Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

9. Содержание учебной программы для социальных общеобразовательных учреждений для учащихся с ТНР




9. Содержание учебной программы для социальных общеобразовательных учреждений для учащихся с ТНР

 Образовательный процесс для учащихся с тнр осуществляется по учебному плану специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с тяжелыми нарушениями речи, учебным программам специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, учебным программам специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с трудностями в обучении и (или) учебным программам общеобразовательного учреждения. На I ступени общего среднего образования учебные предметы «Русский язык», «Русская литература», «Развитие речи», «Беларуская мова», «Беларуская лiтаратура», «Развiццё маўлення», «Математика», «Человек и мир» изучаются по соответствующим учебным программам специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с трудностями в обучении с использованием учебно-методических комплексов по названным предметам специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с трудностями в обучении. В I классе в рамках учебного предмета «Беларуская мова» или учебного предмета «Русский язык» осуществляется обучение грамоте. В I – III классах вводится изучение учебного предмета «Развитие речи» («Развiццё маўлення»). Во II – V классах изучение учебного предмета «Беларуская лiтаратура» и учебного предмета «Русская литература» осуществляется по учебным программам «Лiтаратурнае чытанне» или «Литературное чтение» для специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с трудностями в обучении соответственно. В V классе в рамках учебного предмета «Человек и мир» изучается блок «Моя Родина – Беларусь». На изучение блока «Моя Родина – Беларусь» отводится 1 учебный час в учебную неделю из количества учебных часов, отведенных на изучение учебного предмета «Человек и мир». На II ступени общего среднего образования изучение учебных предметов, за исключением учебных предметов «Беларуская мова i лiтаратура», «Русский язык и литература», осуществляется по соответствующим учебным программам общеобразовательного учреждения. С учетом пожеланий учащихся и их законных представителей изучение в I – X классах учебных предметов «Беларуская мова» и «Беларуская лiтаратура» в учреждениях образования с русским языком обучения, «Русский язык» и «Русская литература» в учреждениях образования с белорусским языком обучения, а также «Иностранный язык» по решению педагогического совета может осуществляться по соответствующим учебным программам и учебно-методическим комплексам общеобразовательного учреждения в рамках учебных часов, предусмотренных на изучение названных учебных предметов, Типового учебного плана общеобразовательных учреждений.

5. Особенности познавательной деятельности учащихся с ТНР и пути ее коррекции.

Всех детей с нарушениями речи отличает отсутствие фонематического слуха. Ребенок не различает фонем, особенно близких по звучанию, не может их дифференцировать, не замечает собственных ошибок звукопроизношения. Зрительное восприятие детей с ТНР отстает от нормы. Отмечается недостаточность сформированности целостного образа предметов. Например, при выполнении пробы «Узнавание в шуме» для детей требуется больше времени на распознавание предметов, плюс более вероятны ошибки при выполнении задания. Для детей с нарушениями речи характерна задержка формирования пространственных представлений . Они затрудняются в определении правой и левой стороны пространства, ориентации в схеме тела, у них нарушена целостность образа восприятия. Восприятие обращенной речи импрессивная сторона речи – у детей сохранно. При этом отмечаются трудности экспрессивной речи – дети с ТНР затрудняются найти адекватные выражения. Внимание характеризуется: неустойчивостью; низкой произвольностью; трудностью регуляции.

  Устойчивость внимания зависит от модальности репрезентируемой информации. В случае если инструкция передана с опорой на зрительный анализатор, внимание более устойчиво, если инструкция передана как речевое высказывание, возникает ситуация, при которой внимание должно быть распределено между двумя раздражителями, следовательно, задание будет выполнено с большим количеством ошибок. Распределение внимания между речью и практическим заданием для детей с нарушениями речи – очень сложная задача, поэтому дети постоянно требуют уточняющих инструкций, подсказок, отвлекаются на посторонние действия. У детей с ОНР недостаток внимания выражается и в несформированности действий контроля, особенно – упреждающего контроля, т. е. анализа условий задачи. Память развитие памяти детей с нарушениями речи не сильно отличается от развития памяти в норме. Однако есть несколько специфических черт: характерны трудности в узнавании сложных образов (например, дети-дизартрики плохо узнают геометрические фигуры). Данная особенность памяти связана с особенностями восприятия; уровень развития словесной памяти всегда хуже нормы и тем ниже, чем более выражен речевой дефект; ребенок не замечает ошибок воспроизведения и не исправляет их (эта особенность памяти связана с характеристиками внимания и контроля); очень характерная проблема детей с речевым дефектом — они забывают речевую инструкцию. Поэтому лучше, если для занятий будут использоваться наглядные схемы, на которые ребенок может опираться в ходе своей работы. Тем не менее, потенциально все виды памяти и, что особенно важно для обучения, логическая память способны у детей к высокому уровню развития. Мышление и воображение. Недостаток знаний о свойствах и функциях предметов, явлений приводит к тому, что детям с ОНР свойственны трудности в установлении причинно-следственных связей; а недостатки самоорганизации мыслительной деятельности выражаются в расторможенности или заторможенности ребенка, недопонимании инструкций, поверхностном ознакомлении с условиями выполнения задания. Недостатки развития речи затрудняют переход от наглядно-практического к образному мышлению в раннем возрасте – нет обобщения опыта ребенка, а значит, ребенок не способен выйти в решении мыслительной задачи за пределы непосредственного практического опыта. Без соответствующего обучения дети с ОНР не могут самостоятельно овладеть сложными мыслительными операциями анализа, синтеза, классификации. Речь. Внутренняя речь у детей с нарушениями речи запаздывает и формирование внутренней речи, следовательно, отсутствует механизм, переводящий размышление из внешней практической операции во внутреннюю, мыслительную задачу и обратно. Воображения детей с нарушениями речи показали, что в целом уровень развития этой психической функции ниже, чем у здоровых сверстников. Конкретная задача развития познавательной деятельности заключается в целенаправленности формированию психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. Упражнения и тренировка уже имеющихся у ребенка психологических способностей не делает коррекционную работу эффективной. Основными направлениями коррекционной работы по развитию познавательной деятельности являются развитие зрительного и слухового восприятия; пространственных и временных представлений; мнестической деятельности; основных мыслительных операций и различных видов мышления; воображения; внимания.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...