Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория и методика стадийного профессионального обучения




Мнемосхема

 
 

 


Теория стадийного обучения разработана академиком С.Я. Батышевым[39]. Сущность этой дидактической системы заключается в том, что учебно-воспитательный процесс расчленяется на две стадии обучения: основную (стабильную) и специальную (динамическую). На данной основе разрабатываются учебные программы. При этом соотношение основного и специального обучения устанавливается в соответствии с конкретными требованиями профиля подготовки.

Рассмотрим характерные особенности основной и специальной стадии профессионального обучения.

Стадии профессионального обучения

Компоненты стадий обучения Основная (стабильная) стадия обучения Специальная (динамичная) стадия обучения
Компонент профессионального образования Федеральный компонент профессионального образования, на который необходимо затрачивать не менее 75-85% учебного времени. Учебные программы разрабатываются в централизованном порядке (на федеральном уровне) Региональный компонент про-фессионального образования, рассчитан на 15-25% общего объема материала, предусмотренного учебно-программной документацией для получения рабочей специальности. Учебные программы на региональном уровне разрабатываются непосредственно профессиональными училищами или предприятиями
Умения и навыки Обучающиеся овладевают общетрудовыми навыками и умениями. Они приобретают такие знания, навыки и умения, которые не подвержены быстрым изменениям, происходящим под воздействием научно-тех-нического прогресса. Благодаря приобретению общетрудовых навыков и умений, закладывается фундамент профессиональных знаний, навыков и умений. Учащиеся овладевают навыками и умениями, общими для ряда производств и подвижными в плане их переноса из одной области труда в другую Формируются профессиональные умения и навыки. Обучающиеся учатся рассчитывать режим работы, мощность и производительность технических средств, с которыми им приходится встречаться в практической деятельности. Главное в содержании труда учащихся – проникновение в сущность обслуживаемых технологических процессов. Приобретаются умения и навыки, связанные с применением инструмента и приспособлений, их установкой, наладкой, регулированием, ремонтом. Учащиеся овладевают производственными навыками, необходимыми для выполнения работ в определенном темпе с соблюдением технологических требований, учатся применять наиболее рациональные приемы работы и передовую организацию труда на рабочем месте
Содержание образования Осуществляется общетрудовая политехническая подготовка, включающая такие предметы, как технология металлов, техническое черчение, техническая механика (в том числе элементы сопротивления материалов и детали машин), электротехника (с элементами электроники), гидравлика, пневматика, допуски, посадки и технические измерения, организация и экономика производства (в том числе и научная организация труда). Учащиеся получают сведения о типовых деталях машин и орудиях труда, имеющих распространение во всех отраслях промышленности и в сфере обслуживания населения, об основах энергетики, электротехники и промышленной электроники, элементах производственной автоматики (а также кибернетики), об общих принципах современной технологии, ее конкретных технологических процессах; об основах экономики производства, задачах его планирования и организации Содержание производственного обучения зависит от характера выпускаемой продукции, от применения технологических процессов и технического оснащения данного предприятия. Учебный материал распределяется с учетом особенностей предприятия таким образом, чтобы обучающиеся были ознакомлены со всеми видами работ и применяли полученные знания на практике. Они изучают типичные для данного производства машины и технологические процессы, методы труда, последовательно приобретают основные знания, навыки и умения. Обучающиеся учатся определять качество и дефекты, виды и свойства сырья, материалов и заготовок, применяемых на производстве; подбирать для их выполнения задания, определять степень годности заготовок, их соответствие ГОСТам и техническим условиям. Они должны знать технические требования к изготовляемой продукции, иметь представления о типичных трудовых приемах и операциях, осуществляемых рабочим соответствующей профессии на данном рабочем месте, о производственно-технической документации (чертежах, схемах, картах технологического процесса и инструкционных картах), а также об основах технического нормирования, уметь анализировать результаты своего труда
Особенности профессиональной подготовки Обучение на основной стадии подготовки заключается в установлении общих закономерностей производственной деятельности обучающихся. Однако такое обучение еще не дает квалификации, а только способствует ее приобретению на специальной стадии обучения. Обучение на основной стадии является базой, на которой осуществляется несколько специализаций обу-чающихся. Хорошо подготовленный на основной стадии легче приобретает профессию, т.е. более профессионально устойчив. У него имеются перспективы дальнейшего профессионально-квалификационного роста На специальной стадии обучения осуществляется дифференцированная специализация обучающихся с учетом избранной профессии. Формирование профессиональных навыков и умений проводится на широкой общетехнической основе. Не рекомендуется ограничиваться узкой специализацией, даже если в данное время это отвечает интересам производства. Это дает возможность будущему специалисту работать по своей профессии на любом предприятии

Задачи стадийного обучения

На основной (стабильной) стадии профессионального обучения решаются следующие задачи:

- помочь учащимся овладеть глубокими знаниями, умениями и навыками по предметам общетехнической и специальной подготовки;

- дать обучаемым широкую общетехническую подготовку;

- воспитать у учащихся сознательное отношение к выбранной профессии;

- подготовить учащихся к тем изменениям в технике и организации производства, которые неизбежны в ходе технического процесса;

- научить учащихся быстро понимать и решать новые задачи, подготовить их к творческой деятельности;

- научить обучающихся на основе имеющихся знаний легко усваивать новые.

На специальной стадии мастеру производственного обучения предстоит:

- научить учащихся работать на современном оборудовании, ознакомить их с наиболее передовыми технологическими процессами и методами организации труда;

- помочь учащимся овладеть необходимыми знаниями и умениями, научить их выполнять различные операции по осваиваемой профессии и квалификации, используя рациональные приемы. Эти умения должны превратиться в навыки при условии соблюдения требований современной технологии и организации производства;

- научить учащихся выполнять нормы работы с творческой инициативой;

- научить учащихся правильно использовать технологическую документацию, рабочие чертежи и т.п., принятые на данном предприятии;

- использовать работу учащихся в коллективе предприятия как важное средство воспитания;

- научить учащихся соблюдать требования безопасности и охраны труда, производственной санитарии и противопожарной безопасности;

- привить обучающимся бережное отношение к материалам, инструментам, оборудованию, инвентарю, ко всей общественной собственности;

- дать учащимся представление о культуре труда, научить его организовывать и содержать рабочее место.

Словарь основных понятий

Рабочая учебно-программная документация – учебный план для обучения по определенной профессии, разработанный для конкретного учреждения начального профессионального образования, и соответствующие ему учебные программы.

Ситуационная производственная задача – метод обучения, используемый для подготовки к профессиональной деятельности: на основе анализа описанной производственной ситуации учащиеся выбирают способы решения и выполняют действия (расчеты), обусловленные вопросом (заданием).

Технологический процесс – совокупность связанных между собой процессов (технологических операций) для превращения заготовки в готовую деталь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...