6.2. РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ ШЕИ
Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.
Упражнение 1. Медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху вниз в области горла переменно то правой, то левой рукой.
Упражнение 2. Медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху от околоушной области лица по боковой поверхности шеи до подмышечных впадин (одновременные движения обеих рук).
Упражнение 3. Положить обе руки на заднюю часть шеи, близкую к затылку (кончики пальцев обеих рук касаются друг друга), затем руки медленно скользят по боковой части шеи до подмышечных впадин.
6. 3. РАССЛАБЛЕНИЕ ЛИЦЕВОЙ И ГУБНОЙ МУСКУЛАТУРЫ
МЕТОДОМ ПОГЛАЖИВАНИЯ
Д вижения выполняются в замедленном темпе. Направление движений:
• От середины лба к вискам.
• От середины лба до ушных раковин.
• От бровей до волосистой части головы.
• От спинки носа к ушной раковине.
• От середины верхней губы до ушных раковин.
• От линии лба вниз через лицо к шее.
• От мочек уха по щекам к крыльям носа.
• От середины верхней губы на подбородок.
• Поглаживание кончиками пальцев вокруг глаз (расходящимися движениями от середины лба — и снова к середине). • По верхней губе от углов рта к середине.
• По нижней губе от углов рта к середине. • Поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам рта. • Легкое постукивание губ.
6. 4. РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ ЯЗЫКА
Упражнение 1. Вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (в течение 15 секунд).
Упражнение 2. Похлопывание, поглаживание, вибрация (в течение 15 секунд) языка деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка.
6. 5. ВИБРАЦИОННЫЙ (ПОСТУКИВАЮЩИЙ)
МАССАЖ СО ЗВУКОМ
Упражнение 1. Постукивать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба к ушам и одновременно “тянуть” на выдохе сонорный согласный “м”, Повторить 4-6 раз.
Упражнение 2. Постукивать кончиками пальцев обеих рук верхнюю часть лица от спинки носа к ушам и одновременно вслух “тянуть” на выдохе поочередно сонорные “м” или “н”. Повторить 4-6 раз.
Упражнение З. Постукивать кончиками пальцев одной руки верхнее надгубное пространство и одновременно “тянуть” вслух на выдохе щелевой согласный “в”. Повторить 4-6 раз.
Упражнение 4. Постукивать кончиками пальцев одной руки пространство под нижней губой и одновременно “тянуть” вслух на выдохе согласный “з”. Повторить 4-6 раз.
Упражнение 5 Постукивать кончиками пальцев одной или обеих рук по верхней части грудной клетки и одновременно “тянуть” вслух на выдохе щелевой согласный «Ж» или сонорный «м». Повторить 4-6 раз. Упражнение 6 Постукивать ребрами ладоней обеих рук боковую часть грудной клетки, начиная с нижней части и вверх, и одновременно тянуть вслух на выдохе сонорный «м». Повторить 4-6 раз. Упражнение 7 Постукивать кончиками пальцев одной руки область нижнебрюшных мышц одновременно с постукиванием другой рукой области поясницы. Во время постукивания тянуть на выдохе сонорный «м». Повторить 4-6 раз.
Глава 7. ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗВУКОВ
7. 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Когда мы говорим, то ставим перед собой определенные задачи: убедить собеседника в чем-то сообщить что либо, спросить о чем-то. Для того, чтобы лучше донести до слушателя свои мысли, необходимо позаботиться о логической выразительности речи. Логическая выразительность - важнейшее условие любого вида речи.
Сюда входят:
•Интонация — чередование повышения и понижения голоса в зависимости от смысла фразы (вопрос, утверждение, восклицание). Каждая фраза имеет свой мелодический рисунок.
В вопросительных предложениях голос повышается, причем повышение голоса приходится на то слово, в котором заключена суть вопроса. Голос к концу фразы понижается при утвердительной интонации (сообщение).
• Логическое ударение — выделение главного по смыслу слова во фразе. Выделяется — это значит, произносится сбольшей силой и длительностью, чем остальные слова в предложении. Логическим центром может быть любое слово впредложении, в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий.
• Логическая пауза — деление фразы на смысловые отрезки. Каждый речевой такт (синтагма) отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, которые в текстах упражнений обозначаются символами, совпадающими, как правило, со знаками препинания:
— пауза короткая по длительности для добора воздуха — знак " запятая" < , >;
— пауза между речевыми тактами — знак “косая черта” < />;
— пауза между предложениями более длительная — знак “две косые черты” < //>;
— пауза для обозначения смысловых и сюжетных кусков — знак “три косые черты” < ///>.
Важно не только понять значение пауз, но, самое главное, приучить себя делать фактические остановки. Работа над интонацией проводится на материале звуков, слов, предложений, небольших текстов, стихотворений.
7. 2. ИНТОНАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Основным элементом упражнений 1—5 (по системе В. В. Емельянова) является отработка “скользящей” восходящей (↑ ) и нисходящей (↓ ) интонации с характерным “переломом” голоса из грудного в головное звучание (регистр) и наоборот.
Условные обозначения.
• У — низкое грудное звучание;
• у — высокое головное звучание;
• ↑ — повышение тона голоса;
• ↓ — понижение тона голоса.
Упражнение 1. При произнесении последовательности гласных звуков воспроизведите удивленный вопрос — недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация). Звук издавайте одновременно с мягким выдохом. Упражнение 2. Произнесите сочетания гласных звуков последовательно, каждое на отдельном выдохе, низким, грудным голосом, как будто вырассказываете “страшную сказку”.
У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ,
Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ
Упражнение З. Произнесите легкий высокий звук, затем, не прерывая выдох, передайте голосом нисходящую интонацию с этим же звуком. Запомните характер звучания.
Повторите упражнение. По аналогии выполните упражнение с другими гласным звуками.
Упражнение 4. В непрерывной линии звучания выделите интонационно гласный звук легким повышением или понижением голоса, плавно сливая его с последующими звуками.
уОуауэуиуы? (вопрос), уОуауэуиуы! (ответ), уоуАуэуиуы? (вопрос), уоуАуэуиуы! (ответ) и т. д.
Упражнение 5. Соедините навык перехода из грудного регистра в фальцетный регистр и обратно с произнесением согласных звуков.
Варианты сочетаний (двусложные с глухими согласными звуками):
у — шу у – шо у - ше у – шэ у - шы
у - су у – со у – са у-сэ у-сы
у-фу у-фо у-фа у-фэ у-фы
у-ку у-ко у-ка у-кэ у-кы
у-ту у-то у-та у-тэ у-ты
у-пу у-по у-па у-пэ у-пы
Варианты сочетаний (трехсложные с глухими и звонкими звуками):
у-шу-жу у-шо-жо у-ша-жа у-ше-же у-шы-жы у-су-зу у-со-зо у-са-за у-сэ-зэ у-сы-зы у-фу-ву у-фо-ео у-фа-ва у-фэ-еэ у-фы-вы
и так далее по аналогии с звуками к - г, т - д, п - б.
Упражнение 6. Произнесите междометие “о” с разной интонацией.
• удивленно,
• радостно,
• испуганно.
Смоделируйте ситуации, в которых Вас о чем-то просят, и отвечайте “да”
• восторженно,
• спокойно и благожелательно,
• категорическим тоном,
• вопросительно,
• задумчиво,
• скорбно,
• дерзко,
• иронически,
• с сожалением.
Упражнение 7. Произнесите слова и фразы, выражая голосом разные чувства.
• “Открой дверь! ”— гневно, грустно, радостно, высокомерно, раздраженно, подавленным тоном.
• “Пришла! ” — с радостью, тревогой, с презрением, с ехидством.
• “Молодец! ”— восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожающе.
Упражнение 8. Читая простые повествовательные предложения, понижайте голос к концу фразы.
Ночью полил дождь.
У дороги шумели тополя.
Тиха украинская ночь. и др.
Произнесите предложения с большим чувством.
Хорошо зимой в лесу! Пусть сильнее грянет буря! До чего красив закат! и др.
Тренируйте голос на вопросительной интонации. Повышайте голос на выделенных словах.
Сколько тебе лет?
Ты живешь в новом доме?
У вас есть телефон?
Где ты работаешь? и др.
Упражнение 9. Прочитайте предлагаемые фразы в соответствии со смысловым заданием. Обратите внимание на правильный выбор интонации.
• Снег пошел
— Спрашивайте, удивляясь —?!
— Восхищайтесь, радуясь —!
— Огорчаетесь смене погоды.
— Уточняете —?
— Радостно сообщаете друзьям —!
• Мы пойдем в зоопарк
— Спрашиваете, чтобы уточнить, идете ли вы в зоопарк или в парк на аттракционы —?
— Уточняете, кто пойдет в зоопарк —?
— Спрашиваете о том, пойдете ли в зоопарк—?
Упражнение 10 . Читайте реплики литературных персонажей, передавая интонацией и тоном душевное состояние героя, отмеченное автором:
• надменное негодование
“Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом? ”,
• лесть и подобострастие
“Голубушка, как хороша! Ну что за
шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! ”,
• высокомерие
“Да что мне Лев?! Да мне ль его бояться? ”, •сожаление, укоризна
“А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь”.
Упражнение 11. Тренируйтесь над переносом логического ударения с одного слова на другое. Предложение произносите столько раз, сколько в нем слов. В каждом варианте фразы делайте ударение только на одном слове и каждый раз на разном. Вы мне утром звонили? — (Я).
Вы мне утром звонили? — (Вам).
Вы мне утром звонили? — (Нет, вечером).
Вы мне утром звонили? — (Звонил).
Аналогичное упражнение проведите с утвердительным предложением.
Моя книга на столе.
Самостоятельно составьте предложения и отрабатывайте их.
Упражнение 12. Прочитайте предлагаемые пословицы, выделяя голосом указанные обороты.
Кто хочет много знать — тому надо мало спать!
Кто хочет много знать — тому надо мало спать!
Тьма свету не любит, злой доброго не терпит.
Всем известно: красна речь — слушанием.
Упражнение 13. Читайте предлагаемые скороговорки, как реплики в диалоге: говорящий спрашивает, сомневается, утверждает, а слушающий, понимая цель и интонацию реплики собеседника, отвечает ему.
а) реплика вопрос — сомнение: ответная реплика утверждение (Да, действительно так) Яблоко от яблони недалеко Яблоко от яблони недалеко падает.
падает?
Около кола — колокола? Около кола – колокола.
Около кола — колокола? Около кола - колокола
б) реплика ответная реакция
вопрос — удивление: утверждение и восхищение
От топота копыт пыль по полю летит! От топота копыт пыль по полю летит. Съел молодец тридцать три пирога с Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все пирогом, да все с творогом? с творогом
в) реплика ответная реакция
утверждение — восхищение. сомнение (недоверие)
Шагал шакал с кошелкой, шагал шакал с кошелкой нашел кушак из шелка! нашел кушак из шелка
Выберите скороговорки и разыграйте варианты диалога: утверждая, сомневаясь, споря и восхищаясь.
Упражнение 14. Предлагаемые ниже тексты разыграйте, как маленькие сценические диалоги, используя средства интонационной выразительности: Сказала тетя:
— Фи, футбол! (с пренебрежением)
Сказала мама:
- Фу, футбол! (с отвращением)
Сестра сказала:
— Ну, футбол! (разочарованно)
А я ответил:
— Во, футбол! (восторженно).
— Спят ли волки?
— Спят, спят.
— Спят ли пчелки?
— Спят, спят.
— А лисички?
— Спят, спят.
— А синички? - Спят, спят.
— Яму копал?
— Копал.
— В яму упал?
— Упал.
— В яме сидишь?
- Сижу
— Лестницу ждешь? — Жду. — Яма сыра?
— Сыра.
— Как голова? — Цела.
— Значит живой?
— Живой.
— Ну, я пошел домой.
— Что будем делать?
— Мне только уложить волосы.
— Как вы хотите, на бигуди или феном?
— Только феном.
— Тогда нужно вымыть голову
— Ну вот и все... Вам нравится?
— да, очень. Спасибо большое.
— Квартира Борисовых?
-Да.
— Кухонный гарнитур ждете?
-Да, жду
— Куда поставить, в кухню?
— Нет, пока не надо, там ремонт. Оставьте здесь, в коридоре.
— Как хотите! Мешать проходу не будет?
— А вы поплотнее к стенке придвиньте.
— Вы меня извините, пожалуйста. Когда нас знакомили, я плохо расслышал ваше имя.
— Охотно повторю, коллега. Мельников Петр Петрович.
— Посмотрите, я правильно записал?
— Совершенно правильно.
— Мне, пожалуйста, тетради. Общие. Пять штук. Два блокнота.
— Какие блокноты?
— Вот эти, в синей обложке. Потом пачку бумаги.
— Так. Блокноты, бумага. Что еще?
— Стержни для ручки. Десять штук.
— Короткие, длинные?
— Длинные, черные.
— Все?
— Кажется, все. Нет, еще линейку
— Пожалуйста. Три рубля двадцать копеек.
— Платить вам?
— Нет, в кассу, пожалуйста.
Упражнение 15. Прочитайте шутливое стихотворение разным тоном: первые две строчки каждого четверостишья — с сожалением, грустью, а последние две — мечтательно, с
преувеличенным восторгом.
— Эх, — вздыхали рыбаки, —
Это разве судаки?
Раньше вытащишь, бывало, Хвост, бывало, в полруки!
— Эх, — вздыхали судаки, —
Раньше были червяки... Червяком одним бывало, Наедались полреки!
— Эх, — вздыхали червяки,
Раньше врали рыбаки!
Мы послушать их, бывало,
Сами лезли на крючки!
А. Усачев
Глава 8. РЕЧЬ, РИТМ, ДВИЖЕНИЕ
81. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Одним из качеств хорошей речи является ее ритмическая выразительность.
Темп речи играет важную роль в ее формировании и восприятии. Для нормальной разговорной речи характерно произношение 5-6 слогов в секунду. Обычно различают медленный, умеренный (средний) и быстрый речевой темп. Темп у одного и того же человека может быть как стабильным, так и изменяющимся. Он играет значительную роль в передаче эмоционально-модальной информации. Резкие отклонения темпа речи от средних величин (как ускорение, так и замедление) мешают восприятию смысла высказывания, могут привести к снижению разборчивости речи. Другой важной характеристикой, связанной с темпом, является ее ритм, то есть последовательное чередование выделенных элементов речи, имеющих смысловое или выразительное значение. Они отличаются по ряду акустических характеристик. Так, ударные слоги и слова произносятся более длительно при выраженных изменениях высоты голоса.
Такая упорядоченность речи делает ее музыкальной и мелодичной.
У заикающихся эти характеристики, как правило, нарушены, поэтому коррекционный курс включает работу над этими элементами речи. Предусматривается замедление темпа речи с целью уменьшения числа и сокращения длительности речевых судорог.
Большое значение для нормализации темпа и ритма речи имеет выполнение специальных упражнений с использованием слухового контроля и ритмических движений (ходьба, хлопки, притопывание, прыжки). Допускается отстукивание ритмов ногами, отхлопывание руками или одной рукой по какому-нибудь предмету, дирижирование в сопровождении проговаривания. Ударному слогу (слову) должен соответствовать более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному — тихий. Параллельно тренируется способность различать разнообразные ритмы и сознательно подчинять им свои движения, что положительно сказывается на качестве речи.
