Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модульное обучение в профессиональной школе




Мнемосхема

 

 


Сущность модульного обучения

Модульное обучение, общие положения которого были сформулирова­ны в конце 60-х годов XX века в США, возникло как альтернатива традици­онному обучению, интегрируя в себе многие прогрессивные идеи, накоплен­ные в педагогической теории и практике.

На современном этапе модульное обучение является одним из наиболее целостных и системных подходов к процессу обучения, обеспечивающим высокоэффективную технологию реализации дидактического процесса.

К отличительным особенностям модульного обучения отно­сят:

- обязательную проработку каж­дого компонента дидактической системы и наглядное его пред­ставление в модульной программе и модулях;

- четкую структуризацию содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса информационно-предметной системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющей корректировать процесс обучения;

- вариативность обучения, адаптация учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся[37].

Цель модульного обучения создание наиболее благоприятных условий для развития личности обучаемого путем обеспечения гибко­го содержания обучения, приспособление дидактической системы к индивидуальным возможностям и запросам личности и уровню его базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуаль­ной учебной программе.

Сущность модульного обучения состоит в относительно самостоятельной работе обучаемого по освоению индивидуальной программы, составленной из отдельных модулей (модульных единиц), каждый модуль представляет собой законченное профессиональное действие, освоение которого идет по операциям-шагам. Схематически модульную программу можно представить следующим образом:


 

 

 


Модульной программой реализуется комплексная дидактическая цель, включающая в себя интегрирующие дидактические цели, достижение каждой из которых обеспечивает конкретный модуль. Содержание модуля структу­рируют на учебные элементы (УЭ), которым соответствуют частичные ди­дактические цели, причем каждый учебный элемент должен соотноситься с определенным функциональным элементом профессиональной деятельности.

Принципы и подходы к проектированию модульной программы

Дидактическая система модуля обучения прогнозируется, проектируется и осуществляется на основе общих и специфических научных принципов. При проектировании модульной программы следует учитывать следую­щие общепринятые принципы:

- компоновка содержания учебного процесса вокруг базовых понятий и методов;

- систематичность и логическая последовательность изложения учеб­ного материала;

- целостность и практическая значимость содержания;

- наглядность представления учебного материала.

К специфическим научным принципам проектирования модульной про­граммы относятся следующие: модульности; структуризации, динамичности; гибкости; паритетности; реализации обратной связи; осознанной перспективы.

В соответствии с принципом модульности обучение должно строиться по отдельным модулям как основным средствам усвоения обучающимися учебной информации о предполагаемой профессиональной деятельности. Выделение модулей происходит в соответствии с содержанием деятельности специалистов, а усвоение знаний, умений и навыков строится через систему действий.

Принцип структуризации требует разделения учебного материала мо­дуля на структурные элементы-шаги, перед каждым из которых ставится конкретная дидактическая цель, а содержание обучения представляется в объеме, обеспечивающем ее достижение.

Принцип динамичности обеспечивает вариативность модульных про­грамм, изменение их с учетом динамики востребуемых профессий и профес­сиональной специализации обучаемых.

Принцип гибкости определяет построение модульных программ таким образом, чтобы они легко адаптировались к изменяющимся научно-техни-ческим, социально-экономическим условиям, к индивидуальным зако­нам и уровням подготовки обучаемых.

Принцип паритетности предполагает субъект-субъектные отношения между педагогом и обучаемым.

Принцип реализации обратной связи способствует созданию системы контроля и самоконтроля, коррекции и оценки успешности изучения учебного материала модуля.

Принцип осознанной перспективы подчеркивает, что условием успешности обучения является сформированная профессиональная мотивация учения, осознание его близких и далеких перспектив.

В теории и практике модульного обучения в профессиональной школе выделяются два подхода: предметно-деятельностный и системно-деятель-ностный. На основе этих подходов разрабатываются различные концепции подготовки специалистов, в которых процесс обучения или цели­ком, или в рамках конкретного предмета (предметов) ориентирован на по­следовательное усвоение обучаемым элементов профессиональной деятель­ности с содержанием модульной образовательной программы.

В разрабатываемых концепциях подготовки специалистов модульные образовательные программы имеют различный состав и структурное по­строение, представляются в документах по различным формам, но три ос­новных компонента включаются обязательно: целевая содержательная про­грамма; банк информации; методические руководства для обучаемых.

Рас­смотрим краткие характеристики двух подходов.

В контексте предметно-деятельностного подхода проектирование мо­дульной образовательной программы осуществляется на основе анализа про­фессиональной деятельности специалиста, его умений и навыков. Затем на этой основе определяется перечень дисциплин, их содержание, необходимое для обучения конкретной профессии. На заключительном этапе формируется модульная образовательная программа, включающая блочный учебный план и комплект модульных программ учебных предметов.

В основе модульных программ профессионально-обязательных учебных предметов лежат модули, представляющие собой профессионально значимые действия. Для каждой модульной программы учебного предмета составляет­ся пакет обучающих моделей. Существуют три варианта составления пакетов обучающих модулей:

а) применение разработанных и опубликованных в литературе обучаю­щих модулей, их адаптация к конкретным условиям;

б) трансформация накопленного преподавателем учебного и методиче­ского материала в обучающие модули;

в) создание обучающих модулей на проектной основе.

Одним из вариантов системно-деятельностного подхода к модульным технологиям является концепция профессионального обучения "Модули тру­довых навыков" (МТН-концепция), разработанная Международной органи­зацией труда. Для МТН-концепции характерны:

- ориентация на целостное обучение с отсутствием деления на учеб­ные предметы;

- основные функции педагогики: координирующая, консультационная и контролирующая;

- адаптация к индивидуальным потребностям и возможностям обу­чаемого;

- наличие свободного временного фактора.

Этапы проектирования модульных программ

Модульная программа МТН-обучения составляется на основе анализа деятельности специалиста, изучения ее содержания и структуры и представ­ляет собой совокупность модульных блоков. Процесс проектирования модульных программ профессионального обу­чения конкретной профессии состоит из четырех этапов:

- анализ содержания и структуры профессиональной деятельности;

- анализ содержания и структуры модульных блоков;

- анализ навыков по каждому шагу и определения необходимых учеб­ных элементов (единиц);

- составление МТН-программы обучения.

Ниже рассматривается их содержание[38].

 

№ п/п Этапы проектирования Содержание этапов проектирования МТН- программы
1. Анализ содержания и структуры профессиональной деятельности 1. В результате анализа определяются: - функции специалиста на рабочем месте; - организационная структура при выполнении функций специалиста; - требования, которым должен отвечать желающий обучаться данной профессии; - перечень всех производственных зданий, выполняемых специалистами в рамках данной профессии. 2. Составляется описание работы по следующей схеме: - название профессии с указанием профессиональной области, под которой понимают глобальный вид деятельности; - область работы, под которой понимается уточненный вид деятельности; - описание функций специалиста по данной профессии; - ответственность и подчиненность специалиста; - условия (место) работы; - требования, предъявляемые к потенциальному учащемуся. 3. Составляется перечень и описание модульных блоков: - количество модульных блоков зависит от содержания конкретного вида профессиональной деятельности; - в модульном блоке описывается содержание производственного задания, которое представляет собой логически завершенную часть работы
2. Анализ содержания и структуры модульных блоков 1. Выявляется последовательность операций (шагов), необходимых для выполнения конкретного производственного задания: - операции (шаги), выполнение которых можно наблюдать (например, измерение длины детали); - операции (шаги), которые нельзя наблюдать непосредственно (например, выбор материала, инструмента и т.д.)
3. Анализ навыков по каждому шагу и определение необходимых учебных элементов 1. Определяются учебные элементы, требуемые для формирования навыков, необходимых для выполнения каждой операции (шага): - общая техника безопасности; - виды профессиональной деятельности; - теория; - графическая информация (схемы); - техническая информация, материалы, методы; - инструменты (оборудование), машины
4. Составление МТН-программы бучения 1. В МТН-программу включаются все модульные блоки, выполняемые в рамках конкретной производственной деятельности и соответствующие им учебные элементы. 2. МТН-программа может составляться для получения: - широкопрофильной профессии (в программу включаются все модульные блоки и учебные элементы, относящиеся к данной профессии); - навыков выполнения отдельных производственных заданий (в программу включаются только те модульные блоки и учебные элементы, которые относятся к данной конкретной деятельности)

 

Таким образом, на основе анализа производственной деятельности, модульных блоков и шагов составляется МТН-программа, в которой определяются необходимые практические навыки и теоретические знания, которыми должен владеть специалист для выполнения соответствующей работы.

Достоинством МТН-программы является гибкость и вариативность, которые актуальны в условиях рыночной экономики при количественном и качественном измении рабочих мест, перераспределении рабочей силы, необходимости массового переобучения рабочих.

Словарь основных понятий

Дидактика (от греч. "didaktikos" - поучающий и "didasko" – изучающий) – яв­ляется частью педагогики, разрабатывающей проблемы обучения и образо­вания (цели, содержание, методы, средства, организация, достигаемые ре­зультаты).

Дидактическая система (от греч. "systema" – целое, составленное из частей, соединение) – это выделенное по определенным критериям целостное обра­зование. Дидактические системы характеризуются внутренней целостностью структур, образованных единством целей, организационных принципов, со­держания, форм и методов обучения.

Дидактический процесс – совокупность действий преподавателя и познава­тельной деятельности обучаемых.

Профессиограмма документ, регламентирующий технологию построения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим особенностям, психо-физическим возможностям человека.

Квалификационная характеристика – эталон квалификации специалиста конкретного профиля, в котором указаны личностные характеристики будущего специалиста, компоненты его трудовой деятельности, уровни выполнения им соответствующих трудовых процессов.

Учебная программа – это нормативный документ, определяющий назначение и место учебного предмета в системе подготовки специалистов, цели его изучения, содержание учебного материала, формы организации обучения.


§ 4. Инновационные технологии
в профессиональном образовании

 

Интерактивные технологии обучения

В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Они охватили все стороны дидактического процесса: формы его организации, содержание и технологии обучения, учебно-познавательную деятельность.

К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения, компьютерные технологии.

Технологии интерактивного обучения

В психологической теории обучения интерактивным называется такое обучение, которое основывается на психологии человеческих взаимоотношений. Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности. Сущность их состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации.

В интерактивных технологиях обучения существенно меняется роль обучаемого (вместо роли информатора – роль менеджера) и роль обучаемых (вместо объекта воздействия – субъект взаимодействия), а также информации (информация не цель, а средство для освоения действий и операций).

Все технологии интерактивного обучения делятся на неимитационные и имитационные. В основу классификации положен признак воссоздания (имитации) контекста профессиональной деятельности, ее модельного представления в обучении.

Неимитационные технологии не предполагают построения моделей изучаемого явления или деятельности. В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения, с той или иной мерой, адекватности процессов, происходящих в реальной системе.

 

Показатели Неимитационные технологии Имитационные технологии
Цели Передача информации, создание предпосылок для развития некоторых как общих, так и профессиональных навыков и умений Знакомство с различными видами профессионального контекста, формирование профессионального опыта в условиях квалипрофессиональной деятельности
Особенности организации учебного занятия Проблемное содержание обучения, особая организационная процедура ведения занятия, применение технических средств Игровая процедура в работе с моделью, имитационно-игровые ситуации
Формы и методы Проблемная лекция, семинар-диспут, учебная дискуссия, мозговой штурм, кооперативное обучение (учебное сотрудничество) Неигровые формы: анализ конкретных профессиональных ситуаций. Игровые формы: дидактическая игра, стажировка с выполнением должностной роли, имитационный тренинг, игровое проектирование
Тактика обучения Диалогическое взаимодействие педагога и обучаемых Общение обучаемых между собой и с педагогом в процессе имитации

 

Рассмотрим некоторые формы и методы технологий интерактивного обучения.

Проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции – приобретение знаний учащимися как бы самостоятельно. Среди сформированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, привлекает внимание обучаемых.

Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать свои мысли.

Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть следующими (по В.В. Гузееву):

 

Функции действующих лиц на семинаре-диспуте

 

Действующее лицо Выполняемая работа
Докладчик Излагает в тезисной форме существо защищаемой точки зрения, позиции – основные положение, факты
Содокладчик Подкрепляет аргументами, обосновывает, иллюстрирует позицию докладчика
Оппонент Демонстрирует контрпримеры и контраргументы, излагает иную точку зрения
Эксперт Проводит сравнительный анализ аргументов и контраргументов, определяет области их истинности
«Провокатор» Задает «каверзные» вопросы, приводит неожиданные примеры – инициирует общую дискуссию
Ассистент Осуществляет материально-техническое обеспечение (готовит плакаты, схемы, кодограммы, видеозапись и т.д.)

Учебная дискуссия – один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на поставленную задачу, т.е. предполагаются альтернативные ответы.

С целью вовлечения всех учащихся в дискуссию целесообразно использовать методику кооперативного обучения (учебного сотрудничества). Данная методика основывается на совместной работе учащихся в малых группах, на взаимном обучении. Основная идея учебного сотрудничества проста: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели (например, найти варианты решения проблемы). Технология работы учебной группы при этом способе организации может быть следующей:

- постановка проблемы;

- формирование малых групп (микрогрупп по 5-7 человек), распределение ролей в малых группах, пояснения преподавателя о том, каково ожидаемое участие в дискуссии;

- обсуждение проблемы в микрогруппах;

- представление результатов обсуждения перед всей учебной группой;

- продолжение обсуждения и подведение итогов.

«Мозговой штурм» – цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении учащихся от инерции мышления, в активизации творческого мышления, преодолении привычного хода мысли при решении поставленной проблемы; он позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе.

Основные принципы и правила этого метода – абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик и даже шуток.

Дидактическая игра выступает важным педагогическим средством активизации процесса обучения в профессиональной школе. В процессе дидактической игры обучаемый должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности, в результате чего происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие.

Технология дидактической игры состоит из трех этапов.

 

Этапы дидактической игры

Этапы игры Формы работы Содержание игры
Этап подготовки Разработка игры Разработка сценария; план дидактической игры; общее описание игры; содержание инструктажа; подготовка материального обеспечения
Ввод в игру Постановка проблемы, целей; условия; инструктаж; регламент, правила; распределение ролей; формирование групп; консультация
Этап проведения Групповая работа Работа с источниками; тренинг; мозговой штурм
Межгрупповая дискуссия Выступления групп; защита результатов; правила дискуссии; работа экспертов
Этап анализа и обобщения   Выход из игры; анализ, рефлексия; оценка и самооценка работы; выводы и обобщения; рекомендации

 

Вовлечение в дидактическую игру, игровое освоение профессиональной деятельности на ее модели способствует системному, целостному освоению профессии.

Стажировка с выполнением должностной роли – активный метод обучения, при котором «моделью» выступает сфера профессиональной деятельности, сама действительность, а анимация затрагивает в основном исполнение роли (должности). Главное условие стажировки – выполнение под контролем учебного мастера (преподавателя) определенных действий в реальных производственных условиях.

Имитационный тренинг предполагает отработку определенных профессиональных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами. В этом случае имитируется ситуация, обстановка профессиональной деятельности, а в качестве «модели» выступает само техническое средство (тренажеры, работа с приборами и т.д.).

Игровое проектирование является практическим занятием, в ходе которого разрабатываются инженерные, конструкторские, технологические, социальные и другие виды проектов в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность. Этот метод отличается высокой степенью сочетания индивидуальной и совместной работы обучаемых. Создание общего для группы проекта требует, с одной стороны, знания каждым технологии, процесса проектирования, а с другой – умений вступать в общение и поддерживать межличностные отношения с целью решения профессиональных вопросов.

Технология проектного обучения

Игровое проектирование может перейти в реальное проектирование, если его результатом будет решение конкретной практической проблемы, а сам процесс будет перенесен в условия действующего предприятия или в учебно-производственные мастерские. Таковы, например, работа по заказу предприятий, работа в конструкторских ученических бюро, изготовление товаров и услуг, относящихся к сфере профессиональной деятельности обучаемых.

Технология проектного обучения рассматривается как гибкая модель организации учебного процесса в профессио-нальной школе, ориентированная на творчес-кую самореализацию личности обучаемого путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг. Результатом проектной деятельности являются учебные творческие проекты, выполнение которых осуществляется в три этапа.

Этапы выполнения проекта

Этапы выполнения проекта Содержание этапов выполнения проекта
Исследовательный Поиск проблемы; выбор и обоснование проекта; анализ предстоящей деятельности; выбор конструкции и материалов; разработка конструкторско-технической документации по организации рабочего места
Технологический Выполнение технологических операций, предусмотренных технологическим процессом; соблюдение технологической, трудовой дисциплины, охраны труда, экологической экспертизы и техники безопасности; сборка изделия
Заключительный Контроль и испытание изделия; экономическое обоснование, маркетинговые исследования; подведение итогов; защита проекта

 

Учебный творческий проект состоит из пояснительной записки и самого изделия (услуги).

В пояснительной записке должны быть отражены:

- выбор и обоснование темы проекта, историческая справка по проблеме проекта, генерирование и развитие идей, построение опорных схем размышления;

- описание этапов конструирования объекта;

- выбор материала для объекта, дизайн-анализ;

- технологическая последовательность изготовления изделия, графические материалы;

- подбор инструментов, оборудования и организация рабочего места;

- охрана труда и техника безопасности при выполнении работ;

- экономическое и экологическое обоснование проекта и его реклама;

- использование литературы;

- приложение (эскизы, схемы, технологическая документация).

К проектируемому изделию предъявляются такие требования, как технологичность, экономичность, экологичность, безопасность, эргономичность, эстетичность и др.

Технология проектного обучения способствует созданию педагогических условий для развития креативных способностей и качеств личности учащегося, которые нужны ему для творческой деятельности, независимо от будущей конкретной профессии.

Компьютерные технологии обучения

Компьютерные технологии обучения – это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. К настоящему времени наибольшее распространение получили направления, где компьютер является:

- средством для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;

- средством информационной поддержки учебных процессов, как дополнительный источник информации;

- средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала;

- универсальным тренажером для приобретения навыков практического применения знаний;

- средством для проведения учебных экспериментов и деловых игр по предмету изучения;

- одним из важнейших элементов в будущей профессиональной деятельности обучаемого.

На современном этапе во многих профессиональных учебных заведениях разрабатываются и используются как отдельные программные продукты учебного назначения, так и автоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам. АОС включает в себя комплекс учебно-методических материалов (демонстрационных, теоретических, практических, контролирующих), компьютерные программы, которые управляют процессом обучения.

С появлением операционной системы Windows в сфере профессионального обучения открылись новые возможности. Прежде всего, это доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах. Кроме того, стало осуществимым широкое исполь-зование графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание.

Развитие компьютерных технологий в последнее десятилетие предоставило очень перспективные для образовательных целей технические и программные новинки. В первую очередь, это устройство для работы с компакт-дисками – CD-ROM (от англ. Compack Dusk Read Only Memory – устройство для чтения с компакт-диска и CD-RW (от англ. Compack Disk Read/Write – устройство для чтения и записи на компакт диск), позволяющие сосредоточить большие объемы информации (сотни мегабайт) на небольшом и недорогом носителе.

Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа. Современное профессиональное обучение уже трудно представить без этих технологий, которые позволяют расширить области применения компьютеров в учебном процессе.

Новые возможности в системе профессионального образования открывает гипертекстовая технология. Гипертекст (от англ. hypertext – сверхтескт), или гипертекстовая система – это совокупность разнообразной информации, которая может располагаться не только в разных файлах, но и на разных компьютерах. Основная черта гипертекста – это возможность переходов по так называемым гиперссылкам, которые представлены либо в виде специально сформированного текста, либо определенного графического изображения. Одновременно на экране компьютера может быть несколько гиперссылок, и каждая из них определяет свой маршрут «путешествия».

Современную гипертекстовую обучающую систему отличает удобная среда обучения, в которой легко находить нужную информацию, возвращаться к уже пройденному материалу и т.п.

Автоматизированные обучающие системы, построенные на основе гипертекстовой технологии, обеспечивают лучшую обучаемость не только благодаря наглядности представляемой информации. Использование динамического, т.е. изменяющегося, гипертекста позволяет провести диагностику обучаемого, а затем автоматически выбрать один из возможных уровней изучения одной и той же темы. Гипертекстовые обучающие системы представляют информацию так, что и сам обучаемый, следуя графическим или текстовым ссылкам, может использовать различные схемы работы с материалом.

Применение компьютерных технологий в системе профессионального образования способствует реализации следующих педагогических целей:

- развитию личности обучаемого, подготовки к самостоятельной продуктивной профессиональной деятельности;

- реализации социального заказа, обусловленного потребностями современного общества;

- интенсификация образовательного процесса в профессиональной школе.

Инновационные технологии обучения, отражающие суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста, является своеобразным полигоном, на котором учащиеся могут отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным.

Словарь основных понятий

Автоматизированная обучающая система – взаимосвязанный комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, программного и организационного обеспечения на базе ЭВМ, предназначенный для индивидуализации обучения.

Диалог учебный – устное общение, разговор, обмен информацией педагога и учащихся или учащихся друг с другом.

Дифференциация обучения – форма организации учебной деятельности учащихся, при которой учитываются их склонности, интересы и проявившиеся способности.

Информатизация образования – внедрение в образовательный процесс информационных технологий, соответствующих требованиям мирового сообщества, повышение качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования вычислительной и информационной техники.

Информационная технология обучения – педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные средства) для работы с информацией.

Исследовательский подход в обучении – совокупность методов и приемов, требующих от учащихся самостоятельного поиска истины; воспроизводящих в обучении научные методы познания.

Концепция – определенный способ понимания, трактовка группы явлений, ведущий принцип анализа деятельности.

Проектирование – процесс разработки реальных или условных проектов преобразований в обучении; выступает в качестве одного из активных методов.

Развитие личности в обучении – духовное и физическое становление человека, реализация его природных задатков на основе усвоения всех элементов культуры и социального опыта, включенных в содержание образования.

Сотрудничество в обучении – стремление и умение педагога и учащихся работать совместно, помогая и поддерживая друг друга.

Социальный заказ образованию – требование со стороны общества и государства к содержанию образования и качествам формирующейся в образовательной системе личности.

Творческое мышление (в обучении) – способность обучаемого самостоятельно открывать новые, ранее ему неизвестные знания и способы действий, которые составляют содержание учебного процесса.

Усвоение знаний – познавательная деятельность, направленная на прочное овладение знаниями, умениями и навыками. В результате анализа и синтеза изучаемых явлений, факторов, процессов формируются обобщения, составляющие основу научных понятий.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...