Осеннее утро
Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелетными птичками.
Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь.
И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько:
— Летите, летите!
Так долго день пробуждается, что, когда солнце выйдет, у нас уже и обед. Мы радуемся хорошему теплому дню, но уже больше не ждем летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи — и все кончится.
М. Пришвин
Под грибом.
Как-то раз застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться? Увидел Муравей на поляне маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шапкой. Сидит под грибом — дождь пережидает. А дождь идет все сильнее и сильнее...
Ползет к грибу мокрая Бабочка:
— Муравей, Муравей, пусти меня под грибок’ Промокла я — лететь не могу!
— Куда же я пущу тебя? — говорит Муравей. — Я один тут кое-как уместился.
Ничего! В тесноте, да не в обиде.
Пустил Муравей Бабочку под грибок.
А дождь еще сильнее идет...
Бежит мимо Мышка:
Пустите меня под грибок’ Вода с меня ручьем течет.
Куда же мытебя пустим? Тут и места нет.
Потеснитесь немножко!
Потеснились — пустили мышку под грибок.
А дождь все льет и не перестает...
Мимо гриба Воробей скачет и плачет:
Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождикпереждать!
Тут места нет.
Подвиньтесь, пожалуйста!
Ладно.
Подвинулись — нашлось Воробью место.
А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.
Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится!..
Жалко Зайца, — говорит Муравей. — давайте еще потеснимся. Только спрятали Зайца — Лиса прибежала.
Зайца не видели? — спрашивает.
Не видели.
Подошла Лиса поближе, понюхала:
Не тут ли он спрятался?
Где ему тут спрятаться?
Махнула Лиса хвостом и ушла. К тому времени дождик прошел — солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба — радуются.
Муравей задумался и говорит:
Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся кто-то.
Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:
Эх, вы! Гриб-то...
Не досказала и ускакала.
Посмотрели все на гриб — и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.
А вы догадались?
В. Сутеев
Приложение 6
О курсе лечения в Санкт-Петербургском научно-исследовательском институте уха,
горла, носа и речи
длительность основного курса лечения составляет 3О дней. Курс лечения организован таким образом, что занятия по коррекции речи сочетаются с различными формами психотерапии и фармакотерапии. Речевосстановительные занятия проводятся преимущественно в группе.
Полный курс комплексной логотерапии включает в себя:
• психо—неврологическое обследование;
• логопедическое обследование;
• психологическое обследование:
• консультацию оториноларинголога (по показаниям);
• психокоррекционную работу:
• логопедические занятия,
• физиотерапию;
• фармакотерапию;
• логопедическую ритмику.
Система логопедических занятий направлена на решение следующих основных задач:
• снятие судорожных задержек, которые являются ведущим проявлением заикания;
• стабилизация темпа и ритма речи;
• формирование навыков плавной, слитной, естественной речи в разнообразных условиях общения;
• повышение уровня языковой компетенции:
• снятие чрезмерной чувствительности к изменениям условий речевого общения и повышение устойчивости речи в психотравмирующих ситуациях.
В ходе логопедических занятий проводятся
• развитие миорелаксации, двигательных координаций;
• развитие мягкого гопосоведения;
• артикуляторная гимнастика;
• вокально-ритмическая тренировка;
• логокоррекционный тренинг:
• психомоторная коррекция;
• функциональные тренировки в общественных местах.
Весь курс лечения включает следующие этапы:
1. Диагностический (2-3 дня).
2. Подготовительный (5—7 дней).
З. Основной (10—12 дней).
4. Заключительный (7—9 дней).
5. Наблюдение пациентов с целью профилактики рецидивов в условиях диспансера (в течение полугода).
На диагностическом этапе проводится комплексное обследование пациента с целью изучения течения заболевания, характера нарушения речи и голоса, особенностей личности и выраженности сопутствующих невротических проявлений. На основании данных обследования назначается медикаментозное лечение, физиотерапия, намечается план коррекции речи и некоторых личностных особенностей.
Система занятий на подготовительном этапе направлена на нормализацию речевого дыхания, овладение навыками миорелаксации, четкой артикуляции, формирование и нормализацию речедвигательных навыков и снятие нарушений плавности речи. В качестве речевого материала предлагаются гласные и йотированные звуки, их сочетания, слова и простые фразы. В ходе занятий уделяется внимание технике правильного голосоведения, интонационным навыкам, стабилизации темпа речи.
На основном этапе приемы логокоррекции и речевые упражнения направлены на замедление темпа речи, овладение речевыми правилами, снятие судорожного компонента речи при чтении стихов, прозы, разговорной речи.
Заключительный этап посвящен проверке устойчивости речи к стрессовым воздействиям. Это осуществляется через систему функциональных тренировок, на которых проводятся интенсивные тренировки речи в обычной жизненной обстановке, а также различных эмоционально значимых условиях общения с окружающими.
