Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 9. Тайны голоса 9. 1. Общие сведения важным компонентом звучащей речи является голос. Владение голосом и звуковой стороной языка предполагает точное, естественное звучание. Полнозвучное произношение гласных звуков обеспечивает выразительность речи.




Глава 9. ТАЙНЫ ГОЛОСА 9. 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Важным компонентом звучащей речи является голос. Владение голосом и звуковой стороной языка предполагает точное, естественное звучание. Полнозвучное произношение гласных звуков обеспечивает выразительность речи. После тренировочных упражнений нижней челюсти, губ, мышц мягкого неба и глотки, языка отрабатывается произнесение гласных и согласных звуков. С гласными звуками связано словесное ударение, слоговая ритмика слова и мелодико—интонационная сторона речи. Гласные — базовый фон для согласных. Каждый гласный звук (его качество) зависит от положения языка, от степени опускания нижней челюсти и оформления губами.           Рекомендации • В упражнениях при произнесении гласных звуков надо стремиться “собирать” звук на губах и высоко поднимать мягкое небо При таком произнесении гласных можно ощутить поток теплого воздуха тыльной стороной руки (мягкое небо находится в самом высоком положении). • Работая над гласными, следите за мягкой атакой звука (“бархатное” звучание, чуть приглушенное, с теплым выдохом). • Не следует допускать горлового и других призвуков.                                                                                                  • Упражнения выполняйте последовательно — со всеми гласными, перечисленными ниже; — с соблюдением умеренного темпа; — с четкой артикуляцией; — с равномерным распределением выдоха. 9. 2. ИЗОЛИРОВАННОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ Упражнения целесообразно начинать с йотированных звуков (я, е, ю, ё), затем отрабатывать гласные (а, о, у, э, п, ы).

Упражнение 1. Гласный звук проартикулируйте беззвучно

А(я) — рот широко открыт, язык лежит спокойно на дне полости рта, касаясь кончиками нижних зубов.
0(ё) — рот полуоткрыт, губы округлены, язык несколько оттянут назад, спинка языка слегка поднята.
У(ю) — губы сильно вытянуты вперед трубочкой, язык оттянут несколько назад, задняя часть спинки языка высоко поднята к небу.
Э(е) — рот полуоткрыт, язык лежит спокойно. Расстояние между зубами равно ширине одного пальца.
Ы — язык отодвинут назад, рот приоткрыт.
И — рот слегка раскрыт, губы несколько растянуты, как в улыбке.
Упражнение 2. Звук произносите шепотом и с присоединением голоса мягко, негромко Сила голоса должна быть одинаковой от начала до конца звучания. Рот оставляйте в состоянии активной артикуляции на протяжении всего произнесения.
Упражнение 3. Четко артикулируя, произнесите слитно и длительно гласные:
• начните тихим голосом и постепенно усиливайте до громкого звучания;                                                                           • постепенно ослабляйте звук от громкого до тихого;
• чередуйте интенсивность звука (тихо, громко, тихо).
• Обращайте внимание на ровное распределение выдоха.
Упражнение 4. Напевайте колыбельную: полунапевно произносите гласный звук, изменяя высоту голоса.

9. 3. СОЧЕТАНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

В предлагаемых упражнениях отрабатывается слитность, длительность произнесения, широта звучания нескольких гласных звуков. Два или несколько звуков нужно произносить на одном выдохе, как один длинный звук с активной артикуляцией. Сочетания из двух и более гласных звуков создают условия для оптимальной тренировки голоса.
Упражнение 1. Произносите на плавном выдохе слитно и длительно сочетания из двух, трех, четырех и более гласных звуков. Произнесение звукосочетаний потребует более длительного выдоха, поэтому воздуха нужно брать столько, чтобы не ощущать нехватки его.
Упражнение 2. Сочетания из двух — трех и т. д. гласных повторите 2—6 раз слитно, как будто непрерывно произносите один звук
2 раза                        аэаэ          аэоаэо
З раза                        аэаэаэ           аэоаэоаэо                                                                                                                                          4 раза                        аэаэаэаэ       аэоаэоаэоаэо и т. д.
Упражнение 3. В непрерывной линии звучания всех гласных выделите обозначенный звук большей длительностью, но без нажима, плавно сливая его с последующими.
Уоаэиы,       уОаэиы,     уоАэиы,
уоаЭиы,       уоаэИы,  уоаэиЫ.
аИиИуИы,   оИэИи,      аИоИуИэ.
 

Затем, ощущая единую линию звучания, мягко произносите гласные с небольшими паузами, ритмично выдыхайте.                                                                                                                                                                              У— О -  А - Э Ь1- У  
Упражнение 4. Соедините в единую линию звучания сочетания гласных со звуком «Y».
ууоууаууэууиууыу
Перейдите на речевой способ произнесения гласных:
уО! уА! уЭ! уИ! уЫ!  
Упражнение 5. В сочетаниях из двух — шести гласных выделяйте ударный звук большей громкостью звучания:
1-й вариант  аэ     аэоу        аэоуыи
                     азо         аэоуы                   
и др.                                                                                                                               2-й вариант           аэоуыи     аэоуыи          аэоуыи  
                          аэоуыи         аэоуыи                аэоуыи и др.
Упражнение 6 Повышайте и понижайте высоту голоса при произнесении сочетаний из двух и трех гласных звуков.                                                                                                                                                                Упражнение 7 Произносите ряд гласных звуков со сменой ударения и изменением темпа произнесения                  • выделяйте ударный звук большей громкостью звучания
а       о   у  ы э   и                                                                                                                                                       а  о    у  ы э   и                                                                                                                                                                   а  о   у   ы э   и   и т. д.

• убыстряйте и замедляйте темп произнесения

а               о                 у               ы         э         и                                                                                                                                                       а  о   у  ы э   и                                                                                                                                                                     а о у  ы э и       

9. 4. РАБОТА НАД СЛОВАМИ
 Правила произнесения остаются прежними: мягко, слитно, в умеренном темпе, на выдохе, четко артикулируя каждый звук.
Упражнение 1. Слитное произнесение только гласных звуков слова (контур слова) с сохранением естественной интонации слова. Ударный звук должен звучать громче и длительнее, чем остальные гласные в слове.                                                                                                                                                                                      • произнесите контур слова, начинающегося с ударного йотированного звука (односложного, двусложного, трехсложного, четырехсложного и само слово.

Образец.                                                                                                                                                                                     Я – яд           яа – яма яеа - ябеда                                                                                                                                                        яд                 якорь     яростный               ящерица                                                                                                                        як                 ящик     ягода                                                                                                                                                                           яр                 ялик      яблоко                                                                                                                                                            юг                юный    юноша                             юношество                                                                                                                 ют               юность  юбочка                                                                                                                                                                     юз               юбка      Юрмала                                                                                                                                                                        ель              елка      ежиться                                                                                                                                                                             ерш             ежик     ельничек                                                                                                                                                      еж              ершик    ехали  и т. д.                                                                                                                                                    • произносите таким же образом слова, начинающиеся с ударных гласных а, о, у, э, и                    уж     атлас    амплуа                                                                                                                                                          ум     автор    Австрия                                                                                                                                                                                                                                                                  ил     эпос      этика                                                                                                                                                                                                                               альт  экспорт опера                                                                                                                                                          он     осы       озеро                                                                                                                                                          икс  утро  удочка                                                                                                                                                                                                        ад    утка  издали                                                                                                                                                                ас    ива    изгородь •аналогично произносите слова, начинающиеся с согласного, с ударением на первом слоге:                                                                                                                                                                         груз   сахар  вылазка  проволока                                                                                                                                             труд голубь жалоба  жаворонок                                                                                                                              кот   будка  замысел заморозки                                                                                                                                          ром  барин ласточка слушательница                                                                                                                              сыр диктор мимика  набережная и т. д. • произнесите слова, начинающиеся с гласных и согласных звуков, с ударением на 2-м, 3-м, 4-м слогах. Ясно выделяйте ударный гласный звук.

Например:                                                                                                                                                                                                                         а я а  - зарядка                                                                                                                                                                         и и у - институт                                                                                                                                                                                       интерес, кино, трамплин, календарь, акцент, стекло, мануфактура, универмаг и т. д.                                         Составьте по этому принципу списки слов и отрабатывайте.

Упражнение 2 Произносите на одном выдохе сочетания слов слитно, как сложносоставное слово:

Ария           ария           ария                                                                                                                                                                        амплуа       амфора      астра                                                                                                                                                        удар           урон           урок                                                                                                                                                   отделение операция    окулист                                                                                                                       юмореска  юмористка юмористы                                                                                                                          Особое внимание обратите на экономное расходование воздуха и правильное выделение ударного гласного звука.                                                                                                                                  

 9. 5. РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ
Начинайте речь мягко, с придыханием на фоне расслабления.                                                                             Упражнение 1. Произнесите фразу, обращая внимание на мягкую голосоподачу и слитность речи с четким выделением логического ударения при замедленном темпе речи.
Юнга учится.                   Ира—ябеда.
Егерь опытен.                  Оля ерзает.                                                                                                        Юля
умница.         Аня учится.      
Ясное утро.   Это эллипс.                     
Юркая ящерка. Иней искрится.                  

Елочка осыпается. Эхо отзвучало.               
Яхонт обработан. Отпуск окончился.
Юрта устарела. Очерк опубликован.
Яблоко упало.                          Арка изящна.
Ярмарка открыта.               Изгородь упала                                                                                                                  Утро солнечное.                     Черная туча.
Осенью холодно.                 Дикий зверь
Эхо войны.                      Маленький сын
Адрес потерян.                   Целое яйцо
Отблески солнца.                   Тюбик мастики
Узкий коридор.                  Маленькая птица

Сильный удар.                 Звонит будильник
Кролик убежал.               Высокая стена
Лес обнажился.                 Театр комедии
Чай остыл.                 Водитель вездехода
Соня умница.              Седина родителей

Упражнение 2. Отрабатывайте медленный темп речи с соблюдением следующих требований: сделав спокойный вдох, сразу же, не задерживая дыхания, произносите на плавном выдохе предложение. Говорите плавно, слитно, интонационно выразительно.

 
Утренник организован удачно.
Ария исполняется артистом.
Якорь опустили осторожно.
Это артист эстрады.
Огненный отблеск исчез.

 
Автобус остановился у остановки.
Экзамены окончились успешно.                                                                                                                                                                 Отчет утвержден единодушно.
Уборка урожая окончена.
Изделия умельцев оригинальны.


Ученик отвечает урок.
Ежегодный отпуск обязателен.
Юбиляр удостоен ордена.
Ежевику едят охотно.
Ягуар очень опасен.

 
Аудитория университета удобна.
Эксперимент удивительно удачен.
Обсерватория отлично оборудована.
Универмаг открыт ежедневно.
Искусствовед оценил экспозицию.
Упражнение 3 .
Продолжите работу над фразой, потренируйтесь в произнесении чистоговорок и пословиц:

У ежа и елки иголки колки.
У нас гость унес трость.
Оса боса и без пояса.
У четырех черепашек по четыре черепашонка.
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
У тридцати трех полосатых поросят
Тридцать три хвостика висят.

Где родился, там и сгодился.                                                                                                                                                     Делу время, потехе час.
Кашу маслом не испортишь.
Мир не без добрых людей.
Не всякий гриб в лукошко кладут.

Данный речевой материал (см. также Приложение 2) используйте также при работе над интонационной выразительностью речи, при отработке вопросно-ответной формы речи.
Одну и ту же фразу рекомендуется произносить с вопросительной утвердительной утвердительно-назидательной интонацией и т. д.
Упражнение 4. Предлагаемые здесь фразы длиннее и сложнее по содержанию, чем предыдущие. Фраза разделена по смыслу на отрезки (речевые такты). Работу со сложными предложениями начинайте с фраз, в которых встречается одна пауза.
Задание.
• Прочитайте предложения.
• Расставьте паузы и отработайте фразы.
• Между предложениями выдерживайте паузы более длительные, чем в середине фразы.
• Следите за слитностью и дыханием.
Без наук, / как без рук. //                                                                                                                               Была бы охота, заладится всякая работа.
Откладывай безделье, но не откладывай дело.
Не бойся тяжелого труда, бойся пустых разговоров.
Кто словом скор, тот на деле не спор.
Уж совсем стемнело /и начинало холодать. //
Малина росла так высоко, что заглядывала к нам в окна.
Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать.
Моя мечта — говорить выразительно и красиво.
Было уже десять часов вечера, и над садом светила полная луна.
Слово отражает мысль: /непонятна мысль /— непонятно и слово. //
О людях надо судить по тому, / сколько и как / они в жизни сделали.                                    Луна сияла, /июльская ночь была тиха, / изредка подымался ветерок, /и легкий шорох / пробегал по всему саду. //                                                                                                                                    Море выло, /швыряло большие, тяжелые волны /на прибрежный песок, / разбивало их в брызги и пену. //
Над речью надо много/ и очень долго работать, /чтобы она была доходчивой, / выразительной и красивой. //
Упражнение 5.
Прочитайте предложения парами. В зависимости от места паузы измените смысл высказывания.

Как обрадовали / его успехи / друга!                                                                                                                                                                                                          Как обрадовали  его / успехи друга!

После ухода учителя / в класс принесли журнал.                                                                                                                  После ухода учителя в класс/принесли журнал.

У нас/с братом беда. У нас с братом/беда.

Упражнение 6. Определите варианты прочтения следующих фраз. Правильно расставьте паузы.
Поездку отложить нельзя выезжать.
Детей отправьте вечером встретим.
На утес одинокий орел садится.
Упражнение 7. Прочитайте следующие пары предложений, правильно делая паузы.
Что, болит? Что болит?
Ну что, споем?
Ну, что споем?                                                                                                                                          Как вы закончили? Как, вы закончили?                                                                                                                              Дайте мне другую, новую книгу                                                                                                                                                        Дайте мне другую новую книгу
Я не видел брата, товарища и его сестру                                                                                                                                                                                      Я не видел брата товарища и его сестру
Женя чувствовала, что сестра просто так не уступит.                                                                                          Женя, чувствовала сестра, просто так не уступит

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...