Вопросы №2, №3, №6, №7, №8 и №43 – смотреть в тетрадях
Стр 1 из 23Следующая ⇒ 1. Содержание категории «ТНР». Общая характеристика типологической группы «учащиеся с ТНР». ТНР – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и интеллекте в норме. Основным критерием отнесения речевого нарушения к группе тяжелых является невозможность ребенка осваивать программу массового образовательного учреждения (дошкольного и школьного) без специальной логопедической помощи. В логопедии на равных правах существуют две классификации речевых нарушений: психолого-педагогическая и клинико-педагогическая. Психолого-педагогический подход выделяет: общее недоразвитие речи (ОНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН). Клинико-педагогический подход выделяет следующие речевые расстройства: дисфония, дислалия, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, дисграфия и дислексия. Характеристика детей с ТНР: • Строгое ограничение активного словаря, стойкие аграмматизмы, не сформированность навыков связного высказывания, тяжелые нарушения общей разборчивости речи; затруднения в формировании не только устной, но и письменной речи. • Снижена потребность в общении, не сформированы формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь). • Оптико-пространственный гнозис на более низком уровне развития. Пространственные нарушения обуславливают выраженные и стойкие расстройства письменной речи (дислексию, дисграфию), нарушения счета (акалькулию). • Снижен уровень произвольного внимания, слуховой памяти, продуктивность запоминания. Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания. • Специфические особенности вербального мышления, которые по своему психо-речевому механизму первично связаны с недоразвитием всех компонентов речи, а не с нарушением собственно (невербального) мышления. У детей с ТНР отмечается нарушение всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности. Интеллектуальное отставание имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется вследствие недоразвития речи, всех ее компонентов. Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения, и распределения, а также наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим из данной категории детей присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с ТНР легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений, быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания. У детей данной категории отмечаются более частое нарушение или не сформированность эмоционально-волевой сферы им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками, а также отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.
4. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с ТНР. Дети с тнр – это категория детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих отклонения в речевом развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Для детей данной категории характерны трудности в овладении грамотой, в понимании арифметических задач. Характерно для тяжёлых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи вследствие этого у большинства детей данного категории наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Особенности развития восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи (отмечается у всех детей): Слуховое восприятие - нарушение фонематического слуха, низкая активность запоминания. В некоторых случаях ребёнок совсем не понимает речь окружающих, не реагирует даже на собственное имя, не дифференцирует звуки речи, шумы неречевого характера; Зрительное восприятие - бедность и недиференцированность зрительных представлений. Нарушение операции синтеза при складывании картинки из частей. Для детей типично нарушение буквенного гнозиса, проявляющееся в трудностях узнавания сходных графических букв, изображённых пунктирно, в условиях наложения, зашумления и т. д.; Пространственное восприятие - нарушения ориентировки в пространстве, трудности в дифференциации понятий «слева», «справа», «между», «над», «под». Особенности развития памяти у детей с тяжелыми нарушениями речи: Отмечается снижение продуктивности запоминания; Характерно долгое запоминание и быстрое забывание; Объём зрительной памяти практически не отличается от нормы; Объем слуховой памяти значительно снижен (трудности при запоминании стихов); Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания; Уровень памяти снижается с понижением уровня речевого развития.
Особенности внимания детей с тяжелыми нарушениями речи: внимание неустойчивое; отмечаются трудности переключения и распределения внимания; наблюдаются трудности сосредоточения на вербальном материале (инструкция воспринимается неточно, фрагментарно; задания выполняются с ошибками, которые не всегда самостоятельно замечаются и устраняются детьми). У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи: нестойкость интересов, сниженная мотивация, негативизм (как следствие неумения ориентироваться в ситуации общения), неуверенность в себе, заниженная самооценка, повышенная обидчивость, ранимость, агрессивное поведение разной степени выраженности, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками, трудности формирования саморегуляции и самоконтроля. У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных (двигательных) функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Указанные особенности в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от всех педагогов, работающих с детьми, специально организованной, грамотно встроенной коррекционной работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|