2.2. Реализация программы по формированию интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников
Методики предъявлялись старшеклассникам в первой половине дня, последовательно от 1 к 3. Обследование проводилось в групповой форме, перед тем, как предложить детям начать выполнение тестовых заданий, с испытуемыми был установлен контакт. На втором этапе была проведена обработка полученных результатов диагностики профессиональных склонностей и интересов. Обработка результатов проводилась по каждой методике отдельно. У каждого из испытуемых был выявлен определенный тип профессиональных склонностей. Оценка результатов: 1. После проведения методики Дж. Голланда «Определение профессионального типа личности» были получены следующие результаты (см. Приложение 4). Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что из 49 детей всего у 7 выявлен интерес к профессиям, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы, решения конкретных задач. Что характерно для большинства рабочих профессий. В экспериментальной группе - 3 старшеклассника с реалистичным типом личности ( 12% ), с интеллектуальным - 4 детей ( 16 % ), с социальным - 6 детей (24% ), с конвенциальным - 4 ребенка (16%), с предприимчивым - 5 детей (20%) и артистичным - 3 детей (12%) (рис. 1 ).
Рисунок 1. Результаты экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента по методике Дж. Голланда В контрольной группе - детей с реалистичным типом личности 4 (16%), с интеллектуальным типом 3 детей (12%), с социальным – 5 детей (20%), с конвенциальным типом личности 4 (16%), 6 детей предприимчивым типом (24%), с артистичным - 3 детей (12%) (рис. 2 ).
Рисунок 2. Результаты контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента по методике Дж. Голланда
Результаты констатирующего этапа эксперимента по методике Дж. Голланда представлены в сводной таблице 1.
Таблица 1 Результаты констатирующего этапа эксперимента по методике Дж. Голланда в контрольной и экспериментальной группах
По результатам исследования можно сказать, что в обеих группах преобладающими у учащихся старшего школьного возраста являются социальный и предприимчивый тип (20-24%). Учащихся с реалистическим типом личности, т. е. старшеклассников, которым интересно решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы, всего 3 подростка в экспериментальной группе (12%) и 4 в контрольной группе (16%). Необходимо отметить, что большинство рабочих профессий соответствует реалистическому типу личности. Преобладающие профессиональные сферы: техника, сельское хозяйство, военное дело. 2. Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента по методике Л. А. Йовайши (см. Приложение 5) наглядно представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Распределение профессиональных интересов в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента Из рисунка 3 видно, что большинство старшеклассников склонны к работе с людьми (28% в экспериментальной группе, 24% в контрольной группе). На втором месте в обеих группах учащиеся старших классов склоняются к планово-экономическим видам деятельности (24% в экспериментальной группе, 20% в контрольной группе). Затем примерно одинаковое количество опрашиваемых проявили интерес к искусству и склонность к умственному характеру.
Склонны к практической деятельности 12% - 3 человека в экспериментальной группе, 16% - 4 человека в контрольной группе. Таким образом, как в контрольной, так и экспериментальной группе склонность к планово-экономическим видам работ и склонность к работе с людьми является для старшеклассников наиболее часто встречающейся склонностью, а неприемлемой считается склонность к работе на производстве. 3. После проведения методики А. Г. Грецова «Склонности к исполнительскому или творческому труду» были получены, следующие результаты (см. Приложение 6), которые представлены в сводной таблице 2.
Таблица 2 Результаты констатирующего этапа эксперимента по методике А. Г. Грецова в контрольной и экспериментальной группах
Как видно из таблицы у большинства опрошенных старшеклассников выраженная склонность к исполнительскому труду: в контрольной группе - 444% старшеклассников, в экспериментальной группе - 40%. Это говорит о том, что больше половины учащихся старших классов склонны действовать в более или менее предсказуемых ситуациях, по четко заданным правилам, инструкциям. Необходимо отметить о том, что в экспериментальной группе у одного старшеклассника (4%) ярко выражена склонность к исполнительскому труду, а в контрольной группе у одного учащегося старших классов (4%) - к творческому труду. Так же у 6 человек в каждой из групп нет определенной склонности к исполнительскому или творческому труду. Для сравнения количества учащихся, проявляющих склонности к исполнительскому или творческому труду представим полученные данные наглядно (см. рис. 4).
Рисунок 4. Распределение профессиональных склонностей в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента Как уже говорилось выше, большинство учащихся старших классов более склонны с исполнительскому труду, но необходимо отметить, что 36% старшеклассников в экспериментальной группе и 32% в контрольной группе склонны к творческому труду. Эти учащиеся старших классов предпочитают значительную свободу действий, работать в ситуациях неопределенности. Но большинство видов работ, в которых нуждается общество, всё же не творческие, а исполнительские. По признаку востребованности именно они находятся на первом месте.
Таким образом, задачи данного этапа реализованы: осуществлен подбор комплекта методик для диагностики интересов и склонностей в выборе профессий у старшеклассников, осуществлена сама диагностика, определены профессиональные типы личности, интересы и склонности старшеклассников в контрольной и экспериментальной группах. В обеих группах преобладающими у учащихся старшего школьного возраста являются социальный и предприимчивый тип (20-24%). Всего 12% - 3 человека в экспериментальной группе, и 16% - 4 человека в контрольной группе проявляют интерес к практической деятельности. Но около половины опрошенных старшеклассников всё же склонны к исполнительскому труду. Результаты проведенных методик создают необходимые условия для проведения формирующего эксперимента, а именно: реализации программы по формированию интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников. 2. 2. Реализация программы по формированию интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников После проведения диагностики интересов в выборе профессий у старших школьников была разработана и реализована программа по формированию интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников. Подбор занятий осуществлялся, исходя их результатов диагностики. Цель программы: формирование интереса к выбору рабочих профессий у детей старшего школьного возраста. Задачи программы: 1. Познакомить учащихся с рабочими профессиями и их востребованностью на рынке труда. 2. Воспитывать отношение к труду как важнейшей жизненной потребности, трудолюбие. 3. Формировать положительное отношение к рабочим профессиям и к людям рабочих профессий.
4. Подготовить старшеклассников к осознанному выбору профессии. Данная программа была реализована на базе муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов им. В. И. Десяткова г. Белая Холуница в период со 2 февраля по 30 апреля 2015 года. Февраль (1-2 неделя): диагностика интересов в выборе профессий у старших школьников. Февраль (3-4 неделя): разработка программы по формированию интереса к выбору рабочих профессий у детей старшего школьного возраста. Март-апрель: реализация программы по формированию интереса к выбору рабочих профессий старшеклассников. Май: анализ эффективности программы по формированию интереса к выбору рабочих профессий у старших школьников. Экспериментальная работа проводилась в 9-б классе МКОУ СОШ с УИОП им. В. И. Десяткова г. Белая Холуница, количество детей в группе - 25 человек. При составлении и реализации программы по формированию интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников были использованы материалы следующих исследователей: Н. Н. Захарова, В. Г. Максимова, В. С. Мухиной, Е. М. Павлютенкова, Н. С. Пряжникова, Г. В. Резапкиной, А. Д. Сазонова, А. П. Чернявской, С. Н. Чистяковой. Текст программы полностью представлен в Приложении 7. Цикл практических занятий рассчитан на 10 часов, то есть 10 занятий проводятся с одной группой по 45 минут 1 раз в неделю. Занятия подобраны так, чтобы на протяжении всех занятий подросткам было интересно. Условия профориентационных занятий: · создание непринужденной, доброжелательной и естественной атмосферы работы со старшеклассниками; · высокая динамика проведения игр, упражнений, что позволяет не только лучше осознавать моделируемую проблему в целостности, но и поддерживать, т. к. участники в таком случае просто не успевают отвлекаться на посторонние вопросы; · акцентировать внимание на положительных, интересных и правильных высказываниях и действиях подростков; · соблюдать принцип добровольности участия в игровых процедурах и заданиях (если кто-то захочет просто «понаблюдать» со стороны, лучше разрешить ему это, но при условии); · стараться поменьше высказываться самому (ведущему), давая возможность проявить себя детям. Ожидаемый результат: система профориентационных занятий будет способствовать формированию интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников. Тематический план занятий представлен в таблице 3. Таблица 3 Календарно-тематическое планирование программы по формированию интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников
Разработанная программа, включает в себя 10 последовательных занятий, в ходе которых старшеклассники знакомятся с теоретическим материалом, выполняют различные профориентационные упражнения, посещают различные предприятия города. На первом занятии участники принимают правила работы в группе, знакомятся с миром профессий. На последующих занятиях участники активно работают с предложенным теоретическим и практическим материалом, который направлен на формирование интереса к рабочим профессиям и сознательному выбору своего профессионального пути. каждое занятие. Для создания атмосферы творчества и положительного настроя все профориентации занятия начинались со специальных упражнений, например, на первой занятии введена игра «Пересядьте на 1 стул те, кто... ». В конце каждого занятия нам необходимо было получить обратную связь. При обсуждении ребята говорили о том, что нового они узнали из сегодняшнего занятия, делятся своими впечатлениями от работы. На всех профориентационных занятиях теория закреплялась и чередовалась практикой. Материал был подобран в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями, учитывая личностные потребности учащихся, особенности рынка труда района. На первых занятиях старшеклассники много узнают о профессиях, о том, как сделать правильный выбор и не допустить ошибок, знакомятся с рынком труда и востребованными профессиями. Это, пожалуй, нелегкие занятия, где теоретический материал значителен по объему. Но они важны, так как ориентируют несовершеннолетних на факторы, влияющие на выбор вида деятельности. Нужно отметить, что на четвертом занятии игра «Остров» позволила дать ориентировочную оценку готовности школьников подчинить себя решению общей задачи, их понимание необходимости выполнять разные, даже не престижные работы. Важным звеном в программе стали экскурсии на предприятия города. Именно экскурсии оказывали большое влияние на формирование интереса к рабочим профессиям, так как сочетают в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор. В ходе экскурсий продолжалось знакомство старшеклассников с массовыми рабочими профессиями, требованиями к уровню знаний, состоянию здоровья, морально-психологическим качествам. В основном этапе в ходе экскурсии освещались следующие темы: история возникновения и перспективы развития предприятия, современные условия работы, распределения, перспективы специального и профессионального роста. После вступительной беседы учащиеся познакомились с производством, где в сжатой форме давалась характеристика цеха, его коллектива, рабочего места специалиста — представителя определенной профессии. На этом этапе ребятам были показаны современные станки и автоматизированное оборудование, которое облегчает работу специалиста, но вместе с этим требует от него более высокой квалификации. Особое значение отводилось наблюдению за работой передовиков производства на их рабочем месте, а также прохождение учащимися элементов профессиональной пробы. По итогам выполнения элементов профессиональной пробы учащиеся проанализировали содержание, характер труда в данной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личным и профессиональным качествам, сопоставили со своими способностями и склонностями. По итогам экскурсий проводилось 9 занятие, которое проходило в виде презентации небольших проектов «Я б в рабочие пошел». На занятии обсуждались, систематизировались полученные знания о рабочих профессиях, выполненной пробе, некоторые старшеклассники презентовали продукты собственной деятельности. На последнем итоговом занятии девятиклассникам предлагалось продолжить предложения и ответь на вопрос помогли ли вам полученные знания в выборе будущей профессии? Ответы учащихся были следующие: «Занятия помогают сориентироваться в жизни, найти профессию, которая востребована», «Мне всё понравилось. Занятия помогли мне определиться с профессией, поменять отношение к рабочим профессиям», «Эти занятия помогли мне всерьёз задуматься о будущем. Я понял, чтобы получить хорошую профессию надо думать не только о том, что я могу и хочу, но и смогу ли я устроиться на работу по данной профессии». Таким образом, участники программы отмечают необходимость проведения подобных занятий. Программа позволяет формировать положительное отношение к рабочим профессиям и к людям рабочих профессий, воспитывает отношение к труду как важнейшей жизненной потребности и готовит старшеклассников к осознанному выбору профессии. Задачи данного этапа выполнены: в ходе проведения формирующего эксперимента была разработана и реализована программа по формированию интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|