Экранная форма «Граф конструктов».
Назначение: · Построение графа конструктов. · Анализ образа элемента (персонажа). · Анализ семантических структур самосознания. · Анализ противоречий. · Подготовка графической информации (для консультирования и др. целей)
едва ли ни диаметрально противоположными (счастье творчества и счастье оттого, что не застали на месте преступления). Однако безоговорочно отвергать этот метод не следует. В настоящее время в лаборатории «Дельта Я» планируются исследования, направленные на подтверждение критериальной валидности МИСС. Конструктная (концептуальная) валидность является показателем того, насколько результаты теста могут рассматриваться в качестве меры теоретического конструкта, положенного в основу теста. Доказательство конструктной валидности дело непростое. Как пишет А. Анастази: «… конструктная валидность предполагает постепенное накопление информации из разных источников. В дело идут любые данные, бросающие свет на природу рассматриваемого свойства, на условия, от которых зависит его развитие и проявление» [1, с. 140-141]. Другими словами, прямое доказательство конструктной валидности требует накопления информации и теоретического обобщения результатов применения теста. К методам косвенного доказательства конструктной валидности относятся факторный анализ, проверка внутренней согласованности заданий теста, метод конвергентной и дискриминантной валидизации и метод корреляции с аналогичными тестами. Для подтверждения того, что МИСС измеряет именно диспозиции, ни один из этих методов не годится.
Первые два метода не подходят с очевидностью. Они применяются, в частности, при разработке стандартизированных личностных опросников и предполагают однородность стимульного материала для всех испытуемых. В репертуарных тестах такого стимульного материала попросту не существует. Суть двух других методов, в общем виде,заключается в сравнении результатов нового теста с результатами уже существующих тестов. Невозможность их применения связана по крайней мере с двумя обстоятельствами. Во-первых, в настоящее время не существует методик, выявляющих именно диспозиции модальностей Я. Тесты, наподобие семантического дифференциала, проблему не снимают. Они способны воспроизвести расстановку аспектов Я, но это не будет подтверждением, что диспозиция – это реально существующий феномен. Во-вторых, сравнивать диспозиции, репрезентирующие по определению субъективную реальность, с результатами тестов претендующих на объективность вообще нельзя. Так умный человек (с высоким IQ) может скептически оценивать свой интеллект, а дурак может считать себя гением. Методы доказательства критериальной и конструктной валидности являются основными в психодиагностике и, как видно, их применение для подтверждения валидности МИСС связано с серьезными трудностями. Поэтому, для доказательства валидности методики была разработан особый способ подтверждения конструктной валидности МИСС.
Метод и результаты подтверждения конструктной Валидности МИСС.
В основу валидизации МИСС положен тезис, очевидность которого не вызывает сомнения. Это тезис о том, что конструкты различаются вероятностью, с которой удается прогнозировать, какой из полюсов конструкта является наиболее привлекательным для испытуемого. Есть конструкты, в которых вероятность предпочтения того или иного полюса составит около 50%. (Женатый – Холостой). В то же время существуют конструкты, в которых в подавляющем большинстве случаев желанным оказывается только один полюс (Умный – Глупый). Утверждение «Я хочу быть умным» соответствует здравому смыслу, в то же время, высказывание «Я хочу быть глупым» звучит абсурдно почти для каждого.
На основании изложенного тезиса была сформулирована гипотеза: если алгоритм МИСС выявляет диспозиции модальностей Я случайным образом, то абсурдные диспозиции и диспозиции, согласующиеся со здравым смыслом, будут встречаться с одинаковой частотой. Теоретически возможными являются четырнадцать типов диспозиций. Семь из них соответствуют здравому смыслу, другие семь - не соответствуют. Их схематические формулировки и частота (f) встречаемости приведены в таблице 1.2. Проверка гипотезы осуществлялась на 36 тестах, содержавших конструкт«Умный глупый». Тесты принадлежали испытуемым, которые в разное время проходили тестирование у автора. Особенность проверки заключалась в том, что во всех тестах оценка идеального Я была намеренно изменена на противоположную, с «хочу быть умным» на «хочу быть глупым». Это было сделано с целью предотвратить возможные сомнения, связанные с тем, что тип диспозиции может однозначно определяться сырыми оценками в тесте. Как видно из таблицы 1.2, из 36 выстрелов 36 попаданий. Гипотезу о равной частоте появления абсурдных и неабсурдных диспозиций можно отвергнуть без применения статистических критериев. Есть основания считать, что диспозиции модальностей Я выявляются в МИСС не случайным образом и, следовательно, методика валидна. Возможно, приведенных результатов кому-то покажется мало. Но не следует забывать, что МИСС еще очень молода. В течение шести лет она проходила проверку в руках автора. Работа по развитию методики, ее теоретическому осмыслению, првязке к прикладным задачам и т. д., только начинается. Усилий одного человека для такой работы, конечно, недостаточно.
Рис 2.15. Диспозиции аспектов «Я» на фоне референтной группы. Вероятно, самостоятельное психодиагностическое значение имеет количественный состав референтной группы. У одних испытуемых идеальное Я коррелирует с девятью - одиннадцатью персонажами, у других - с одним - двумя. Иногда идеальное Я вообще не связано ни с одним персонажем. Этот вопрос требует изучения и пока не обсуждается.
«Я» на фоне референтной группы. Большой интерес представляет рассмотрение диспозиций аспектов «Я» на фоне референтной группы, то есть совместно с теми персонажами репертуарного теста, которые коррелируют с идеальным Я*. Рисунок 2.15 – это копия с экрана компьютера. Аспекты Я отмечены соответствующими буквами (Я, И, В), а представители референтной группы обозначены черными точками. Видно, что в одних случаях точки, представляющие референтную группу, расположены очень компактно, а в других – как бы размазаны по шкале конструкта. По-видимому, в первом случае мы сталкиваемся с некоторой ценностью или социальной нормой, характерной для данной группы, и на которую ориентируется субъект. В данном случае такими ориентирами для него являются педантичность, независимость, решительность, самостоятельность и т. д. Для того, чтобы быть принятым группой**, этот человек должен, как ему представляется, обладать этими качествами. С другой стороны, санкций со стороны референтной группы не последует, будь он красивым или не очень красивым (конструкт №2), исключительно жадным или нет (конструкт №16), высоким или низким (конструкт №9), очень строгим или не очень (констр. №14). При внимательном рассмотрении рис. 2.15 можно заметить, что некоторые диспозиции очень близки к диспозиции «Достигнутая ценность». Например, диспозицию №12, взятую в чистом виде, большинство проинтерпретирует именно так. Однако рассмотрение этой диспозиции на фоне референтной группы вскрывает дополнительный оттенок самовосприятия субъекта: «Достиг, но не совсем. Приблизился к референтной группе, но нахожусь на краю. Одним из тех, на кого хочу быть похож, еще только предстоит стать». Субъект констатирует, что он стал гораздо решительней, чем был в прошлом, но все-таки он наименее решительный среди тех, на кого ориентируется. Примерно то же самое можно сказать о диспозициях №№ 1, 6, 8, 10, 11.
Для тех, кто все-таки сомневается в валидности МИСС, автор рекомендует один очень простой способ - проведите тест на себе. Обычно в таких случаях звучит примерно один и тот же отзыв: «Картинка - более, чем реалистична».
Таблица 1.2. Частоты типов диспозиций по конструкту «Умный – глупый» на материале 36 тестов.
Заключение.
Теперь, в завершение теоретической части, настало время подвести итог и оценить, насколько главное понятие МИСС – диспозиция модальностей Я - соответствует предъявленным к нему требованиям. Первое требование к диспозиции было сформулировано так: «Она должна включать когнитивный, аффективный и волевой компоненты». Этому вопросу посвящены два параграфа «Подход к самооценке: когнитивный и аффективный компоненты диспозиции» и «Регуляторно-волевой компонент диспозиции». Уже в этом коротком прикосновении к сложной теме видно, что диспозиция все три указанных компонента содержит в своей структуре.
Второму и третьему требованиям диспозиция также полностью соответствует. В ней, по определению, представлены все модальности Я, точнее – проекции модальностей на шкалу конструкта, а также социальное окружение, выступающее основой знания о себе и самоотношения. Соответствию диспозиции четвертому требованию - о наличии неосознаваемых компонентов - уделено место в параграфе «Горизонтальные структуры диспозиций». Там показано, что каждая из модальностей Я в отдельности может осознаваться, но комбинация модальностей, которая собственно и отвечает за конкретные поступки, часто не осознается.
Пятое требование - о включенности в диспозицию аспекта «Мое» - полностью выполняется на уровне диспозиции. Элементы, включаемые в сферу «Мое» (ребенок, жена, профессия), ничем не отличаются от других элементов. Более того, если несколько расширить список этих персонажей, например, включив в него наряду с женой образ жены в прошлом и образ идеальной жены, то в результате можно получить типы диспозиций, аналогичные описанным выше («Мечта», «Ностальгия», «Достижение» и т. д). Для этого даже нет необходимости проводить тест дважды. Достаточно просмотреть по очереди два типа диспозиций. Нередко бывает, что в одной сфере у человека полный порядок, а в другой одни конфликты и ностальгии. Шестому требованию об иерархичности диспозиция также соответствует. Этот вопрос обсуждается в параграфе «Вертикальные структуры диспозиций». И, наконец, соответствию диспозиции седьмому требованию (к функциям) посвящен отдельный параграф «Функции диспозиций модальностей Я». Таким образом, диспозиция соответствует всем требованиям к единице анализа «Я».
В первом случае друг близок к идеальному Я. Он является своеобразной визуализацией идеала. На него можно ориентироваться, брать с него пример, учиться и т.д. Во втором случае друг воспринимается как человек, не обладающий некоторым ценным качеством. Субъект констатирует собственное превосходство и может выступать в качестве наставника или поучающего. В третьем случае и друг, и Я сам примерно одинаково далеко находятся от идеального Я. Им обоим явно недостает раскованности, это – друзья по несчастью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|