4. 3. Комплексная релаксационная гимнастика
4. 3. КОМПЛЕКСНАЯ РЕЛАКСАЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
4. 3. 1. Упражнения для рук
Упражнение 1. Стоя (сидя). Руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак. напрягая кисти, предплечья, плечи. Поочередно расслабить кисти, затем предплечья и полностью мышцы рук.
Упражнение 2. Стоя (сидя). Руки с напряжением медленно развести в стороны, пальцы “растопырить”. Поочередно расслабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук. Руки свободно “уронить” вниз, выполнить маятникообразные движения, постепенно то увеличивая, то уменьшая амплитуду качания.
Упражнение З. Стоя (сидя). Поднять прямые руки с напряжением вверх, затем “бросить” свободно вниз с наклоном корпуса вперед.
Упражнение 4. Сидя. Опереться руками на сидение с усилием, постепенно увеличивая напряжение в плечевом поясе, расслабиться с наклоном корпуса вперед. Затем мягко выпрямиться на стуле.
Упражнение 5. Стоя. Отвести руку в сторону или вперед. Упереться ладонью в стену с усилием. Расслабиться. Вернуться в исходное положение.
Упражнение 6. Сидя. Свободно положить руки на колени, ноги слегка расставить. Сжать пальцы в кулак, прижать к туловищу, с напряжением поднять голову, затем “уронить” лову и руки с одновременным наклоном туловища вперед. Выпрямиться на стуле.
Упражнение 7. Стоя. Ноги врозь, руки спущены, пальцыпереплетены в замок. Руки с переплетенными пальцами поднятьи занести за голову, напрячься и резко опустить с одновременным расслаблением.
Упражнение 8. Стоя. Имитировать руками движения пловца, чередуя попеременное напряжение и расслабление рук.
Упражнение 9. Стоя (сидя). Медленно, с напряжением, поднять одновременно голову и плечи вверх, затем «уронить» плечи и голову, расслабиться.
Упражнение 10. Стоя. Свести плечи вперед, медленно увеличивая напряжение, затем развести в стороны до соприкасания лопаток с одновременным расслаблением рук.
Упражнение 11. Стоя (сидя). Пальцы сжать в кулак. Напрягая мышцы кисти, предплечья, плеча, согнуть в локтях на уровне плеч. Опустить руки. Расслабиться.
Упражнение 12. Стоя (сидя). Поджать с напряжением подушечки пальцев к верхней части ладони (сжать руку в кулак), затем быстро выпрямить и растопырить пальцы. Расслабить кисть, покачивая ею на весу с упором на локоть. добиться, чтобы она висела свободно, как плеть. Выполнять попеременно левой и правой рукой или одновременно обеими руками.
4. 3. 2. Упражнения для туловища
Упражнение 1. Сидя прямо, локти на бедрах. Свободно наклониться вперед, голова спущена, расслабиться. Руки свободно падают вниз. В расслабленном положении выполнить легкие покачивания корпуса из стороны в сторону.
Упражнение 2. Стоя. Повороты туловища с круговымивращениями руками.
Упражнение З. Сидя на краю стула (стоя). Туловище немного наклонить вперед. Свободно размахивать опущенным вниз руками, корпусом, плечами. Упражнение 4. Стоя. Замирание в позе навытяжку. Полное расслабление всего тела, “провисание” (“тряпичная кукла’).
Упражнение 2. Сидя. Медленно поворачивать голову,
Упражнение 5. Стоя. Имитация поднимания штанги с напряжением и расслаблением всего тела после ее опускания.
Упражнение 6. Сидя, корпус прямой. На вдохе напрячь мышцы живота и задержаться в этом положении несколько секунд. Выдыхая, максимально расслабиться. Упражнение 7. Стоя. Скрестить руки, обнять себя за плечи, сжимая их как можно сильнее, затем расслабиться.
4. 3. 3. Упражнения для ног
Упражнение 1. Лечь на спину. Ногами с усилием упереться в стену, затем расслабиться. Упражнение 2. Сидя. Выпрямить ноги с напряжением (потягивание), затем расслабить. Упражнение З. Сидя. Выпрямить напряженные ноги, развести в стороны, уронить расслабленные. Упражнение 4. Стоя. Пальцами стопы надавливать на пол, чередуя напряжение с расслаблением. Упражнение 5. Ходьба с высоким подниманием коленей и вытягиванием вниз ступней ног при напряженных мышцах с последующим расслаблением мышц при опускании ноги. Упражнение 6. Сидя. Попеременно напряженно вращать по 30-40 секунд ступнями ног. Расслабиться.
4. 3. 4. Упражнение для шеи
Упражнение 1. Сидя. Опереться на стол согнутыми руками. Опускать голову на руки и полностью расслабиться. Упражнение 2. Сидя медленно поворачивать голову, не поднимая ее, справа налево и слева направо. Упражнение З. Стоя (сидя). Руки поднять. Пальцы соединить в «замок» на затылке, локти и плечи развести в стороны. Плавно, без рывков отвести голову назад, преодолевая сопротивление рук. Ощутить напряжение, «бросить» руки вниз и расслабиться. Вернуться в исходное положение. Упражнение 4. Стоя (Сидя). Голову отвести максимально назад, руки поднять, локти развести в стороны, ладони зафиксировать на лбу. Медленно произвести наклон головы вперед, преодолевая сопротивление рук, напрячься. Вернуться в исходное положение, расслабиться.
4. 3. 5. Упражнения для органов артикуляции
Упражнение 1. Попеременно высовывать узкий напряженный язык («жалом») и широкий расслабленный (“лопатой”).
Упражнение 2. С усилием упереть кончик языка в верхние зубы, затем расслабить, уложив на дно полости рта. Губы и зубы разжать, рот приоткрыть.
Упражнение З. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удержать позу на счет 1-5.
Упражнение 4. Растянуть губы в улыбку с напряжением, затем расслабить губы и вернуть в прежнее положение.
Упражнение 5. Попеременно сжимать с усилием и разжимать челюсти и губы. Расслабиться, свободно опустив нижнюю челюсть.
Упражнение 6. Медленно опускать и поднимать расслабленную нижнюю челюсть без напряжения и утомления, широко открывая рот.
Упражнение 7. Оттянуть язык назад с усилием. Ощутить напряжение корня языка, затем расслабить, уложив на дно полости рта.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! • При выполнении упражнений следует улавливать контраст между напряжением и расслаблением мышц.
• Овладев релаксацией, Вы научитесь снимать напряжение и усталость, почувствуете себя спокойнее и раскрепощеннее.
Глава 5. ТРЕНИРУЕМ
“РЕЧЕВЫЕ МЫШЦЫ”
5. 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей: языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.
Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики).
Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.
Рекомендации
При выполнении артикуляционных упражнений соблюдайте следующие правила:
• выполняйте упражнения только перед зеркалом с опорой как на визуальный контроль, так и на •избегайте сопутствующих (дополнительных) движений; • выполняйте в спокойном темпе, без усилий, стремясь к плавному и ритмическому выполнению движений;
• переходите к последующим упражнениям только после того, как усвоено предыдущее;
• тренируйтесь 2-3 раза в день по 7-10 минут
5. 2. ТРЕНИРОВКА МЫШЦ
НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ
Напряженные мышцы нижней челюсти приводят к “зажатости” звука. Для речи необходимо их расслабить. В упражнениях следует добиваться эластического расслабления мышц, в результате которого нижняя челюсть свободно и легко опускается вниз, как бы под собственной тяжестью и не препятствует произнесению звуков.
Рекомендации
При выполнении упражнений:
• голову держать прямо, не опуская и резко не поднимая ее;
• челюсть опускать без рынков и избыточного напряжения;
• каждое упражнение проводить ритмично, фиксировать в положении на счет 1-5.
Исходное положение: рот закрыт, мышцы нижней челюсти не напряжены.
Упражнение 1. Открыть рот и закрыть (следить, чтобы в открытый рот могли поместиться 3 пальца, поставленные на ребро между верхними и нижними зубами).
Упражнение 2. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, вернуть в исходное положение.
Упражнение 3. Выполнять боковые движения нижней челюсти, затем принять исходное положение. Повторить.
Упражнение 4. Круговые движения нижней челюсти.
Упражнение 5. Открыть рот с одновременным выдвижением нижней челюсти вперед, вернуться в исходное положение.
Упражнение 6. Нижними зубами закусить верхнюю губу и, наоборот, подержать на счет 1-5, затем расслабить.
Упражнение 7. Рот открыт. Представить, что на подбородке подвешен груз, который надо поднять вверх, поднимая подбородок и напрягая мускулы под ним, затем расслабить. Принять исходное положение.
Упражнение 8. Сжать с усилием челюсти, напрячь мышцы шеи и челюсти (запомнить это ощущение), расслабитьих и открыть рот.
Упражнение 9. Имитировать жевание с закрытым и открытым ртом.
Упражнение 10. Выполнять движения нижней челюстью вперед-назад с одновременными наклонами головы вперед - назад.
Упражнение 11. Выполнять движения нижней челюстью попеременно вправо и влево с одновременным поворотом головы в ту же сторону.
Упражнение 12. Коснуться подбородком поочередно правого и левого плеча.
Упражнение 13. Коснуться подбородком груди.
Упражнение 14. Запрокинуть голову назад, выдвигать и убирать подбородок. Темп движений медленный.
Упражнение 15. Поставить локти рук на стол, сложить ладони одну на другую, упереться подбородком в ладони, давить подбородком, открывая рот, на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.
5. 3. ТРЕНИРОВКА ГУБ
Излишняя суетливость или неподвижность губ приводит к “смазанности и невнятности” речи, их правильная работа обеспечивает точное произнесение и влияет на формирование речевого звучания.
Исходное положение: рот закрыт, мышцы нижней челюсти не напряжены.
Упражнение 1. Поочередно поднимать и опускать верхнюю и нижнюю губу; максимально обнажать верхние и нижние зубы. Упражнение 2. Оттягивать уголки рта в стороны, вниз, затем вытягивать губы вперед хоботком. Сначала имитация, затем произнесение звуков и — у — о — а.
Упражнение З. Утрированно имитировать произнесение звуков п — б.
Упражнение 4. Многократно произносить сочетания губных согласных мб, бм, пм, мп и губно-зубных вм, мв, бв, вб и др.
Упражнение 5. Легкое массажирование верхними зубами нижней губы, затем нижними губами — верхней губы. Упражнение 6. Движение вытянутыми губами влево-вправо.
Упражнение 7. Присасывающее движение губ.
Упражнение 8. Вытягивать губы вперед воронкой.
Упражнение 9. Рот закрыть, напрячь губы на счет 1-5, расслабить губы, открыть рот.
Упражнение 10. Натягивать губы на зубы при слегка открытомрте.
Упражнение 11. Произносить сочетания гл, гн, кл, кн, дл, дн, тл, тн, вл, вн с длительным звучанием второго согласного звука, в течение которого верхняя губа должна подниматься все выше и выше.
Упражнение 12. Аналогично произносить сочетания кс, гз, бз, дз, вз, но с оттягиванием нижней губы вниз.
Упражнение 13. Произносить сочетания мвз—мвз—мвз, обратить внимание на более длительную протяженность звуков в, з.
Упражнение 14. Произносить звукосочетания с энергичной работой губ: птка—птка--птка, бдга—бдго—бдгу—бдгэ-бдги.
Упражнение 15. Вибрация губ (подражание “фыркающей” лошади). Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не начнут вибрировать. Сначала выполнять беззвучно, потом произносить «тпр».
5. 4. ТРЕНИРОВКА МЫШЦ ЯЗЫКА
Язык часто бывает малоподвижным и вялым, что приводит к потере разборчивости речи, ее невнятности. При выполнении упражнений следует добиваться свободных и целенаправленных движений языка, губы и челюсти должны быть неподвижными.
Упражнение 1. Расслабление и распластывание языка в форме “лопаты”, при этом язык лежит на нижней губе.
Упражнение 2. Выполнение предыдущего упражнения с поднятием языка к верхней губе.
Упражнение 3. Поднять боковые края языка к верхним коренным зубам до образования по центру желобка.
Упражнение 4. Поднять узкий (широкий) язык вверх, опустить его вниз, “крестообразные движения”; скольжение кончика языка по твердому небу в форме крючка. Губы и челюсти неподвижны.
Упражнение 5. Быстро высовывать язык наружу, затем подтягивать за нижние зубы. Губы и челюсти неподвижны.
Упражнение 6. движение широким языком вперед-назад по верхней губе, а затем по верхним зубам с голосом (‘болтушка”).
Упражнение 7. Удерживать широкий и узкий язык на нижней и верхней губе, за верхними и нижними зубами.
Упражнение 8. Сильно надавливать кончиком языка на нижнюю десну, твердое небо.
Упражнение 9. Пощелкивать языком (присасывать язык к небу и оттягивать вниз, чтобы получился щелчок).
Упражнение 10. Покусывать кончик языка по всей поверхности.
Упражнение 11. Произносить звуки и—е (фиксировать кончик языка у нижних зубов), о—у—ы (оттянуть язык глубоко в рот).
Упражнение 12. Частое постукивание кончика языка о верхние зубы и десну типа выстукивания текста телеграфным ключом: ло—л о—лолл, лу—лу—лулл, ла—ла-лалл; ро—ро—рорр, ру—ру—рурр, ра—ра—рарр.
Упражнение 13. Многократно произносить сочетания согласных звуков, в артикуляции которых принимает участие язык: ркт, крт, ртк, дрт, , ткр, клт, глт, лгт, лри, рли, ждр, штр, фкт, гбд, кпт, бгд, тчк, кчт, кшт.
Упражнение 14. Круговое движение языком между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении.
5. 5. ТРЕНИРОВКА МЫШЦ ГЛОТКИ
И МЯГКОГО НЕБА
Упражнение 1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.
Упражнение 2. Произвольно покашливать.
Упражнение 3. Имитировать полоскание горла жидкостью с запрокинутой головой. Упражнение 4. Надувать щеки при зажатом носе. Упражнение 5. Произносить звуки с позевыванием: и, е, я, ю. Упражнение 6. Делать активный выдох с “выкашливанием” гласных э, а, о, у. Упражнение 7. Произносить сочетания кп, гб, птк, бдг.
Упражнение 8. Медленно произносить звуки к, г, т, д.
Упражнение 9. Проглатывать маленькие порции воды.
Упражнение 10. Петь в высоком регистре гласные звуки и их сочетания с постепенным затуханием и усилением звука.
Упражнение 11. Распластывать язык при широко открытом рте так, чтобы передняя часть его прилегала к нижним резцам, а корень и задняя часть были опущены (позиция типа “показать горло врачу”).
5. 6. УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ МИМИЧЕСКИХ МЫШЦ
Упражнение 1. Опустить углы рта вниз при закрытом рте.
Упражнение 2. Растянуть углы рта в стороны (в “улыбку”) и расслабить. Улыбаться с закрытым и открытым ртом.
Упражнение 3. Нахмурить брови, расслабить.
Упражнение 4. Поднять брови, расслабить.
Упражнение 5. Прищурить один глаз, затем другой.
Упражнение 6. Зажмурить глаза, расслабить.
Упражнение 7. Надуть щеки, втянуть щеки, перекачивать воздух из одной щеки в другую попеременно, как при полоскании.
Упражнение 8. Набрать воздух под нижнюю губу, под верхнюю губу.
Упражнение 9. Воспроизвести свист.
Упражнение 10. Максимально оскалить зубы.
Упражнение 11. Опустить верхнюю губу на нижнюю.
Упражнение 12. Натянуть нижнюю губу на верхнюю.
Упражнение 13. Опустить и оттопырить (вывернуть) нижнюю губу с обнажением десен.
Упражнение 14. Попеременно максимально обнажать верхние и нижние зубы.
Упражнение 15. Втянуть углы рта и почмокать губами.
Упражнение 16. Открыть рот, соединить губы в тугой кружочек и расслабить.
Упражнение 17. Пошевелить ноздрями, как бы раздувая их
Упражнение 18. Наморщить лоб, расслабить.
Упражнение 19. Следить глазами за двигающимся по кругу пальцем.
Глава 6. ПРИЕМЫ САМОМАССАЖА В УСТРАНЕНИИ ЗАИКАНИЯ
6. 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
При выраженном напряжении мышц артикуляционного аппарата (спастические состояния) нужно использовать приемы массажа, направленные на его расслабление. Расслабление мышц шеи, лица и губ производится путем поверхностного поглаживания. Рекомендации • Кожа массируемых частей тела и руки должны быть чистыми • Все движения следует проводить по рекомендуемым направлениям.
• Массируемые мышцы должны быть расслаблены.
• Массаж делать медленно, плавно
• Массаж следует комбинировать с миогимнастикой.
• Продолжительность массажа не должна превышать 2-3 минут в один прием.
• Движения осуществлять выпрямленной ладонью, большой палец отведен, остальные слегка согнуты. Прилагаемое усилие не должно вызывать смещение кожи.
• Каждое движение повторять 4-б раз.
• Массаж не рекомендуется проводить при ОРЗ, высокой температуре, высыпаниях на коже.
Воспользуйтесь поиском по сайту: