40 Особенности коррекции нарушений звукопроизношения
40 Особенности коррекции нарушений звукопроизношения Звукопроизношение — процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы. Нарушения звукопроизношения — группа дефектов произношения, включающая такие формы как дислалия, ринолалия (палатолалия), дизартрия и, частично, афазия. Особенности коррекции нарушений звукопроизношения проявляются в следующем: 1) формирование правильного звукопроизношения осуществляется на фоне развития и совершенствования звукослоговой структуры слова; 2) коррекция нарушений звукопроизношения у детей проводится на основе развития речеслухового восприятия и артикуляторной моторики. При этом развитие артикуляторной моторики обеспечивается формированием как кинетической, так и кинестетической основы артикуляторных движений; 3) учитывая тесную связь в развитии звуковой стороны речи и фонематических процессов, коррекция нарушений звукопроизношения проводится одновременно с формированием фонематических процессов (фонематического восприятия и фонематического анализа); 4) у детей имеет место не только искажение звукопроизношения, но и задержка формирования звуковой стороны речи. В связи с этим, большое внимание уделяется активизации процесса формирования звукопроизношения, уточнению произносительного и слухового образа нормально произносимых звуков, что способствует совершенствованию артикуляторной моторики, речеслухового восприятия и спонтанному появлению звуков речи; 5) при определении последовательности работы над звуками, звукослоговой структурой слова необходимо учитывать минимальное усложнение заданий и речевого материала, постепенное введение трудностей с учетом зоны ближайшего развития этих детей. Должна проводиться логопедическая работа, которую условно можно разделить на 4 этапа: 1) Подготовительный. Цель данного этапа: нормализация мышечного тонуса, развитие моторики артикуляционного аппарата и пальцев рук, развитие дыхательной функции, голоса и просодики. С этой целью, с постепенным усложнением, проводится – дифференцированный логопедический массаж; артикуляционная моторика; комплекс упражнений на развитие голоса, нормализацию речевого дыхания и просодики; упражнения для развития мелкой моторики рук. 2) Выработка новых произносительных умений и навыков. 25 Целью данного этапа является: выработка основных артикуляционных укладов, определение хода работы по коррекции звукопроизношения, в том числе работа по постановке, автоматизации и дифференциации звуков, развитие фонематического слуха. 3) Выработка коммуникативных умений и навыков. Цель данного этапа: сформировать навык самоконтроля, другими словами, при смене обстановки сохранить приобретенные навыки и правильное произношение. 4) Предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии. Цель данного этапа: профилактика вторичных нарушений, обеспечение ранней диагностики дизартрии для организации ранней коррекционной работы. Учитывая особенности симптоматики и механизмов нарушений звукопроизношения, можно выделить следующие стадии коррекционной работы: Первая стадия: имеет целью подготовить слуховую, моторную и зрительную систему к последующей работе над звуками. Вторая стадия: уточнение артикуляторного и акустического образа, выделение из речевого потока правильно произносимых звуков. Третья стадия: коррекция нарушенных звуков речи.
44 Задачи и направления формирования лексики у учащихся с ТНР.
Лексика - словарный состав языка, совокупность слов того или иного языка, части языка. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях. У детей с ОНР наблюдаются значительные трудности в овладении словарем даже в условиях специального обучения. Поэтому они нуждаются в дополнительном стимулировании в формировании активного словаря. Нарушения формирования лексики детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов. Задача педагога состоит в том, чтобы активизировать пассивный словарь. Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях – ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями жизни ребенка. Пассивный словарь – слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет в речи. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадается по контексту. Работа по обогащению и активизации словаря у детей с ТНР включает в себя следующие направления: - ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности, формирование понятий; -раскрытие многозначности слова; -расширение запаса синонимов и антонимов; -формирование правильного употребления слова в связной речи. Словарный запас детей с ОНР: 1-й уровень – резко отстает от нормы; предметный, обиходный словарь; глагольный почти отсутствует; характерны лексические замены. 2-й уровень – значительно отстает от нормы; не знает названия основных цветов, форм, размеров, частей предметов; ограничен словарь действий и признаков; отсутствует навык словообразования и словотворчества. 3-й уровень – словарь значительно увеличивается, пользуется всеми частями речи, заметно преобладание в речи существительных; неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества. Обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место в общей системе речевой работы в детском саду.
Задачи словарной работы: 1. Обогащение словаря тематическими группами слов. 2. Закрепление представлений об обобщающих понятиях. 3. Развитие представлений о смысловой стороне слова: - работа над правильным пониманием значений многозначности слов; - раскрытие семантических отношений (ознакомление с синонимами и антонимами разных частей речи); - формирование умений отбора слов и точность словоупотребления. Этапы словарной работы в ДОУ: - введение в словарь детей новых слов, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. - закрепление и уточнение словаря. У детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами. - активизация словаря. В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь педагога, но и воспроизводить ее много раз. Активизация познавательных процессов можно решить путем классификации, обобщения, сериации, сравнения. - устранение из речи детей нелитературных слов. Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоении программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.
45. Методика формирования грамматического строя речи учащихся с ТНР Грамматический строй речи - это взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Он объединяет морфемику, синтаксис и словообразование. Его становление у детей происходит благодаря подражанию речи взрослых. В норме грамматическое строение у ребенка развивается без чьей-либо помощи. Система обучения детей с ТНР в условиях специальной школы предусматривает организацию работы по коррекции и развитию речи, а также по изучению элементарного курса грамматики, направленную на совершенствование культуры речи и овладение литературным языком. Учащиеся испытывают значительные трудности в письменной речи и допускают большое количество ошибок, так как слабо усваивают теорию языка и законы их функционирования. В начальных классах в работах детей можно выделить следующие группы ошибок: 1) речевые ошибки (элементы просторечия, аграмматичные предложения), 2) морфологические ошибки (определение рода имен существительных и выбор падежного окончания, согласование существительных и прилагательных в роде и числе, изменение имен существительных по числам…), 3) синтаксические ошибки (согласование подлежащего и сказуемого в роде, неумение определять границы предложений, пропуск обязательных членов предложения, ошибки при оформлении однородных членов предложения). Причины данных ошибок: 1) несформированность обобщенных звуко-буквенных образов(Не формируются представления о соотношении значений отдельных грамматических форм и их звуко-буквенной оболочки. )2) нарушение линейного развертывания(Например: 1) В составе предложений: Пошел Иван взял булку и пошел. Вода повсюду холодная течет. Серого неба мягкий снег. 2)при образовании сложных слов и словоизменении: трудолюбимый, плесень -плескью)3) гипергенерализация языковых форм(Неправильное употребление грамматических форм и способов сочетаемости: -учк- - белучка; про- - прокрыта (прикрыта), -ов – солдатов, ужов, березков. Ихняя спора всегда кончалась ссорой. Спор всегда кончался ссором. ). Методика обучения письменной речи в специальной школе требует специальной работы по отбору языкового материала, последовательности и способам его изучения. Например, при изучении рода имен существительных используется следующий прием: кофтА, партА – онА, стол, карандаш – он. А также следует опираться на такие принципы: 1. Принцип сознательности обучения Процесс формирования письменного высказывания предполагает сознательную работу: - по предварительному планированию высказывания (продумать тему, определить границы предложений) - отбору языковых средств (отбор лексических и грамматических средств языка) - по переводу устной речи в письменную (расположить слова в предложении грамматически верно, проверить написанное). Все эти действия будут успешны только в том случае, если ученик усвоил законы построения письменного высказывания, владеет приема построения высказывания и может сознательно оценить записанное. Принцип сознательности обучения предполагает организацию работы по формированию грамматического строя речи от осознанного навыка к автоматизированному умению. 2. Принцип поэтапного формирования грамматического навыка. Любой грамматический навык основывается на элементарном языковом анализе и на основе грамматических обобщений. Формирование навыка построения и оформления письменных предложений проходит ряд этапов: 1) Этап языкового анализа, на котором последовательно проводится работа над: - вычленением из предложения лексических единиц и определением их морфологической соотнесенности; - установлением связи между лексемами в соответствии с реалиями действительности; - нахождением грамматической связи между словами в предложении. 2) Этап моделирования, в процессе которого дети обучаются: - находить общие закономерности построения предложении; - устанавливать способы графического обозначения этих закономерностей; - соотносить предложения с моделями; - составлять модели предложений. 3) Этап конструирования, на котором дети усваивают: - составление предложений по заданным моделям; - составление предложения с последующим моделированием (как способ самопроверки); - самостоятельное составление модели предложения в соответствии с замыслом и последующее составление предложений по этой модели.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|