Вывод по первой главе. Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников
Вывод по первой главе В подростковом возрасте, как правило, формируется готовность к выбору профессии. И чем раньше совпадут интерес и выбор профессии, тем больше возможностей сформировать устойчивый и осознанный интерес ученика к выбранной профессиональной деятельности. Этому способствует проявляющееся уже в подростковом возрасте психологическое новообразование - потребность в профессиональном самоопределении. В настоящее время существуют разные подходы к пониманию сущности профессиональной ориентации. В своей работе мы придерживаемся следующего определения: профессиональная ориентация - это система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, которая учитывает как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. Цель профориентационной работе в образовательном учреждении - сформировать у школьников личностный смысл выбора профессии, выработать умения, соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. Основное содержание профориентационной работы со старшеклассниками составляет работа по формированию осознанного выбора, развитию профессионально значимых качеств, активной жизненной позиции личности в выборе профессии. Особенности профориентации зависят от ряда факторов. Один из них - место проживания, т. к. территориальные особенности рынка труда во многом «запрограммированы» и зависят от унаследованных особенностей муниципального образования. В ходе изучения особенностей социально-экономического развития Белохолуницкого района нами были выявлены востребованные профессии: швея, повар, кондитер, пекарь, станочник, токарь, фрезеровщик, электромонтер, тракторист, маляр.
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА К ВЫБОРУ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2. 1. Диагностика интересов в выборе профессий у старших школьников
Перед тем, как осуществить разработку и реализацию программы по формированию интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников, необходимо провести исследование их профессиональных интересов и склонностей. Базой для проведения экспериментальной части исследования являетсямуниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов им. В. И. Десяткова г. Белая Холуница. Реализация поставленных задач осуществлялась в три этапа. На первом этапе был осуществлен подбор и отбор методик для диагностики профессиональных интересов и склонностей в старшем школьном возрасте, подобраны группы детей, в которых будет проводиться обследование: 9-б класс, количество детей – 25 человек, 9-в класс, количество детей – 25 человек. Диагностика профессиональных интересов и склонностей у детей старшего школьного возраста была осуществлена в 9-ых классах – в феврале 2015 года. В диагностике участвовало всего 50 детей. Для проведения диагностики использованы следующие методики: 1. Дж. Голланд «Определение профессионального типа личности» (Приложение 1). Цель: методика предназначена для определения профессиональной направленности личности Оборудование: простой карандаш или ручка, стимульный материал, бланки ответов. Инструкция испытуемому: «Из каждой пары профессий надо выбрать более привлекательную и в бланке ответов рядом с ее кодом поставить «+». Например, если в паре «автомеханик (Р) – «физиотерапевт (С)» большей интерес вызывает профессия автомеханик, надо поставить плюс в бланке ответов в строке «Р», если интереснее профессия физиотерапевта – «+» в строке «С».
Анализ полученных результатов заключается в том, что подсчитывается количество плюсов в каждой строке и определяет выраженность определенного профессионального типа. 8 -10 – ярко выраженный тип; 5 -7 – средне выраженный тип; 2 -4 – слабо выраженный тип. Максимальное количество плюсов указывает на отношение к одному из шести типов. 2. Л. А. Йовайши «Определение профессиональных интересов» (Приложение 2). Цель: определение интересов и склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности. Оборудование: простой карандаш или ручка, стимульный материал, бланки ответов. Инструкция испытуемому: «Вам будет предложен перечень положений или вопросов, имеющих два варианта ответа. Определите, какому из вариантов Вы отдаете предпочтение, и зафиксируйте это в бланке для ответов». Обработка результатов: в заполненном листе ответов в каждом столбце подсчитывается количество баллов. Результаты записываются под каждым столбцом, который соответствует определенной сфере профессиональных интересов. Анализируя полученные данные, необходимо выделить столбцы, содержащие наибольшее количество баллов, и эти сферы деятельности можно считать предпочитаемыми испытуемым. Столбцы, содержащие наименьшее количество баллов, отражают сферы деятельности, отвергаемые испытуемым. 3. А. Г. Грецов «Склонности к исполнительскому или творческому труду» (Приложение 3). Цель: определение уровня склонности к исполнительскому или к творческому труду. Оборудование: простой карандаш или ручка, стимульный материал, чистые листы для ответов. Инструкция испытуемому: «Из каждой пары (А или Б) суждений о предполагаемом труде нужно выбрать одно — то, которое более применимо к тебе». Обработка результатов: о предпочтении исполнительского труда свидетельствуют выборы варианта «А» в парах с нечетными номерами и варианта «Б» — с четными. Творческого — наоборот («Б» в парах с нечетными номерами и «А» с четными). Каждый ваш выбор оценивается в 1 балл. Подсчитываются набранные суммы отдельно для исполнительского и творческого труда. В соответствии с полученными баллами определяется уровень склонности к исполнительскому или творческому труду.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|