Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вывод по второй главе. Заключение. Библиографический список




Вывод по второй главе

Таким образом, разработанная и проведенная нами программа по формированию интереса к выбору рабочих профессий имеет практическое значение при проведении профориентационной работы со старшеклассниками.

В ходе занятий старшеклассники знакомятся с теоретическим материалом, выполняют различные профориентационные упражнения, посещают различные предприятия города. Положительным моментом является то, что на всех профориентационных занятиях теория закреплялась и чередовалась практикой. Материал был подобран в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями, учитывая личностные потребности учащихся, особенности рынка труда района.

Важным звеном в программе стали экскурсии на предприятия город, в ходе которых продолжалось знакомство старшеклассников с рабочими профессиями, современными условиями работы, перспективами профессионального роста. Особое значение отводилось наблюде­нию за работой передовиков производства на их рабочем месте, а также прохождение учащимися элементов профессиональной пробы.

Результаты экспериментального исследования указывают на тот факт, что количество занятий и качество предоставляемого материала по формировании интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников дают положительный результат.

Проведенный нами контрольный этап эксперимента по эффективности реализации профориентационной программы показал, что интерес к выбору рабочих профессий у старшеклассников повысился. Полученный в эксперименте общий положительный сдвиг оказался достоверен. Мы можем сделать вывод, что проделанная работа является эффективной и значимой для социальных педагогов, классных руководителей 9 классов, родителей старшеклассников и самих учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний в педагогической и психологической науке проблема формирования интереса учащихся к рабочей профессии активно обсуждается в последние годы в связи с дефицитом рабочих кадров. Об этом говорится в трудах таких авторов, как Н. Н. Захаров, Е. А. Климов, В. Г. Максимов, Е. М. Павлютенков, Н. С. Пряжников, Г. В. Резапкина, А. Д. Сазонов, С. Н. Чистякова.

У учащихся старших классов формируется готовность к выбору профессии. И чем раньше совпадут интерес и выбор профессии, тем больше возможностей сформировать устойчивый и осознанный интерес старшеклассника к выбранной профессиональной деятельности. Этому способствует проявляющаяся уже в подростковом возрасте потребность в профессиональном самоопределении.

В психолого-педагогической литературе даются разные подходы к пониманию сущности профессиональной ориентации. В данной работе мы придерживаемся следующего определения: профориентация - это система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, которая учитывает как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. Авторы отмечают, что основное содержание профориентационной работы со старшеклассниками составляет работа по формированию активного и осознанного выбора профессии, развитию профессионально значимых качеств.

Особенности профориентации зависят от ряда факторов. Один из них - место проживания, ведь особенности рынка труда во многом зависят от устоявшихся особенностей муниципального образования. Нами были изучены особенности социально-экономического развития Белохолуницкого района и выявлены востребованные профессии: швея, повар, кондитер, пекарь, станочник, токарь, фрезеровщик, электромонтер, тракторист, маляр.

 

Выводы, сделанные нами при анализе литературы, позволяют утверждать, что старшеклассникам необходимо оказывать помощь  в осознанном выборе профессии, необходимо их информировать о востребованных профессиях на рынке труда, о возможностях профессионального развития, о современных условиях труда рабочих.

В ходе эксперимента, проведенного в нашей выпускной квалификационной работе, необходимо отметить, что интерес к выбору рабочих профессий повысился.   Результаты экспериментального исследования указывают на тот факт, что количество занятий и качество предоставляемого материала по формировании интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников дают положительный результат.

Таким образом, разработанная и проведенная нами программа по формированию интереса к выбору рабочих профессий имеет практическое значение при проведении профориентационной работы со старшеклассниками.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] / Г. С. Абрамова. - М.: Академия, 2000. – 267 с.

2. Афанасьева, Н. В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» [Текст] / Н. В. Афанасьева. – СПб.: Речь, 2008. - 368 с.

3. Белова, Т. Г. Профориентация учащихся 9-х классов [Текст] /        Т. Г. Белова // Профильная школа. - 2014. - №4. - С. 39-44.

