2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников
После проведения программы по формированию интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников был проведен контрольный этап эксперимента, включающий в себя повторное исследование профессиональных интересов и склонностей. Использовались методики: Дж. Голланд «Определение профессионального типа личности», Л. А. Йовайши «Определение профессиональных интересов», А. Г. Грецов «Склонности к исполнительскому или творческому труду». После повторного проведения методики Дж. Голланда «Определение профессионального типа личности» были получены следующие результаты (см. Приложение 8). Таблица 4 Результаты контрольного этапа эксперимента по методике Дж. Голланда в контрольной и экспериментальной группах
По итогам повторной диагностики, результаты которой представлены в таблице 4, видно, что в экспериментальной группе 6 старшеклассников с реалистичным типом личности (24%), с интеллектуальным - 3 детей (12%), с социальным - 5 детей (20%), с конвенциальным - 4 ребенка (16%), с предприимчивым - 4 детей (16%) и артистичным - 3 детей (12%). В контрольной группе - детей с реалистичным типом личности стало 3 (12%), с интеллектуальным типом осталось 3 детей (12%), с социальным – 6 детей (24%), с конвенциальным типом личности 4 (16%), 6 детей предприимчивым типом (24%), с артистичным - 3 детей (12%). Таблица 5 Результаты по методике Дж. Голланда в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Для сравнения результатов по методике Дж. Голланда на констатирующем и контрольном этапах эксперимента представим полученные данные наглядно (см. рис. 5).
Рисунок 5. Результаты по методике Дж. Голланда в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и контрольном этапах эксперимента По результатам исследования можно сказать, что количество детей с реалистическим типом после проведения занятий по формированию интереса к выбору рабочих профессий в экспериментальной группе увеличилось в 2 раза. До проведения программы было всего 3 старшеклассника (12%), а после проведения программы таких ребят стало 6 (24%). Это говорит о том, что ребят заинтересовал труд, результаты которого ощутимы и реальны. До проведения занятий в обеих группах преобладающими у учащихся старших классов был социальный и предприимчивый тип (20-24%), после проведения в контрольной группе изменений не произошло, в экспериментальной группе стали преобладать ребята с реалистичным типом (24%). Результаты, полученные в ходе контрольного этапа эксперимента по методике Л. А. Йовайши (см. Приложение 9) наглядно представлены на рисунке 6.
Рисунок 6. Распределение профессиональных интересов в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе эксперимента
Из рисунка 6 видно, что 28% старшеклассников в экспериментальной группе склонны к практической деятельности (в контрольной же группе таких ребят всего 12%). В контрольной группе старшеклассникам более интересны планово-экономические виды деятельности (24%) и работа с людьми (24%), в экспериментальной группе данные интересы стоят на втором месте (по 20% учащиеся). Затем одинаковое количество опрашиваемых и в контрольной и экспериментальной группе проявили интерес к искусству (по 16% в каждой группе) и склонность к умственному характеру (по 16% в группах). Таблица 6 Результаты по методике Л. А. Йовайши в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Для сравнения результатов по методике Дж. Голланда на констатирующем и контрольном этапах эксперимента представим полученные данные наглядно (см. рис. 7).
Рисунок 7. Результаты по методике Л. А. Йовайши в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и контрольном этапах эксперимента Из рис. 7 наглядно видно, что количество старшеклассников, которым интересна практическая деятельность, в экспериментальной группе увеличилось и после проведения программы составляет 28%, а до проведения программы - 12%, в контрольной же группе количество таких старшеклассников уменьшилось на 1 человека и стало составлять 12%. Неизменным осталась доля учащихся, которые заинтересованы интеллектуальной работой - в обеих группах 16% как до проведения формирующего этапа эксперимента, так и после. После проведения повторного исследования по методике А. Г. Грецова «Склонности к исполнительскому или творческому труду» были получены, следующие результаты (см. Приложение 10), которые представлены в таблице 7.
Таблица 7 Результаты контрольного этапа эксперимента по методике А. Г. Грецова в контрольной и экспериментальной группах
Данные повторного исследования по методике «Склонности к исполнительскому или творческому труду» А. Г. Грецова, показывают, что количество старшеклассников после проведения программы формирования интереса к рабочим профессиям увеличилось и стало составлять 52%. В контрольной группе таких учащихся 40%. Для сравнения результатов констатирующего и контрольного этапа эксперимента по методике А. Г. Грецова в контрольной и экспериментальной группах составим сводную таблицу 8.
Таблица 8 Результаты констатирующего и контрольного этапа эксперимента по методике А. Г. Грецова в контрольной и экспериментальной группах
Как видно из таблицы 7 у старшеклассников выраженная склонность к исполнительскому труду: в экспериментальной группе до проведения программы 40%, после проведения - 52%; в контрольной группе до проведения программы - 44% старшеклассников, после проведения - 40%. Это говорит о том, что количество учащихся старших классов, которым интересе исполнительский труд в экспериментальной группе увеличилось.
Необходимо отметить о том, что до проведения формирующего эксперимента в экспериментальной группе у одного старшеклассника (4%) была ярко выражена склонность к исполнительскому труду, а в контрольной группе у одного учащегося старших классов (4%) - к творческому труду. После проведения занятий всё осталось на прежнем уровне. Так же в экспериментальной группе уменьшилось количество учащихся, у которых нет определенной склонности к исполнительскому или творческому труду: до проведения программы таких учащихся было 24%, после проведения 16%. Для наглядного представления результатов констатирующего и контрольного эксперимента по методике А. Г. Грецова представим полученные данные в виде гистограммы (см. рис. 8). Рисунок 8. Распределение профессиональных склонностей в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента Из рисунка 8 видно, что в экспериментальной группе увеличилось количество старшеклассников, которым интересен исполнительский труд и уменьшилось количество ребят, которые не определились со своими склонностями. В контрольной группе увеличилось количество учащихся, склонных к творческому труду. Из полученных результатов контрольного эксперимента мы можем говорить о эффективности программы по формированию интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников. Для количественной и качественной обработки результатов эксперимента до и после проведения программы, направленной на формирование интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников, мы использовали Т-критерий Вилкоксона. Данный критерий позволяет сопоставить показатели, измеренные в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет установить направленность изменений и их выраженность, что позволяет нам определить интенсивность сдвига показателей в повышении интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников. Таблица 9 Расчеты по критерию Т – Вилкоксона по методике Дж. Голланда в экспериментальной группе
Нулевые сдвиги исключаем из рассмотрения. n = 25-5=20 Тэмп. Высчитывается по формуле Т = ∑ Rr, Где Rr – ранговые значения сдвигов с более редким знаком. В нашем случае за нетипичный сдвиг было принято «уменьшение значения». И так в данном случае, количество сдвигов равно 5, в результате Тэмп. = 5+5+5+5+5=25 H0: интенсивность сдвигов в типичном направлении не превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении. H1: интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении. По данным таблицы критических значений Т – Вилкоксона, определяем Ткр. для выборки. 60 (p ≤ 0, 05) Ткр. = 43 (p ≤ 0, 01)
Построим ось значимости.
p=0, 01 p=0, 05 зона значимости зона незначимости
25 43 60 Тэмп. Рисунок 9. Ось значимости по критерию Т-Вилкоксона в экспериментальной группе Из рисунка 9 видно, что Тэмп. = 25, т. е. Тэмп. попало в зону значимости. Поэтому H0 отвергается и принимается H1. Сдвиг в этом направлении статистически достоверен, значит, мы можем утверждать с вероятностью 99 %, что благодаря проведенным занятиям, интерес к выбору рабочих профессий у старшеклассников повысился. Наши занятия оказались эффективными.
Таблица 10 Расчеты по критерию Т – Вилкоксона по методике Дж. Голланда в контрольной группе
Нулевые сдвиги исключаем из рассмотрения. n = 25-6=19 Тэмп. Высчитывается по формуле Т = ∑ Rr, Где Rr – ранговые значения сдвигов с более редким знаком. В нашем случае за нетипичный сдвиг было принято «увеличение значения». И так в данном случае, количество сдвигов равно 4, в результате Тэмп. = 7+7+7+7=28 H0: интенсивность сдвигов в типичном направлении не превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении. H1: интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении По данным таблицы критических значений Т – Вилкоксона, определяем Ткр. для выборки. 53 (p ≤ 0, 05) Ткр. = 37 (p ≤ 0, 01) Построим ось значимости.
p=0, 01 p=0, 05 зона значимости зона незначимости
28 37 53 Тэмп. Рисунок 10. Ось значимости по критерию Т-Вилкоксона в контрольной группе Из рисунка 10 видно, что Тэмп. = 28, т. е. Тэмп. попало в зону значимости. Поэтому H0 отвергается и принимается H1. Значит мы можем утверждать с вероятностью 99%, что в контрольной группе интерес к выбору рабочих профессий у старшеклассников снизился. Исходя из данных полученных при помощи математического метода статистики Т - критерия Вилкоксона мы получили, что в экспериментальной группе наблюдается повышение интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников (99%), а в контрольной группе интерес к выбору рабочих профессий снизился (99%). Это подтверждает нашу гипотезу: формирование интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников будет эффективным, если - учитывать возрастные особенности, а также индивидуально-личностные склонности старшеклассников; - выявить связь социально-экономического развития муниципального образования с особенностями рынка труда; - способствовать повышению мотивации обучающихся на активное включение в профессию, стимулировать их личностный и профессиональный рост; - реализовывать программу по формированию интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников. Таким образом была разработана и проведена профориентационная программа по формированию интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников, а так же был проведен контрольный эксперимент по эффективности реализации данной программы. Полученный в эксперименте общий положительный сдвиг оказался достоверен. Мы можем сделать вывод, что проделанная работа является эффективной и значимой для социальных педагогов, классных руководителей 9 классов, родителей старшеклассников и самих учащихся.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|