После окончания систематического курса занятий пациентам рекомендуется посещение поддерживающих амбулаторных занятий с периодичностью 1 раз в две недели в течение полугода с целью профилактики рецидивов.
Логокоррекционная работа включает также индивидуальные и групповые психотерапевтические занятия, в ходе которых больные обучаются навыкам владеть собой в эмоционально значимых ситуациях, вырабатывают уверенность в себе, развивают свои способности к общению, включая речевое, получают консультации по семейным вопросам у психотерапевта.
Эффективность восстановления слитности речи, уверенного речевого общения во многом зависит от активного отношения к лечебному процессу самого заикающегося и от правильного понимания им всех этапов этого процесса, включая усвоение в ходе лечения определенных жизненных позиций и правил речевого общения.
Литература
Акишина А. А., Кано Х., Акишина Т. Б. Жесты и мимика в русской речи. — М.: Русский язык, 1991. — 144 с.
Анпилогова Б. Г., Сосенко Э. Ю., Федяковская Н. К. Пособие по развитию навыков устной речи. — М.: Русский язык,
1975. — 136 с.
Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. — Ярославль: Акад. развития, 1997. — 224 с.
Беркли—Ален М. Забытое искусство слушать / Пер. с англ. — СП6.: Питер Пресс, 1997. — 256 с.
Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов! Пер. с нем. — СП6.: Питер Пресс, 1997. — 224 с.
Вансовская Л. И. Практикум по технике речи (Фонационный тренинг ). — СП6.: Изд-во СП6. Университета, 1991. — 104 с. Васильев Ю. А. Голосоречевой тренинг. Учебное пособие. — СП6.: СП6. гос. Акад. театр. иск—ва, 1996. — 192 с.
Голуб И. Б., Розенталь д. Э. Книга о хорошей речи. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 268 с.
Далецкий Ч. Практикум по риторике. — М.: Издательский центр АЗ, 1996. — 192 с.
Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. —СП6.: Лань, 1997. — 192 с.
Калмыкова И. Г. Таинственный мир звуков. фонетика и культура речи в играх и упражнениях. — Ярославль: Акад. развития, 1998. — 240 с.
Козлянинова И. П., Чарели Э. М. Тайны нашего голоса. — Екатеринбург: диамант, 1992. — 320 с.
Мурашов А. А. Риторика. Хрестоматия — практикум. — М.:
Российское педагогическое агентство, 1998. — 318 с.
Тимченко Н. М. Тайны делового общения. — СП6.: СП6.
Гуманит. Ун-т. Профсоюзов, 1995. — 253 с.
Ханин М. И. Риторика для детей и взрослых. Как научиться красиво и правильно говорить. — СПб.: Корона принт, 1997. -256 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 1
Глава 1. Работаем над проблемой 2
Глава 2. Секреты общения 10
Глава З. дышим правильно — говорим легко 15
3. 1. Общиесведения 5
3. 2. дыхательная гимнастика
3. 3. Статические упражнения 6
3. 3. 1. Общие сведения
3. 3. 2. Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха
3. 3. 3. Упражнения для воспитания навыков правильного выдоха
3. 3. 4. Упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом 7
3. 3. 5. Упражнения для формирования навыков носового дыхания 8
3. 4. дыхательные упражнения с движениями 9
3. 5. Упражнения для удлинения продолжительности фонационного (речевого) выдоха 11
Глава 4. Разминка между делом 13
4. 1. Речь и осанка
4. 2. Мышечное расслабление
4. 3. Комплексная релаксационная гимнастика 14
4. 3. 1. Упражнения для рук
4. 3. 2. Упражнения для туловища
4. 3. 3. Упражнения для ног 15
4. 3. 4. Упражнения для шеи
4. 3. 5. Упражнения для органов артикуляции
Глава 5. Тренируем “речевые мышцы” 16
5. 1. Общие сведения
5. 2. Тренировка мышц нижней челюсти
5. 3. Тренировка губ
5. 4. Тренировка мышц языка
5. 5. Тренировка мышц глотки и мягкого неба
5. 6. Упражнения для мимических мышц
Глава 6. Приемы самомассажа в устранении заикания... 18 6. 1. Общие сведения
6. 2. Расслабление мышц шеи
6. 3. Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом поглаживания
6. 4. Расслабление мышц языка
6. 5. Вибрационный (постукивающий) массаж со звуком Глава 7. Волшебный мир звуков…… 20 7. 1. Общие сведения 7. 2. Интонационные упражнения
Глава 8. Речь, ритм, движение 24
8. 1. Общие сведения
8. 2. Упражнения на совершенствование темпа и ритма речи Глава 9. Тайны голоса 27
9. 1. Общие сведения
9. 2. Изолированное произношение гласных звуков
9. 3. Сочетание гласных звуков
9. 4. Работа над словами
9. 5. Работа над предложениями
Глава 10. Верный путь к хорошей речи 31
10. 1. Стихотворения 10. 2. Басни 10. 3. Проза
Заключение
Приложения
Литература
Воспользуйтесь поиском по сайту: