Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

60. Логопедическая ритмика как метод активной терапии




Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Логоритмика способствует преодолению разнообразных речевых расстройств: от нарушения произношения звуков родного языка до тяжёлых речевых дефектов, таких как заикание, общее недоразвитие речи. Занятия логоритмикой развивают неречевые процессы: координацию движений, правильное дыхание, музыкальность. Логоритмика способствует развитию эмоциональной включённости, волевых качеств, произвольности, активного словаря, мелкой моторики, речи, общему физическому состоянию, сенсоматорной координации. Логоритмика служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи. Основу занятий составляет синтез слова, музыки, движения. Музыкально-ритмические упражнения направлены на тренировку высших психических функций, в том числе разных сторон внимания, памяти, наблюдательности, тормозных реакций, координации движения. Особое место занимают упражнения, регулирующие мышечный тонус. Целью этого вида упражнений является устранение напряжённости, скованности, воспитание свободы действий, или, наоборот, повышение тонуса мышц – в зависимости от состояния ребёнка. Упражнения ритмической разминки воспитывают координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега, правильную осанку, формируют навыки движения в коллективе, основные и имитационные движения, ориентировку в пространстве. Остановимся несколько подробнее на вопросе включения речевого материала в упражнения. Слово может быть введено в них в самых разнообразных формах. - В первую очередь в форме пения, которое может быть использовано для выработки протяжённости и плавности звука и для упорядочения дыхания. Неправильное дыхание, неумение правильно чередовать моменты вдоха и выдоха часто наблюдается у детей дошкольного и младшего школьного возраста и, особенно у детей, страдающих заиканием. Это чрезвычайно затрудняет речевой процесс. Фиксация внимания ребёнка на этом недостатке путем выполнения дыхательных упражнений не даёт положительных результатов, тогда как пение вызывает правильное дыхание и способствует развитию всего дыхательного аппарата. - Другим методом введения слова являются задания, связывающие разговорную речь с некоторыми элементами музыкальной речи. Эти упражнения значительно облегчают речь, смягчают тонические и клонические явления при заикании и создают благоприятную почву для дальнейшего его закрепления. Самым элементарным примером такого задания может служить расчёт по номерам на два или три, связанный с метрическим акцентом музыки. Возможно, вводить речь в задания и таким образом, что она предшествует музыке или непосредственно следует после окончания её, однако и тут речь находится с музыкой во временных отношениях. – На особом месте стоят речевые упражнения без музыкального сопровождения, так как основной целью является исправление речи. На протяжении всего занятия используется любой повод, чтобы вызвать речь у детей. Для этого детям задаётся ряд вопросов, касающихся данного задания, и требуется ответ. Эти вопросы и ответы увязываются с упражнениями и являются обязательной составной частью занятия, где речевые задания постепенно усложняются в определённом порядке. – Большую роль играет система двигательных упражнений. Движения корпуса, головы, рук, ног сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

 

61. Методика проведения логоритмических занятий учащихся с тнр. Логоритмика – одна из технологий детской коррекционной программы, которая благодаря определенным приемам соединяет движения, слова и музыку.   Логопедическая ритмика, позволяет решать разносторонние задачи: оздоровительные, образовательные, воспитательные, коррекционные. Логоритмические занятия проводятся с заикающимися детьми, начиная с 3 лет. Средства логопедической ритмики в коррекционно-развивающей работе с заикающимися способствуют нормализации темпа и ритма общих и речевых движений, просодии речи. Программа предполагает проведение логоритмических коррекционных занятий во второй младшей группе (от 3 до 4 лет), средней (от 4 до 5 лет) и старшей (от 5 до 6 лет; от 6 до 7 (8) лет) группах. Данные занятия проводятся 1 раз в неделю совместно с музыкальным руководителем и учителем-логопедом. Программа имеет концентрическое построение, т. е. содержание материала из года в год закрепляется, постепенно усложняется и углубляется. Для достижения оптимальных результатов таких занятий целесообразно строить их в плане равномерного распределения психофизической нагрузки на детей дошкольного возраста с заиканием по следующей схеме: Разминка (вводные упражнения): различные виды ходьбы для воспитания ориентировки в пространстве, умения планировать движения, ходить в определенном темпе. Распевание и пение (2—3 песни): сочетание пения с тактированием, координация пения с движениями рук, с маршировкой на месте и ходьбой. Упражнения на развитие основных свойств внимания, например, для развития переключения внимания используется смена движений, сопровождающаяся разными музыкальными отрывками (торжественная или веселая музыка).

Упражнения на воспитание координации напевной речи с различными движениями с целью произвольного управления своими мышцами (задания на расслабление или напряжение мышц). Слушание музыки с последующими упражнениями на развитие музыкальной памяти (различение звучания грустной, веселой и т. п. музыки). Игра-драматизация для воспитания эмоциональности, развития ловкости, сообразительности и т. д. Заключительное упражнение: ходьба в колонне под марш спокойного характера.  Устная речь вводится на занятии логопедической ритмикой систематически, последовательно (с учетом этапа работы над речью) и в следующих формах:  путем вербализации игровых ситуаций, словесных объяснений упражнений детьми до и после их выполнения; в ходе разучивания песен и беседы о музыкальном произведении уточняются трудные слова, отрабатывается их ритмическая структура, четкость произношения звуков, проводится работа над уточнением и обогащением словарного запаса, формируются грамматические обобщения. особенности логоритмики Длительность занятия зависит от возраста детей.  Основные средства логоритмики – это: упражнения для развития голоса, дыхания; ходьба в разные стороны; пение; упражнения на ритмику; активизация внимания; регулирование мышечного тонуса; упражнения на развитие речи без музыки; упражнения для развития чувства темпа музыки; упражнения на моторику – общую и мелкую. Например, дыхательные упражнения позволяют увеличить длительность и силу вдоха, проработать правильное дыхание. Они могут сочетаться с приседаниями, движениями руками. На выдохе произносятся специальные слова и фразы. Во время логоритмики проводятся и игры на развитие речи, к примеру, подражание животным, их голосам. Каждое занятие – это увлекательный и доступный сюжет. В группах обычно – 4-5 детей с 2-3-х до 6-ти лет. При формировании групп учитываются индивидуальные особенности ребят, чтобы занятия были эффективными и интересными для всех. Для детей с заиканием предусмотрены специальные занятия, основанные на речевом дыхании, выработке синхронизации между речью и движениями.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...