Главная | Обратная связь
МегаЛекции

О понятии этнических констант




В коллективной монографии отечественных философов введен в научный оборот термин куматоид (греч. κυμα ‘волна’)[218]. Им обозначают объект с неопределенными границами и свойствами. Авторы напоминают «парадокс корабля Тезея». Корабль, на котором Тезей отправился в путь, во время плавания приходилось периодически подновлять, заменяя одну доску за другой. Вернулся он домой на корабле, в котором не было ни одной старой доски. Вопрос: это корабль Тезея или уже другой?

Человек, язык и менталитет – типичные куматоиды. На клеточном уровне каждый человек почти полностью, за исключением нейронов, которые не восстанавливаются, обновляется каждые несколько лет (обычно говорят о сроке в семь лет). Душа человека гораздо более изменчива. Настроение меняется десятки раз на день. В результате этих перепадов одна и та же ситуация прочитывается по-разному в зависимости от состояния человека. Язык и менталитет тоже не полностью идентичны сами себе и на протяжении длительного периода времени, и в каждый из произвольно взятых отрезков своего бытования. И все-таки есть некие устойчивые параметры, позволяющие идентифицировать язык и менталитет как самотождественные сущности на протяжении веков, а может быть, и тысячелетий.

Этнопсихологи и культурологи нечто постоянное, воспроизводимое из поколения в поколение в национальном языке, культуре, психологии, назвали константами. Для лингвистики константами будут основные культурные концепты. Константы следует понимать как постоянно присутствующие в данной культуре, а не как неизменные. Например, концепт «закон», образовавшийся в языческий славянский период, вошел в христианскую древнерусскую, а затем в русскую культуру, конечно, с другим содержанием. Но, однажды появившись, он уже навсегда остается неотъемлемым и национально специфичным атрибутом нашей культуры, и в этом качестве является ее константой.

Этнические константы – ядерная часть менталитета и национального характера. С.В. Лурье относит к этническим константам центральную зону культуры – этические представления. Их содержание составляют представления о добре и зле, а также способах победы добра над злом[219]. Вокруг этого ядра необсуждаемых ценностей формируется национальная идентичность.

По мнению Т.Г. Стефаненко, русские этнические константы надо искать в менталитете крестьян, потому что Россия по своим корням остается деревенской и патриархальной. В 1926 г. городское население составляло лишь 18 %[220]. Иными словами, у 82 % современных горожан 30-60 лет предки третьего-четвертого колена (дедушки-прадедушки) перед революцией жили в деревнях. Крестьянская система ценностей определялась Православием: «Цельность народной нравственности определялась у русских крестьян православной верой. К ней восходили прямо или косвенно все утверждения в этой области»[221].



К.Д. Ушинский писал: «Факт неоспоримый, что патриархальная нравственность сохраняется гораздо более в глуши наших деревень, удаленных от центров промышленной деятельности и цивилизации. Чем более заброшена деревня в глушь, чем менее она пользуется всеми выгодами образования, тем патриархальнее ее жители и тем они нравственнее. Чем ближе к железным дорогам и шоссе, к большим сухопутным и водяным сообщениям, к столицам и фабричным местностям, тем меньше патриархальности и вместе с тем нравственности. Словом, наша патриархальная нравственность не выдерживает столкновения и с цивилизацией, поедается ею, как вековые леса поедаются пламенем пожара»[222].

?Какими факторами можно объяснить отмеченную К.Д. Ушинским закономерность? Объясните факты: хлебосольная Москва – *хлебосольный Петербург, деревенское радушие – * городское радушие, сельская, провинциальная простота – * интеллигентская, столичная простота.

В известном смысле русские являются генетически православными. У каждого из нас десятки поколений православных предков, среди которых наверняка есть и святые. Такое духовное генетическое и наследство невозможно заменить декорациями формально-ритуального, культурно-эстетического подхода к Православию. В данной области, говоря словами Б.Л. Пастернака, «кончается искусство, И дышат почва и судьба». Русские должны быть православными собственно не потому, что это уважение к выбору предков, а потому что другой вариант плохо кончается для потомков.

В 1893 и 1933 гг. в России был голод, но оба раза страна увеличивала экспорт хлеба[223]. Чем объяснить такой альтруизм царского и сталинского правительства? Это русский менталитет и его константы. Может показаться, что жертвенная жизнь не выгодна, но это не так. Русские владеют огромной и богатейшей территорией именно потому, что умели жертвовать собой. Любая новая область, входившая в состав России, немедленно получала русскую защиту и становилась дотационной вне зависимости от уровня ее экономического развития. В точки зрения какой-то надмирной справедливости должен же существовать кто-то, чьи ценности и цели выше выгоды. Должен же кто-то ограничивать зло, спасая другие народы от батыев, наполеонов, гитлеров и прочих натовских миротворцев.

Так получилось, что этим стабилизирующим фактором является Россия: «Если Америка могла себе позволить такую «роскошь», как определение идентичности через «американскую мечту», т.е. корпус либеральных ценностей, то Россия была вынуждена определять свою идентичность через «русскую идею» – служения своей стране, народу, человечеству, Богу»[224]. Поэтому в сохранении русских ментальных констант нуждается, сам того не ведая, весь мир.

Задания:

1. Что означает слово крестьянин с этимологической точки зрения? О чем говорит эта этимология?

2. В чем разница между словами рабслуга, служение – сервилизм, услужливый – раболепный? Насколько характерно для русского менталитета известное высказывание Чацкого на данную тему?

3. Какие концептуальные метафоры составляют содержание текста: «ЕГЭ придуман, как сказал чиновник из министерства, «для унификации подсчета результатов». Но в области культуры унификация – это убийство. Преподаватель, вуз и школа имеют в этом случае дело не с живой личностью, а с чем-то другим. <…> …уникальные русские мозги – явление не этническое либо биологическое, а гуманитарное. Та высота, та точка обзора, широта горизонта, неожиданность поворотов, свобода, которая свойственна русскому мышлению – это все покоится на гуманитарном фундаменте. <…> …если мы оставим на коммерческой панели выброшенную туда высокую культуру русскую, то мы очень быстро распрощаемся и с русскими мозгами» (Непомнящий В.С. Сумерки просвещения // Москва, 2009, № 9. С. 141). Как отразится на русском менталитете исключение русской литературы из списка базовых предметов?





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.