Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теософский комментарий к Pistis Sophia




1) «Виноградные лозы» (буквально – «Винное дерево») – см. Книги Иеу (Codex Brucianus, стр. 106): «Ученики же принесли два сосуда вина и виноградные лозы. Иисус же поставил жертвоприношение, поставил один сосуд вина слева от жертвоприношения, а другой сосуд вина поставил справа от жертвоприношения, придал жертвоприношению можжевеловые ягоды, и касдаланф, и нард». Описание проводимых ритуалов в обоих случаях чрезвычайно схожи. Подробнее см. анализ М. К. Трофимовой (Библиогр., 39, 40).

 

К Главе 143:

1) Из т. н. «первичных гностических источников», мы можем узнать о крещении, причастии, помазании и других мистериях очень немногое. Нам остается предположить следующее: дело не только в том, что большинство текстов, где об этом могли быть более пространные упоминания, просто не сохранились (точнее, были целенаправленно уничтожены одержавшими в IV-V веках «победу» ортодоксами), но и в том, что в те времена (I–III вв. ) зарождающаяся христианская церковь, при всей ее гетеродоксальности, представляла собой скорее компендиум инициатических общин, нежели социальную структуру, как сейчас. А это, в свою очередь, означает, что крещение и помазание были именно таинствами, а не почти общедоступными ритуалами с элементами таинств, как в наши дни, и поэтому в более или менее общедоступных текстах и не были, вероятно, зафиксированы какие-либо подробности, относящиеся к этим таинствам, или мистериям. Конечно, существуют т. н. суб-трактаты О Крещении, О Причащении и О Помазании, приложенные к т. н. Валентинианскому Объяснению из Библиотеки Наг-Хаммади, но они, во-первых, весьма незначительны по объему, во-вторых, очень плохо сохранились. В этой связи нам почти не остается ничего иного, как отослать читателя, жаждущего приобщиться к первоисточникам, к описанию «Трех Крещений» (частями которых и были огненное крещение, крещение святым Духом Света и духовное помазание данного фрагмента нашего текста) в Книгах Иеу, которые также являются «позднегностическими» текстами, как и Pistis Sophia. См. Codex Brucianus, стр. 102, где Иисус обещает ученикам: «Но прежде всего этого Я дам вам Три Крещения: Водное Крещение, Крещение Огнем и Крещение Духом Святым. И Я дам вам Таинство вашего избавления от зла Архонтов. А после всего этого Я дам вам Таинство Духовного Помазания».

 

К Главе 144:

 

1) «Ялухам». В нашем трактате – приемщик (Восприемник) Адамаса, Великого Деспота. Но, видимо, речь идет о «низшей проекции» Элохим (подобно Элохимв Апокрифе Иоанна), тем более, что далее в тексте появляется уже «неблагой» Саваоф. Таким образом, здесь также, как и в случае с Элохим Книги Бытия (никто не знает, сколько их было, но в эзотерических кругах «говорят» о восьми) подразумевается мн. ч. См. тж. Приложение 11.

2) В варианте М. К. Трофимовой (Библиогр. , 40) «о творениях мира». Нам, однако, представляется более подходящим по смыслу «о сотворении мира», как в переводе В. МакДермот (Библиогр. , 146).

3) Здесь также содержится более чем прозрачный намек на реинкарнацию. Известно, что очень мало кто из людей, в отличие, например, от Пифагора, помнит о своих «предыдущих жизнях».

К Главе 145:

 

1) М. К. Трофимова (Библиогр. , 40) переводит как «мирно бродя». Нам представляется более верным вариантом перевода «бродя по миру сему».

2) Персефона (Пε ρ σ ε φ ό ν η ) – в классической мифологии дочь Зевса и Деметры, похищенная Аидом, который, заставив проглотить гранатовые зерна (символ неразрывности брака), сделал ее своей супругой и владычицей подземного царства. Деметра с помощью Зевса добилась возвращения дочери, но Персефона только две трети года могла пребывать на земле с матерью, а остальное время, как жена Аида, должна была находиться в подземном царстве. Весеннее пробуждение растительности, прорастание зерна, опущенного в почву, знаменовало собой возвращение Персефоны на землю. Мифы о Персефоне – владычице мертвых – отводят ей более значительную роль, чем Аиду: она повелевает демонами преисподней, разрывает последние связи умирающих с живыми, вместе с подругами играла на лугу, собирала ирисы, розы, фиалки, гиацинты и нарциссы. Из расселины земли появился Аид и умчал Персефону на золотой колеснице в царство мертвых (Hymn. Hom. V 1–20, 414–433). Горевавшая Деметра наслала на землю засуху и неурожай, а Зевс был вынужден послать Гермеса с приказанием Аиду вывести Персефону на свет. Аид отправил Персефону к матери, но дал вкусить ей насильно зернышко граната, чтобы Персефона не забыла царство смерти и снова вернулась к нему. Деметра, узнав о коварстве Аида, поняла, что отныне ее дочь треть года будет находиться среди мертвых, а две трети с матерью, радость которой вернет земле изобилие (360413).

К Главе 146:

 

1) «Адонис», или «Адонайос» \ «Адонайу» \ «Адонин» \ «Адонай» \ «Адони». Сын кипрского царя Кинира и его дочери Мирры, любимец Афродиты. Убитый из ревности Ареем, был превращен Афродитой в цветок. С наступлением осени греки оплакивали его смерть, а в начале весны справляли праздник его воскресения. Об Адонисе см., в частности, Апокриф Иоанна (BG 8502, стр. 3940): «Власти же, когда они появились из Прародителя, первого Архонта Мрака, из Незнания того, кто породил их, то имена их таковы: (…) одиннадцатое – это Адонин, двенадцатое – это Белиас». Там же, стр. 4142: «Имена же славы тех, которые над Семью Небесами, суть таковы (…), пятый – это Адонай, Драконолицый, шестой – это Адони, Обезьянолицый (…)».

К Главе 147:

 

а) Ср. Быт. 25. 29, 25. 31, 25. 34.

b) Ср. Мф. 8. 12.

 

1) Таким образом, здесь мы видим, что наш текст проповедует чрезвычайно жесткое наказание для мужчин-гомосексуалов (но не для женщин, что, видимо, не случайно, т. к. в условиях древнего многоженства и всевозможных гаремов женская бисексуальность была обычным делом) – полную посмертную аннигиляцию их душ. Любопытно, что в т. н. современном гностицизме, даже в тех его ответвлениях, которые сохраняют весьма аскетические установки по отношению к сексу вообще, на какую-либо гомофобию нет и намека. Как во всё большей степени изживают ее и многие ортодоксальные хрисианские церкви в западном мире.

2) «Фома же сказал: «Мы слышали, что есть некоторые (люди) на земле, которые берут мужскую сперму и менструальную кровь женщины и добавляют их в чечевичную похлебку и едят это, приговаривая: ‘Мы веруем в Исава и Иакова’». Судя по упоминанию Исава и Иакова, весьма сомнительно, что речь здесь и вправду идет о гностико-христианской общине.

Ср. со схожим пассажем в Книгах Иеу (Codex Brucianus, стр. 100): «Не давайте их (т. е. Таинства Гнозиса – А. М. ) еще и тем, кто служит Восьми Силам Великого Архонта, (Силам), которые поедают менструальную кровь нечистоты своей, а также сперму мужскую, говоря: “Мы узнали Гнозис Истины, и мы молимся Богу Истины”. Их бог, однако, проклят».

В свою очередь, ортодоксальная христианская евхаристия вызывает смех у Иисуса в начале Евангелия Иуды (Codex s, 33-34)меивается в начале Евагнелия Иуды (Tchakos, стр. 33–34): «[Встретив] Своих учеников, собравшихся, сидящих и совершающих евхаристию над хлебом, [Он] рассмеялся. Ученики же сказали ему: ‘Учитель! Почему Ты смеешься над [нашей] евхаристией? То, что мы делаем – достойно! ’ Он ответил, сказал им: ‘Я смеюсь не над вами, и не над тем, что вы делаете это по своей воле, но над тем, что ваш бог получит благословение’» (курсив наш).

Однако вернемся к контексту нашего фрагмента. О т. н. «гностическом либертинизме», т. е., главным образом, о «свальном грехе», обвинения в котором (чаще всего бывшие предумышленной клеветой) применительно к гностикам являются общим местом в трудах ересиологов, см., в частности, у Епифания (Панарион, 26. 45: «Перейду же в самую глубину смертоносного о них сказания (ибо разное у них учение об их удовольствии): во-первых, жен своих имеют они общими, и если приходит какой гость, держащийся того же с ними догмата, то у них есть знак у мужчин к женщинам и у женщин к мужчинам, – именно, протягивают руку для пожатия и снизу ладони производят прикосновением какое-то щекотание, давая тем знать, что прибывший одного с ними исповедания. После сего, уже зная друг друга, тотчас обращаются к угощению; и хотя бедны, предлагают обильные яства мясные и вина; по окончании сего пиршества, когда жилы от пресыщения, так сказать, станут полны, предаются неистовству похоти…» и т. п.. Все эти россказни, очевидно, являются плодом неуемной фантазии их автора.

Однако далее, в той же главке 4, Епифаний продолжает: «…не постыжусь сказать о том, что не стыдятся они делать, дабы всеми способами произвести дрожь у слышавших, какие срамные дела совершаются у них – по совокуплении в блудной страсти, сверх этого простирают хулу свою на небо: приняв женщину, истечения от мужского органа на собственной руке муж ставит в отрицание небу – на руке имея нечистоту, так молится. Раздражающие стратиотики и гностики дуют на эту руку, делая подношение Отцу и говоря: “приносим Тебе это приношение – тело Христово”. И таким образом едят это, имея долю в общем безобразии и говоря: “сие есть тело Христово и сие есть пасха, чрез страдание наши тела, и страсть Христова принуждает к согласию”. Таким же образом и с женщиной: когда настает время освобождения крови, месячную кровь нечистоты собирают и, получив таким образом, едят сообща. И “сие, говорят, есть кровь Христова”». См. тж. там же, 26. 9.

Эти ересиологические басни о «развратных гностиках-борборитах» и не только о «борборитах», скорее всего, были обусловлены тем, что в те времена, о чем косвенно (и не исключено, что «по следам» тех же ересиологов) свидетельствует и наш текст, реально существовала (хотя и не была сколько-нибудь широко распространена) практика причащений с использованием спермы и менструальной крови, однако это вовсе не предполагает непременных «свальных грехов» в качестве следствия такого рода практики. Кроме того, в реальности, по всей видимости, если «гностический либертинизм» помимо практики причастий и был распространен в ранние века нашей эры в рамках раннехристианской гетеродоксии, то в более чем скромных масштабах. На скромность масштабов искусственно раздутого феномена «гностического либертинизма» указывает, например, тот факт, что из всего множества в той или иной степени нравоучительных текстов из Библиотеки Наг-Хаммади только в одном из них (Свидетельство Истины – Наг-Хаммади, IX, 3) есть некие туманные намеки на непонятно кем практикуемые «безнравственные ритуалы», которые, впрочем, и в этом тексте также осуждаются.

3) Подобно этому, есть люди, уверяющие, что помнят не только о своих предыдущих земных жизнях, но и о неких «межинкарнационных» состояниях, о которых говорили платоники.

 

К Главе 148:

 

1) Преисподняя, или Аменте, здесь, очевидным образом, предстает как земной мир.

 

К т. н. «Позднему дополнению» Главы 148:

 

а) Ср. Рим. 1. 16; Еф. 1. 13.

 

1) См. Книги Иеу (Codex Brucianus, стр. 91): «…Затем обернитесь к Четырем Углам Сокровищницы, в которых находитесь. Опечатайте себя этой Печатью, и назовите Имя сие тогда, когда этот Шифр в ваших руках. Затем также лишь еще один раз назовите Имя сие, и, призывая его, обернитесь к Четырем Углам Сокровищницы, в которых находитесь…»

2) «Евангелие» (благая весть). Этот термин, к слову сказать, также не является специфически новозаветным: например, «Евангелиями» напрямую называются и некоторые тексты из обнаруженных в Египте гностических кодексов (а именно: Евангелие Истины, Евангелие от Фомы, Евангелие от Филиппа, Евангелие от Марии, Евангелие Иуды Искариота). См. тж. Прим. (а).

3) Христос. См., в частности, Прим. 8 к Главе 1. В данном месте текста, как, например, в Главе 8, использовано сокращение =, =c, что, чаще всего, подразумевает ныне общепринятый эпитет Иисуса, однако не исключено, что здесь имелся в виду Хрестос (χ ρ η σ τ ό ς, Благой), о котором мы говорили в Теософ. Коммент. 5 и Прим. 2 к Главе 63, и который, в качестве милости Господней, встречается в тексте также в Главе 33. О различии между поименованиями Иисус и Христос см. тж. последний абзац Прим. 6 к Главе 7, где цитируется Ипполит.

4) В оригинале – jin =mma =nsa sa =mma =nhw=t=p, т. е. «от областей восхода до областей заката».

5) Текст заканчивается узорами.

 

Теософский Комментарий к PISTIS SOPHIA

 

Предисловие. Е. П. Блаватская чрезвычайно высоко оценивала трактат Pistis Sophia. Она не только написала длинную одноименную статью, посвященную трактату, но и постоянно напрямую цитировала этот текст и ссылалась на него в своих более фундаментальных трудах, например, в Тайной Доктрине. Чтобы понять ту степень важности, которую наш трактат играл в истории развития теософской мысли новейшего времени, приведем лишь одну цитату из Тайной Доктрины: “Pistis Sophia представляет из себя чрезвычайно важный документ, подлинное Евангелие гностиков, приписываемое случайно Валентину, но гораздо правдоподобнее, что подлинник или оригинал его является трудом дохристианской эпохи… В самом тексте авторство этой книги приписано Апостолу Филиппу, которому Иисус повелел сесть и писать Откровение. Оно подлинно и должно считаться таким же каноническим, как и все прочие Евангелия. По несчастью, по сей день оно остается непереведенным на английский язык» (См. Библиогр. , 8, т. II, стр. 711, прим. 311, т. е. ч. II второго тома Тайной Доктрины). Главки Теософского Комментария расположены в том же порядке, в каком они располагались относительно цитируемых Блаватской глав трактата.

* * *

1. «…и провел одиннадцать лет…» Здесь, если следовать теософской интерпретации фрагмента, нет речи о перечеркивании новозаветной хронологии событий, а речь идет об одиннадцатом из двенадцати посвящений во все важнейшие эзотерические таинства, в т. ч., видимо, и в гностические. Это одиннадцатое посвящение было, согласно статье «Pistis Sophia» (1891) Елены Петровны Блаватской (в дальнейшем – Е. П. Б. ), ключевым и подразумевало вхождение в двенадцатое; при этом, у каждого из этих испытаний было «по две стороны», отсюда и 24 Тайны (в Космосе, или Таинства, на земле) в последующих предложениях. Полностью эти комментарии см. в статье «Pistis Sophia» в Библиогр. , 6, стр. 114–218 и Библиогр. , 7, стр. 740–825. Если не оговорено иное, ниже мы будем, говоря об экзегезе Блаватской, опираться именно на эту статью.

2. «Место», или, по-гречески, τ ό π оς. Е. П. Б. пишет, что Tό π оς соответствует санскритскому Loka. Теософский словарь (Библиогр. , 9) отмечает, что в метафизике лока – это мир или сфера, или план. Пураны, древние священные книги индусов, постоянно говорят о семи и четырнадцати Локах, выше и ниже нашей земли; о небесах и адах. (Например, Кама-Лока – это «полу-материальный план, субъективный и невидимый для нас, где развоплощенные " личности", астральные формы, называемые камарупами, остаются до тех пор, пока не исчезают оттуда после полного уничтожения последствий ментальных импульсов, породивших эти эйдолоны человеческих и животных страстей и желаний. Это есть Гадес древних греков и Аменти египтян, страна Безмолвных Теней»). Кроме того, отмечает Е. П. Б. уже в статье о Pistis Sophia, близкое по звучанию слово Tapas на санскрите означает конкретный религиозный обряд, очевидно, соответствующий каждому Месту.

3. Е. П. Б. была вынуждена опираться только на имевшуюся в ее распоряжении однозначную интерпретацию коптского слова tws как «заповедь», но не как «предел». Так, она пишет, что, на уровне посвящения, эти «заповеди» суть древняя формула, произнесения которой от ученика в масонских ложах требовал Тилер (или страж у дверей ложи). «…Масонство, – продолжает Е. П. Б., – было вынужденным продуктом гностических мистерий, рожденным в результате компромисса между ‘политическим’ христианством и гностицизмом».

4. «Второе Пространство Первой Тайны», как утверждает Е. П. Б., соответствует в эзотерическом языке второму плану сознания изнутри (т. е. «Внутренних Частей») или сверху, на котором находится буддхи (Вселенская Душа или Вселенский Разум, а также духовная Душа в человеке, или шестой принцип в эзотерической семеричной классификации человека, проводник Атмы, носитель Атмана универсального духа, Первой Тайны, она же последняя, в бесконечном цикле эманаций до повторного поглощения тварных миров в индуистской космологии.

5. В древнеегипетском эзотеризме «гностический символ голубя» был представлен глифом крылатого земного шара. Голубь, – пишет Е. П. Б., – опустившийся на Иисуса во время его крещения, – это типичное сознательное «нисхождение» «высшей личности», или высшей души (атма-буддхи) на Манас, т. е. на Высшее Эго, или, другими словами, соединение в ходе посвящения Хр и стоса (греч. «Помазанника (Божия)») с Хр е стосом (греч. «Благим», «Благодатным»), или непреходящей индивидуальностью во Всём – с трансцендентальной личностью, Адептом.

6. Иерархия Эманаций в Сокровищнице Света, как отмечает Е. П. Б., согласно первым трем Книгам Pistis Sophia, состоит из Несказанного, называемого также Богом Истины и Внутренней Частью Внутренних Частей, а также из Членов (иногда – Слов) с одной стороны, и Тайн (чаще в ед. ч. ) Несказанного. Во главе всех этих Тайн стоит Тайна Несказанного, или Первая Тайна, именуемая также Единственным Словом (Логосом) Несказанного. От нее исходит Единственная (чаще – Первая) Тайна Первой Тайны, а затем – 3, 5 и 12 других Тайн.

Помимо того, что о Последней Тайне сказано в Примечаниях к Pistis Sophia, добавим, устами Е. П. Б., что Первая Тайна есть последняя также, как Атман (отождествляемый в индуизме с Брахманом, высшим божеством) есть одновременно и первый, и седьмой принцип человека (микрокосма) и макрокосма.

7. Троичные Силы, – пишет Е. П. Б., – являются одним из аспектов Троичного Логоса, а Двадцать Четыре Невидимых – это 21 (7х3) исходящий Луч с их тремя λ ο γ ο ι. Теософский словарь поясняет, что Логос есть «проявленное божество у каждой нации и народа; внешнее выражение или следствие вечно сокрытой причины. Так, речь есть Логос мысли, поэтому и переводится соответствующим образом как " Глагол" и " Слово", в его метафизическом смысле». Что касается Троичного Логоса, то его концепт лучше всего был объяснен Е. П. Б. в ее таблице соответствий, приведенной во II томе Антропогенезиса (стр. 750) ее Тайной Доктрины (т. II, ч. II, Отдел XI):

 

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЛИ ПРИНЦИПЫ. КОСМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЛИ ПРИНЦИПЫ.
1. Вселенский Дух (Атма). 2. Духовная Душа (Буддхи). 3. Человеческая Душа. Ум (Манас)   Троичный Аспект   Божества 1. Непроявленный Логос. 2. Вселенская Латентная Мыслеоснова. 3. Вселенский (или Космический) Деятельный Разум.

 

 

4. Животная Душа (Кама-Рупа). 5. Астральное Тело (Линга Шарира) 6. Субстанция Жизни (Прана). 7. Тело (Стхула Шарира).        Дух Земли, Иегова. Ной. Пространство, содержащее Жизнь – Воды Потопа. Гора Арарат. 4. Космическая (Хаотичная) Энергия. 5. Астральная Идеация, отражающая земные вещи. 6. Жизненная субстанция или Энергия. 7. Земля.

 

Тайная Доктрина (т. II, стр. 643, т. е. т. II, ч. II, Отдел V) добавляет: «В Евангелии Валентина Pistis Sophia преподается, что из трех Сил, исходящих от Священных Имен трех Троичных Сил Сила Софии (Святой Дух согласно этим гностикам, наиболее культурным из всех) пребывает на планете Венере или Люцифере».

8. «Непарные». Согласно Е. П. Б. – те, кто не имеет сизигии, т. е. «второй половинки», полового партнера. Они же – кумары («вечные девственники») в индуизме. Именно иерархия кумаров воплощается в каждого человека как его Высшее Эго, или Манас.

9. Вот что пишет Е. П. Б. о Деканах (δ ε κ ά ν оι ), Литургах и Спасителях. Спасители в гностических системах составляли некую шкалу Эманаций, или Проекций. Всего Спасителей 12. Первые 7 управляют Эманациями Семи Звуков (Гласных Звуков, или Аминь), а последние 5 правят Пятью Деревьями, и все они – от Сокровищницы Света. 12 Спасителей идентичны Додекаде валентинианской Плеромы. См. тж. Прим. 20 к Главе 1 (здесь и далее – в корпусе Примечаний к нашему изданию Pistis Sophia). 12 Литургов суть проявление примордиального (т. е. первоначального) Типа Додекады Плеромы в Месте (или Локе) другого Плана (Космического Бытия).

 

Во главе Сферы Иеу (или Первого Человека в гностицизме; о котором чуть ниже) Стоят 5 Великих Архонтов, созданных из Сил Света Правой Части; это Планетарные Правители: Сатурн, Марс, Меркурий, Венера и Юпитер (данная «планетарная» трактовка также чрезвычайно близка к розенкрейцеровской). Под ними находятся 360 других Сил, или Деканов; под ними, – пишет Е. П. Б., – опять-таки, в Месте Воздуха (вспомним, что «Воздух» – это эфир в оккультном смысле, вспомним тж. демонов воздуха в православной традиции) пребывают, совпадая с ними по численности, 360 других Архонтов с Пятью (тж. Великими? ) Архонтами над ними. Низшие отказываются верить в Тайны Света и склоняют души ко греху. Этот бесспорный дуализм характерен для гнозиса в целом. Всё в природе является добром или злом в соответствии с природой и намерением человека, в каждый момент своей жизни человек может выбрать Левое (Левую Часть) или Правое (Правую Часть). Эти числа – 360 и 365 – встречаются в системе Василида (360 Сил у него составляли Абраксас) и эонологии других школ, иногда они составляют часть содержимого Плеромы. Например, в гностических школах Египта гении-хранители каждого дня призывались против силы Тифона, египетского Ахримана. Они составляли третий уровень богов египетского пантеона.

10. Е. П. Б. трактует «Дитя Ребенка» как Манас в индуизме, или ребенок Буддхи на высшем плане сознания, + Низший Манас, дитя Высшего Манаса на низшем полу-человеческом плане. Близнецы же = Низший + Высший Манас в эзотеризме.

11. «Три Аминь», как пишет Е. П. Б., – это высшая триада в семеричном (т. е. имеющем 3 высших + 4 низших Принципа) человеке; Место Пяти Деревьев – это земля и местности, на которых развивались нынешняя и прошлые Пять Коренных Рас (о них см. повсеместно ее Тайную Доктрину). Идея этих Рас, говоря вкратце, состоит в том, что Первая Коренная Раса, жившая на Земле, была бесплотной, Вторая отличалась от нее почти только лишь более «совершенным» способом размножения, Третья (или Лемурийская, т. е. жившая на погибшем Лемурийском материке миллионы лет назад) получила уже четко оформленные плотные тела, а в ее середине (в начале Четвертой из семи Суб-Рас) произошло разделение полов и началось размножение с помощью сексуальных связей (поначалу ее представители размножались «из яйца»). Четвертая Раса называлась Атлантической, и обитала она на погибшем материке с одноименным названием, Пятая, Арийская, живет по сей день и, как полагают теософы, уже прошла через серединную точку в своей эволюции (кстати, семитские народы, в т. ч. евреи, являются одной из ее стержневых подрас, что автоматически делает несостоятельными все обвинения «расовой теории» Блаватской в некоем прото-нацизме). Живут по сей день на Земле и поздние ветви седьмых Суб-Рас Третьей (это, например, аборигены Австралии) и Четвертой Расы, Атлантической (тибетцы, обитатели о-ва Ява и ряд других народов Востока). Теософы полагают, что подготовительный период к Шестой Коренной Расе начнется примерно через 25. 000 лет и что ее постепенное зарождение также будет сопровождаться исчезновением старых континентов и появлением новых. Шестая Раса будет своего рода точкой равновесия между духовным и материальным началами в человеке; произойдет также невиданный доселе взлет человеческого интеллекта (когда и само понятие «глупец» станет малопонятным). Что касается Седьмой Коренной Расы, то она будет «Расой Богочеловечества» и ее окончание ознаменует собою конец нашему существованию на Земле и вознесению в более высокие сферы бытия. С окончанием жизни Седьмой Расы завершится также и существование т. н. Четвертого Круга Эволюции земного человечества (согласно теософской доктрине, свои «человечества» есть и у других планет, например, обитатели Венеры в ее нынешнем виде уже не имеют плотных тел, да иначе они и не выжили бы при сверхвысоких температурах этой планеты, и они намного духовнее нас). Каждый из Семи Кругов Эволюции имеет, в свою очередь, жесткую привязку к конкретному Глобусу нашей планеты (но об этом – в Теософ. Коммент. 33). Надо заметить, что сведения о грядущей в очень отдаленном будущем Седьмой Коренной Расе теософы дают крайне скудные, поскольку эти сведения в большей своей части составляют одну из высочайших Тайн Посвящения.

Однако, в свете только что разъясненного, вернемся к нашим «Аминь» в трактовке Е. П. Б. «Семь Аминь», или «Семь Гласов (или Звуков)» аналогичны Семи Аум, или Голосу Внутреннего Бога восточного эзотеризма. Семь Громов Откровения Иоанна Богослова – примерно то же самое, и относится к таинствам инициации. Опять же, в макрокосмическом аспекте Семь Аминь – 7 лучей каждого из Трех Аминь, образующих Двадцать Четыре Невидимых (3 + 7х3 = 24 – А. М. ), «и т. д. до бесконечности». Е. П. Б. поясняет свою мысль в Тайной Доктрине (т. II, стр. 710, т. е. т. II, ч. II, Отдел IX): «тайны семи гностических Гласных, возвещенных Громами Св. Иоанна, могут быть расшифрованы лишь посредством изначального и истинного Оккультизма… Наша Доктрина Семи Рас и Семи Кругов жизни и эволюции вокруг нашей Земной Цепи Сфер может быть найдена даже в Откровении (XVII, 2 и 10). Когда семь 'Громов' или 'Звуков' или 'Гласных' – одно из семи значений каждой такой гласной относится непосредственно к нашей Земле и ее семи Коренным Расам в каждом Круге – “возгласили свои голоса”, но запретили ясновидцу записать их и заставили его “наложить печать на эти вещи”, как поступил Ангел, “стоящий на море и на суше”? – “Он поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков… что времени уже не будет; но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, свершится тайна Божия [Цикла]” (Откр. X, 5–7). В теософической терминологии это означает, что, когда Седьмой Круг завершится, то Время прекратится».

12. Е. П. Б. отмечает, что, с точки зрения теософии, гностическая Пλ ή ρ ω μ α (она же – «Полнота» в дословном переводе с греческого) соответствует Пространству Абсолюта (или, добавим, Парабрамана, верховного непостижимого и абсолютно безличного Верховного Божества индуистов) с его Семью Планами, или Ступенями Сознания и «всем остальным». В то же время, согласно Е. П. Б., «Плерома есть Хаос» – очевидно, Хаос высшего порядка. Теософский словарь гласит также, что термин Плерома используется «для обозначения божественного мира или Вселенской Души» и что Плерома «имеет три ступени», однако не уточняет, какие именно. Очевидно, однако, что «пространственно» на высшей ее ступени человеческое существование невозможно ни в каком виде.  

13. В “Pistis Sophia” Е. П. Б. отмечает, помимо прочего, что в «до-гностическом» Codex Nazoreus мы встречаем некоего Тобо, переносящего душу Адама из Оркуса (о нем см. ниже, Теософ. Коммент. 54) к Месту Жизни, и поэтому называется «освободителем души Адама». Очевидно, этот «месяц» был посвящен у гностиков ритуалам и мистериям в честь Тобо. (См. Теософский Словарь, ст. Тобо).

14. Эта дата показывает, согласно Е. П. Б., что все вышеприведенное – описание мистерий, т. к. все великие посвящения (в некоторые степени? – А. М. ) происходили в полнолуние.

15. Е. П. Б. пишет о Трех Формах Света: «В буддизме три буддхических тела или Формы называются так: нирманакайя (преображенное посмертное состояние как форма добровольного отказа адепта – как правило, буддизма Махаяны – от дхармакайи), самбхогакайя («Тело Возмещения», в принципе, то же, что нирманакайя, но с прибавлением Славы Трех Совершенств, одно из которых – полное угасание всех земных забот) и дхармакайя (абсолютно нирваническое состояние)». См. прим. 87 к Первой части (Из сокровенных индусских писаний) сбк. Весть Е. П. Блаватской (Библиогр. , 12), стр. 53–54.

16. «... в чрево вашей матери». Е. П. Б., ориентируясь на латинский перевод Шварце – Петерманна (Библиогр. , 144), (первый официальный перевод текста) пишет о «body of your mothers» – о «теле ваших матерей», причем «тело», как и «чрево» в нашем переводе, употреблено в единственном числе. Разумеется, речь идет не о плотских матерях, тем более, отмечает Е. П. Б., что слово «тело» в единственном числе, т. е. обозначает «субстрат». Речь идет о 12-ти принципах («матерях»), или дхармах, человеческого сознания. См., в т. ч., Е. П. Б., там же (т. е. статью «Pistis Sophia»).

17. Е. П. Б. пишет, что «Вышина» – это Арупа, или лишенные формы планы космического сознания, которые отражают Иисуса как махатмический, т. е. в высшей степени просветленный, прототип (человека), или Высший Манас. Арупа-Лока, как известно, является категорией традиционной буддийской космологии, и мы еще вернемся к ней ниже (см. Теософ. Коммент. 53).

18. То есть, пишет Е. П. Б., всё это надо понимать так, что посеянная Сила является отражением Высшего Эго, или Низшим Кама-Манасом (т. е. отражением Манаса в области Кама, в низшей сфере страстей). Кстати, в русский перевод статьи Блаватской К. Бурмистрова (в изд. 1995 г. ), вероятно, закралась опечатка (там «…или Низшего Кама-Манаса»).

19. В Главе 86 мы читаем о Великом Правителе Середины, Великом Иао (не путать ни здесь, ни там с Иеу, как Великим, так и Малым; ведь Иеу присутствует в той же Главе 86, к примеру, только чуть выше в тексте), и о 12 Слугах (δ ι α κ ο ν ο ι ), благодаря которым он получает Форму и Силу. «Как вверху, так и внизу», – резюмирует Е. П. Б., «по умолчанию» отсылая читателя к герметической Изумрудной Скрижали.

20. В системе Иустина-гностика – напоминает, ссылаясь на Ипполита и его Опровержение всех ересей, повсеместно именуемое ею (и, здесь, нами вслед за нею) как Философумены, Е. П. Б., – Первая Триада состоит из двух мужских Принципов и одного женского. Первый Мужской назван Добром и наделен универсальным предвидением, Второй Принцип, Элохим (те самые Элохим из Быт., 1) является совокупным Отцом всех творений или порождений, но не обладает предвидением и слеп. Третий, женский Принцип, также лишенный предвидения, колеблющийся и нерешительный, имеет двойное тело, причем он выглядит как дева в верхней части и как змея в нижней (астрономически это Дева-Скорпион древнего Зодиака); его Имя – Эдем, или Израиль (каббалистически это одно и то же). У Эдем и Элохим возникло желание друг друга, и из их соития родилось 24 Ангела, 12 из которых отцовские, а 12 – материнские. Среди отцовских – Гавриил.

В сочинении Против Цельса, VI, 30, Ориген, напоминает Е. П. Б., многословно и презрительно обсуждает «ненавистную диаграмму» гностиков-офитов, на которую и ссылался Цельс («Христиане называют семь архонтов демонов; первый имеет вид льва, второй – быка; третий – какая-то амфибия, грозно шипящая; у четвертого вид орла; пятый имеет лицо медведя; о шестом у них рассказывают, что у него внешность собаки; седьмой имеет ослиную голову и называется Тафабоот, или Оноил» – цит. по Библиогр. , 29, стр. 310). В ней Гавриил является четвертым из семи управляющих Демонов и «диаграмма изображает его как Гавриила, подобного Орлу». В античной астрологии говорилось, что Гавриил правит под знаками Тельца и Луны, т. е. это Демон Луны и одновременно Правитель созвездия Тельца, – отмечает Е. П. Б.

21. Е. П. Б. пытается, помимо того, что уже было сказано в ее статье о Pistis Sophia, используя теософские методы проведения широких аналогий (в данном случае с индуизмом) в своих комментариях на новозаветное Евангелие от Иоанна (см. Библиогр. , 5, стр. 810), толкуя Ин. 2. 6, где идет речь об Иоанне Крестителе, приоткрыть завесу этой тайны: «Иоанн, Оаннес, Дагон, Вишну – персонифицированный микрокосм. Это имя может быть рассмотрено в его мистическом значении; то есть, этот человек персонифицирует силу тайного имени «Иоаннес»... Точно также и Кришна, аватара Вишну в Бхагаватгите, говорит, что он пришел, дабы быть свидетелем... Иоанн в данном контексте обозначает Иоаннеса или Мудрость, Тайное Слово или Глас, Бат Кол, который евреи называли Гласом Божьим, или Дочерь Бога. В действительности, это Голос Мудрости (Софии! ). Однако в данном контексте мы имеем лишь отголосок традиции». Илья, предвоплощение Иоанна, как отмечает Е. П. Б., связан с космическим планом Буддхи: «Корень имени Илия в древнееврейском и коптском языках означает Буддхи... Оно означает Манас и Буддхи без Атмы. Это не то же самое, что Христос, помазанный Алайей... «Пророк» – это Высший Манас». Иоанн же был лишь «Низшим Манасом. Что касается Елизаветы, матери Иоанна, то она, пишет Е. П. Б., «в вышеприведенном отрывке – персонифицированная женская сила, или Шакти». «Земная» Мария же, согласно Е. П. Б., – Астральная Материя.

22. Дважды Барбело именуется, как отмечает Е. П. Б., Силой Невидимого (Несказанного) Бога и Матерью 23 Эманаций. Гностики-барбелоиты, судя по всему, считали, что Барбело – это Дух Святой. Таким образом, Св. Дух почти всех христиан-гностиков (не только мнимых «барбелоитов», но, например, большинства реальных или мнимых «докетов», т. е. считавших физическое тело Иисуса иллюзорным) – женского рода.

23. …И в этой связи Е. П. Б. напоминает нам, что в Pistis Sophia есть три Саваофа, так сказать, три аспекта Силы, или Принципа, сокрытого в этом Имени. Первый аспект – Великий Саваоф, Благой, Отец Души Иисуса; второй аспект – Малый Саваоф, также Благой, названный в Космосе Зевсом (или Юпитером римлян), одним из планетарных Архонтов; третий аспект – Саваоф-Адамас, правитель над шестью из 12 Архонтов (кстати, именно его сизигией – женской, между прочим, сущностью – является Иегова, или Яхве (YHWH), лунное божество, полагаемое в официальном христианстве «Богом-Отцом» (! ), т. е. мистическим Отцом Иисуса Христа; гностическое христианство полагает таковым Иеу – или, по умолчанию, своего рода высшую, благую ипостась YHWH – Сына Великого Саваофа, см. Главу 86 и далее); этот Саваоф-Адамас также в Нижних Частях – один из Архонтов, наказывающих души, чей исполнитель подносит реинкарнирующим душам «чашу забвения».

24. I) «Правая [Часть]».

В Pistis Sophia, – напоминает в одноименной статье Е. П. Б., – планы сознания, непосредственно примыкающие сверху или снизу к Сокровищнице Света, подразделяются на три главных Части, или суб-плана: Правую, Левую и Среднюю (Середину). Обязанностью Правителей Правой Части является формирование, оформление или строительство всех низших планов бытия путем привнесения вниз Света из его Сокровищницы и принуждения его возвратиться туда снова, т. е., в другом смысле, спасая души, пригодные к восхождению на некий высший план. Валентиниане считали Правую Часть «Психическим Топосом», где также обитал Саваоф в своем аспекте Демиурга и Творца Душ.

 

II) «Левая [Часть]».

Также она называется Местом Справедливости, – это план, или лока, к которому тяготеют все кающиеся души, ибо именно здесь впервые произошел «конфликт» (т. е. разделение и распределение) между Светом и υ λ η (Веществом, или Астральной Материей). Е. П. Б. также полагает, что Правое, Левое и Среднее – ни что иное, как индуистская Троица высших Божеств – Брахма, Вишну и Шива, т. е. Тримурти, все время проявляющая себя, причем здесь, считает она, очень четко представлены идеи Творения, Сохранения и Разрушения-Восстановления.

25. Середина, как отмечает Е. П. Б., есть особое место пребывания психиков, как Плерома – пневматиков, или духовных людей. Таким образом, Архонты Середины опекают человеческие души. Это – местонахождение Софии-Ахамот, т. е. Внешней Софии, или Пистис Софии, которая, желая Света, без Сизигия (добавим, что в нашем тексте сизигием этой Софии назван, фактически, сам Иисус) пала из Огдоады (Восьмерицы) в Гептаду (Седьмицу), высш

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...