3. 3. Статические упражнения
И. А. Поварова
ПРАКТИКУМ
ДЛЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ
Учитесь говорить
правильно и красиво
«СОЮЗ>
Санкт-Петербург
1999
-г
ББК 74. 3
П 42 УдК 371. 927
128 с.
Поварова И. А.
Практикум для заикающихся. — СПб: СОЮЗ, 1999. —
ЗВМ 5-87852-110-5
Книга представляет собой сборник упражнений, советов и практических рекомендаций по тренировке фонационного дыхания, миорелаксации, произношения, дикции, речевого голоса, предназначенных для коррекции заикания. В книге обобщен многолетний опыт работы Отделения патологии голоса и речи СП6 НИИ уха, горла, носа и речи в этом направлении.
Книга рассчитана на подростков и взрослых, страдающих заиканием, а также логопедов, занимающихся этой проблемой.
Рецензенты: И. А. Смирнова, И. В. Королева
@ Поварова И. А., 1999 ® Гореликов В. А., оформление обложки, 1999
@ Издательство < СОЮЗ, 1999
ПРЕДИСЛОВИЕ
Перед вами книга для тех, кто страдает заиканием и хочет избавиться от него.
Заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и, при отсутствии необходимой помощи, может сохраняться долгие годы. Заикание проявляется в нарушении ритма и плавности речи, которые возникают из-за различного рода прерывания, продлевания или повторения отдельных звуков и слогов. Такие задержки и повторения при произнесении слов возникают вследствие судорог МЫШЦ речевого аппарата, сопровождаются нарушением дыхания, изменениями в просодике высказывания: высоте и силе звука, темпе речи. Помимо этого отмечаются приспособительные изменения позы, мимики, артикуляции.
Течение заикания бывает постоянным или волнообразным, но чаще всего запинки появляются в наиболее ответственных “трудных” ситуациях. Это, как правило, официальная обстановка, необходимость выступить перед аудиторией, ответить на уроке, экзамене, поговорить по телефону, ответить на неожиданный вопрос незнакомого человека или задать ему вопрос и многое другое.
Часто возникающие речевые затруднения и неудачи приводят к повышенным затратам нервной энергии, а порой и к серьезным психическим травмам, которые могут вызвать чувство неполно ценности, досады, беспомощности и другие отрицательные эмоции.
В результате у большинства заикающихся возникает невроз, что усиливает заикание и еще больше затрудняет речевое общение.
Однако, заикающимся людям можно помочь. Логопедами разработана методика реабилитации лиц, страдающих этой патологией. Эта методика хорошо отработана и может быть использована как на занятиях под наблюдением логопеда, так и при самостоятельных занятиях
Цель данной книги — в простой и доступной форме описать последовательность упражнений, которые надо выполнять для исправления заикания.
В книге обобщен многолетний опыт работы Отделения патологии голоса и речи СПб НИИ уха, горла, носа и речи по коррекции заикания.
Курс лечения в СПб НИИ уха, горла, носа и речи рассчитан на ЗО дней. Организация курса подробно описана в Приложении 6.
Методика занятий основывается на принципе целостного функционирования всего речевого аппарата.
При этом осуществляются:
• организация фонационного дыхания,
• формирование навыков четкой артикуляции и произнесения,
• формирование интонационной выразительности речи,
• стабилизация темпа и ритма речи.
В процессе занятий необходимо контролировать себя и выработать навыки самоконтроля дыхания, артикуляции, темпа, ритма и др. в повседневной жизни.
Занимающиеся осваивают критерии хорошей речи, способы и направления работы по улучшению собственной речи и голоса.
В данной книге вы можете найти все необходимые рекомендации.
Материал расположен не поэтапно, а по видам работы и состоит из нескольких разделов. Каждому разделу отводится определенное время. Оно зависит от индивидуальных особенностей занимающихся и тяжести нарушения речи. В соответствующих разделах книги даны методические пояснения, указания к работе.
Основным правилом является соблюдение постепенного перехода от легкого к трудному, от сохранных компонентов речи к нарушенным.
Все разделы одинаково важны в работе над речью, и все они тесно связаны между собой.
Первые четыре вида упражнений: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, мышечное расслабление и самомассаж (главы 3—6) — подготовительные. Их можно считать базой, на которой в дальнейшем формируются навыки свободной речи в разнообразных условиях общения. Четкость движения артикуляторов, умение контролировать мышечный тонус и правильное речевое дыхание — основа для свободного звуко- и слогопроизнесения, а в последующем и естественной речи.
Далее начинается освоение навыков фонации с произнесения гласных звуков и их сочетаний. Затем тренируется произнесение слогов, слов, фраз. В тяжелых случаях нарушений все указанные упражнения достаточно долго проводятся на беззвучной артикуляции или шепоте. При развитии и укреплении фонации тренируются стабильность звучания, сила и высота голоса, темп и слитность речи.
В книгу включен материал, отражающий сведения об интонации, о таких ее составных частях, как пауза, логическое ударение, темп.
Весь материал излагается в популярной и доступной форме, приводятся практические советы и упражнения по улучшению собственной речи.
Предлагаемый литературный материал не является обязательным. Каждый логопед может брать статьи. рассказы, стихи по своему усмотрению, принимая во внимание запросы пациентов и их возраст.
При самостоятельной работе желательно, чтобы занимающиеся имели возможность периодически консультироваться у логопеда, который может дать им советы и рекомендации по преодолению трудностей, возникающих в процессе выполнения тех или иных заданий.
Учебное пособие предназначено для подростков и взрослых, страдающих заиканием, логопедов, занимающихся этой проблемой.
Благодарности
Автор выражает глубокую благодарность всем, кто сказал помощь в подготовке книги. Прежде всего рецензентам:
И. А. Смирновой, кандидату педагогических наук, доценту, заведующей кафедрой логопедии Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка (ИСПиП МУСиР) им. Р. Валленберга; И. В. Королевой, кандидату биологических наук, руководителю Отдела физиологии и патологии голоса и речи Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи за полезные замечания и рекомендации. Большое содействие автору в выполнении настоящей работы оказали ведущий научный сотрудник Отдела физиологии и патологии голоса и речи, доктор медицинских наук, профессор Ю. И. Кузьмин и заведующая Отделением патологии голоса и речи, кандидат медицинских наук И. Ф. Григорьева. Наконец, особую признательность выражаю логопеду Е. С. Лопотко.
Все замечания и пожелания по содержанию книги просим присылать по адресу:
198013, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, 9, Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи, Отделение патологии голоса и речи.
Глава 1. РАБОТАЕМ НАД ПРОБЛЕМОЙ
Человек, который хочет передвинуть гору, начинает с того, что переносит мелкие камни.
Китайская пословица
Лечение заикания — это сложный и трудоемкий процесс. Он потребует от вас умения сделать над собой усилие. Зато, если есть цель, достичь ее — это большое счастье.
Прежде чем приступить к чтению следующих глав и выполнению описанных там упражнений, выслушайте несколько советов.
Рекомендации
— Комплекс занятий (набор упражнений, их последовательность. время и частоту повторения и др. ) применительно к каждому конкретному случаю может квалифицированно подобрать только логопед.
— Выполнять описанные в книге упражнения можно самостоятельно.
— Очень важно точно и последовательно выполнять все упражнения и рекомендации.
— Желательно периодически контролировать ход занятий у логопеда.
— В процессе занятий необходимо выработать навыки самоконтроля дыхания, артикуляции, темпа, ритма речи и контролировать себя в повседневной жизни.
ПОМНИТЕ: очень многое зависит от вас самих, вашего упорства и старания.
Приступая к лечению заикания, учтите следующие рекомендации и старайтесь постоянно ими пользоваться.
• Проанализируйте причины Ваших жизненных трудностей и связанных с этим волнений. Обсудите сложные проблемы с профессионалом (психотерапевтом или психологом). Это можно сделать и в ходе комплексного лечения заикания.
• Не упускайте из виду того, что при желании всегда можно найти выход из трудного положения, отделив несущественное от существенного.
• В ходе основного курса и дальнейшего поддерживающего лечения стремитесь к тому, чтобы в повседневной жизни чувствовать себя спокойно, уверенно и уравновешенно.
• Не считайте заикание основной причиной Ваших жизненных трудностей.
• Не пытайтесь сделать “секретом” свои речевые особенности, не скрывайте, что лечитесь от заикания.
• Идите по жизненному пути “без оглядки на заикание — не изменяйте своих жизненных планов и стремлений из-за заикания.
• Во время лечения будьте активным, терпеливым, собранным и целеустремленным: только упорная работа в соответствии с рекомендациями специалиста приводит к нормальной речи.
Обратите внимание!
• При лечении заикания, наряду с коррекцией речи логопедическими приемами, возникает необходимость избавить пациента от целого ряда невротических проявлений: от речевой неуверенности и “страха речи”. Это осуществляют психотерапевтическими и медико-психологическими средствами, а на определенных этапах и с помощью фармакологических препаратов.
• Лечение невротических проявлений может быть успешным только в условиях постоянного взаимодействия пациенте со специалистом – логотерапевтом, так как для достижения успеха необходимо видоизменить в благоприятном направлении ряд особенностей характера, сформировавшихся на фоне трудностей речевого общения и препятствующих нормализации речи.
Глава 2. СЕКРЕТЫ ОБЩЕНИЯ
Коммуникация (общение) — это обмен информацией и идеями между людьми. Эффективное общение подразумевает, что Вас слушают и понимают. Информацию можно передать устно, письменно, через невербальные сигналы (мимика, жест и др. ) или через комбинацию этих приемов.
При этом важно, как и что Вы говорите: выбор слов, интонации, жестов оказывает влияние на слушателя. Рекомендации
Перед началом разговора нужно четко сформулировать его цель. Чтобы беседа была эффективной с самого начала необходимо:
— установить контакт с собеседником;
— создать благоприятную атмосферу для беседы;
— привлечь внимание партнера;
— пробудить интерес к беседе;
— «перехватить» инициативу, если это необходимо.
• Успешному ведению беседы способствует понимание эмоционального состояния собеседника, сопереживание ему.
• Важное значение имеет стиль ведения беседы:
— высота, громкость и тембр голоса;
— интонация;
— скорость речи;
— длительность, частота пауз;
— наличие и характер жестов и т. д.
• Тон высказываний должен быть ровным и спокойным, темп иритм речи умеренным. Пауза — в зависимости от логики высказывания (о конце предложения или между его смысловыми отрезками).
• Лучше начинать беседу с приветливого взгляда и дружеского тона, говорить простым, ясным, четким языком. Пространное изложение информации усложняет восприятие партнером сути высказывания.
Собеседники, как правило, наиболее внимательно выслушивают начало разговора, для создания благоприятной атмосферы выражайте собеседнику одобрение избегайте критических высказываний и оценок его поведения.
Снять напряженность, которая очень часто присутствует в начале беседы, можно, сказав несколько теплых, приятных фраз.
• Первые фразы, которые Вы адресуете собеседнику лучше готовить заранее, чтобы они своей нестандартностью привлекли внимание к Вам и Вашей идее.
• Настраивайтесь на собеседника, учитывая его профессиональный уровень, жизненный и трудовой опыт, интересы, особенности мышления и речи.
• Расстояние при общении должно быть достаточным для того, чтобы хорошо слышать партнера, и таким, чтобы собеседник не чувствовал напряжения от слишком большой близости. Это расстояние — индивидуально и зависит от пола, возраста и других особенностей собеседника.
Разным видам общения соответствует разное пространственное положение участников. Наиболее подходящим для делового общения является расстояние между собеседниками около метра. Эмоционально близким отношениям благоприятствует расстояние до полуметра.
• Выразительные движения лица (мимика) и жестикуляция дают дополнительную возможность ярче и образнее донести Ваши мысли и чувства.
Их использование позволяет более верно понимать других людей, контролировать и изменять впечатление, которое Вы производите на партнера.
Легче и приятнее беседовать с тем, у кого оживленное, динамичное выражение лица, активная жестикуляция.
Эффективность беседы зависит также от умения слушать партнера:
- Недопустимо прерывать собеседника на полуслове.
— Полезно кивать или наклонять голову для проявления поддержки, показывая тем самым желание слушать дальше.
— Желательно показать собеседнику ощущение сопереживания, уловить эмоциональную окраску и значение ею проблем.
— Необходимо “читать” неречевую информацию: понимание жестов и поз партнера позволит осуществить более устойчивую обратную связь и точнее увидеть позицию собеседника.
• В налаживании контакта большую роль играют условия беседы — место, время, наличие помех (присутствие посторонних, телефонные звонки, шум и т. д. ). Старайтесь обеспечить максимальный комфорт собеседнику.
• Важны условия зрительного контакта (манера смотреть). Оптимальным в большинстве случаев оказывается такой “режим”, при котором беседующие то смотрят друг на друга, то отводят взгляд. Взгляды собеседников встречаются на меньшее время, чем каждый из них смотрит на другого.
Приятный партнерам зрительный контакт позволяет выразить и почувствовать внимание, одобрение, произвести благоприятное впечатление.
• Следующие действия не способствуют взаимопониманию партнеров:
— Уход от темы разговора, предложенной собеседником.
— Отсутствие реакции: высказывание партнера не находит никакого словесного или несловесного (в мимике, жестах, позе) ответа.
— Забегание вперед (недослушивание, обдумывание следующего вопроса во время ответа собеседника).
— Перебивание, нетерпеливое предложение нового
— Отсутствие сосредоточенности, нежелание думать над сказанным.
— Излишняя эмоциональность.
— Противоречивость между собственными высказываниями (или поведением) и самочувствием.
14 основных правил красивой речи
Правило 1. При разговоре необходимо придать телу удобную и свободную позу (мышцы шеи и плеч не напряжены, плечи отведены назад и располагаются на одном уровне).
Правило 2. Во время речи следует держаться естественно, желательно смотреть на собеседника.
Правило З. Перед началом речи сделайте вдох (при вдохе не поднимайте плечи) и сразу же начинайте говорить на плавном выдохе, не торопясь, слитно.
Правило 4. Четко артикулируйте, произносите гласные протяжно, делайте на них голосовую опору.
Правило 5. Согласные произносите легко, свободно, без напряжения.
Правило б. В каждом слове выделяйте ударный гласный звук, произносите его громче и длительнее остальных гласных в этом же слове.
Правило 7. Первое слово во фразе говорите тихо, низким голосом, немного медленнее обычного.
Правило 8. длинные предложения делите на смысловые отрезки. Все слова внутри отрезка и короткие предложения произносите слитно, как одно длинное слово.
Правило 9. Четко выдерживайте паузу в конце предложения и между его смысловыми отрезками.
Правило 10. Избегайте монотонности. Говорите выразительно.
Правило 11. Выдерживайте ровный умеренный темп и ритм речи. Говорите уверенно и спокойно.
Правило 12. Не спешите с ответом. Сначала обдумайте
высказывание.
Правило 13. При неудачах остановитесь, успокойтесь
и продолжайте говорить более медленно, пока не почувствуете
уверенность в речи.
Правило 14 . Постоянно контролируйте себя: не делайте лишних движений руками, ногами, головой, туловищем.
Глава 3. ДЫШИМ ПРАВИЛЬНО — ГОВОРИМ ЛЕГКО
3. 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Важнейшие условия правильной речи — это плавный
длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.
Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание — это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условий общения.
Установлено, что наиболее правильным удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижным и.
Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются.
Вдох при речи короткий, легкий. Выдох — длительный,
плавный (в соотношении 1: 10; 1: 15).
В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логически завершенного отрезка высказывания (т. е. синтагмы).
Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.
Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:
• подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе;
• слишком большой вдох;
• учащенность дыхания;
• укороченность выдоха;
• неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха;
• неправильная осанка.
3. 2. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Комплекс упражнений для воспитания навыков речевого дыхания рекомендуется выполнять в состоянии покоя (лежа, сидя, стоя) и во время движения.
Задачагимнастики: освоить технику диафрагмально-реберного дыхания с активизацией мышц брюшного пресса; сознательно регулировать его ритм, а также правильное соотношение вдоха и выдоха, распределение выдоха на определенные речевые отрезки, диктуемые логикой.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине речевых отрезков
Обратите внимание!
При занятиях дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие условия:
• Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.
• Не заниматься после еды.
• Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.
• Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.
• Дозировать количество и темп проведения упражнений.
При выполнении дыхательных упражнений целесообразно придерживаться следующих рекомендаций.
Рекомендации
• Осваивать технику дыхательных упражнений в положении лежа, сидя на стуле, стоя, в движении. Начинать заниматься диафрагмальным дыханием надо лежа на спине - это наиболее удобное положение. После достаточной практики в течение нескольких дней лежа, необходимо продолжить тренировки сидя или стоя. Проводить тренировки следует до тех пор, пока не будет полного контроля за дыханием и оно не станет привычным.
• Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать — через рот. Вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох.
• Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха, вдохнуть надо столько, чтобы можно было еще немного “добрать” Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранить небольшой запас в легких. Выдох естественный, экономный, без усилий.
• Выдыхаемый воздух расходовать в основном на гласные звуки (в первую очередь на ударные).
На одном выдохе произносить не больше 3-4 слов, слова произносить слитно, не отделяя одно от другого.
• В длинных предложениях между смысловыми отрезками делать остановку для добора воздуха и продолжать фразу после вдоха.
• Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе — не опускались.
• Необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании.
3. 3. СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: