Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вывод по первой главе. Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников




Вывод по первой главе

В подростковом возрасте, как правило, формируется готовность к выбору профессии. И чем раньше совпадут интерес и выбор профессии, тем больше возможностей сформировать устойчивый и осознанный интерес ученика к выбранной профессиональной деятельности. Этому способствует проявляющееся уже в подростковом возрасте психологическое новообразование - потребность в профессиональном самоопределении.

В настоящее время существуют разные подходы к пониманию сущности профессиональной ориентации. В своей работе мы придерживаемся следующего определения: профессиональная ориентация - это система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, которая учитывает как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. Цель профориентационной работе в образовательном учреждении - сформировать у школьников личностный смысл выбора профессии, выработать умения, соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями.

Основное содержание профориентационной работы со старшеклассниками составляет работа по формированию осознанного выбора, развитию профессионально значимых качеств, активной жизненной позиции личности в выборе профессии.

Особенности профориентации зависят от ряда факторов. Один из них - место проживания, т. к. территориальные особенности рынка труда во многом «запрограммированы» и зависят от унаследованных особенностей муниципального образования. В ходе изучения особенностей социально-экономического развития Белохолуницкого района нами были выявлены востребованные профессии: швея, повар, кондитер, пекарь, станочник, токарь, фрезеровщик, электромонтер, тракторист, маляр.

Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА К ВЫБОРУ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

2. 1. Диагностика интересов в выборе профессий у старших школьников

 

Перед тем, как осуществить разработку и реализацию программы по формированию интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников, необходимо провести исследование их профессиональных интересов и склонностей.

Базой для проведения экспериментальной части исследования являетсямуниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов им. В. И. Десяткова г. Белая Холуница.

Реализация поставленных задач осуществлялась в три этапа. На первом этапе был осуществлен подбор и отбор методик для диагностики профессиональных интересов и склонностей в старшем школьном возрасте, подобраны группы детей, в которых будет проводиться обследование: 9-б класс, количество детей – 25 человек, 9-в класс, количество детей – 25 человек.

Диагностика профессиональных интересов и склонностей у детей старшего школьного возраста была осуществлена в 9-ых классах – в феврале 2015 года. В диагностике участвовало всего 50 детей.       

Для проведения диагностики использованы следующие методики:

1. Дж. Голланд «Определение профессионального типа личности» (Приложение 1).

Цель: методика предназначена для определения профессиональной направленности личности

Оборудование: простой карандаш или ручка, стимульный материал, бланки ответов.

Инструкция испытуемому: «Из каждой пары профессий надо выбрать более привлекательную и в бланке ответов рядом с ее кодом поставить «+». Например, если в паре «автомеханик (Р) – «физиотерапевт (С)» большей интерес вызывает профессия автомеханик, надо поставить плюс в бланке ответов в строке «Р», если интереснее профессия физиотерапевта – «+» в строке «С».

Анализ полученных результатов заключается в том, что подсчитывается количество плюсов в каждой строке и определяет выраженность определенного профессионального типа. 8 -10 – ярко выраженный тип; 5 -7 – средне выраженный тип; 2 -4 – слабо выраженный тип. Максимальное количество плюсов указывает на отношение к одному из шести типов.

2. Л. А. Йовайши «Определение профессиональных интересов» (Приложение 2).

Цель: определение интересов и склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности.

Оборудование: простой карандаш или ручка, стимульный материал, бланки ответов.

Инструкция испытуемому: «Вам будет предложен перечень положений или вопросов, имеющих два варианта ответа. Определите, какому из вариантов Вы отдаете предпочтение, и зафиксируйте это в бланке для ответов».

Обработка результатов: в заполненном листе ответов в каждом столбце подсчитывается количество баллов. Результаты записываются под каждым столбцом, который соответствует определенной сфере профессиональных интересов. Анализируя полученные данные, необходимо выделить столбцы, содержащие наибольшее количество баллов, и эти сферы деятельности можно считать предпочитаемыми испытуемым. Столбцы, содержащие наименьшее количество баллов, отражают сферы деятельности, отвергаемые испытуемым.

3. А. Г. Грецов  «Склонности к исполнительскому или творческому труду» (Приложение 3).

Цель: определение уровня склонности к исполнительскому или к творческому труду.

Оборудование: простой карандаш или ручка, стимульный материал, чистые листы для ответов.

Инструкция испытуемому: «Из каждой пары (А или Б) суждений о предполагаемом труде нужно выбрать одно — то, которое более применимо к тебе».

Обработка результатов: о предпочтении исполнительского труда свидетельствуют выборы варианта «А» в парах с нечетными номерами и варианта «Б» — с четными. Творческого — наоборот («Б» в парах с нечетными номерами и «А» с четными). Каждый ваш выбор оценивается в 1 балл. Подсчитываются набранные суммы отдельно для исполнительского и творческого труда. В соответствии с полученными баллами определяется уровень склонности к исполнительскому или творческому труду.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...