10.3. ПРОЗА. Какая бывает роса на траве
10. 3. ПРОЗА
Основная цель, которую вы должны ставить перед собой, приступая к этому разделу, — дальнейшее закрепление речевых навыков, чтобы потом перейти к пересказу прочитанного, а затем и к самостоятельному изложению своих мыслей.
- Рекомендации
• Каждый отрывок читайте вслух по нескольку раз. Будьте внимательны и вдумчивы. Постарайтесь проникнуться тем настроением, которое хочет передать автор
• При чтении не забывайте о технике речи
— следите за четкостью и длительностью пауз;
— читайте громким, уверенным, ровным голосом;
— в каждом речевом такте ясно выделяйте опорное слово (логический центр);
— пользуйтесь только нижне-диафрагмальным дыханием.
• Большое внимание уделите слитности, не “рубите” слова, старайтесь, чтобы от паузы до паузы все слова в речевом отрезке как бы вливались одно в другое. Ни в коем случае не убыстряйте темпа к концу отрывка. от начала до конца темп должен быть одинаково умеренным.
• Постарайтесь сделать так, чтобы при чтении кто-нибудь слушал вас.
• Используйте в чтении интонации живого разговора.
Упражнение 1. Прочитайте предлагаемый текст из скороговорок как информационное сообщение.
Сначала разбейте текст на абзацы (небольшие смысловые части) и поставьте знаки паузы ( II) на границах частей.
В ходе чтения передайте основные факты четко, спокойно, выверенно.
Текст 1.
Из-под Костромы, из-под Костромищины везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева — тень тетерева; мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил да так всех скороговорок и не перевыскороговорил.
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену, спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики, что сшит колпак не по-колпаковски, что вылит колокол не по-колоколовски. О пустяках спорить — дело упустить.
Текст 2.
Я ему по секрету, а он всему свету, что на улице медовик, мне не до медовика, что на улице деготник, мне не до деготника. Так вот скажет друг дружке, а дружка — подружке, а подружка борову, а боров — всему городу — язык от лжи не краснеет, и без того красный, а только береги честь смолоду:
один раз соврешь — в другой не поверят; ведь коли врун, так и обманщик, а обманщик, так и плут, а плут. Так и мошенник, а мошенник, так и нор.
Говорят, не тот хорош, кто лицом пригож, а тот, кто на дело гож
Упражнение 2. Прочитайте тексты из скороговорок, представив, что вы рассказываете историю, похожую на сказку.
Помните, что в этом случае необходима сказовая интонация: неторопливость, загадочность тона или игривость.
Текст 1.
Тронулась от околицы тройка с колокольцами. У калитки — маргаритки, подползли к ним три улитки. У Феофана Митрофаныча три сына Феафаныча. Хвастал храбрый краб три дня: “Краба нет храбрей меня! ”. Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопия попа, про Прокопьевича. Шли три Назара, встали у базара да заговорили про Прокопа, про Прокопчиху и про маленьких Прокопиных Прокопенят.
Тень-тень-потетень, выше города плетень. Слушайте, кому не лень, сказку-небылицу про красну девицу Маланью-болтунью, что молоко болтала-выбалтывала, да не выболтала, а дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. Но Ромаша себе на уме. ел не ел, а за столом просидел, по усам текло, а в рот не попало! Вот вам сказка, а нам бубликов связка!
Текст 2.
Ночь прошла, темноту увела. Замолчал сверчок, запел петушок. Полежала немножко, распахнула окошко. Здравствуй, солнышко-колоколышко!
Расскажу я вам сказку старинную, не шибко короткую, да и не шибко длинную, а такую как раз, как от меня до вас. Не белы лебеди по небу летят, русские люди сказку говорят.
Сказка-быль ли, не быль, да и не вранье. Верьте ей, не верьте, а слушать слушайте до конца. Конец всему делу венец. Сказок у нас, что птиц в стае, да ни одна из них не
пустая.
Упражнение З. Прочитайте текст, предварительно выделите логические центры, определите паузы.
Текст 1.
Лес и степь
(отрывок)
Но вот наступает вечер. // Заря запылала пожаром / и обхватила полнеба. // Солнце садится. // Воздух вблизи /как—то особенно прозрачен, /словно стеклянный; // вдали ложится мягкий пар, / теплый на вид; // вместе с росой /падает алый блеск на поляны, / еще недавно облитые /потоками жидкого золота; // от деревьев, / от кустов, / от высоких стогов сена/побежали длинные тени... //Солнце село; / ‚звезда зажглась / и дрожит в огнистом море заката... // Вот оно бледнеет; II синеет небо; //отдельные тени исчезают, // воздух наливается мглою // Пора домой, /в деревню, / в избу, / где вы ночуете. / Закинув ружье за плечи, /быстро идете вы, /несмотря на усталость... //А между тем наступает, ночь; // за двадцать шагов уже не видно, //собаки едва белеют во мраке. 11 Вон над черными кустами / край неба смутно яснеет... // Что это?! Пожар?.. // Нет, / это восходит луна. //А вон внизу, направо, ‘уже мелькают огоньки деревни... // Вот, наконец, и ваша изба. // Сквозь окошко видите вы стол, /покрытый белой скатертью. / горящую свечу, / ужин...!!
Текст 2.
Какая бывает роса на траве
И Тургенев
Когда в солнечное утро, /летом, пойдешь в лес, (то на полях, в траве, ‚видны алмазы. II Все алмазы эти/ блестят и переливаются на солнце / разными цветами — / и желтым, / и красным, / и синим // Когда подойдешь ближе / и разглядишь, что это такое, / то увидишь, / что это капли росы / собрались в треугольных листах травы / и блестят на солнце. //Листок этой травы /внутри мохнат / и пушист, как бархат. //Когда неосторожно / сорвешь листок с росинкой, / то капелька скатится, / как шарик светлый, /и не увидишь, / как проскользнет мимо стебля. //
Бывало, сорвешь такую чашечку, / потихоньку поднесешь ко рту /и выпьешь росинку, /и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется. //
Л. Толстой
Упражнение 4. Очень полезно также тщательно отрабатывать чтение газетных и журнальных статей, так как это — материал, с которым вы ежедневно сталкиваетесь в повседневной жизни. Выделите специальное время для чтения вслух статей с предварительной разметкой их. После чтения и осмысления прочитанi-iого необходимо пересказать полученную информацию перед аудиторией.
Текст 1.
Во все времена шляпа была непременной принадлежностью одежды.
В античном мире шляпы носили с чисто практической целью. Во время путешествий древние греки надевали низкую круглую шляпу с полями.
В ХI — ХII веках среди многих новинок с Востока пришла в Европу и мода на тюрбаны. Их носили и мужчины, и женщины.
В эпоху Возрождения появляются береты, большие плоские и с разрезами, из тонкого сукна и бархата, украшенные вышивкой, перьями, медальонами.
В конце ХIХ и начале ХХ века в моду вошли пышные широкополые шляпы, украшенные искусственными цветами, фруктами, птичками и перьями. Они походили на переполненные корзины. Столь огромные шляпы потребовали специальных шпилек и булавок, удерживающих их на голове. дело дошло до того, что “дамский журнал” за 1912 г. поместил статью, где говорилось, что городские управы Петербурга и Москвы запретили допускать в трамваи дам в шляпах с булавкам.
Но постепенно со шляп исчезли лишние украшения, у моделей нашего времени простая и удобная форма.
Текст 2.
Когда впервые появились перчатки — неизвестно, но уже древнегреческий поэт Гомер повествует, что пастухи и работники пользовались кожаными перчатками для защиты от растений с острыми шипами.
В средневековой Европе рыцари надевали перчатки только на турнирах, для защиты от удара. Поэтому их делали из толстой кожи. Удар перчаткой означал вызов, оскорбление. Другое дело, когда перчатку дарила дама. Это был знак величайшей милости: избранник мог быть уверен в искрённости ее чувства.
Популярность перчаток росла, и уже в 12-м веке во Франции был создан цех перчаточников.
Постепенно перчатки становятся предметом повседневного туалета. Мужские перчатки были всегда короткими, длина женских зависела от длины рукава.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение разрешите высказать несколько рекомендаций.
Пользуйтесь этим пособием как рабочим справочником для решения Ваших речевых проблем.
• Хорошо найти одного или нескольких приятелей, с которыми можно заниматься вместе. Это интереснее. Можно обменяться мнениями, сравнить результаты выполнения разных упражнений, понять, как Вас воспринимают другие люди.
