Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

51. Методы работы над сочинением.




51. Методы работы над сочинением.

Сочинение - один из видов работы по развитию письмен­ной речи. В нем учащиеся раскрывают заданную тему, изла­гают свои мысли. Существуют два основных типа сочинений: - образный (творческий). Это рассказы, описания, лич­ные наблюдения; - связанные с изучением литературных произведений и выражающие личное отношение к произведению, к его героям.

В самом начале обучения ведется работа над сочинением с использованием наглядных средств. Предъявляется ряд тре­бований к детским сочинениям. Они должны соответствовать теме, выполняться самостоятельно, иметь правильное постро­ение, быть аккуратно оформлены и грамотно написаны. Сочинение имеет разные модификации: Сочинение по серии сюжетных картинок. После подгото­вительных упражнений (расстановки картинок в нужной пос­ледовательности, рассматривания, выделения главного, состав­ления предложений к каждой картинке) учащимся показыва­ется, как в письменном виде выразить то, что они делали ус­тно. Для этой цели полезно провести анализ образца, записан­ного на доске. Учитель вывешивает серию картинок в беспорядке; дети расставляют их правильно. Затем открывается рассказ на дос­ке. Учащиеся, рассматривая картинки, читают текст. Путем сравнения отдельных предложений к картинкам (они тоже записаны на доске) со связным текстом учитель объясняет, что значит писать полно, связно, а не отдельными бессвязны­ми предложениями. Далее дети самостоятельно пишут уже подготовлен­ную письменную работу. После проверки сочинений проводится работа над ошибками. Сочинение по одной сюжетной картинке. Серия картинок представляет собой своеобразный план к сочинению. Дети должны самостоятельно представить и описать начало и конец эпизода, изображенного на картинке, установить логические связи. Важно научить внимательно рассматривать, выяснять основное содержание.
Примерная схема работы: 1)предлагается одна картинка из сюжетной серии; 2) рядом пишется текст к ней, две другие картинки (на­пример, начало и конец сочинения) перевернуты обратной стороной; 3) учитель анализирует содержание картинки, опираясь на текст; 4) затем детям предлагается передать в рисунках предыдущие и последующие события.
Анализируются рисунки, выбираются лучшие, потом от­крываются перевернутые картинки и сравниваются. Учитель предлагает выполнить уже знакомое задание: написать сочи­нение по серии картинок, используя вместо первой и тре­тьей рисунки, которые дети нарисовали сами. Сочинение по закрытой картинке.  Основные методические приемы обучения сочинениям по закрытой картинке (в 3-4-х классах) сводятся к следующему: - учитель говорит, что у него интересная картинка, но он ее не показывает. Узнать, что там нарисовано, можно путем постановки вопросов и ответов на них учителем. Он отвечает на них так, чтобы у детей возникло представление о содержании. Затем учащимся предлагается самим нарисовать картинку, далее идет сравнение, анализ. Дети пишут сочинение по своим уточненным картинкам; - учащиеся не делают зарисовок, а после беседы сразу пишут сочинение. Сочинение по инсценировке. Действия подбираются простые и знакомые детям, но с эле­ментами новизны. Наиболее доступен детям материал из их жизни. Интересны инсценировки по сериям картин, с кото­рыми знакомы учащиеся. В инсценировку вводятся диалоги действующих лиц, речевое сопровождение и т. п. Для усложнения задания и развития памяти и воображения можно по­казать инсценировку за один - два урока до выполнения пись­менного задания. Очень важны творческий анализ работ, тща­тельная работа над ошибками. Сочинение на основе личного опыта учащихся.  Основной методический совет к данному виду работы ­актуализация личного опыта детей, его обогащение. Можно провести экскурсию или вспомнить события, проверить зна­ния необходимой лексики, провести дополнительную словар­ную работу, вспомнить беседы на уроках чтения, труда, рисо­вания и др. Перед работой учащимся важно напомнить, что следует писать после того, как все уже обдумано. Ведется рас­сказ о том, где и когда-то или иное событие происходило, оно подробно описывается, в выводах отражается собственное от­ношение к событию. Важным методическим требованием является работа над планом будущего сочинения: вначале составляется план ана­лизируемого сочинения-образца, затем коллективно – план сочинения (можно начать с картинного) и осуществляется пе­реход к словесному плану (сначала в форме вопросов, потом в виде повествовательных предложений). Постепенно учащиеся приучаются составлять план самостоятельно.