4. Бисакаева, М. А. О некоторых механизмах удовлетворения потребностей регионального рынка труда [Текст] / М. А. Бисакаева // Экономика и управление. - 2015. - №19. - С. 72-77.

5. Божович, Л. И. Избранные психологические труды [Текст] /    Л. И. Божович. - М.: МПСИ, 1997. – 517 с.

6. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] /   Л. И. Божович. — Воронеж: Институт практической психологии, 2001. – 184 с.

7. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст] / В. К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, 1990. – 288 с.

8. Гринченко, В. С. Что с тобой делать, рабочая сила? [Текст] /         В. С. Гринченко // ЭКО. - 2006. - №2. - С. 54.

9. Грицанов, А. А. Социология [Текст]: энциклопедия / А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко. - Минск: Книжный дом, 2003. - 1312 с.

10. Дубровина, И. В. Практическая психология образования [Текст] / И. В. Дубровина. — СПб.: Питер, 2004. – 592 с.  

11. Дубровина, И. В. Формирование личности старшеклассника [Текст] / И. В. Дубровина. — М.: Педагогика, 1989. – 169 с.  

12. Зарипова, Ю. Р. Поверь в себя: программа психологической помощи подросткам [Текст] / Ю. Р. Зарипова. – М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.

13. Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников [Текст] / Н. Н. Захаров. - М.: Просвещение, 1989. – 164 с.

14. Иванова, Л. Х. Профориентация - профилактика «болезни» рынка труда [Текст] / Л. Х. Иванова // Экономика и управление. - 2014. - №1. - С. 85-87.

15. Климов, Е. А. Психолого-педагогические проблемы  профессиональной консультации [Текст] / Е. А. Климов. - М.: Знание, 1997. - 96с.

16. Климов, Е. А. Как выбирать профессию[Текст] / Е. А. Климов. - М.: Просвещение, 2001. - 164 с.

17. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст]: учебное пособие / Е. А. Климов. - М.: Академия, 2010. - 304 с.

18. Комплексный инвестиционный план модернизации монопрофильного муниципального образования Белохолуницкое городское поселение кировской области на 2010—2020 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. bhregion. ru/public/document/settlements/1/ekonomika/, свободный.

19. Кон, И. С. Психология старшеклассника [Текст] / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1982. – 113 с.

20. Кон, И. С. Психология юношеского возраста [Текст] / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. – 119 с.

21. Кропивянская, С. О. Образ профессионального будущего: некоторые аспекты проблемы подготовки школьника к выбору профессии [Текст] / О. С. Кропивянская // Школа и производства. — 2015. — № 3. —      С. 36-41.

22. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология [Текст] / И. Ю. Кулагина. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.

23. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 2007. - 512 с.

24. Максимов, В. Г. Профессиональная ориентация школьников [Текст] / В. Г. Максимов. — Чебоксары: Школа, 2008. – 301 с.

25. Михайлова, С. А. Профориентация старшеклассников [Текст]: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество: тенденции и перспективы» / С. А. Михайлова. М.: Ар-Консалт, 2014. - С. 132-133.

26. Мухина В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. - М.: Академия, 2000. - 456 с.

27. Никитина Н. И. Методика и технология работы социального педагога [Текст]: учебное пособие / Н. И. Никитина, М. Ф. Глухова. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 399 с.

28. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л. Ф. Обухова. — М.: Тривола, 1998. – 360 с.

29. Павлютенков, Е. М. Формирование мотивов выбора профессии [Текст] / Е. М. Павлютенков. — Киев: Рад. школа, 2005. – 143 с.

30. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. [Текст] / А. В. Петровский. — М.: Политиздат, 1996. – 255 с.

31. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации: приложение к постановлению Минтруда РФ от 27. 09. 1996 г. N 1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //base. garant. ru/136694/, свободный

32. Прогноз социально-экономического развития Белохолуницкого района на очередной 2015 год и плановый период до 2017 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. bhregion. ru/public/document/settlements/1/ekonomika/, свободный.

33. Программа социально-экономического развития Белохолуницкого муниципального района Кировской области на 2006-2015 годы      [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. bhregion. ru/public/document/settlements/1/ekonomika/, свободный.

34. Пряжников, Н. С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения [Текст] / Н. С. Пряжников. - М.: МПСИ, 2003. -400 с.

35. Пряжников, Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники [Текст] / Н. С. Пряжников. - М.: ВАКО, 2008. -288 с.

36. Пряжникова, Е. Ю., Пряжников, Н. С. Профориентация [Текст]: учебное пособие / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. - М.: Академия, 2013. - 496 с.

37. Разумова, М. В. К вопросу о трактовке понятия «профориентация» [Текст] / М. В. Разумова // Профессиональное образование и общество. - 2014. - №1. - С. 51-59.

38. Райгородский, Д. Я. Практикум по психодиагностике [Текст] /     Д. Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2007. – 667 с.

39. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2012. – 816 с.

40. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология [Текст] /        А. А. Реан, Я П. Коломинский. — СПб.: Питер, 2008. – 574 с.

41. Резапкина, Г. В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки[Текст] учебно-методическое пособие /          Г. В. Резапкина. - М.: Генезис, 2014 г. — 208 с.

42. Резапкина, Г. В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов [Текст] / Г. В. Резапкина. – М.: Генезис, 2010. - 48 с.

43. Резапкина, Г. В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для подростков [Текст] / Г. В. Резапкина. – М.: Генезис, 2004. - 125 с.

44. Сазонов А. Д. Профессиональная ориентация молодежи [Текст] / А. Д. Сазонов,. Н. И. Калугин. - М.: Высшая школа, 2003. - 272 с.

45. Сазонов А. Д. Профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных школ России [Текст]: монография  / А. Д. Сазонов,      А. В. Сазонов, И. А. Сазонов. - Курган: КГУ, 2000. - 192 с.

46. Саруханов, Э. Р. Проблемы управления профессиональной ориентацией [Текст] / Э. Р. Саруханов. — Л.: Ленинград, 1991. – 274 с.

47. Сафронова, Г. Я. Новая форма профессиональной подготовки молодежи [Текст] / Г. Я Сафронова // Методологические и теоретические проблемы всеобщей профессиональной подготовки молодежи. - 1991. - № 3. - С. 69—77.

48. Солодков, С. С. Профориентация в системе непрерывного образования [Текст] / С. С. Солодков // Профильная школа. - 2013. - №4. -          С. 40-46.

49. Тауипбаева, А. Т. Мероприятия по профориентационной работе [Текст] / А. Т. Тауипбаева // Молодой ученый. — 2015. — № 2. — С. 556-559.

50. Уразов, В. Проблемы управления воспроизводством трудовых ресурсов и занятостью населения [Текст] / В. Уразов // Управление персоналом. - 2009. - №10. - С. 88-92.

51. Чернов, С. В. Азбука трудоустройства. Элективный курс для 9-11 классов [Текст] / С. В. Чернов. - М.: Вита-пресс, 2010. - 128 с.

52. Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации [Текст] / А. П. Чернявская. - М.: Владос-Пресс, 2004. – 96 с.

53. Чирков, В. И. Мотивация учебной деятельности / В. И. Чирков. — Ярославль: ЯрГУ, 1991. – 173 с.

54. Чистякова, С. Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи [Текст] / С. Н. Чистякова. - М.: Просвещение, 1997. – 284 с.

55. Чистякова, С. Н. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» [Текст] / С. Н. Чистякова. - М.: Просвещение, 2010. - 150 с.

56. Шавир, Л. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности [Текст] / Л. Ф. Шавир. — М.: Педагогика, 1981. – 96 с.  

57. Шаринова, Г. А. О некоторых механизмах удовлетворения потребностей регионального рынка труда [Текст] / Г. А. Шаринова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №4-1. - С. 297-299.

58. Шевченко, М. Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников» [Текст] / М. Ф. Шевченко. – СПб.: Речь, 2007. - 168 с.

59. Шеховцова, Л. В., Шеховцов, О. И. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе [Текст] / В. Шеховцова, О. И. Шеховцов. – СПб.: Северо-Запад, 2006. - 176 с.

60. Шибутани, Т. Социальная психология [Текст] / Т. Шибатуни. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 539 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...