Глава 10. Верный путь к хорошей речи
Глава 10. ВЕРНЫЙ ПУТЬ К ХОРОШЕЙ РЕЧИ
10. 1. СТИХОТВОРЕНИЯ
Хорошей тренировкой правильных речевых навыков является чтение стихотворений, которым свойственна внутренняя и внешняя организованность.
Строгое чередование ударных и безударных слогов, согласование рифмованных окончаний и обязательная строковая пауза придают стиху речевую и музыкальную организованность: речь очень ритмична, мелодична, каждая строка ведет за собой другую строку.
Для закрепления основных речевых установок предлагаем Вам ряд классических стихотворений и стихотворений современных поэтов (см. также Приложение 4).
Рекомендации
При чтении их соблюдайте следующие требования:
• Каждую строчку произносите на одном плавном выдохе; в конце строки делайте паузу и новый вдох.
• Все слова от паузы до паузы произносите слитно, не отрывая одно слово от другого; определите в каждой строке логические центры и выделяйте их большей силой и длительностью произнесения.
• Если перед строковой паузой мысль не закончена или предложение вопросительное, повышайте голос.
• При законченной утвердительной или восклицательной интонации понижайте голос, говорите умеренным, неторопливым темпом, следите, чтобы была некоторая певучесть в чтении.
РУСЛАН И ЛЮДМИЛА (отрывок)
У лукоморья дуб зеленый; //
Златая цепь на дубе том: /
И днем и ночью кот ученый // Все ходит по цепи кругом; //
Идет направо — / песнь заводит, /
Налево — / сказку говорит. // Там чудеса: /там леший бродит, /
Русалка на ветвях сидит; //
Там на неведомых дорожках /
Следы невиданных зверей; //
Избушка там на курьих ножках /
Стоит без окон, без дверей; //
Там лес и дол видений полны; //
Там о заре прихлынут волны /
На брег песчаный и пустой, /
И тридцать витязей прекрасных /
Чредой из вод выходят ясных, /
И с ними дядька их морской; //
Там королевич мимоходом /
Пленяет грозного царя; //
Там в облаках перед народом /
Через леса, через моря /
Колдун несет богатыря; //
В темнице там царевна тужит, /
А бурый волк ей верно служит; //
Там ступа с Бабою—Ягой /
Идет, / бредет сама собой; // Там царь Кащей над златом чахнет; //
Там русский дух... //там Русью пахнет // А. Пушкин
БЕРЕЗА
Белая береза /
Под моим окном /
Принакрылась снегом, /
Точно серебром. //
На пушистыхветках /
Снежною каймой/
Распустились кисти /
Белой бахромой. //
И стоит береза /
В сонной тишине. /
И горят снежинки /
В золотом огне. //
А заря, лениво /
Обходя кругом, /
Обсыпает ветки /
Новым серебром. // С. Есенин
***
Что всего важнее во вселенной? //
Звезды? //Знаменитые моря? //
Или злак пшеницы трехколенный? //
Или злая зимняя заря? //
Нет, не это. //Самообладанье, /
Свойство смело вглядываться в тьму. //
И уменье побороть страданье /
И пройтись с улыбкой по нему! // В. Боков
10. 2. БАСНИ
Материал басен наилучшим образом тренирует свободу, гибкость звучания голоса, его мелодическую окраску, так как басни по своей форме и содержанию близки к живой разговорной речи. Басни полезно читать и рассказывать наизусть, по ролям в лицах, подражая голосам героев, разыгрывая инсценировки.
Работа над баснями предполагает, что вы уже сравнительно хорошо владеете техникой речи: фонационное дыхание достаточно автоматизировано, дикция четкая, темп упорядочен, слитность стала привычной.
Рекомендации
• Не приступайте к чтению басен вслух, пока не разберете их: расставьте паузы, выделите логические центры, обозначьте стрелками повышение и понижение голоса.
• Можно рассказывать басню одними гласными звуками, поднимая и опуская тон голоса, убыстряя и замедляя темп произношения, усиливая и ослабляя звучание голоса.
Задание.
• Прочитайте каждую из этих басен про себя, придерживаясь разметок, и только после этого читайте вслух.
• Читать вслух необходимо много раз, чтобы автоматизировать приобретенные речевые навыки.
Лебедь, щука и рак
Когда в товарищах согласья нет, /
На лад их дело не пойдет, /
И выйдет из него не дело, / только мука. //
Однажды/ Лебедь, Рак да Щука /Везти с поклажей воз взялись, 1
И вместе/трое все/в него впряглись, // Из кожи лезут вон, / а возу все нет ходу! //
Поклажа бы для них казалась и легка, / да Лебедь рвется в облака, /
Рак пятится назад, /а Щука тянет в воду. // Кто виноват из них, / кто прав, - /судить не нам; // Да только воз и ныне там. // И. Крылов.
Чиж и голубь
Чижа захлопнула злодейка - западня:
Бедняжка в ней и рвался, и метался, А голубь молодой над ним же издевался.
“Не стыдно ль, — говорит, — средь бела дня - Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело”.
Ан смотришь, тут же сам запутался в силок. И дело!
Вперед чужой беде не смейся, Голубок.
И. Крылов.
Две подруги
“Красиво ты живешь,
Любезная сестрица! —
Сказала с завистью в гостях у Крысы Мышь. — На чем ты ешь и пьешь,
На чем сидишь,
Куда ни глянешь — все из-за границы! ” — “Ах, если б, душенька, ты знала, — Со вздохом Крыса отвечала, —
Я вечно что-нибудь ищу!
Я день-деньской в бегах за заграничным — Все наше кажется мне серым и обычным, Я лишь заморское к себе в нору тащу:
Вот волос из турецкого дивана!
Вот лоскуток персидского ковра! А этот нежный пух достали мне вчера — Он африканский. Он от Пеликана! ” — “А что ты ешь? — спросила Крысу Мышь. — Есть то, что мы едим, тебе ведь не пристало! ”
“Ах душенька! — ей Крыса отвечала. — Тут на меня ничем не угодишь! Вот разве только хлеб я ем и сало!.. ”
Мы знаем, есть еще семейки,
Где наше хаят и бранят,
Где с умилением глядят
На заграничные наклейки...
А сало... русское едят! С. Михалков
Воспользуйтесь поиском по сайту: