Рекомендации. Глава 4. Разминка между делом. Глава 4. Разминка между делом
Рекомендации
- После освоения этих упражнений (см. также Приложение 3) следует перейти к чтению стихотворений. Во время чтения сначала произносить на выдохе две строки текста, затем четыре с четким и выразительным проговариванием.
- В дальнейшем произносить возрастающее количество строк стихотворения на одном выдохе, соизмеряя расход воздуха с величиной текста, читаемого от одного вдоха до другого.
Д ом, который построил Джек.
Вот дом,
Который построил Джек,
А это пшеница,
Которая в темном чулане хранится
в доме,
Который, построил Джек.
А это веселая птица-синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
в доме,
Который построил Джек.
Вот кот,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
в доме,
Который построил Джек.
Вот пес без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
в доме,
Который построил Джек.
А вот корова безрогая,
Лягнувшая старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
в доме,
Который построил Джек.
А это старуха седая и строгая,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу.
Которая в темном чулане хранится
в доме,
Который построил Джек.
А это ленивый и толстый пастух,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
в доме,
Который построил Джек.
Вот два петуха,
Которые будят того пастуха,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится в доме,
Который построил Джек.
Р. Бернс
(перевод С. Маршака)
Глава 4. РАЗМИНКА МЕЖДУ ДЕЛОМ
4. 1. РЕЧЬ И ОСАНКА
Во время речи необходимо сохранять ощущение внешней и внутренней подтянутости.
Добивайтесь правильной осанки. Для этого сидеть или стоять нужно прямо, с расправленными плечами, не напрягая корпус, мышцы рук и шеи. Голову держать прямо, без особого напряжения, не опуская вперед и не запрокидывая назад. Такое положение тела должно стать естественным и привычным в момент работы над дыханием и голосом. Одним словом, нужна осанка раскрепощенного, свободного человека (кстати, она не имеет ничего общего с осанкой балетной).
Неправильная осанка, усиливая напряжение мышц, может привести к искажению звучания.
Недостатки в осанке приобретаются в результате длительного и частого повторения неправильных поз и положений тела.
4. 2. МЫШЕЧНОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ.
Научиться произвольно расслаблять мышцы, освобождаться от избыточного напряжения можно только благодаря постоянному сознательному контролю за их деятельностью. Умение расслабить мышцы называется релаксацией — мышечным освобождением.
Навык произвольно расслаблять мускулатуру отрабатывается путем применения специальных упражнений, которые приучают чувствовать сильное напряжение мышц и затем расслабленное их состояние.
Рекомендации.
• Необходимо как можно сильнее произвольно напрячь и затем сразу же максимально расслабить какую-либо группу мышц (язык, шею, руку и т. д. ). При этом важно создать ощущение контраста между напряженным и свободным их состоянием.
• Силу напряжения мышц полезно контролировать как с помощью телесных ощущений во время выполнения упражнений, так и визуально, обращая внимание на область плечевого пояса, шеи, мимических мышц лица. Такой контроль позволяет легче осуществить переход к глубокому расслаблению, в результате чего вырабатывается свобода действий и умение управлять мышцами.
• Следует помнить, что нерациональное расслабление — такое же препятствие для свободных движений, как и скованность.
• В ходе ежедневных упражнений длительностью 5-7 минут вырабатывается способность пользоваться мускулатурой речевого аппарата без его перенапряжения.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Для получения оптимального результата необходимо:
• снижать тонус мускулатуры в области плеч, шеи, груди, рук, органов артикуляции;
• ощутить и проконтролировать плавность перехода от напряженного к расслабленному состоянию;
• запомнить ощущение комфорта и осознанно расслаблять мышцы;
• снижать мышечное напряжение с использованием самовнушения;
• выполнять движения неторопливо, ритмично, не переутомляясь;
• свободно дышать во время проведения упражнений.
Упражнения выполняются беззвучно и со звуком. Начало фонации необходимо приурочить к расслаблению. При этом сначала произносятся протяжно и плавно гласные звуки и их сочетания, а затем слоги, слова.
Воспользуйтесь поиском по сайту: