Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 1. «Мир профессий».   1. Организационный момент.. 2. Основная часть (сообщение познавательных сведений)




Занятие 1. «Мир профессий»

Цели: формировать у учащихся теоретические представления и понятия о мире профессий, формировать установки на необходимость профессионального самоопределения; развивать навыки рефлексии; стимулировать умственную активность.

Оборудование: компьютер, проектор, фишки для команд, карточки с заданиями, презентация, памятки, бейджики для каждого участника.

Ход занятия.

                                 1. Организационный момент.                                                                                      

Приветствие и представление.

Упражнение «Знакомство»

Цель: познакомиться друг с другом, разрядить обстановку.

Инструкция: каждый участник по очереди называет свое имя вместе с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени (например, Сергей строгий).

2. Основная часть (сообщение познавательных сведений)

Вы все знаете из истории, что в первобытном обществе не нужно было выбирать профессию, так как человек умел сам делать все нужное для жизни: добывать пищу, огонь, делать одежду, защищать себя от опасностей и т. д..    

В современном же мире ни один человек не может делать все то, что ему нужно для жизни. Сегодня существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них, со своей системой требований к че­ловеку, можно назвать профессией.  

Так что же такое профессия? (ответы учащихся)

(Слайд) Профессия – это род трудовой деятельности, который требует специальной подготовки, опыта и знаний.

(Слайд) Специальность – это вид занятий в рамках конкретной профессии.  

(Слайд) Специализация – более узкая сфера деятельности в рамках определенной специальности.

Специальность и профессию иногда еще путают с долж­ностью.

(Слайд) Должность — это место, которое занимает человек в организационной структуре, отвечающее уровню его подготовки и кругу выполняемых обязанностей.

Например, заместитель директора по учебной работе в школе — это должность, профессия — учитель, а специальность, например, — учитель математики. Давайте подумаем, профессия – водитель, а специальность? (ответы учащихся: водитель троллейбуса, автобуса и т. д. ).

Давайте рассмотрим схему. (Слайд) 

● Какие вы можете назвать профессии, специальности, должности? (Слайд )

Профориентационная игра «Профессия. Специальность»

Цели:

· повысить уровень ориентации в мире профессионального труда и расширение знаний старшеклассников о мире профессий;

· раскрытие у школьников потенциальных способностей к самостоятельной деятельности.

Класс делится на 2 команды, капитанам выдаются бланки. (Слайд) 

Инструкция: необходимо из перечисленных слов выбрать те слова, которые обозначают:


1 команде – профессии  

2 команде – специальности.

 

 

                   


1 команда 2 команда
Из перечисленных слов нужно выбрать те слова, которые означают профессии:  учитель, резчик по дереву, ветеринарный врач, токарь, врач, продавец книг, бульдозерист, председатель колхоза, инженер, художник-конструктор, парикмахер, водитель, швея, кулинар. Из перечисленных слов выбрать те слова, которые обозначают специальности: хирург, токарь, судья, маляр, директор школы, пианист, литературный критик, преподаватель, столяр, монтажник, монтер, летчик-испытатель, химик-лаборант, закройщик, ткач.

Затем проверяются ответы: (Слайд)

1-ой команды – Учитель, токарь, врач, инженер, парикмахер, водитель, швея, кулинар

2-ой команды – Хирург, маляр, пианист, литературный критик, столяр, летчик-испытатель

Профориентационная игра «Крокодил»

Цель: актуализация имеющихся представлений о профессиях, создание обобщенных образов представителей различных профессий, стимуляция групповой сплоченности.

Участвуют 2 команды, состав тот же что и в предыдущем упражнении.

Инструкция: Загадайте по 3 любые профессии. Выберите из противоположной команды человека, который должен показать без слов профессию так, чтобы его команда отгадала данную профессию.

(Слайд) Чтобы работать очень успешно по профессии, например, «Повар», «Сварщик» человеку этой профессии, необходимо обладать определенным набором качеств. Такие качества называются профессионально важными качествами.

Профессионально важные качества профессий (ПВК) – это качества личности, характера, особенности познавательной сферы, которые необходимы человеку для удачного освоения конкретной профессии.      

Например, работа врача или учителя требует от человека доброжелательности, умения контролировать себя, любить людей, уметь выслушать и т. д.                       

Профориентационная игра «Знаешь ли ты типы профессий? » (слайд)

Цель:

· расширение знаний школьников о мире профессий, познакомив их с профессионально важными качествами, необходимыми для успешного освоения профессии;  

· раскрытие у старшеклассников потенциальных  способностей к самостоятельной деятельности.

Участвуют 2 команды.

Инструкция: сейчас на экране будут поочередно появляться характеристики профессионально важных качеств. Вам необходимо постараться правильно ответить на вопрос: «Какому типу профессии, для успешного освоения профессии, необходимы, показанные на слайде, профессионально важные качества? ».    

Посмотрите на первый тип профессии (Слайд)                


• выдержка;

• тактичность;

• хорошая память;

• умение слушать;

• коммуникабельность.


Специалисту, какого типа профессии необходимы эти качества? (Человек – Человек)

Посмотрите на следующим тип (Слайд)

• хорошая координация движений, точность;

• определенность действий;

• высокая исполнительская дисциплина;

• аккуратность;

• развитое техническое мышление;

• высокая работоспособность.

 (Человек – Техника)

Третий тип профессии (Слайд )

• устойчивое внимание;

• умение видеть то, что стоит за условными знаками, схемами

• сосредоточенность, усидчивость;

• грамотность.

• точность восприятия

• абстрактное мышление.

Специалисту, какого типа профессии нужны перечисленные качества? (Человек – Знаковая система)

Четвертый тип профессии (Слайд)

• любовь к природе;

• наблюдательность;

• настойчивость;

• выдержка;

• самостоятельность в мышлении и поведении

(Человек – Природа)

Посмотрите на последний тип профессии (Слайд)

• талант;

• трудолюбие

• творческое воображение;

• образное мышление;

( Человек – Худ. образ)

Чтобы работать успешно по профессии, нужно быть очень увлеченным своей профессией (то есть, иметь к ней интерес).   

(Слайд ) Интересы – это побуждения познавательного характера.

Интересы связаны с потребностями человека. Люди обычно интересуются теми предметами и явлениями, которые привлекают внимание и могут удовлетворить их потребности.

· А к чему у вас есть интерес? Чем вы интересуетесь? Может быть кто-то из вас читает журналы о спорте, смотрит спортивные соревнования, знает все о футболе или читает журналы «Сделай сам», «Вязание» и т. д.

 (Слайд) Склонность – это активное, осознанное, преобразующее отношение к объекту. Склонности могут проявляться на усвоении разных знаний или на создании различным вещей, предметов.

· А что у вас хорошо получается делать, например своими руками? Какой кружок вы посещаете? Возможно у кого–то из вас неплохо получается работать с паяльником, что–то ремонтировать, шить. Вы получаете призовые места, посещая кружок бокса, хореографии, рисования, музыкальную школу, играете на сцене и т. д.

Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Поэтому, советую вам включаться в различные виды деятельности, не бояться менять увлечения, чтобы максимально раскрыть свои склонности до того, как решиться выбрать профессию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...