я увидела Тебя, я увидела обыкновенного анге­ла. Ангела, спустившегося с неба, в подарок мне. Время остановилось, ничего не существовало в мире, кроме Твоей красоты и моего наслаждения. Слезы бежали у меня по щекам, и я чувствовала дыхание Бога за моим плечом.

Потом началась суета и тревога. А тот первый момент — это счастье, которое осталось навсегда... Когда я веду этот дневник, мне легче писать о моих тревогах и очень слож­но передать удовольствие. Наверное, так было у каждой матери?..

Когда Ты родилась, моя мама передала мне большой пакет — в нем были сохраненные ею записки из роддо­ма. Тогда, к счастью, не было телефонов, общение моих родственников десять дней проходило в эпистолярном жанре, и теперь, спустя тридцать пять лет, я знаю, какое настроение и состояние было у них, когда родилась я. Меня эти записки очень тронули, и мне хочется, чтобы и Ты когда-нибудь узнала, что было со мной. Как я пере­живала Твое появление. И как Ты входила в этот мир. Поэтому я решила писать об этом в своем дневнике. Я делаю это для Тебя, но мне и самой интересно, как все это будет...

2. У Тебя темперамент Твоего отца.
Каким будет характер?

Первые недели Ты выглядела очень мудрой и казалась мне знающей об этой жизни все: таким глубоким был Твой взгляд, и так вдумчиво выглядело Твое лицо. Ты подпирала голову ручкой и смотрела куда-то... Туда, где я ничего не вижу. Становилось даже как-то не по себе, что мне выпала честь быть рядом...

Тебе 22 дня. Кажется, я впервые выдохнула... Пеленки стирать, пеленки гладить, бутылочки стерилизовать, бу­тылочки мыть, кормить, попу подтирать, соску вымыть, ванну приготовить, полы подтереть... Нет, подождите, я не поняла — а когда наслаждаться праздником? Этим чу-


десным, чудесным, чудесным созданием Бога и При­роды?..

Тебе три месяца. Ты становишься похожа на саму себя. У Тебя появляется свое лицо и характер. Невозможно уговорить или отвлечь, если Тебе что-то надо — «уж если я чего решил, то выпью обязательно»... Этим похожа на меня. И еще очень активна. Не ленишься исследовать мир и рискуешь пробовать. Сладкая девочка. Самая лучшая. Самая красивая. Самая умная. И Тебе, похоже, очень нра­вится жить. Делаешь это с восторгом.

Тебе 10 месяцев. Ты ужасно любишь перебирать нога­ми по полу, когда Тебя держат под руки. Ты может так «ходить» часами, лишь бы водили... Мы приехали в Томск к бабушке с дедушкой. Мой отец — Твой дед — человек с энергией, брызжущей через край, с искрящимися глаза­ми, хлопая в ладоши и протягивая к Тебе руки, соблазня­ет: «Иди ко мне! Иди! Ну иди ко мне! » Я смотрю на Тебя. Ты стоишь без поддержки в трех своих шагах от него, и у Тебя блестят глаза. Вот оно — мгновение выбора. Может быть, не первого в Твоей жизни, но, наверное, одного из первых, формирующих характер. Тебе так хочется шаг­нуть, и так заразительно зовет этот названный Тебе «де­дом» дядя. И страшно... И... Ты шагаешь, попадая в его объятия. Мне приходит в голову мысль, что так учили и меня — я не боюсь рисковать в жизни.

3. Кто не рискует

Тебе один год и один месяц. Сегодня произошло что-то чудесное. Я долго мучилась — как суметь уберечь Тебя от опасного? Тебе с рождения позволено было все, кроме того, что опасно для жизни. Но как, не травмируя, объяс­нить — почему этого делать нельзя?

Сегодня я увидела, как Ты засовываешь в рот десяти­копеечную монетку. Маленькую такую — отлично про­глатывается. Я подбежала к Тебе и вырвала ее со слова­ми: «Дай маме! » Ты заплакала. Горько. От обиды, от наси­лия, от несправедливости. Я сказала: «Плачь. Ты права. Мама тебя обидела, так быстро и грубо забрала у тебя


монетку. Но прости меня, я за тебя боюсь. Ведь ты ее можешь проглотить, и у тебя будет очень сильно болеть живот... Прости меня, пожалуйста». Обычно Ты переста­вала плакать, когда я просто прижимала Тебя к себе во время плача. А сегодня — посмотрела на меня внима­тельно, с интересом, и перестала.

Поняла ли Ты смысл сказанных мной слов? Ты как-то по-своему все поняла, почувствовала. Теперь я это знаю точно: у Тебя есть свои способы «расшифровывать» мои слова.

Мне очень хочется, чтобы у Тебя было как можно мень­ше запретов. Сейчас их три:

1) Нельзя есть из мусорного ведра.

2) Нельзя пить воду из ванны.

3) Нельзя лезть в компьютер.

Даже когда пишу их сейчас на бумаге — они кажутся мне смешными. Хочется разрушить и эти запреты. Ведь на самом деле забочусь-то я о себе: в компьютере моя работа, и при неосторожном обращении все может «сго­реть» или пропасть. В ведре, в ванне — микробы, и я буду иметь дело с твоим поносом и лечением.

Обидно за дочь — ведь ограничений у нее могло бы и не быть, но я имею право заботиться и о себе.

Розетки в доме давно заклеены — они Тебя не беспо­коят. Падать с дивана после нескольких падений Тебя больше не привлекает. В общем-то у меня нет больших хлопот с Тобой. Нет тревоги о Твоем передвижении — нет запретов, следовательно, нет Твоих истерик и шалос­тей. Сама Ты однажды с большим удивлением посмотре­ла на врача в процедурном кабинете, которая с ужасом воскликнула: «Нельзя брать соску в рот с пола! » Навер­ное, подумала: «А чем это опаснее фантиков на улице? » Я остановила врача привычным: «Ей можно».

У Франсуазы Дольто («На стороне ребенка», СПб.. 1997) — французского детского психоаналитика — я про­чла недавно о последствиях и опасностях исключать риск из жизни ребенка. Если человек не рискует, он утрачива­ет жизненную энергию. Более того, Дольто утверждает, что когда ребенок, не вняв запретам родителей, все же падает или его ударяет током из розетки, то он связывает


то, что с ним произошло, с наказанием родителя и счита­ет, что это он, родитель, его «ударил». Ужасно, не правда ли? Я тоже заметила, что Ты часто не торопишься вос­пользоваться моим утешением, а плачешь и отталкива­ешь меня в таких случаях...

«Правильно принять младенца — это прежде всего вы­разить уважение к его желанию прийти в этот мир, а зна­чит — принять его таким, какой он есть, похож он или нет на того, кого мы любим. Новорожденный приносит с собой в этот мир новую энергию. Если не мешать ему раз­виваться и дать возможность ее использовать — она осве­тит все вокруг, и ребенок будет счастливо расти».

Франсуаза Дольто

4. Я только исследователь

Еще одна трудная для меня ситуация — укладывать Тебя спать, если Ты кричишь криком и требуешь гулять дольше. Запрещать — дохлый номер. Ты кричишь на весь дом. Это невозможно вынести. Попробовала отпустить — Ты гуляла полночи: бегала, бесилась, радостно смеялась, играла. Казалось, этому нет предела. Ты не уставала дви­гаться. Тогда естественным образом и сложилось такое решение, что если Ты кричишь и спать отказываешься — я отпускаю Тебя гулять, а сама занимаюсь своими делами. Через некоторое время, когда Ты уже вкусишь эту свободу нарушения правила и вдоволь «набесишься», я укладываю Тебя в кровать и достаточно строго говорю: «А теперь точно спать. Уже очень поздно». Ты сразу же засыпаешь.

Мне кажется, уже в первые недели Твоей жизни был виден Твой характер — не терпишь запреты и ограниче­ния свободы и добиваешься поставленной цели. Уж если не хочешь быть спеленутой — ничего нельзя было с этим поделать. Однажды (тогда Тебе было несколько месяцев) я увидела, что Ты после нескольких неудачных попыток дотянуться до погремушки успокоилась, перестала кри­чать и переключилась на другое. Я тоже успокоилась и вздохнула: видимо, все-таки есть в Тебе способность при­нимать что-то, что нельзя в этот момент изменить.

177 12 Непридуманные истории


Весь этот первый год я разглядывала своего ребенка — какой он? И поняла: я могу только узнавать Тебя, но не могу формировать. ( А слово «воспитывать» вообще вы­зывает у меня смех. ) Все больше в этом убеждаюсь. Прав­да, все-таки могу хотеть, чтобы Ты была какой-то... На­пример, доброй. И еще ласковой.

Многие психологи считают, что у родителей нет прав по отношению к детям, есть только обязанности. Я не до конца согласна с этим. Но у меня, как у родителя, больше запретов, чем у Тебя, это факт. Например, представь себе такую картину: Ты рассматриваешь какую-то понравив­шуюся Тебе вещь. Вдруг кто-то подбегает и вырывает ее у Тебя из рук... Обидно? И главное, на каком основании? У ребенка отбирают постоянно. И все кому не лень.

Я стараюсь никогда не делать этого и прошу других взрослых этого не делать. Можно в крайнем случае, если очень надо, поменяться на что-то более интересное. Но с согласия ребенка и при его удовольствии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...