Теория и методика стадийного профессионального обучения
Мнемосхема
Теория стадийного обучения разработана академиком С.Я. Батышевым[39]. Сущность этой дидактической системы заключается в том, что учебно-воспитательный процесс расчленяется на две стадии обучения: основную (стабильную) и специальную (динамическую). На данной основе разрабатываются учебные программы. При этом соотношение основного и специального обучения устанавливается в соответствии с конкретными требованиями профиля подготовки.
Рассмотрим характерные особенности основной и специальной стадии профессионального обучения.
Стадии профессионального обучения
Компоненты стадий обучения
| Основная (стабильная) стадия обучения
| Специальная (динамичная) стадия обучения
|
Компонент профессионального образования
| Федеральный компонент профессионального образования, на который необходимо затрачивать не менее 75-85% учебного времени.
Учебные программы разрабатываются в централизованном порядке (на федеральном уровне)
| Региональный компонент про-фессионального образования, рассчитан на 15-25% общего объема материала, предусмотренного учебно-программной документацией для получения рабочей специальности.
Учебные программы на региональном уровне разрабатываются непосредственно профессиональными училищами или предприятиями
|
Умения и навыки
| Обучающиеся овладевают общетрудовыми навыками и умениями. Они приобретают такие знания, навыки и умения, которые не подвержены быстрым изменениям, происходящим под воздействием научно-тех-нического прогресса. Благодаря приобретению общетрудовых навыков и умений, закладывается фундамент профессиональных знаний, навыков и умений. Учащиеся овладевают навыками и умениями, общими для ряда производств и подвижными в плане их переноса из одной области труда в другую
| Формируются профессиональные умения и навыки.
Обучающиеся учатся рассчитывать режим работы, мощность и производительность технических средств, с которыми им приходится встречаться в практической деятельности. Главное в содержании труда учащихся – проникновение в сущность обслуживаемых технологических процессов.
Приобретаются умения и навыки, связанные с применением инструмента и приспособлений, их установкой, наладкой, регулированием, ремонтом. Учащиеся овладевают производственными навыками, необходимыми для выполнения работ в определенном темпе с соблюдением технологических требований, учатся применять наиболее рациональные приемы работы и передовую организацию труда на рабочем месте
|
Содержание образования
| Осуществляется общетрудовая политехническая подготовка, включающая такие предметы, как технология металлов, техническое черчение, техническая механика (в том числе элементы сопротивления материалов и детали машин), электротехника (с элементами электроники), гидравлика, пневматика, допуски, посадки и технические измерения, организация и экономика производства (в том числе и научная организация труда).
Учащиеся получают сведения о типовых деталях машин и орудиях труда, имеющих распространение во всех отраслях промышленности и в сфере обслуживания населения, об основах энергетики, электротехники и промышленной электроники, элементах производственной автоматики (а также кибернетики), об общих принципах современной технологии, ее конкретных технологических процессах; об основах экономики производства, задачах его планирования и организации
| Содержание производственного обучения зависит от характера выпускаемой продукции, от применения технологических процессов и технического оснащения данного предприятия.
Учебный материал распределяется с учетом особенностей предприятия таким образом, чтобы обучающиеся были ознакомлены со всеми видами работ и применяли полученные знания на практике. Они изучают типичные для данного производства машины и технологические процессы, методы труда, последовательно приобретают основные знания, навыки и умения.
Обучающиеся учатся определять качество и дефекты, виды и свойства сырья, материалов и заготовок, применяемых на производстве; подбирать для их выполнения задания, определять степень годности заготовок, их соответствие ГОСТам и техническим условиям.
Они должны знать технические требования к изготовляемой продукции, иметь представления о типичных трудовых приемах и операциях, осуществляемых рабочим соответствующей профессии на данном рабочем месте, о производственно-технической документации (чертежах, схемах, картах технологического процесса и инструкционных картах), а также об основах технического нормирования, уметь анализировать результаты своего труда
|
Особенности профессиональной подготовки
| Обучение на основной стадии подготовки заключается в установлении общих закономерностей производственной деятельности обучающихся. Однако такое обучение еще не дает квалификации, а только способствует ее приобретению на специальной стадии обучения.
Обучение на основной стадии является базой, на которой осуществляется несколько специализаций обу-чающихся. Хорошо подготовленный на основной стадии легче приобретает профессию, т.е. более профессионально устойчив. У него имеются перспективы дальнейшего профессионально-квалификационного роста
| На специальной стадии обучения осуществляется дифференцированная специализация обучающихся с учетом избранной профессии.
Формирование профессиональных навыков и умений проводится на широкой общетехнической основе. Не рекомендуется ограничиваться узкой специализацией, даже если в данное время это отвечает интересам производства.
Это дает возможность будущему специалисту работать по своей профессии на любом предприятии
|
Задачи стадийного обучения
На основной (стабильной) стадии профессионального обучения решаются следующие задачи:
- помочь учащимся овладеть глубокими знаниями, умениями и навыками по предметам общетехнической и специальной подготовки;
- дать обучаемым широкую общетехническую подготовку;
- воспитать у учащихся сознательное отношение к выбранной профессии;
- подготовить учащихся к тем изменениям в технике и организации производства, которые неизбежны в ходе технического процесса;
- научить учащихся быстро понимать и решать новые задачи, подготовить их к творческой деятельности;
- научить обучающихся на основе имеющихся знаний легко усваивать новые.
На специальной стадии мастеру производственного обучения предстоит:
- научить учащихся работать на современном оборудовании, ознакомить их с наиболее передовыми технологическими процессами и методами организации труда;
- помочь учащимся овладеть необходимыми знаниями и умениями, научить их выполнять различные операции по осваиваемой профессии и квалификации, используя рациональные приемы. Эти умения должны превратиться в навыки при условии соблюдения требований современной технологии и организации производства;
- научить учащихся выполнять нормы работы с творческой инициативой;
- научить учащихся правильно использовать технологическую документацию, рабочие чертежи и т.п., принятые на данном предприятии;
- использовать работу учащихся в коллективе предприятия как важное средство воспитания;
- научить учащихся соблюдать требования безопасности и охраны труда, производственной санитарии и противопожарной безопасности;
- привить обучающимся бережное отношение к материалам, инструментам, оборудованию, инвентарю, ко всей общественной собственности;
- дать учащимся представление о культуре труда, научить его организовывать и содержать рабочее место.
Словарь основных понятий
Рабочая учебно-программная документация – учебный план для обучения по определенной профессии, разработанный для конкретного учреждения начального профессионального образования, и соответствующие ему учебные программы.
Ситуационная производственная задача – метод обучения, используемый для подготовки к профессиональной деятельности: на основе анализа описанной производственной ситуации учащиеся выбирают способы решения и выполняют действия (расчеты), обусловленные вопросом (заданием).
Технологический процесс – совокупность связанных между собой процессов (технологических операций) для превращения заготовки в готовую деталь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: