Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников




После проведения программы по формированию интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников был проведен контрольный этап эксперимента, включающий в себя повторное исследование профессиональных интересов и склонностей. Использовались методики: Дж. Голланд «Определение профессионального типа личности», Л. А. Йовайши «Определение профессиональных интересов», А. Г. Грецов «Склонности к исполнительскому или творческому труду».

После повторного проведения методики Дж. Голланда «Определение профессионального типа личности» были получены следующие результаты  (см. Приложение 8).

Таблица 4

Результаты контрольного этапа эксперимента по методике

Дж. Голланда в контрольной и экспериментальной группах

 

Констатирующий этап эксперимента

Реалисти-че­ский Интеллекту­альный Социаль­ный Конвенциальный Предпри­имчивый Аристи­стический
Экспе­римен­тальная группа 24% 12% 20% 16% 16% 12%
Кон­троль­ная группа 12% 12% 24% 16% 24% 12%

 

По итогам повторной диагностики, результаты которой представлены в таблице 4, видно, что в экспериментальной группе 6 старшеклассников с реалистичным типом личности (24%), с интеллектуальным - 3 детей (12%), с социальным - 5 детей (20%), с конвенциальным - 4 ребенка (16%), с предприимчивым - 4 детей (16%) и артистичным - 3 детей (12%).

В контрольной группе - детей с реалистичным типом личности стало 3 (12%), с интеллектуальным типом осталось 3 детей (12%), с социальным – 6 детей (24%), с конвенциальным типом личности 4 (16%), 6 детей предприимчивым типом (24%), с артистичным - 3 детей (12%).

Таблица 5

Результаты по методике Дж. Голланда в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем и контрольном этапах эксперимента 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Констатирующий

эксперимент

Контрольный

эксперимент

Констатирующий

эксперимент

Контрольный

эксперимент

Кол-во человек % Кол-во человек % Кол-во человек % Кол-во человек %
Реалистиче­ский
Интеллектуальный
Социаль­ный
Конвенциальный
Предприимчивый
Аристистический

 

Для сравнения результатов по методике Дж. Голланда на констатирующем и контрольном этапах эксперимента представим полученные данные наглядно (см. рис. 5).

 

 

 

Рисунок 5. Результаты по методике Дж. Голланда в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

По результатам исследования можно сказать, что количество детей с реалистическим типом после проведения занятий по формированию интереса к выбору рабочих профессий в экспериментальной группе увеличилось в 2 раза. До проведения программы было всего 3 старшеклассника (12%), а после проведения программы таких ребят стало 6 (24%). Это говорит о том, что ребят заинтересовал труд, результаты которого ощутимы и реальны.

До проведения занятий в обеих группах преобладающими у учащихся старших классов был социальный и предприимчивый тип (20-24%), после проведения в контрольной группе изменений не произошло, в экспериментальной группе стали преобладать ребята с реалистичным типом (24%).

Результаты, полученные в ходе контрольного этапа эксперимента по методике Л. А. Йовайши (см. Приложение 9) наглядно представлены на  рисунке 6.

 

Рисунок 6. Распределение профессиональных интересов в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе эксперимента

Из рисунка 6 видно, что 28% старшеклассников в экспериментальной группе склонны к практической деятельности (в контрольной же группе таких ребят всего 12%). В контрольной группе старшеклассникам более интересны планово-экономические виды деятельности (24%) и работа с людьми (24%), в экспериментальной группе данные интересы стоят на втором месте (по 20% учащиеся). Затем одинаковое количество опрашиваемых и в контрольной и экспериментальной группе проявили интерес к искусству (по 16% в каждой группе) и склонность к умственному характеру (по 16% в группах).

Таблица 6

Результаты по методике Л. А. Йовайши в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем и контрольном этапах эксперимента 

Склонности

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Констатирующий

эксперимент

Контрольный

эксперимент

Констатирующий

эксперимент

Контрольный

эксперимент

Кол-во человек % Кол-во человек % Кол-во человек % Кол-во человек %
Работа с людьми
Интеллектуальная работа
Практическая деятельность
Эстетические виды деят-ти
Экстремальные виды деят-ти
Экономические виды деят-ти

 Для сравнения результатов по методике Дж. Голланда на констатирующем и контрольном этапах эксперимента представим полученные данные наглядно (см. рис. 7).

 

Рисунок 7. Результаты по методике Л. А. Йовайши в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Из рис. 7 наглядно видно, что количество старшеклассников, которым интересна практическая деятельность, в экспериментальной группе увеличилось и после проведения программы составляет 28%, а до проведения программы - 12%, в контрольной же группе количество таких старшеклассников уменьшилось на 1 человека и стало составлять 12%. Неизменным осталась доля учащихся, которые заинтересованы интеллектуальной работой - в обеих группах 16% как до проведения формирующего этапа эксперимента, так и после.

После проведения повторного исследования по методике А. Г. Грецова «Склонности к исполнительскому или творческому труду» были получены, следующие результаты (см. Приложение 10), которые представлены в           таблице 7.

Таблица 7

Результаты контрольного этапа эксперимента по методике 

А. Г. Грецова в контрольной и экспериментальной группах

 

Склонность к исполнительскому труду

активно отвергается склонность не выражена склонность на среднем уровне выраженная склонность ярко выраженная склонность
Экспе­римен­тальная группа 0% 32% 16% 48% 4%
Кон­троль­ная группа 4% 36% 20% 40% 0%

 

Данные повторного исследования по методике «Склонности к исполнительскому или творческому труду» А. Г. Грецова, показывают, что количество старшеклассников после проведения программы формирования интереса к рабочим профессиям увеличилось и стало составлять 52%. В контрольной группе таких учащихся 40%.

Для сравнения результатов констатирующего и контрольного этапа эксперимента по методике А. Г. Грецова в контрольной и экспериментальной группах составим сводную таблицу 8.

 

Таблица 8

Результаты констатирующего и контрольного этапа эксперимента по методике А. Г. Грецова в контрольной и экспериментальной группах

Склонность к исполнительскому труду

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Констатирующий

эксперимент

Контрольный

эксперимент

Констатирующий

эксперимент

Контрольный

эксперимент

Кол-во человек % Кол-во человек % Кол-во человек % Кол-во человек %
активно отвергается
склонность не выражена
склонность на среднем уровне
выраженная склонность
ярко выраженная склонность

 

Как видно из таблицы 7 у старшеклассников выраженная склонность к исполнительскому труду: в экспериментальной группе до проведения программы 40%, после проведения - 52%; в контрольной группе до проведения программы - 44% старшеклассников, после проведения - 40%. Это говорит о том, что количество учащихся старших классов, которым интересе исполнительский труд в экспериментальной группе увеличилось.

Необходимо отметить о том, что до проведения формирующего эксперимента в экспериментальной группе у одного старшеклассника (4%)  была ярко выражена склонность к исполнительскому труду, а в контрольной группе у одного учащегося старших классов (4%) - к творческому труду. После проведения занятий всё осталось на прежнем уровне. Так же в экспериментальной группе уменьшилось количество учащихся, у которых нет определенной склонности к исполнительскому или творческому труду: до проведения программы таких учащихся было 24%, после проведения 16%.

Для наглядного представления результатов констатирующего и контрольного эксперимента по методике А. Г. Грецова представим полученные данные в виде гистограммы (см. рис. 8).

Рисунок 8. Распределение профессиональных склонностей в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента

Из рисунка 8 видно, что в экспериментальной группе увеличилось количество старшеклассников, которым интересен исполнительский труд и уменьшилось количество ребят, которые не определились со своими склонностями. В контрольной группе увеличилось количество учащихся, склонных к творческому труду.

Из полученных результатов контрольного эксперимента мы можем говорить о эффективности программы по формированию интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников.

Для количественной и качественной обработки результатов эксперимента до и после проведения программы, направленной на формирование интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников, мы использовали Т-критерий Вилкоксона. Данный критерий позволяет сопоставить показатели, измеренные в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет установить направленность изменений и их выраженность, что позволяет нам определить интенсивность сдвига показателей в повышении интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников.

Таблица 9

Расчеты по критерию Т – Вилкоксона по методике Дж. Голланда

в экспериментальной группе

" До" " После" Сдвиг (tпосле - tдо) Абсолютное значение сдвига Ранговый номер сдвига
13, 5
13, 5
13, 5
-1
-1
-1
13, 5
-1
13, 5
13, 5
13, 5
13, 5
-1

Сумма рангов нетипичных сдвигов:

 

Нулевые сдвиги исключаем из рассмотрения.

n = 25-5=20

Тэмп. Высчитывается по формуле Т = ∑ Rr,

Где Rr – ранговые значения сдвигов с более редким знаком. В нашем случае за нетипичный сдвиг было принято «уменьшение значения».

И так в данном случае, количество сдвигов равно 5, в результате           Тэмп. = 5+5+5+5+5=25

H0: интенсивность сдвигов в типичном направлении не превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении. H1: интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении.

По данным таблицы критических значений Т – Вилкоксона, определяем Ткр.  для выборки.

        60 (p ≤ 0, 05)

Ткр. =

        43 (p ≤ 0, 01)

 

Построим ось значимости.

 

                     p=0, 01                      p=0, 05

зона значимости                                             зона незначимости

                            

       25                  43                  60

    Тэмп.

Рисунок 9. Ось значимости по критерию Т-Вилкоксона в экспериментальной группе

Из рисунка 9 видно, что Тэмп. = 25, т. е. Тэмп. попало в зону значимости. Поэтому H0 отвергается и принимается H1. Сдвиг в этом направлении статистически достоверен, значит, мы можем утверждать с вероятностью 99 %, что благодаря проведенным занятиям, интерес к выбору рабочих профессий у старшеклассников повысился. Наши занятия оказались эффективными.

 

Таблица 10

Расчеты по критерию Т – Вилкоксона по методике Дж. Голланда

в контрольной группе

" До" " После" Сдвиг (tпосле - tдо) Абсолютное значение сдвига Ранговый номер сдвига
-2 16. 5
-1
-1
-1
-1
-2 16. 5
-1
-2 16. 5
-1
-1
-2 16. 5
-1
-2 16. 5
-1
-2 16. 5

Сумма рангов нетипичных сдвигов:

 

Нулевые сдвиги исключаем из рассмотрения.

n = 25-6=19

Тэмп. Высчитывается по формуле Т = ∑ Rr,

Где Rr – ранговые значения сдвигов с более редким знаком. В нашем случае за нетипичный сдвиг было принято «увеличение значения».

И так в данном случае, количество сдвигов равно 4, в результате      Тэмп. = 7+7+7+7=28

H0: интенсивность сдвигов в типичном направлении не превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении. H1: интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении

По данным таблицы критических значений Т – Вилкоксона, определяем Ткр.  для выборки.

        53 (p ≤ 0, 05)

Ткр. =

        37 (p ≤ 0, 01)

Построим ось значимости.

 

                     p=0, 01                      p=0, 05

зона значимости                                             зона незначимости

                                 

           28           37                  53

             Тэмп.

Рисунок 10. Ось значимости по критерию Т-Вилкоксона в

 контрольной группе

Из рисунка 10 видно, что Тэмп. = 28, т. е. Тэмп. попало в зону значимости. Поэтому H0 отвергается и принимается H1. Значит мы можем утверждать с вероятностью 99%, что в контрольной группе интерес к выбору рабочих профессий у старшеклассников снизился.

Исходя из данных полученных при помощи математического метода статистики Т - критерия Вилкоксона мы получили, что в экспериментальной группе наблюдается повышение интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников (99%), а в контрольной группе интерес к выбору рабочих профессий снизился (99%). Это подтверждает нашу гипотезу: формирование интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников будет эффективным, если

- учитывать возрастные особенности, а также индивидуально-личностные склонности старшеклассников;

- выявить связь социально-экономического развития муниципального образования с особенностями рынка труда;

- способствовать повышению мотивации обучающихся на активное включение в профессию, стимулировать их личностный и профессиональный рост;

- реализовывать программу по формированию интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников.

Таким образом была разработана и проведена профориентационная  программа по формированию интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников, а так же был проведен контрольный эксперимент по эффективности реализации данной программы. Полученный в эксперименте общий положительный сдвиг оказался достоверен. Мы можем сделать вывод, что проделанная работа является эффективной и значимой для социальных педагогов, классных руководителей 9 классов, родителей старшеклассников и самих учащихся.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...