Проблема: как оценить положение элемента на шкале
Конструкта.
Для обработки репертуарных тестов чаще всего применяют методы многомерного анализа данных. Основой всех этих методов является корреляционный анализ, позволяющий изучать как структуру связей конструктов, так и элементов, но по отдельности. В этом случае в руках у исследователя находятся две проекции некоторой психологической целостности, совместить которые в одной плоскости не так-то просто. Матрица корреляций конструктов кое- что сообщает об устройстве смысловой сферы субъекта. Матрица корреляций элементов позволяет изучать структуру идентификаций персонажей репертуарного теста. И в первом, и во втором случае, опираясь на статистически значимые коэффициенты корреляции, исследователь имеет возможность реконструировать некоторые суждения, характеризующие сферу индивидуального сознания. Например: «Активные люди – предприимчивые», «Добрые люди – умеют выслушать» (связи конструктов) или «Отец похож на начальника», «Друг не похож на Мать» (связи элементов). Соединяя подобные суждения, можно переходить к анализу логических конструкций и более высокого уровня – умозаключений, но эта возможность ограничена. Доступными являются умозаключения, составленные из однородных терминов: либо только из конструктов, либо только из элементов*. Например:
Активные люди – предприимчивы. Люди, обладающие лидерскими качествами – активны. Следовательно, лидеры предприимчивы.
За реконструкцией совокупности подобных умозаключений, схваченных репертуарным тестом, стоит индивидуальный способ интерпретации мира, в частности – социального окружения. Однако подобные логические конструкции только косвенно характеризуют сферу индивидуального Я. Для того, чтобы осуществить переход к реконструкции подлинного самоописания, представленного силлогизмами типа -
Активные люди – предприимчивы. Я – активный. _________________ Я – предприимчивый (или не предприимчивый)
- необходимо, чтобы в силлогизмах наряду с логическими терминами-конструктами присутствовали термины-элементы, представляющие сферу Я (Я сам, идеальное Я и др.). Для этого нужен какой-либо метод оценки положения элемента на шкале конструкта. Один из известных способов решения этой проблемы заключается в том, что человек сам оценивает, насколько характерен для него тот или иной полюс конструкта. Этим способом можно пользоваться, но он обладает существенными недостатками. Главный из них связан со стратегией самоподачи. Вольно или не вольно, люди искажают оценки собственных качеств, иногда в сторону социальной желательности, а иногда, наоборот. Другое известное решение этой проблемы заключается в том, что к перечню выявленных конструктов добавляют конструкты заданные, соотносимые с различными аспектами, представляющими индивидуальное «Я» («Похож на меня – Не похож»; «похож на меня, каким я был 5 лет назад – не похож» и т.п.) [12,18]. Такой способ позволяет выяснить, какие полюса конструктов и в какой мере характеризуют индивидуальное Я, но обладает двумя существенными недостатками. Первый – это размытость критерия, по которому осуществляется сравнение. На практике это обстоятельство проявляется в том, что некоторые испытуемые задают вопросы такого типа: «Что значит - похож на меня? По интеллекту да! По манере общаться - нет!». При заполнении репертуарного теста подобные случаи возникают довольно часто. Не исключено, что сравнение других персонажей с собой осуществляется по разным основаниям. Если это так, то коэффициенты корреляции оказываются смещенными, причем, в каждом случае непонятно в какую сторону.
Вторым недостатком такого подхода является то, что подобным образом нельзя получить описания всех элементов без того, чтобы размер репертуарного теста не оказался чрезмерно велик. Еще одним способом, позволяющим рассматривать положение элемента в пространстве конструктов, является факторный анализ. Традиционно этот метод используется для снижения размерности пространства признаков, описывающих ту или иную область. Он позволяет получить оценки элементов, но лишь по нескольким выявленным факторам, а не по всем конструктам [4]. Наконец, есть еще одна возможность. Математический алгоритм оценки положения элементов на шкалах конструктов, заложенный в МИСС, предполагает, что каждый конструкт является самостоятельным фактором. Все другие конструкты образуют структуру фактора. Их коэффициенты корреляции рассматриваются как весовые коэффициенты. Таким образом, каждый конструкт одновременно является и фактором и переменной, входящей в
Рис. 2.22. Граф семантических связей.
Анализ противоречий.
Противоречия самовосприятия имеют формально логическую природу. Они констатируются в тех случаях, когда логический вывод о самом себе не следует из посылок категорического силлогизма. Одна из форм непротиворечивого рассуждения имеет следующий вид: Все М есть Р. S есть М. Следовательно, S есть Р. Если бы в заключении было написано «S есть не Р», то такой вывод противоречил бы посылкам.
Ниже приводится пример выявления противоречия в самовосприятии. На рисунке 2.23 показан корреляционный граф конструктов и характеристики элемента «Я сам»: трудолюбие (34); филантропия (43); деловитость (1); деликатность (50). В нижней части рисунка показаны диспозиции модальностей Я по тем же самым конструктам: «Я человек деликатный» (ценность с примесью желания немного снизить излишнюю деликатность); «Я – филан- - Окно «Ролевые персонажи».
Эта пиктограмма выводит окно«Ролевые персонажи». В этом окне можно задать персонажи и назначить им цвет. После этого при щелчке по вершине графа, эти персонажи будут отображаться в окне «Проекции элемента на шкалу конструкта» (5).
Щелчок правой кнопкой по цветовому полю назначает всем персонажам выбранный цвет, за исключением тех, для которых установлено цветовое выделение в экранной форме «Ввод элементов» (рис. 2.2). Таким способом можно просматривать диспозиции модальностей Я на фоне остальных персонажей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|