В процессе тренировки темпа и ритма речи необходимо выработать следующие умения:
• двигаться в заданном темпе;
• чередовать движения в различном темпе;
• сочетать согласованные движения с ритмической организацией высказывания и проговариванием в нужном темпе;
• проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе и ритме.
8. 2. УПРАЖНЕНИЯ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕМПА И РИТМА РЕЧИ
Рекомендации
• Упражнения необходимо выполнять
— с четкой артикуляцией;
— равномерным распределением выдоха;
— соблюдая умеренный и медленный темп;
— синхронизируя произнесение и движение.
• Вначале тренировка послогового ритма производится в замедленном темпе. По мере овладения навыком темп речи ускоряется.
Упражнение 1. Ходьба на месте и по кругу в медленном темпе. Произносить слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова (счет, дни недели) и фразы (чистоговорки, пословицы). На каждый шаг — слог.
а—у— а— у— а— у ап — ап — ап — ап па — па — па — па та — та — та — та и др.
От Топота копыт пыль по полю летит.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак,
Сунул Грека руку в реку
Рак за руку Греку цап.
Упражнение 2. Прыжки вправо - влево на правую и левую ногу. Произносить на выдохе
упа – опа – ипа – апа па – по - пу – пы паф – поф – пуф – пыф хоп – хоп – хоп – хоп и др.
Упражнение 3. Медленное отхлопывание ритмического рисунка с выделением ударного слога громким хлопком или голосом.
та тату татату тата тата татата
Упражнение 4. Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе непрерывно и плавно в процессе произнесения.
Август аист атом яхонт ялик яма умница улица узник
Список слов смотрите в Приложении 1.
Упражнение 5. Отхлопывание ритма слов и предложений с одновременным произнесением. Каждый удар ладони приходится на гласный звук.
ноги — нога ат лас — ат лас мама пришла
руки — рука за мок — за мок маленькая черепаха
горы — гора пи ро ги — пиро ги смешная обезьяна
козы — коза гвоз дики — гвоз дики
совы — сова круж ки - круж ки
Я бегу, бегу, бегу,
я пою, пою, пою.
Упражнение 6. Ритмизированное произнесение имен, названий деревьев, животных под хлопки.
Упражнение 7. Воспроизведение ритма считалки с дирижированием в такт. Выполнять в медленном и умеренном темпе.
Аты — баты — шли солдаты
Аты — баты — на базар.
Аты — баты — что купили?
Аты — баты — самовар.
Аты — баты — сколько дали?
Аты — бать — три рубля.
Аты — баты — покажите,
Аты — баты — не хочу —
Аты — баты — спать хочу!
Упражнение 8. Напевно, выразительно прочитать текст стихотворения под звучащую мелодию (мелодекламация).
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая
уж не жалеют больше ни о ком. С. Есенин
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин—дин—дин..
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин! А. Пушкин
Упражнение 9. Воспроизвести ритм стихотворения, играя с мячем.
Мой
Веселый
Звонкий,
Мяч,
Ты
Куда
Помчался
Вскачь?
Желтый,
Красный,
Голубой, Не угнаться За тобой!
С. Маршак
Упражнение 10. Озвучить мотив песни в разных тональностях, сочетать пение с движениями рук, ходьбой, маршировкой на месте.
Тексты песен смотрите в Приложении 5.
Подобные упражнения для темпо -ритмического тренинга смотрите в других разделах.
Рекомендации
• для лучшего усвоения темпа и ритма речи занятия проводятся под метроном на ритм 60 — 80 ударов в минуту. При этом на каждый удар необходимо произносить один слог.
• Пауза, в зависимости от логики текста и знаков препинания в нем, должна соответствовать 2—З ударам метронома.
• для того, чтобы темпо - ритмическая организация речи автоматизировалась и стала стабильной, темпо -ритм должен побираться индивидуально, вызывая у занимающегося чувство комфорта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: