Профессиональное просвещение
Профессиональное просвещение является существенным компонентом профориентации школьников – ознакомление учащихся с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями в квалифицированных кадрах, формами и условиями освоения профессий, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности [31]. Багаж знаний о профессиях юноши и девушки приобретают не только в школе. Источниками знаний так же служат средства массовой информации, родные, друзья. Надо заметить, что сведения о содержании профессии и их важности порой могут быть искажены, в результате чего возможно создание неоправданной привлекательности одних профессий и недоброжелательности к другим. Е. М. Павлютенков считает, что перед школой, как и перед всем обществом, стоит достаточно сложная задача – исправить идущие вразрез с потребностями экономики страны отношение к отдельным профессиям и сформировать новое. Решить данную задачу призвана профпропаганда, которая является частью профессионального просвещения [29]. Планировать работу по профпросвещению в образовательном учреждении, в том числе по профпропаганде и последующей профагитации, необходимо в соответствии с предварительной диагностикой. Только на основе данного подхода можно проводить соответственную работу со старшеклассниками, которая направлена на развитие сознательного отношения к выбору профессии. По мнению Г. В. Резапкиной, чтобы работа по профпросвещению дала положительные результаты, она должна организовываться умело и с немалым педагогическим тактом. Когда девушек и юношей ориентируют на профессии, в которых страна и общество испытывают недостаток, то нужно избегать любого нажима, так как давление на учащихся может привести только к окончательной утрате интереса к предоставленной профессии. Поэтому важный принцип, которым необходимо руководствоваться в работе по профпросвещению, - связь его с жизнью.
В процессе проведения работы по профессиональному просвещению нужно учитывать направления в развитии отраслей народного хозяйства конкретного экономического района, сформировавшиеся трудовые традиции, наличие профессиональных образовательных учреждений. Знакомство с миром профессий необходимо соединять с профессиональными интересами, способностями и склонностями учащихся. Так же содержание работы по профпросвещению должно учитывать состав школьников по возрасту и полу [41]. В состав профпросвещения так же входит профпропаганда, а основными формами ее проведения являются встречи с представителями разнообразных профессий, лекции о разнообразных отраслях хозяйства, производствах и профессиях. Профессиональная консультация Профконсультация - это оказание помощи школьнику в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества [31]. А. П. Чернявская выделяет следующие этапы в работе профессиональной консультации: 1. Подготовительная профконсультация должна подготовить школьников к осмысленному выбору профессии. Ведется в течение всего периода школьного обучения. 2. Уточняющая профконсультация зачастую выходит за рамки школы и реализуется в средних профессиональных учреждениях, вузах и на предприятиях. 3. Целью завершающей профконсультации является помощь в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностями и способностями старшеклассников. Данную консультацию с восьмого по одиннадцатый класс проводят специалисты-профконсультанты вместе с социальным педагогом.
Как отмечает Е. А. Климов, на каждом этапе профессиональная консультация носит разный характер. На первом этапе подготовка учащихся к выбору профессии невероятна без развития самооценки и положительных качеств личности. Нужно отметить, что консультация в первую очередь носит развивающий характер. Если у учащегося уже сформировались интересы, которые отвечают его способностям, то задача профконсультанта и социального педагога заключается в том, чтобы направлять его деятельность. На втором этапе профессиональная консультация является рекомендательного характера. Здесь решаются такие главные задачи как: соответствие состояния здоровья требованиям выбираемой профессии, психологическая готовность старшеклассника к овладению профессией, информация о содержании и характере труда, возможностях получения специального образования, профессиональной подготовки и дальнейшего трудоустройства [52]. Третий этап связан с зачислением юноши или девушки в профессиональное учебное заведение или поступлением на работу. Его можно назвать формирующим, так как главная задача на данном этапе - помочь молодым людям утвердиться в выборе профессии [15]. Профессиональная консультация может проводиться в коллективной, групповой и индивидуальной форме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|