Вертикальные структуры диспозиций.
Почти все исследователи настойчиво подчеркивают уровневое строение Я-концепции [3, 9,12]. В. В. Столин вертикальное строение самосознания связывает с уровнями активности человека как биологического существа, социального индивида и личности. Механизмы и функции этих уровней напрямую связаны с двумя главными составляющими Я-образа: присоединяющей и дифференцирующей. Последние В. В. Столин определяет следующим образом: «1) знания о тех общих чертах и характеристиках, которые объединяют субъекта с другими
людьми, - присоединяющая образующая «Я-концепции» или система самоидентичности и 2) знания, выделяющие «Я» субъекта в сравнении с другими людьми, - дифференцирующая образующая «Я-концепции». Эта последняя образующая придает субъекту ощущение своей уникальности и неповторимости.»[12, c. 250.] На уровне биологического существа формируется физическое Я (схема тела), а также самочувствие. Самочувствие рассматривается, как аналог самоотношения. Присоединяющая и дифференцирующая составляющие Я-образа на этом уровне не разделены. Уровень социального индивида связан с самоидентичностью: половой, возрастной, этнической, гражданской, социально-ролевой. Доминирующей на этом уровне является присоединяющая образующая Я-концепции. Вместе с тем формируется основа для дифференцирующей образующей. Наконец, уровень личности связан с потребностью в самоактуализации и доминирующую роль здесь играет дифференцирующая образующая Я-концепции.
По иному рассматривает уровневое строение Я-образа И. С. Кон: «… нижний этаж его представляют неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и, наконец, сам этот «образ Я» вписывается в общую систему ценностных ориентаций личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей»[9, c.72-73.].
В концепции МИСС также подчеркивается уровневое строение Я-концепции. В качестве отправной точки взято теоретическое положение Дж. Келли об иерархической организации системы конструктов. Поскольку диспозиция модальностей Я накрепко привязана к конструкту, иерархичность Я-концепции логически вытекает из положения Дж. Келли об иерархической организации системы конструктов: «Система истолкования может быть многоуровневой системой отношений порядка, где одни конструкты подчиняют себе другие, которые, в свою очередь, подчиняют себе еще какие-то, и т. д. Когда один конструкт включает в себя в качестве видового объекта другой конструкт, его порядковое отношение можно назвать суперординантным, а порядковое отношение другого становится, соответственно, субординантным» [6, с. 79].
Экранная форма «Сводные характеристики».
Назначение: · Вывод для просмотра сводных статистических характеристик конструктов.
К сводным характеристикам конструкта относятся когнитивная дифференцированность (Кд); среднее распределения проекций персонажей на шкале конструкта; дисперсия; стандартное отклонение; размах; асимметрия; расстояния между элементами «Я сам», «Идеальное Я» и «Я воспоминание»; диапазон диспозиции; тип диспозиции.
Когнитивная дифференцированность - это один из классических психодиагностических индексов репертуарных тестов. Он отражает, насколько сложным является восприятие человеком данной области
Экранная форма «Таблицы».
Назначение: ·
Рис. 2.24. Экранная форма «Таблицы».
Экранная форма «Таблицы» предоставляет всю исходную информацию о связях между конструктами и между элементами. На основании данных этих матриц строятся корреляционные графы и кластеры, как конструктов, так и элементов. Переключение между таблицами осуществляется при помощи кнопок «К» – матрица корреляций конструктов; «Э» – матрица корреляций элементов; «Н» – нагрузки (проекции элементов на шкалы конструктов). Значимость коэффициентов корреляции обозначается цветом: p<0,001 - красный; p<0,01 - синий; p<0,05 - зеленый.
Иерархические отношения между конструктами могут быть выявлены методами «лестницы» и «пирамид» [12, 18]. Обычно эти методы применяются для выявления конструктов с целью их включения в репертуарный тест. Эти же методы могут быть применены и для другой цели, а именно – для выявления иерархической структуры субъективных целей и средств. Наиболее абстрактными конструктами, до которых удается добраться методом лестницы, бывают следующие: «Психологический комфорт – Дискомфорт», «Опасный мир – Безопасный мир», «Интересно – Неинтересно», «Служение Богу – Служение врагу рода человеческого», «Власть – Подчинение» и другие. Это те конструкты, которые подчиняют десятки (а может и больше) других конструктов. Примеры наиболее конкретизированных конструктов могут быть следующие: «Когда ко мне подходит начальник, у меня по телу как будто бы волна проходит снизу вверх; перестаю думать, что-либо понимать – Спокойное расслабленное состояние»; «Когда обманывают, понимаю, что обманывают, но делаю вид, что верю, и как бы верю на самом деле – Когда понимаю, что обманывают, я не верю» и т. д. Очевидно, что диспозиции модальностей Я могут проявляться на любых конструктах, вне зависимости от их места в иерархической структуре. Если присмотреться к конструктам самого верхнего и самого нижнего уровней, то можно заметить, что они отличаются не только степенью обобщенности, но и имеют разное функциональное значение.
Положение идеального Я на шкале предельного суперординантного конструкта является индикатором направленности, например, на психологический комфорт, власть, безопасность, аффилиацию. Положение идеального Я на конструктах среднего уровня является указателем локальных целей, которые человек ставит перед собой в стремлении достичь наиболее общей цели. Например, в стремлении к психологической безопасности один и тот же человек может ставить себе такие цели: «хочу стать хитрым», так как им легче живется; «хочу оставаться добрым», - если я добрый, то и ко мне будут относиться так же; «хочу стать оптимистом», - они проще относятся к своим проблемам и т. п. Наконец, идеальное Я на шкале наиболее конкретизированного конструкта указывает на личностный стандарт результата действия (ЛСРД): для того, чтобы быть уверенным в себе, я хочу научиться сдерживать дрожь в голосе [См.19, с.190-211]. Таким образом, структура целей включает в себя направленность – один или несколько наиболее общих мотивов, локальные цели и личностные стандарты результата действия. Если положение идеального Я указывает на некоторое субъективное средство, которым человек зачастую только намеревается овладеть, то ме-
стоположение актуального Я и Я-воспоминания указывают на диапазон опыта или, другими словами, на те субъективные средства, которыми человек уже владеет. Часто бывает так, что опыт, с точки зрения субъекта, совершенно не содержит средств, которые могли бы помочь ему реализовать направленность. На рисунке 1.6 показан фрагмент иерархической структуры Я-концепции 18-летней девушки. Видно, что в стремлении к психологическому комфорту она ставит для себя следующие цели: стать красивой, хозяйственной и упорной. Конкретные средства для этого следующие: перестать прятаться от людей, научиться готовить, шить, вязать, избавиться от лени и доводить дела до конца. Опыт противоположный: некрасивая, нехозяйственная, слабохарактерная. В границах приведенного фрагмента весь арсенал ее субъективных средств, который может хоть как-то обеспечивать психологический комфорт – это прятаться от других, избегая дискомфорта.
Рисунок 1.6. Фрагмент иерархической структуры Я-концепции.
В концепции МИСС линии, связывающие предельные суперординантные диспозиции с предельными субординантными диспозициями называется мотивационно-смысловыми линиями. Они ответственны за выполнение конкретных поступков или действий.
3. Первая фигура категорического силлогизма. Неправильный модус.
Деловитые люди трудолюбивые. Я – не деловитая (в правильном модусе не должно быть отрицания). Из этой комбинации посылок вывод не следует.
4. Вторая фигура категорического силлогизма. Неправильный модус.
Деловитые люди трудолюбивые. Я – трудолюбивая (в правильном модусе должно быть отрицание). Из этой комбинации посылок вывод не следует.
Таким образом, в рассуждениях 1 и 2 показана правильная компоновка суждений, а в рассуждениях 3 и 4 – неправильная. Если анализ продолжить, задавшись вопросом: что является причиной низкой деловитости? То ответ будет следующим: положение актуального Я на шкале конструкта «Деловитые – Бездеятельные» испытывает противоположные влияния. С одной стороны, ценности трудолюбия и филантропии побуждают быть деловитой. С другой стороны, ценность деликатности побуждает быть бездеятельной. Возможное развитие этой подструктуры может произойти, по крайней мере, двумя способами. Во-первых, клиент может попытаться перестать быть деликатным, то есть ослабить сдерживающий фактор развития деловитости. Это обстоятельство уже проявляется в том, что его идеальное Я немного склоняется к полюсу «Повелительные» (рис. 2.23). Во вторых, клиент может пересмотреть свой взгляд на мир и перестать думать, что деликатные люди – это люди бездеятельные.
Всю необходимую информацию для анализа противоречий предоставляет экранная форма «Граф конструктов». Порядок действий следующий:
1. Вывести на экран характеристики элемента «Я сам». 2. Задать цветовое выделение элементам Я сам, Идеальное Я и Я-воспоминание. Тогда при щелчке по вершине графа диспозиция этих элементов будет отображаться на экране. Если первое и второе действие поменять местами, то на шкале конструкта будет отображаться только элемент «Я сам».
3. Вывести на экран названия конструктов. 4. Соединить в единой интерпретации корреляции между конструктами, характеристики элемента «Я сам» и типы диспозиций.
троп» (ценность с маленьким оттенком мечты); «Я всегда был скорее трудолюбивым» (ценность); «Я – не деловитый» (мечта).. Интерпретация заключается в реконструкции логической формы рассуждений о самом себе. Большая посылка берется из корреляции между конструктами. Поскольку корреляционная связь не направлена, эта посылка может быть сформулирована двояко: либо «Трудолюбивые люди - деловитые», либо «Деловитые люди - трудолюбивые». Меньшая посылка и заключение берутся из характеристики элемента: 1) «Я – трудолюбивая» (34) и 2) «Я – не деловитая» (1).
Посылки должны быть скомпонованы таким образом, чтобы они образовывали правильные модусы силлогизма.
1. Первая фигура категорического силлогизма. Правильный модус. Трудолюбивые люди – деловитые. Я – трудолюбивая. Следовательно, я должна быть деловитой (но таковой не являюсь)
2. Вторая фигура категорического силлогизма. Правильный модус.
Трудолюбивые люди – деловитые. Я – не деловитая. Следовательно, я не должна быть трудолюбивой, но я – трудолюбивая.
Алгоритм МИСС.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|