Модульное обучение в профессиональной школе
Мнемосхема
Сущность модульного обучения Модульное обучение, общие положения которого были сформулированы в конце 60-х годов XX века в США, возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе многие прогрессивные идеи, накопленные в педагогической теории и практике. На современном этапе модульное обучение является одним из наиболее целостных и системных подходов к процессу обучения, обеспечивающим высокоэффективную технологию реализации дидактического процесса. К отличительным особенностям модульного обучения относят: - обязательную проработку каждого компонента дидактической системы и наглядное его представление в модульной программе и модулях; - четкую структуризацию содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса информационно-предметной системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющей корректировать процесс обучения; - вариативность обучения, адаптация учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся[37]. Цель модульного обучения – создание наиболее благоприятных условий для развития личности обучаемого путем обеспечения гибкого содержания обучения, приспособление дидактической системы к индивидуальным возможностям и запросам личности и уровню его базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе. Сущность модульного обучения состоит в относительно самостоятельной работе обучаемого по освоению индивидуальной программы, составленной из отдельных модулей (модульных единиц), каждый модуль представляет собой законченное профессиональное действие, освоение которого идет по операциям-шагам. Схематически модульную программу можно представить следующим образом:
Модульной программой реализуется комплексная дидактическая цель, включающая в себя интегрирующие дидактические цели, достижение каждой из которых обеспечивает конкретный модуль. Содержание модуля структурируют на учебные элементы (УЭ), которым соответствуют частичные дидактические цели, причем каждый учебный элемент должен соотноситься с определенным функциональным элементом профессиональной деятельности. Принципы и подходы к проектированию модульной программы Дидактическая система модуля обучения прогнозируется, проектируется и осуществляется на основе общих и специфических научных принципов. При проектировании модульной программы следует учитывать следующие общепринятые принципы: - компоновка содержания учебного процесса вокруг базовых понятий и методов; - систематичность и логическая последовательность изложения учебного материала; - целостность и практическая значимость содержания; - наглядность представления учебного материала. К специфическим научным принципам проектирования модульной программы относятся следующие: модульности; структуризации, динамичности; гибкости; паритетности; реализации обратной связи; осознанной перспективы. В соответствии с принципом модульности обучение должно строиться по отдельным модулям как основным средствам усвоения обучающимися учебной информации о предполагаемой профессиональной деятельности. Выделение модулей происходит в соответствии с содержанием деятельности специалистов, а усвоение знаний, умений и навыков строится через систему действий. Принцип структуризации требует разделения учебного материала модуля на структурные элементы-шаги, перед каждым из которых ставится конкретная дидактическая цель, а содержание обучения представляется в объеме, обеспечивающем ее достижение.
Принцип динамичности обеспечивает вариативность модульных программ, изменение их с учетом динамики востребуемых профессий и профессиональной специализации обучаемых. Принцип гибкости определяет построение модульных программ таким образом, чтобы они легко адаптировались к изменяющимся научно-техни-ческим, социально-экономическим условиям, к индивидуальным законам и уровням подготовки обучаемых. Принцип паритетности предполагает субъект-субъектные отношения между педагогом и обучаемым. Принцип реализации обратной связи способствует созданию системы контроля и самоконтроля, коррекции и оценки успешности изучения учебного материала модуля. Принцип осознанной перспективы подчеркивает, что условием успешности обучения является сформированная профессиональная мотивация учения, осознание его близких и далеких перспектив. В теории и практике модульного обучения в профессиональной школе выделяются два подхода: предметно-деятельностный и системно-деятель-ностный. На основе этих подходов разрабатываются различные концепции подготовки специалистов, в которых процесс обучения или целиком, или в рамках конкретного предмета (предметов) ориентирован на последовательное усвоение обучаемым элементов профессиональной деятельности с содержанием модульной образовательной программы. В разрабатываемых концепциях подготовки специалистов модульные образовательные программы имеют различный состав и структурное построение, представляются в документах по различным формам, но три основных компонента включаются обязательно: целевая содержательная программа; банк информации; методические руководства для обучаемых. Рассмотрим краткие характеристики двух подходов. В контексте предметно-деятельностного подхода проектирование модульной образовательной программы осуществляется на основе анализа профессиональной деятельности специалиста, его умений и навыков. Затем на этой основе определяется перечень дисциплин, их содержание, необходимое для обучения конкретной профессии. На заключительном этапе формируется модульная образовательная программа, включающая блочный учебный план и комплект модульных программ учебных предметов.
В основе модульных программ профессионально-обязательных учебных предметов лежат модули, представляющие собой профессионально значимые действия. Для каждой модульной программы учебного предмета составляется пакет обучающих моделей. Существуют три варианта составления пакетов обучающих модулей: а) применение разработанных и опубликованных в литературе обучающих модулей, их адаптация к конкретным условиям; б) трансформация накопленного преподавателем учебного и методического материала в обучающие модули; в) создание обучающих модулей на проектной основе. Одним из вариантов системно-деятельностного подхода к модульным технологиям является концепция профессионального обучения "Модули трудовых навыков" (МТН-концепция), разработанная Международной организацией труда. Для МТН-концепции характерны: - ориентация на целостное обучение с отсутствием деления на учебные предметы; - основные функции педагогики: координирующая, консультационная и контролирующая; - адаптация к индивидуальным потребностям и возможностям обучаемого; - наличие свободного временного фактора. Этапы проектирования модульных программ Модульная программа МТН-обучения составляется на основе анализа деятельности специалиста, изучения ее содержания и структуры и представляет собой совокупность модульных блоков. Процесс проектирования модульных программ профессионального обучения конкретной профессии состоит из четырех этапов: - анализ содержания и структуры профессиональной деятельности; - анализ содержания и структуры модульных блоков; - анализ навыков по каждому шагу и определения необходимых учебных элементов (единиц); - составление МТН-программы обучения. Ниже рассматривается их содержание[38].
Таким образом, на основе анализа производственной деятельности, модульных блоков и шагов составляется МТН-программа, в которой определяются необходимые практические навыки и теоретические знания, которыми должен владеть специалист для выполнения соответствующей работы.
Достоинством МТН-программы является гибкость и вариативность, которые актуальны в условиях рыночной экономики при количественном и качественном измении рабочих мест, перераспределении рабочей силы, необходимости массового переобучения рабочих. Словарь основных понятий Дидактика (от греч. "didaktikos" - поучающий и "didasko" – изучающий) – является частью педагогики, разрабатывающей проблемы обучения и образования (цели, содержание, методы, средства, организация, достигаемые результаты). Дидактическая система (от греч. "systema" – целое, составленное из частей, соединение) – это выделенное по определенным критериям целостное образование. Дидактические системы характеризуются внутренней целостностью структур, образованных единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения. Дидактический процесс – совокупность действий преподавателя и познавательной деятельности обучаемых. Профессиограмма – документ, регламентирующий технологию построения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим особенностям, психо-физическим возможностям человека. Квалификационная характеристика – эталон квалификации специалиста конкретного профиля, в котором указаны личностные характеристики будущего специалиста, компоненты его трудовой деятельности, уровни выполнения им соответствующих трудовых процессов. Учебная программа – это нормативный документ, определяющий назначение и место учебного предмета в системе подготовки специалистов, цели его изучения, содержание учебного материала, формы организации обучения.
Интерактивные технологии обучения В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Они охватили все стороны дидактического процесса: формы его организации, содержание и технологии обучения, учебно-познавательную деятельность. К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения, компьютерные технологии. Технологии интерактивного обучения В психологической теории обучения интерактивным называется такое обучение, которое основывается на психологии человеческих взаимоотношений. Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности. Сущность их состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации. В интерактивных технологиях обучения существенно меняется роль обучаемого (вместо роли информатора – роль менеджера) и роль обучаемых (вместо объекта воздействия – субъект взаимодействия), а также информации (информация не цель, а средство для освоения действий и операций). Все технологии интерактивного обучения делятся на неимитационные и имитационные. В основу классификации положен признак воссоздания (имитации) контекста профессиональной деятельности, ее модельного представления в обучении. Неимитационные технологии не предполагают построения моделей изучаемого явления или деятельности. В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения, с той или иной мерой, адекватности процессов, происходящих в реальной системе.
Рассмотрим некоторые формы и методы технологий интерактивного обучения. Проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции – приобретение знаний учащимися как бы самостоятельно. Среди сформированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, привлекает внимание обучаемых. Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать свои мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть следующими (по В.В. Гузееву):
Функции действующих лиц на семинаре-диспуте
Учебная дискуссия – один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на поставленную задачу, т.е. предполагаются альтернативные ответы. С целью вовлечения всех учащихся в дискуссию целесообразно использовать методику кооперативного обучения (учебного сотрудничества). Данная методика основывается на совместной работе учащихся в малых группах, на взаимном обучении. Основная идея учебного сотрудничества проста: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели (например, найти варианты решения проблемы). Технология работы учебной группы при этом способе организации может быть следующей: - постановка проблемы; - формирование малых групп (микрогрупп по 5-7 человек), распределение ролей в малых группах, пояснения преподавателя о том, каково ожидаемое участие в дискуссии; - обсуждение проблемы в микрогруппах; - представление результатов обсуждения перед всей учебной группой; - продолжение обсуждения и подведение итогов. «Мозговой штурм» – цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении учащихся от инерции мышления, в активизации творческого мышления, преодолении привычного хода мысли при решении поставленной проблемы; он позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе. Основные принципы и правила этого метода – абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик и даже шуток. Дидактическая игра выступает важным педагогическим средством активизации процесса обучения в профессиональной школе. В процессе дидактической игры обучаемый должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности, в результате чего происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие. Технология дидактической игры состоит из трех этапов.
Этапы дидактической игры
Вовлечение в дидактическую игру, игровое освоение профессиональной деятельности на ее модели способствует системному, целостному освоению профессии. Стажировка с выполнением должностной роли – активный метод обучения, при котором «моделью» выступает сфера профессиональной деятельности, сама действительность, а анимация затрагивает в основном исполнение роли (должности). Главное условие стажировки – выполнение под контролем учебного мастера (преподавателя) определенных действий в реальных производственных условиях. Имитационный тренинг предполагает отработку определенных профессиональных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами. В этом случае имитируется ситуация, обстановка профессиональной деятельности, а в качестве «модели» выступает само техническое средство (тренажеры, работа с приборами и т.д.). Игровое проектирование является практическим занятием, в ходе которого разрабатываются инженерные, конструкторские, технологические, социальные и другие виды проектов в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность. Этот метод отличается высокой степенью сочетания индивидуальной и совместной работы обучаемых. Создание общего для группы проекта требует, с одной стороны, знания каждым технологии, процесса проектирования, а с другой – умений вступать в общение и поддерживать межличностные отношения с целью решения профессиональных вопросов. Технология проектного обучения Игровое проектирование может перейти в реальное проектирование, если его результатом будет решение конкретной практической проблемы, а сам процесс будет перенесен в условия действующего предприятия или в учебно-производственные мастерские. Таковы, например, работа по заказу предприятий, работа в конструкторских ученических бюро, изготовление товаров и услуг, относящихся к сфере профессиональной деятельности обучаемых. Технология проектного обучения рассматривается как гибкая модель организации учебного процесса в профессио-нальной школе, ориентированная на творчес-кую самореализацию личности обучаемого путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг. Результатом проектной деятельности являются учебные творческие проекты, выполнение которых осуществляется в три этапа. Этапы выполнения проекта
Учебный творческий проект состоит из пояснительной записки и самого изделия (услуги). В пояснительной записке должны быть отражены: - выбор и обоснование темы проекта, историческая справка по проблеме проекта, генерирование и развитие идей, построение опорных схем размышления; - описание этапов конструирования объекта; - выбор материала для объекта, дизайн-анализ; - технологическая последовательность изготовления изделия, графические материалы; - подбор инструментов, оборудования и организация рабочего места; - охрана труда и техника безопасности при выполнении работ; - экономическое и экологическое обоснование проекта и его реклама; - использование литературы; - приложение (эскизы, схемы, технологическая документация). К проектируемому изделию предъявляются такие требования, как технологичность, экономичность, экологичность, безопасность, эргономичность, эстетичность и др. Технология проектного обучения способствует созданию педагогических условий для развития креативных способностей и качеств личности учащегося, которые нужны ему для творческой деятельности, независимо от будущей конкретной профессии. Компьютерные технологии обучения Компьютерные технологии обучения – это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. К настоящему времени наибольшее распространение получили направления, где компьютер является: - средством для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний; - средством информационной поддержки учебных процессов, как дополнительный источник информации; - средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала; - универсальным тренажером для приобретения навыков практического применения знаний; - средством для проведения учебных экспериментов и деловых игр по предмету изучения; - одним из важнейших элементов в будущей профессиональной деятельности обучаемого. На современном этапе во многих профессиональных учебных заведениях разрабатываются и используются как отдельные программные продукты учебного назначения, так и автоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам. АОС включает в себя комплекс учебно-методических материалов (демонстрационных, теоретических, практических, контролирующих), компьютерные программы, которые управляют процессом обучения. С появлением операционной системы Windows в сфере профессионального обучения открылись новые возможности. Прежде всего, это доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах. Кроме того, стало осуществимым широкое исполь-зование графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание. Развитие компьютерных технологий в последнее десятилетие предоставило очень перспективные для образовательных целей технические и программные новинки. В первую очередь, это устройство для работы с компакт-дисками – CD-ROM (от англ. Compack Dusk Read Only Memory – устройство для чтения с компакт-диска и CD-RW (от англ. Compack Disk Read/Write – устройство для чтения и записи на компакт диск), позволяющие сосредоточить большие объемы информации (сотни мегабайт) на небольшом и недорогом носителе. Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа. Современное профессиональное обучение уже трудно представить без этих технологий, которые позволяют расширить области применения компьютеров в учебном процессе. Новые возможности в системе профессионального образования открывает гипертекстовая технология. Гипертекст (от англ. hypertext – сверхтескт), или гипертекстовая система – это совокупность разнообразной информации, которая может располагаться не только в разных файлах, но и на разных компьютерах. Основная черта гипертекста – это возможность переходов по так называемым гиперссылкам, которые представлены либо в виде специально сформированного текста, либо определенного графического изображения. Одновременно на экране компьютера может быть несколько гиперссылок, и каждая из них определяет свой маршрут «путешествия». Современную гипертекстовую обучающую систему отличает удобная среда обучения, в которой легко находить нужную информацию, возвращаться к уже пройденному материалу и т.п. Автоматизированные обучающие системы, построенные на основе гипертекстовой технологии, обеспечивают лучшую обучаемость не только благодаря наглядности представляемой информации. Использование динамического, т.е. изменяющегося, гипертекста позволяет провести диагностику обучаемого, а затем автоматически выбрать один из возможных уровней изучения одной и той же темы. Гипертекстовые обучающие системы представляют информацию так, что и сам обучаемый, следуя графическим или текстовым ссылкам, может использовать различные схемы работы с материалом. Применение компьютерных технологий в системе профессионального образования способствует реализации следующих педагогических целей: - развитию личности обучаемого, подготовки к самостоятельной продуктивной профессиональной деятельности; - реализации социального заказа, обусловленного потребностями современного общества; - интенсификация образовательного процесса в профессиональной школе. Инновационные технологии обучения, отражающие суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста, является своеобразным полигоном, на котором учащиеся могут отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным. Словарь основных понятий Автоматизированная обучающая система – взаимосвязанный комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, программного и организационного обеспечения на базе ЭВМ, предназначенный для индивидуализации обучения. Диалог учебный – устное общение, разговор, обмен информацией педагога и учащихся или учащихся друг с другом. Дифференциация обучения – форма организации учебной деятельности учащихся, при которой учитываются их склонности, интересы и проявившиеся способности. Информатизация образования – внедрение в образовательный процесс информационных технологий, соответствующих требованиям мирового сообщества, повышение качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования вычислительной и информационной техники. Информационная технология обучения – педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные средства) для работы с информацией. Исследовательский подход в обучении – совокупность методов и приемов, требующих от учащихся самостоятельного поиска истины; воспроизводящих в обучении научные методы познания. Концепция – определенный способ понимания, трактовка группы явлений, ведущий принцип анализа деятельности. Проектирование – процесс разработки реальных или условных проектов преобразований в обучении; выступает в качестве одного из активных методов. Развитие личности в обучении – духовное и физическое становление человека, реализация его природных задатков на основе усвоения всех элементов культуры и социального опыта, включенных в содержание образования. Сотрудничество в обучении – стремление и умение педагога и учащихся работать совместно, помогая и поддерживая друг друга. Социальный заказ образованию – требование со стороны общества и государства к содержанию образования и качествам формирующейся в образовательной системе личности. Творческое мышление (в обучении) – способность обучаемого самостоятельно открывать новые, ранее ему неизвестные знания и способы действий, которые составляют содержание учебного процесса. Усвоение знаний – познавательная деятельность, направленная на прочное овладение знаниями, умениями и навыками. В результате анализа и синтеза изучаемых явлений, факторов, процессов формируются обобщения, составляющие основу научных понятий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|