Приволжский филиал. «российский государственный университет правосудия». Основы исследовательской деятельности. Учебное пособие
Стр 1 из 21Следующая ⇒ Приволжский филиал ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Нижний Новгород Автор: Дегтярев Н. П., кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ПФ ФГБОУВО «РГУП».
Рецензенты: Наумов М. Б., доктор технических наук, профессор, Нижегородская академия МВД РФ. Треушников И. А., доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ПФ ФГБОУВО «РГУП».
Учебное пособие разработано для оказания помощи в научно-исследовательской работе студентам факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы.
© ФГБОУВО «РГУП», 2016. © Дегтярев Н. П., 2016. СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………. …………………………………. ……….. 5 1. Основные понятия научно-исследовательской работы………………. ……. 7 1. 1. Понятия «наука», «научная рациональность», «научное исследование»……………………………………………………………………. 7 1. 2. Эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного знания…………………………………………………………………………….. 22 1. 3. Методология и методы научного познания, научной исследовательской деятельности……………………………………………... 35 1. 3. 1. Понятие метода и методологии научной исследовательской деятельности. Классификация методов………………………………………. 35 1. 3. 2. Логические методы: анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, идеализация, дедукция, индукция, аналогия…………………………. ……... 37
1. 3. 3. Основные общенаучные методы, используемые на эмпирическом уровне познания: наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент………47 1. 3. 4. Методы теоретического уровня исследовательской деятельности: системный подход, единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному, гипотетико-дедуктивный, аксиоматический, формализации, моделирования…………………………………………. …….. 51 1. 3. 5. Специфика социального познания. Методология и методы отечественных юридических исследований………………………………….. 60 2. Студенческие исследовательские работы……………………………….. 77 2. 1. Основные требования к содержанию, структуре и стилю изложения студенческих исследовательских работ …………………………………….. 77 2. 2. Планирование и этапы выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ…………………………………………………….. 86 2. 3. Требования ГОСТов и некоторых правил русского языка к написанию и внешнему оформлению исследовательских работ……………. 92 2. 4. Использование исследовательских подходов при конспектировании источников информации, подготовке устных выступлений, тезисов, презентаций, докладов на конференциях, написании рефератов, научных статей ……………………………………………………………………….. …95 Литература…………………………………………………. ……………….... 105 Приложения………………………………………………………………….. 106 Приложение 1. Источники научной информации…………………………. 106 Приложение 2. Методические рекомендации по выполнению курсовых работ (для студентов высшего и среднего профессионального образования всех форм обучения)……………………………………………………………. 112 Приложение 3. О выпускной квалификационной (дипломной) работе по программам среднего профессионального образования……………………... 146
Приложение 4. О выпускной квалификационной работе (магистерской диссертации)…………………………………………………………………….. 162
ВВЕДЕНИЕ Совершенствование законодательства, практики правотворческой, правоохранительной и правоприменительной деятельности – необходимые составляющие прогрессивного развития современного российского общества. Наше учебное заведение готовит специалистов в основном для практической работы в сфере юриспруденции. Но успешная практическая деятельность в современных условиях становится невозможной, и это осознаётся всё в большей степени, без систематического обращения к науке, использованию научных подходов к осмыслению правовых процессов и самой юридической деятельности. Тем самым в понятие профессионализма современного практического работника включается и его способность к непрерывному самообразованию в условиях постоянного приращения и обновления правовых и иных научных знаний, и что не менее важно – к самостоятельной исследовательской работе. Рабочие планы учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов, предусматривают различные формы исследовательской деятельности студентов, ранее, в прежних документах об образовании, различаемые как учебно-исследовательская деятельность студентов (УИРС) и научно-исследовательская деятельность студентов (НИРС). В новом «Законе об образовании» подобное разделение не производится, представляется из соображения, что современное исследование, уже по своему определению, должно рассматриваться как форма научного подхода к действительности. В учебном процессе использование научных исследовательских подходов возможно при подготовке студентами устных выступлений на семинарских занятиях, докладов и сообщений на научных конференциях, при написании рефератов, разработке презентаций, а тем более, при проведение исследований во время производственной практики, при подготовке студенческих научных работ, выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|