Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

12. Организация образовательной среды для учащихся с ТНР.




12. Организация образовательной среды для учащихся с ТНР.

Образовательная среда-это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении, является стимулирование различных видов деятельности ребенка, обеспечение их результативности и благоприятного социального статуса ребенка. Основные группы средовых ресурсов для детей с нарушениями речи: пространственные, предметные, организационные, социально -психологические.

 Пространственные ресурсы. В кабинете для логопедических занятий (для групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий) традиционно выделяются 3 зоны: ( зона, в которой пространственно-организующим элементом выступает- настенное зеркало (перед которым проводится значительная часть индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков, мимическая гимнастика и др. упражнения. ) Следует продумать освещение зеркала во время дневных и вечерних занятий. зона для групповых (до 6 учеников) занятий – образуется из столов и- стульев для детей, настенных досок (грифельных, магнитных), фланелеграфа и т. п. зона рабочего места учителя-логопеда – состоит из( стола логопеда, - шкафов для наглядных пособий, книг и др., места для магнитофона, компьютера ). Зона для проведения психогимнастики и логоритмических и иных- упражнений, связанных с выполнением детьми движений в различных направлениях. В этой зоне дети могут свободно передвигаться, располагаться на полу, на мягких модулях. Зона для проведения- индивидуальной работы средствами, дыхательной гимнастики и общения и уединения. Обстановка должна стимулировать речевое развитие ребенка – создаются специальные речевые уголки, которые наполняются различными пособиями для развития мелкой моторики и ручного праксиса; наглядно-иллюстративным материалом по лексическим темам, основным фонетическим группам, а также для развития фразовой речи, фонематического слуха; игрушками для развития диафрагмально-речевого дыхания и др. Желательно выделение и оформление уголков: для куклотерапии и сказкотерапии – с целью развития связной- выразительной речи, преодоления логофобии, для песочной терапии, для игр с различным сыпучим материалом и водой- («пальчиковый бассейн» – для развития мелких движений пальцев рук, являющегося важным средством стимуляции речи и повышения работоспособности) и др., для занятий изобразительной деятельностью (лепка, аппликация, - конструирование, рисование) – с целью развития мелкой моторики, ориентировки в пространстве, планирующей и регулирующей функции речи.  Предметные ресурсы образовательной среды для детей с нарушениями речи включает следующее оборудование: аппараты и приборы: магнитофон, диктофон, метроном, - видеомагнитофон, магнитофонные кассеты, зеркала ручные и настенное, персональный компьютер и компьютерные программы «Видимая речь», «Коммуникация», приборы типа АИР, секундомер, песочные часы, экран, диапроектор (или фильмоскоп); медицинский инструментарий и материалы: наборы логопедических- зондов и шпателей, вата, бинт, марлевые и бумажные салфетки, дезинфицирующий материал; специальная мебель и оборудование: умывальник, релаксационных упражнений, столик для инструментов, стол возле настенного зеркала с местным освещением, экран для закрывания лица логопеда; оборудование для демонстрации: настенные доски (грифельные и- магнитные), наборное полотно, фланелеграф. Могут быть использованы настенные панно из ковролина, цветной клеенки и другого современного материала, к которому достаточно легко прикрепляются буквы на липкой основе; дидактический материал: настенная касса букв, настенная слоговая- таблица, индивидуальные кассы букв и слогов, звуковые и слоговые схемы слов, различные речевые игры и игры для развития мелкой моторики, сенсорных способностей, внимания и памяти, мыслительных операций, наглядно-иллюстративный материал для развития устной и письменной речи, игрушки (в том числе звучащие, образные), муляжи, конструкторы, счетный материал, альбомы и другой материал для обследования, книги для чтения, сборники диктантов и др. Помещение должно хорошо проветриваться (для проведения дыхательной гимнастики). Другие гигиенические условия – температурный режим, достаточная освещенность, мебель в соответствии с результатами анропометрии и др. – должны быть оптимальными. Кабинет для логопедических занятий должен отвечать требованиям звукоизоляции. При организации предметно-пространственной среды (окраска стен, подбор цветовой гаммы портьер, жалюзи, ковровых покрытий, элементов внутреннего дизайна и т. д. ) желательно использование хромотерапии– учет свойств цветов (успокаивающее их воздействие или активизирующее). Организационные ресурсы  образовательной среды, в первую очередь – соблюдение в образовательном учреждении и семье единого речевого режима (системы мероприятий и требований, направленных на закрепление усвоенных детьми правильных произносительных навыков). Например, в начале появления заикания важно ограничить речевое общение ребенка – организовать режим молчания. Речь в присутствии ребенка с заиканием должна быть чуть замедленного темпа. При работе с детьми с моторной алалией важно соблюдать правило «не принуждать, а побуждать ребенка к речи», т. е. не заставлять его повторять, называть слова, а самому взрослому многократно повторять одни и те же слова в различных ситуациях. К организационным средовым ресурсам относится и дифференцированность дозировок учебного, и особенно речевого и языкового материала (с учетом характера речевого нарушения и этапа коррекционной работы), подбор лингвистического материала, коммуникативно значимого для ученика, доступного по содержанию, соответствующего его произносительным возможностям. Например, спецификой обучения языку учащихся с ТНР является пристальное внимание к развитию и совершенствованию просодического компонента речи: чтение с разной интонацией, работа над ударением, мелодикой речи.  Социально-психологические ресурсы образовательной среды включает, прежде всего, социальные отношения, нормы, привычки, потребности. Интеграция предполагает, в первую очередь, социальную адаптацию ребенка с ОПФР в общую систему социальных взаимодействий и отношений в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется. Важным фактором социальной интеграции является общение и сотрудничество со сверстниками, а также отношение к ребенку окружающих взрослых (учителя-логопеда, учителя, родителей детей с нарушениями речи и родителей нормально говорящих детей, обслуживающего персонала). Учитель -логопед взаимодействует не только с ребенком, но и с его семьей (людьми из его ближайшего окружения) – коррекционная работа приобретает «семейную центрированность». Необходимо терпеливое, тактичное и доброжелательное отношение учителя-логопеда к ребенку и его родителям (в любых ситуациях общения). Участие родителей в коррекционно-педагогическом процессе создает благоприятную среду для работы по преодолению и предупреждению речевых нарушений у детей. Педагог обеспечивает благоприятный социально-психологический климат в классе. Он создает модель «приятия, понимания, поддержки», дает образец поведения по отношению к ребенку с ТНР, который может иметь некоторые физические недостатки (неправильное анатомическое строение органов артикуляции, повышенное слюноотделение, насильственные движения и др. ). Далее носителями заданных моделью отношений становятся другие взрослые и дети. Следует помнить о наличии у младших школьников с ТНР повышенного уровня общей школьной тревожности, страха самовыражения, сопровождающегося эмоционально негативными переживаниями ситуаций, сопряженными с необходимостью самораскрытия. Важно обеспечивать эмоциональную причастность ребенка к учебному процессу: обучение должно воздействовать не только на разум, мышление, но и на чувства, эмоции. Для создания положительных эмоциональных переживаний необходимо использовать похвалу, вознаграждение, стимулирование, создавать ситуации успеха для ребенка и уметь видеть сильные стороны ребенка, его пусть даже минимальные достижения.. Задача педагога заключается в том, чтобы пополнить словарный запас ребенка с нарушениями речи для той или иной ситуации общения. Стремление же ребенка к общению необходимо поощрять всеми возможными средствами, он не должен испытывать неуверенности. Поддержка педагогом ребенка не сводится к помощи, ведущей к облегчению проблемной ситуации и избавлению ребенка от нее. Поддержка помогает ребенку преодолевать ситуацию, развивая при этом его способности и возможности к преодолению трудностей, связанных с речевым недостатком. Рациональная организация средовых ресурсов может быть обеспечена только на основе комплексной оценки возможностей детей с нарушениями речи, т. е. при реализации дифференцированного и индивидуального подходов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...