10.Инновационные подходы в образовании учащихся с ТНР.
Понятие " инновация " в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Инновационные педагогические технологии- это новые, обладающие повышенной эффективностью методы, приемы и формы обучения и воспитания, организации совместной деятельности педагога и воспитанника. Для детей с ТНР характерно: нарушение звукопроизношения (снижение внятности речи, дефекты звуков, сниженный фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова, недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении). У детей отмечается выраженная в разной степени общая и мелкая моторная недостаточность. В связи с этим, в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) наряду с традиционными методами, используются инновационные педагогические технологии, которые решают следующие задачи: - повышение интереса и положительного эмоционального настроя детей к занятиям; - создание ситуации успеха для каждого ребенка; - включение в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций; - развитие всех компонентов речи через разные виды анализаторов (зрительный, обонятельный, тактильный, температурный, вкусовой, слуховой). Рассмотрим какие инновационные технологии используются в коррекционной работе в группе с детьми с ТНР. Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств. Логопедические игры с использованием элементов сенсорного развития помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными. В рамках создания развивающей предметно-пространственной среды создана серия игр по сенсорному развитию («Сенсорная коробочка», «Волшебный мешочек», «Тактильные дорожки», «Угадай по звуку»). Внедрение элементов сенсорной интеграции в логопедическую работу позволит решить сразу несколько задач: - пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения; - активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления; - развивать общую и мелкую моторику; - развивать глазодвигательные функции; - формировать графомоторные навыки; - формировать навыки ориентировки (в схеме тела, в пространстве, на плоскости); - оптимизировать процесс автоматизации за счет включения в работу слухового, двигательного, кожно-кинестетического, зрительного анализаторов; - повысить познавательную активность и работоспособность детей. Биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть и губы. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка и педагога на протяжении всего занятия. Кинезиологические упражнения.
Кинезиологическая технология состоит из подбора упражнений, ориентированных на каждого конкретного ребёнка в соответствии с особенностями его развития и образовательными потребностями. Основным требованием к использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов, постепенное усложнение от простых к сложным упражнениям, увеличение темпа выполнения заданий. Кинезиологические упражнения используем в непосредственно образовательной деятельности, на фронтальных, индивидуально-подгрупповых занятиях по развитию и коррекции речи. Благодаря использованию кинезиологические упражнения в логопедической работе: пробуждаем интерес к занятиям и снятию эмоциональной напряженности, формируем умение понимать словесные инструкции, развиваем темпо-ритмическую, интонационную речь, развиваем внимание, память, мышление, воображение, формируем произвольность движений, обогащаем словарный запас, формируем связную речь, способствует развитию общей и мелкой моторики, синхронизации работы полушарий. Таким образом, в коррекционной работе с детьми с ТНР, используя инновационные технологии, осуществляется развитие слуховых функций, оптико-пространственных представлений, праксиса, тактильного гнозиса, интеллектуальных и творческих способностей, происходит осознание собственных эмоций, коррекция речевой функциональной системы.
11. Корр. направленность педагогического процесса. Теория целостного корр-о-педаг-о процесса в специальной общеобразовательной школе для детей с ТНР. Коррекционно-педагогический процесс – система педагогического воздействия на учащихся, направленная на преодоление или ослабление недостатков развития детей с нарушениями речи (логопед, психолог, педагоги). Функции коррекционно-педагогического процесса: - коррекционно-образовательные; - коррекционно-воспитательные; Особенности процесса обучения в специальном образовательном учреждении: целенаправленность; двусторонность; противоречивость (т. е. противоречия между выдвигаемыми ходом учебного процесса познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся и их познавательными возможностями. Противоречия бывают внешние и внутренние. Пример внешнего противоречия: противоречие между задачами обучения и реально существующими условиями их выполнения. Пример внутреннего противоречия: противоречие между стремлением личности к знаниям и способами их достижения. В специальном образовательном процессе эти противоречия усиливаются в связи с недостатками психического развития детей. Любое противоречие разрешается через включение ученика в деятельность, в активный поиск решения познавательной задачи); систематичность; комплексность; коррекционная направленность и т. д. Учет этих особенностей процесса обучения обеспечивает его динамичность и результативность. Главные задачи обучения в специальном образовательном учреждении: 1. Организация познавательной деятельности учащихся по приобретению знаний, формированию практических умений и навыков, расширению кругозора. 2. Развитие задатков, способностей, познавательной деятельности учащихся или воспитанников. 3. Стимулирование познавательной активности и самостоятельности. 4. Формирование у учащихся познавательной активности. 5. Формирование основ научного мировоззрения. 6. Всестороннее развитие самоценной, самодостаточной личности, формирование предпосылок для адаптации в социуме. Структуру процесса обучения составляют: цель обучения; задачи обучения; содержание учебного материала; методы обучения; средства обучения; организационные формы обучения; результат обучения. Функция процесса обучения – это внешнее проявление свойств каких-либо объектов определенной системы. Можно выделить 4 основных функции процесса коррекционного обучения: развивающая, образовательная, воспитательная и коррекционная. Таким образом, в теории целостного коррекционно-педагогического процесса в работе с детьми с ТНР четко прослеживается идея целенаправленной организации многовидовой учебно-познавательной деятельности учащихся под руководством учителя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|