 

52. Организация и содержание обучения грамоте и развития речи учащихся с ТНР.

Обучения грамоте – это ступень по овладению первоначальными умениями чтения и письма. Тенденция к увеличению численности детей дошкольного возраста с недоразвитиями речи, недостаточная сформированность фонетико-фонематического восприятия и лексико-грамматических категорий, неготовность детей к обучению грамоте детерминируют необходимость поиска, разработки и реализации эффективных методов обучения. Перед методикой обучения грамоте стоят вопросы о:  - степени целесообразности добукварного периода (до 1, 5 месяца); - продолжительности букварного периода в специальной общеобразовательной школе (3-4 месяца в общеобразовательной школе);  - порядке расположения звуковых и слоговых трудностей при обучении грамоте;  - качестве материала букваря с точки зрения осуществления задач образовательно-воспитательного характера; - характере и уровне практического изучения учащимися фонем русского языка в процессе усвоения грамоты;  - системе письма и связи с системой обучения чтению;  - особенностях методики обучения грамоте детей-шестилеток;  - индивидуальном подходе; - системе дидактических материалов;  - элементах грамматики, правописания, развития речи в системе букварных занятий. Важное значение при обучении детей с ТНР имеет осознанный звуковой анализ и синтез. В процессе формирования артикуляционных навыков и развития слухового восприятия в определенной системе развиваются навыки звукового анализа и синтеза слова. Задача первого периода обучения состоит в том, чтобы от умения определять последовательность звуков в звуковом ряду, слогов перейти к полному анализу и синтезу слова, состоящего из 3-4 знакомых звуков.  К концу первого периода уточняется и расширяется словарь учащихся, формируются навыки грамматически правильной речи. Все это обеспечивает готовность к усвоению грамоты. Для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, но и имел четкие представления о звуковом составе языка (слов) и умел бы анализировать звуковой состав слова. Умение слышать каждый отдельный звук, четкоотделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово - важнейшие предпосылки для успешного обучения грамоте.  Обучение чтению и письму на первом году обучения неразрывно связано с формированием произносительных навыков. Обучение идет исключительно на материале усвоенных звуков, что дает возможность использовать приобретенные навыки письма и чтения. В то же время формирование первичных навыков чтения и письмана материале правильно произносимых звуков и слов является необходимым условием для предупреждения дисграфических ошибок.  Усвоение грамоты осуществляется в условиях, отличающихся от нормальных: формирование звуковой стороны речи далеко не закончено, что приводит к затруднениям в овладении чтением и письмом. Несформированным является и грамматический строй речи. Все это заставляет не только растягивать во времени процесс овладения чтением и письмом, но и по-иному располагать материал, пользоваться иными методическими приемами. Учитель-дефектолог, начинающий работу по обучению грамоте, должен знать, что: - к моменту показа буквы дети должны уметь отличать изучаемые звуки от других звуков;  - обучение грамоте проводится на звуках, произношение которых отработано или отрабатывается;  - по возможности раздвигается во времени изучение парных звуков.  Главное, что детям необходимо усвоить, - это звуко-слоговое строение слов и обозначение звуков буквами. Звуки и слога разных типов даются в определенной последовательности, обусловленной степенью трудности их усвоения. Вся работа по обучению грамоте состоит из двух процессов: звуковой анализ и синтез звуков в слоги и слова. Чтение и письмо идут параллельно и одновременно, причем при обучении письму используются те же приемы анализа и синтеза, что и при обучении чтению. Вся система работы по обучению грамоте опирается на развитие речи. Обучение грамоте является, в сущности, практической работой над словом - его значением и его звукослоговой структурой.  Весь процесс обучения грамоте делится на три периода: - подготовительный, задачей которого является подготовка детей к занятиям чтением и письмом в букварный период; - букварный период - самый длительный и самый ответственный; - послебукварный, в течение которого совершенствуются навыки чтения и письма. Главная задача подготовительного периода (добукварного) - развитие фонематического слуха и правильного произношения. Параллельно с развитием речи идет подготовка к письму; дети знакомятся с некоторыми техническими и гигиеническимитребованиями, с разлиновкой тетради, умением правильно сидеть, держать карандаш и ручку.  Данный период имеет важное значение в формировании у детей фонематического слуха, речедвигательных механизмов, а главное - во включении в работу слухового, двигательного, зрительного анализаторов, принимающих участие в речевом процессе. Ребенок должен не только слышать слово, но и осознавать звуковой состав, соотносить буквы со звуками, объединять звуки в слоги, а слоги - в слова. Это новая, более высокая ступень аналитико-синтетической деятельности детей, опирающаяся на имеющееся у них умственное развитие. Это умение дается не сразу, а формируется постепенно. В практике специальной общеобразовательной школы подготовительный период занимает от двух недель до полутора месяцев.  Букварный период является периодом овладения речезвуковой символикой, внимание детей сосредотачивается на буквах, их сочетаниях с другими буквами, на их печатных и рукописных изображениях.  На всех ступенях букварного периода происходит дальнейшее развитие фонематического слуха, абстрагирование «чистого» звука, символом которого и является буква. После того как ребенок научился соотносить звук с соответствующим ему знаком (буквой), он начинает овладевать слитным чтением. Слитное чтение прямого слога достигается путем упражнений в делении слова на звуки, составлении его из азбуки и слитном слиянии слога по следам анализа.  Считается, что слияние звуков в слоге есть не что иное, как произношение их так, как они звучат в устной речи. Существует ряд способов, облегчающих слияние звуков, напримерчтение по следам анализа. Его суть состоит в том, что ученик делит слова на слоги, слоги - на звуки, а затем немедленно соединяет выделенные звуки в слоги, а слоги - в слова. Анализ органически связан с синтезом и предваряет его.  Из других способов распространено чтение по подобию или преобразование слов, вследствие чего образуются целые цепочки слов: мама - Маша, Маша - Саша, Шура - Мура, сук - сок и др. (методика Н. Н. Зайцева). Известен прием наращивания звуков – букв в начале и конце слов: ура - Мура - Шура, Шура - Мара, Мара - рама и др. Несмотря на то что буква еще остается в поле сознания маленького чтеца, при синтезе должна быть установка не на букву, ана слог. Осуществить это помогает стремление понять значение слова, смысла фразы и всего читаемого текста.  Практика показывает, что уроки грамоты результативнее тогда, когда соблюдается определенный порядок при изучении нового звука и буквы.  Приблизительный план урока:  -беседа но картинке букваря, направленная на осмысление содержания картинки и на составление предложения или нескольких предложений;  - выделение слов с новым звуком;  - деление выделенных слов на слоги и звуки; - выделение изучаемого звука с его утрированным произношением; - знакомство с буквой; закрепление звука и буквы путем подбора слов с этим звуком и буквой; составление с помощью разрезной азбуки новых слогов и слов с данной буквой; • закрепление нового звука и буквы посредством замены буквы другой буквой (рама - мама) или путем наращивания (шар - шары, ум - шум);  - чтение столбиков слов (таблицы слогов).  Задача послебукварного периода – закрепление и совершенствование навыков чтения и письма. Дети в букварный период овладевают слого-аналитическим чтением, а в послебукварный - в индивидуальном порядке переходят на чтение более легких слов, т. е. достигают третьего этапа развития навыка чтения - становления синтетических приемов чтения. Для того чтобы прочесть сколь-нибудь сложную фразу, ребенок должен остановиться и осмыслить каждое читаемое слово. Глаз чтеца на этой ступени развития вынужден останавливаться на каждом слове и возвращаться назад к тому, что было прочитано, для того, чтобы не потерять связь данного слова с ранее прочитанным. Работа ведется так, чтобы совершенствовать технику чтения, развивать понимание читаемого и плавность чтении.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...