Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2. Сущность и содержание профессиональной ориентации старшеклассников




Существуют различные подходы к определению профессиональной ориентации. Так в Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации дается следующее определение: профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда [40].

По мнению А. А. Грицанова, профессиональная ориентация – это процесс определения индивидом того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и осведомленность о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией [9].

Определение профориентации с точки зрения социально-педагогического подхода дает Н. И. Никитина: профессиональная ориентация – это обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении [27].

Мы придерживаемся определения профориентации, которое дается в психологическом словаре: профессиональная ориентация – система мероприятий, которая способствует выбору профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, а также возможностями, которые предоставляет человеку общество. В этом и заключается сущность профориентации.

 

Содержание профориентации заключается в её принципах, целях, задачах, формах и направлениях.

Современная теория профориентации подразумевает, что она строится на определенных принципах, которые в свою очередь делятся на две группы.

Первую группу принципов, которые связаны с общими принципами педагогики, выделил Н. С. Пряжников:

Принцип взаимообусловленности подразумевает, что обучение, воспитание и развитие едино должны способствовать профессиональному самоопределению школьников.

Принцип связи профессиональной ориентации с жизнью, трудом заключается в том, что оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии должно находиться в единстве с потребностями общества в квалифицированных кадрах, спросом, предложением и конкурентоспособностью на рынке труда.

Принцип доступности и сознательности говорит об осознанном ознакомлении учащихся с миром профессий, психологическими требованиями, предъявляемыми к человеку, путями овладения профессией, а так же ознакомлении с перспективой профессиональной карьеры и оплатой труда.

Принцип систематичности и преемственности заключается в необходимости осуществления профориентационной работы по годам обучения, начиная с младшего школьного возраста.

Принцип учета возрастных особенностей подразумевает осуществление профориентации учащегося в соответствии с его возрастом.

Принцип взаимосвязи школы с социумом - тесный контакт с внешкольными учреждениями, семьей, профессиональными учебными заведениями, работодателями и общественностью в работе по оказанию молодым людям помощи в выборе профессии.

Принцип комплексности заключается в организации профориентационной работы в педагогическом, психологическом, социально-экономическом, психофизиологическом, медицинском и правовом направлениях, позволяющих всесторонне подготовить молодых людей к выбору своей профессии [36].

А. Д. Сазонов выделил специфические принципы профориентационной работы:

Учет перспективы и прогноза развития личности в условиях рынка труда.

Учет личных и общественных интересов подразумевает учет личных потребностей, интересов, склонностей и способностей выпускников и потребностей региона и страны в целом в квалифицированных кадрах.

Деятельностно-активная направленность предусматривает профессиональное просвещение учащихся, а также их изучение в целях профориентации, организация для них профессиональных консультаций. Данный принцип предполагает активное ознакомление школьников с миром профессий, «пробу сил» по той или иной профессии, воспитание личностно и общественно значимых мотивов выбора профессии, самовоспитание творчески активных качеств личности, ценностных ориентаций.

Свобода и самостоятельность профессионального самоопределения заключается в том, что после выявления потребностей, интересов, склонностей и способностей учащихся следует совместными усилиями образовательных учреждений, семьи, работодателей и общественности рекомендовать то или иное направление профессиональной деятельности. При этом окончательное право выбора остается за школьниками.

Прогнозирование здоровьесбережения при реализации профессионального самоопределения учащихся в работе по избранной профессии.

Взаимосвязь и координация совместной деятельности органов образования, центров профориентации и занятости населения [45].

По мнению Н. С. Пряжникова, одна из главных задач школы - формирование полноценных граждан своей страны. А решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься выпускники школы, какую профессию они изберут и где будут работать. Так же необходимо отметить, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и положительное представление о себе и усиливает удовлетворённость жизнью [36].

Это говорит о том, что успешное профессиональное самоопределение личности, с одной стороны, является важным для общества и государства в целом, с другой стороны, является значимым фактором успешной жизнедеятельности самого человека.

Что касается старшеклассников, то для них профессиональное самоопределение, по мнению Е. А. Климова, представляет собой процесс, содержащий одновременно как самостоятельность, свободу учащегося в собственном проектировании своего жизненного пути, так и педагогическое руководство этим процессом [17].

 Основные целипрофессиональной ориентации:

1. Обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;

2. Достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;

3. Прогнозирование профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;

4. Содействие непрерывному росту профессионализма личности как важного условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния [31].

В. С. Мухина выделяет следующие задачи профессиональной ориентации школьников:

1. Постепенное формирование у учащихся внутренней готовности к осмысленному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития.

2. Формирование положительного отношения к труду как ценности в жизни.

3. Развитие интереса к различным сферам трудовой деятельности.

4. Оказание морально-эмоциональной поддержки учащихся, а собственно создание оптимистичного отношения к своему профессиональному будущему.

5. Формирование целеустремленности, предприимчивости, деловитости.

6. Диагностика ценностных ориентаций, установок и интересов в выборе профессии, профессиональной предрасположенности.

7. Разработка программы реализации профессионального выбора учащихся [26].

По мнению А. Д. Сазонова основными методами профессиональной ориентации являются:

· общенаучные методы: анализ, синтез, моделирование, обобщение, наблюдение, сравнение, методы мозгового штурма, погружения.

· диагностические методы: наблюдение, педагогический мониторинг, анализ документов и продуктов деятельности школьников, анализ практических действий учащихся, анкетирование, интервью, социометрический, статистический, тестовый методы, педагогический эксперимент.

· методы профессионального просвещения и формирования профессиональной направленности: рассказ, лекция, беседа, убеждение, метод положительного трудового примера, экскурсия, диспут, рефлексия.

· методы социально-профессиональной адаптации и профессионального воспитания: поручение, упражнение, трудовое задание, общественно-полезный труд, производительный труд, метод профессиональных проб, тренинг, общественное мнение, создание воспитывающих ситуаций, соревнование, ролевая игра [44].

В профориентации важно использовать ряд форм, дополняющих друг друга. Н. Н. Захаров выделяет следующие 2 группы форм:

1. Основные, ознакомительные:

· встречи со специалистами,

· просмотр и обсуждение телевизионных передач,

· экскурсии на предприятия и в учебные заведения,

· информационные уроки. К ним относятся теоретические и практические вопросы подготовки к будущей профессии, используя методы: беседа, рассказ, объяснение, диспут, игра, сочинение, отчет о мероприятии,

· уроки в учебных мастерских с сообщением определенных сведений профориентационного характера, демонстрация практических умений.

2. Активизирующие деятельность:

· индивидуальные задания для углубления знаний с учетом интересов,

· конкурсы для выявления склонностей,

· тематические вечера (например, вечер техники, книги, математики),

· тематические недели (например, неделя искусства, техники),

· клуб будущих специалистов,

· молодежные объединения,

· профессиональные пробы [13].

К инновационным формам профориентационной работы, можно отнести следующие:

· психологические консультации для учащихся и их родителей по выбору профессиональной сферы и определению индивидуальной траектории профессионального и личностного развития;

· профориентационные тренинги и игры – целью которых, является помочь осознать привлекательность той или иной профессии и сформировать деловые навыки, а также повышение мотивации при выборе профессии и помощь в осуществлении осознанного выбора профессии;

· взаимодействие с бывшими учениками образовательного учреждения, в частности с теми, кто в настоящий момент сам является работодателем;

· виртуальный кабинет профориентации призван помочь школьникам познакомиться с миром профессий, описаниями профессий, получить информацию о вузах и сузах города, района и области, пройти профориентационное и психологическое тестирование;

· размещение на сайте школы информации о выпускниках, у которых успешно сложилась профессиональная карьера;

· применение портфолио в предпрофильной подготовке и профильном обучении [21].

Эффективность профориентационной работы заключается в комплексном подходе использования как традиционных, так и инновационных форм. Это является важной задачей в образовательных учреждениях, когда старшеклассникам необходимо сделать выбор будущей профессии и определиться с учебным заведением. При этом нужно не навязывать ученику собственное мнение о тех или иных профессиях, а подготовить его к осознанному выбору. Задача педагога-психолога - формировать у старшеклассников внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному выбору и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации определяет следующие направления профессиональной ориентации: профессиональное просвещение, профессиональная консультация, профессиональный подбор, профессиональный отбор, социально-профессиональная адаптация.

Более подробно мы остановимся на тех направлениях, которые входят в профориентационную работу со старшеклассниками.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...