• Устройте из своего обучения игру, предложив кому- нибудь из близких приз за каждый случай, когда они поймают Вас на нарушении речевых правил.
• Если Вы занимаетесь сами, это тоже неплохо. У Вас есть шанс — развить самонаблюдение.
• Еженедельно ведите дневник, указывая в нем “речевые победы” и анализируя ошибки, которые допустили, чтобы избежать их повторения в будущем.
• Не ограничивайтесь выполнением упражнений. действуйте, экспериментируйте в реальной жизни. Только упорная работа над собой и своей речью, оздоровление нервной системы, длительное закрепление достигнутых результатов приведут Вас к успеху.
• Работайте над речью спокойно и настойчиво. Не падайте духом при неудачах — помните, что трудности преодолеваются постепенно. Не отступайте от намеченной цели, верьте в свои силы и возможности.
• для закрепления навыка плавной речи необходимо ежедневно тренировать правильную речь.
• При работе над речью в домашних условиях целесообразно придерживаться следующих правил.
— Лучшее время для тренировки это утренние часы перед работой или учебой.
— Начинать работу над речью лучше с пения. Для этого выбирайте плавные и мелодичные песни. Пение организует речевое дыхание и стабилизирует темп речи.
— далее работайте над чтением стихов, пословиц и небольших текстов в умеренном темпе, строго придерживаясь правил речи.
— Включите в самостоятельные занятия музыкальное сопровождение, так как оно положительно влияет на нормализацию речевой функции.
— Постоянно закрепляйте освоенные навыки речи в процессе общения.
— Рекомендуется прослушивание ритмичной легкой музыки, декламации стихов или чтения прозы в исполнении артистов.
Приложение 1
Список слов с разной длиной и разной ритмической структурой
двусложные:
путник, песня, перец, печка, тачка, тумба, кактус, кипа, кудри, будка, берег, бублик, бисер, диктор, доктор, город, гейзер, поток, песок, табун, тиски, каблук, кирпич, кефир, бульвар, дурман, гектар, гармонь.
трехсложные:
памятник, парусник, тумбочка, туфельки, тетерев, каменщик, капелька, карточка, кисточка, кепочка, ботинки, дудочка, девочка, дерево, погоня, парламент, покупка, печать, печенье, писатель, канва, картофель, кастрюля, катушка, булыжник, бумага, бухгалтер, дубленка, горошек, гитара, гербарий, пансион, пароход. перевал, переплет, пионер, табурет, торжество, телефон, темнота, теплоход, календарь, карандаш, бандероль, барабан, бутерброд, диспансер, гастроном, геркулес.
четырехсложные:
папоротник, путаница, деятельность, деятельный, гусеница, горничная, познание, послание, подсолнечник, таинственный, торжественный, термический, кампания, комедия, беготня, безветрие, баталия, гарантия, гостиница, говядина, гимнастика, парикмахер, паутина, погремушка, пирамида, тараторить, табуретка, телевизор, конденсатор, коромысло, комментарий, баснописец, батарея, безработный, добровольный, дисциплина, годовщина, губернатор, гигиена, пансионат, переполох, перегрузить, переступить, переписать, тяжеловоз, калейдоскоп, комбинезон, диагональ, диапазон, голосовать, гемоглобин.
пятисложные:
парфюмерия, подберезовик, помещение, территория, типография, консультация, конституция, бухгалтерия, биография, безработица, долговременный, дипломатия, дирижировать, гастролировать, география, геометрия, переустройство, голосоведения, перегородка, переговоры, температура, татуировка, командировка, кандидатура, домохозяйка, дипломатичный, гуманитарный, гостеприимный, голубоглазый, параллелограмм, перезимовать, товарообмен, коэффициент, диапозитив.
шестисложные:
парикмахерская, переписываться, телевидение, консультироваться, баллотироваться, доброкачественный подразделение, постановление, похолодание, телеграфировать, терроризировать, катастрофический, корреспонденция, библиография, бомбоубежище, безукоризненный, доброжелательный, демократический, гипнотизировать, газифицировать.
семисложные:
перебазироваться, дисциплинированный, коллекционировать, библиографический, домоуправление, дисквалифицировать, госпитализировать, удостоверение, автобиография, аэродинамика, идеализировать, акклиматизация, удовлетворение.
Приложение 2
Чистоговорки для отработки навыков голосоведения.
У ежа ежата, у ужа ужата. Ужу на ужин жук нужен. У мышки в норке сыра корка. У калитки маргаритки, подползли к ним три улитки. У елки иголки колки. У нас гость унес трость. У осы не усы, а усики. У Феофана Митрофановича три сына Феофановича. У Сени и Сани в сетях сом с усами. У семи нянек дитя без глаза. Укатали Сивку крутые горки. У гусыни усов ищи не ищи – не сыщещь. У тридцати трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят. У Кондрата куртка коротковата.
• У четырех черепашек по четыре черепашонка.
• У Саши на носу сажа.
• У Фомки в гостях Фимка, Фимка в гостях у Фомки.
• Утром спозаранку купил баран баранки.
• Около кола колокола, около ворот коловорот.
• От топота копыт пыль по полю летит.
• Осип охрип, Архип осип
• Около колодца вода льется
• Опять пять ребят нашли у пенька пять спят.
• Орел на горе, перо на орле. • Оса боса и без пояса.
• Арина грибы мариновала.
• Авось да небось — хоть вовсе все брось.
• И строчит, и валяет и гладит, и катает, а все языком.
• И сила уму уступает.
• Игра игрой, а дело делом.
• Ест Федька кисель с редькой, редька с киселем —
• Есть запас, да не про вас.
• Есть что слушать, да нечего кушать.
• Ехал к вам, да заехал к нам.
• Этот жук — плавунец — замечательный пловец.
• дружно — не грузно, а врозь — хоть брось.
• Трое трубачей трубят в трубы.
• Прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке.
• Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
• Кто друг прямой, тот брат родной.
• Три дерева, три тетерева, на каждом дереве по одному тетереву.
• два дровосека, два дроворуба на дворе дрова топорами рубят.
• Топоры остры до поры, до поры остры топоры, до поры, до поры, до времени.
• Идут три попа, три Прокопия — попа, три Прокопьевича; говорят про попа, про Прокопия — попа, про Прокопьевича.
• Три тропки, три трубки.
• Все бобры добры для своих бобрят.
• Проворонила ворона вороненка.
• Протокол про протокол протоколом запротоколирован.
• Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украли. • Командир говорил про полковника, про полковницу, про подполковника, про подполковницу, про подпоручика, про подпоручицу, про прапорщика, про прапорщицу промолчал.
• Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: «Сено грабь граблями, краб».
• Ушел Прокоп — кипел укроп, пришел Прокоп — кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укреп.
• Ткет ткач ткани на платок Тане.
• На пороге вытри ноги, вытри ноги на пороге.
• Где страх, там и крах.
• Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.
• Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
• Клара - краля кралась с крокодилом к Ларе.
• Королева Клара строю карела Карла за кражу коралла.
• Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
• Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
• Во мраке раки шумят в драке.
• Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.
• Рапортовал, да недорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.
Приложение З
Тренинговые тексты для удлинения
продолжительности речевого выдоха
Ж Жжж Жжжжжжжжж Жжжжжж Жжжжжжжжжжж Бац! Ж…Ж… Жжжж Жжжжжжжжжжжжж Бац! Бац! Жжжжж Бац! Бум! Дзинь!.. Жжжжжж Топ. Жжжж Топ-топ. Жжжжжжж Топ-топ-топ. Жжжжжжжжжжж Шлеп! Шмяк. И стало тихо.
Жил-был царь,
У царя был двор,
На дворе был кол,
На колу мочало,
Еговетром качало.
Неначатьлисказочкусначала?
ТетушкаАрина
Кашу варила, Из-за каши подрались.
Мочало, мочало
Начинай сначала! Т. Собакин.
Как за тридевять земель
Жили тридевять Емель:
Три Емели все умели,
Емели так сидели,
Емели спать хотели
Три Емели заболели,
Три стелили им постели,
Три Емели пили-ели,
Три Емели песни пели,
Три играли на свирели,
Три Емели мыли мели,
Мыли мели на мели.
Вы бы дома не сидели —
Помогать бы им пошли! О. Бондур
Воспользуйтесь поиском по сайту: