Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.3.1. Общие сведения. Рекомендации




3. 3. 1. Общие сведения

Вначале дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы, и некоторое время проводятся без речи. Постепенно в эти упражнения включается речевой материал.
Упражнения приведены в порядке освоения. В процессе систематических ежедневных тренировок необходимо добиваться правильности, легкости, непринужденности их выполнения. Каждое упражнение повторять 3-5 раз.
Следует сочетать дыхательные упражнения с другими видами артикуляционной и релаксационной гимнастики, чередовать различные виды упражнений.
3. 3. 2. Упражнения для воспитания навыков
правильного полного вдоха
Упражнение 1.
Лечь на спину, положить ладонь одной руки на грудь, а ладонь другой руки на подвздошную область живота между пупком и нижней границей грудной клетки.
Сделав предварительно глубокий выдох, плавно и неторопливо вдохнуть носом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперед, поднимая Вашу руку. Грудная клетка при этом, контролируемая другой рукой, должна оставаться в покое.

Выдох производить плавно, через рот и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается.
Проделать 3-5 таких плавных ритмических дыханий.
Научитесь произвольно владеть этим типом вдоха и выдоха, Впоследствии необходимо делать упражнение сидя и стоя.
Упражнение 2. “Полный вдох” . Упражнение тоже сначала лучше делать в положении лежа на спине, а впоследствии сидя и стоя.
После «предварительного выдоха» сделать плавный вдох носом, поднять прямые руки вперед и развести их вверх и в стороны. Благодаря этому движению рук, одновременно с сокращением диафрагмы и выпячиванием верхней передней
стенки живота, грудная клетка приподнимается и расширяется в своем нижнем и среднем отделе. Произойдет полный вдох.
Положить ладони на передне-боковые нижние края грудной клетки и сделать выдох, стараясь как можно дольше сохранить нижнюю часть грудной клетки в расширенном состоянии вдоха. Длину выдоха в процессе тренировки необходимо постепенно увеличивать.
Повторить упражнение 3-6 раз.
Упражнение 3. Упражнение следует делать в исходном положении лежа 5-6 раз подряд. Для выполнения упражнения использовать мешочек с песком весом максимум в полтора-два килограмма и размером 50х20 сантиметров. Мешочек положить на живот (область правого и левого подреберья).
Сделать глубокий вдох носом и развести руки в стороны, как в предыдущем упражнении, движением передней стенки живота необходимо поднять мешочек с песком как можно выше. На медленном выдохе мешочек опустить.
3. 3. 3. Упражнения для воспитания навыков
правильного выдоха
При выполнении упражнений для воспитания правильного выдоха целесообразно придерживаться следующих рекомендаций.

Рекомендации

• Правильно произведенный выдох должен:
— происходить без толчков, ровной длительной струей,
— производиться с одинаковой легкостью в различных положениях тела;
— сочетаться с работой артикуляционного и голосового аппарата.
• Упражнения выполнять в исходном положении лежа, сидя и стоя, а также делая одновременно различные движения, как во время вдоха, так и во время выдоха, координируя эти движения с дыханием: подъем рук вверх или разведение их в стороны, полуприседания с прямой спиной, наклоны корпуса и т. д.
Упражнение 1. «Фиксированный выдох». После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами, регулируя тем самым интенсивность выдоха). Щеки не надувать. Следить за правильной осанкой и свободой мышц плечевого пояса, шеи, лица.
Упражнение 2. Проделать упражнение “фиксированный выдох” с мысленным счетом, распределить длину выдоха на 10-12-15 и более секунд.
Упражнение 3. Распределить длину фиксированного выдоха до 15 секунд, мысленно считать до 10 или до 12, затем закончить счет вслух.
длину выдоха в процессе тренировки необходимо постепенно увеличивать. Вместо счета можно мысленно произносить таблицу гласных: и, э, а, о, ы или какой-либо текст (пословицу, скороговорку, стихи).
Упражнение 4. “Форсированный выдох”. Вдохнув носом, сделать быстрый, резкий выдохчерез рот (мысленно произносить сочетание “ху”).

Следить за тем, чтобы во время выдоха передняя стенка живота быстро подбиралась по направлению внутрь и вверх, как это делается при кашлевом толчке.
Повторить 7-10 раз.
Упражнение 5. Проделать предыдущее упражнение, выдыхая воздух тремя толчками, следующими один за другим. Не “добирать” воздух во время секундных остановок в процессе тройного выдоха. Затем повторить упражнение.
Упражнение 6. “Теплый выдох”. Сделать вдох через нос, поднести руки ко рту, медленно выдохнуть через открытый рот. Затем, вдохнув через нос, продолжить выдох. Проделать 5-6 раз подряд, непрерывно ощущая на руках тепло выдыхаемого воздуха.
Вдох полезно делать с полуприседанием или с полупоклоном, разводя руки в стороны, поднимая их вверх, закладывая ладони на затылок и сохраняя прямую линию спины, а также прохаживаясь по комнате, быстро поднимая во время вдоха колено согнутой ноги до уровня пояса.
Проделать на “теплом выдохе” упражнения с мысленным счетом.
Упражнение 7. “Свисток”. Вдохнуть носом, на плавном выдохе воспроизводить тихий, длительный, монотонный свист. Свистеть легко, свободно. Губы не напрягать, экономно выдыхать.
После того, как будут освоены все упражнения, можно приступить к освоению специальных дыхательных упражнений. Эти упражнения направлены на тренировку дыхания уже непосредственно в процессе фонации.
3. 3. 4. Упражнения для воспитания навыков
фиксированного выдоха со звуком и слогом
Упражнение 1.
Проделать упражнение “фиксированный выдох”, сочетая с произнесением звуков с-с-с, х-х-х, ф-ф-ф, ш-ш-ш. Необходимо протянуть звук как можно дольше, контролируя длительность выдоха секундомером. Особое внимание обратить на ровность звучания.
Упражнение 2. Проделать предыдущее упражнение, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами), регулируя тем самым интенсивность выдоха; постепенно переходить от очень тихого к громкому звучанию. Необходимо сохранить плавность выдоха.
Упражнение 3. Проделать упражнение 1, мысленно (затем вслух) произнося основную табличку гласных: и, э, а, о, у, ы. делать это не торопясь, распределить эти шесть гласных на всю длину выдоха.
Упражнение 4. Вдохнув носом, на выдохе протяжно произносить звук “м”, негромко, на удобной для Вас высоте звучания голоса. Следить за тем, чтобы выдох был плавным, звук не “качался” (не изменялся ни по высоте, ни по силе). При этом исключить мышечное напряжение в области плеч, шеи, гортани, глотки, языка и нижней челюсти. Ощущение легкости, свободы, приятности и “удобности” звучания — один из основных показателей правильности выполнения упражнения.
Проделать подобное упражнение со звуками “н”, “л”, “р”, “з”, “ж”, в”. Необходимо “протянуть” произносимый звук как можно дольше, не изменяя при этом качества звучания
То же самое делайте, чередуя на выдохе звуки “с”-”з”, «ш»-«ж», «ф» - «в».
Упражнение 5.
Вдохнув ртом и носом, на выдохе протяжно произносить слоговые цепочки сначала с глухими звуками, затем со звонкими. Для удлинения выдоха постепенно увеличивайте количество слогов на выдохе.

Образец.

А)

Фаф

Фаф фоф

Фаф фоф фуф

Фаф фоф фуф фыф

Фаф фоф фуф фыф фиф

Фаф фоф фуф фыф фиф феф

Варианты сочетаний: фас, фаш, фах, саф, шах, шас, хах, рам, рур, мом, лам и т. д.

б) Полунапевно произносить на выдохе:

ммаммоммуммэммиммымм

 ннанноннуннэнниннынн

 ллаллоллуллэллиллылл

 лляллёллюллеллилль

 ммнаммноммнуммнэммнуммниммны,
в) разговорно произносить на выдохе

мму! ммо! мма!
ммэ! мми! ммы!
и т. д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...