Системы и периоды производственного обучения
Системы производственного обучения Система производственного обучения устанавливает последовательность изучения учебного материала, определяет направление, в котором происходит формирование у обучающихся навыков и умений. Рассмотрим известные системы производственного обучения. Предметная система производственного обучения: - возникла в период ремесленного производства, строилась по видам выпускаемой продукции; - учащийся делал те же изделия, что и рабочий-инструктор; - отражала индивидуальную форму производственного обучения; - перечень изделий-предметов, предусмотренных программой обучения; - учебное разделение процесса изготовления изделий или выполнения работы не было планомерным; - упражнения в отработке приемов и операций не проводились; - приобретаемые умения и навыки не были гибкими. Операционная система производственного обучения: - возникла в период мануфактурного производства и явилась следствием развития техники; - вооружение обучаемых теми приемами труда, которые чаще всего применялись при обработке наиболее распространенных изделий; - последовательное усвоение обучающимися отдельных усложняющихся операций; - формирование первоначальных навыков и умений и переход к самостоятельному изготовлению простейших изделий; - подготовка учащихся к выполнению работ по изучаемой профессии, а не к изготовлению отдельных изделий; - учащиеся не видели результатов своего труда в готовом изделии, так как в процессе обучения создавались значительные перерывы между изучением элементов трудового процесса и их применением; - производственный цикл по изготовлению изделий затягивается.
Операционно-поточная система трудового обучения: - работающий выполняет одну операцию и передает обработанную им деталь на следующее рабочее место по постоянному маршруту; - деталь проходит столько рабочих мест, на сколько операций разделен технологический процесс; - учащийся знает не только приемы выполнения операций, но и место каждой из них в технологическом процессе. Операционно-предметная система производственного обучения: - изучение трудовых операций в процессе изготовления изделий возрастающей сложности: при изготовлении первого изделия осваивались легкие операции, при изготовлении последующих – более сложные; - учащиеся видели результаты своего труда при изготовлении предмета. Система производственного обучения «ЦИТ»: - разработана в конце 1920-х годов Центральным институтом труда (ЦИТ); - деление трудового процесса на составные части – трудовые приемы, выполняемые в системе упражнений; - система основана на глубоком изучении содержания работ на каждой профессии и научном анализе построения трудовых процессов; - создавала у учащихся прочные автоматизированные навыки при использовании элементов трудовых процессов; - недооценивалась роль производственного труда в процессе производственного обучения; - отрывались тренировочные упражнения по выполнению дробных приемов работы от реальных условий труда; - обучающиеся привыкали к шаблонному механическому выполнению работы по предписанной, строго регламентированной инструкции. Операционно-комплексная система: - создана в средине 1930-х годов в системе школ ФЗУ; - в основу положено чередующееся освоение учащимися основных приемов выполнения операций и постепенно усложняющихся комплексных работ; - группировка и последовательность операций, а также подбор объектов и расположение их в определенной последовательности взаимосвязаны;
- обучающиеся постепенно овладевали всеми приемами и способами выполнения работ в тех сочетаниях, которые могут встретиться рабочему на производстве; - учащиеся овладевали производственными операциями в концентрической последовательности; - рассчитана на обучение рабочих по преимуществу ручным и машинно-ручным профессиям непосредственно в учебных условиях. Инвариантно-модульная система: - разработана в 1960-х годах академиком С.Я. Батышевым; - учебно-воспитательный процесс делится на две стадии: основную (стабильную) и специальную (динамичную); - система дает возможность преобразовать содержание профессионально-технического образования как в профтехучилищах, так и на производстве – на федеральном уровне, с одной стороны, и региональном уровне, учитывая требования конкретного производства – с другой. Процессуальная система производственного обучения: - овладение профессией широкого профиля на основе классификации учебного материала по процессуальному признаку, а также освоение способов управления и обслуживания типичных групп технологических процессов; - система состоит из следующих компонентов: содержание производственного обучения; структура производственного обучения; методика специализации; - применяется в производственных условиях и не охватывает всего процесса производственного обучения. Проблемно-аналитическая система производственного обучения: - весь учебный материал делится на отдельные учебные проблемы, имеющие самостоятельное значение; - изучаемые проблемы являются частями реально существующих технологических процессов; - овладение навыками и умениями выполнения производственных работ осуществляется по каждой проблеме в отдельности в определенной последовательности, учитывающей реальный технологический процесс и характер участия в нем рабочего соответствующей специальности; - каждая проблема состоит из нескольких структурных частей-ситуаций; - обучающиеся изучают и анализируют конкретные ситуации и принимают решения по ним; - система состоит из трех последовательных периодов производственного обучения: изучение отдельных ситуаций и упражнения в их выполнении; изучение всего технологического процесса и самостоятельное выполнение задания по его ведению, регулированию и контролю;
- по каждой теме учебной программы, разделенной на проблемы, разрабатывается методически целесообразная система упражнений, распложенных в порядке возрастающей сложности. Проектно-технологическая система производственного обучения (автор В.Д. Симоненко): - возникла в период формирования информационно-технологической культуры и перехода общества к пятому технологическому укладу; - отражает динамичные модели образования: гибкие модули, Internet-технологии, личностно-ориентированное проектное обучение, творческий характер деятельности, изделие создается от идеи до ее воплощения; - учебный материал осваивается в процессе выполнения социальных или материальных проектов; - по каждой дисциплине предлагается система творческих последовательно усложняемых проектов, в том числе и по отдельным темам; - основу учебного процесса составляют научно-обоснованные технологии, направленные на преобразование субъектов обучения; - формирование профессиональных умений осуществляется в процессе выполнения учебных творческих проектов. Система включает примерный перечень демонстрационных, учебных и реальных творческих проектов, а также состав технологий, подлежащих освоению. Периоды производственного обучения В процессе производственного обучения выделяют следующие периоды: - вводный; - подготовительный; - период овладения трудовыми умениями и навыками; - контрольно-измерительный. Имея условный характер, эти периоды производственного обучения взаимосвязаны. Для каждого из них характерно определенное содержание, которое представлено в таблице. Словарь основных понятий Тренировочные упражнения – вид упражнений, проводимых в целях первоначальной отработки трудовых приемов и способов выполнения учебно-производственных работ. Трудовые приемы – совокупность законченных трудовых операций, выполняемых без перерыва и имеющих частное целевое назначение для осуществления операции.
Уровни освоения навыков и умений – показатели качества освоения учащимися профессиональной практической деятельности в процессе производственного обучения. Уровни трудового процесса – это сложность выполнения трудовых процессов, которые можно систематизировать.
Периоды производственного обучения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|