Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Системы и периоды производственного обучения





Мнемосхема

 

Системы производственного обучения

Система производственного обучения устанавливает последовательность изучения учебного материала, определяет направление, в котором происходит формирование у обучающихся навыков и умений. Рассмотрим известные системы производственного обучения.

Предметная система производственного обучения:

- возникла в период ремесленного производства, строилась по видам выпускаемой продукции;

- учащийся делал те же изделия, что и рабочий-инструктор;

- отражала индивидуальную форму производственного обучения;

- перечень изделий-предметов, предусмотренных программой обучения;

- учебное разделение процесса изготовления изделий или выполнения работы не было планомерным;

- упражнения в отработке приемов и операций не проводились;

- приобретаемые умения и навыки не были гибкими.

Операционная система производственного обучения:

- возникла в период мануфактурного производства и явилась следствием развития техники;

- вооружение обучаемых теми приемами труда, которые чаще всего применялись при обработке наиболее распространенных изделий;

- последовательное усвоение обучающимися отдельных усложняющихся операций;

- формирование первоначальных навыков и умений и переход к самостоятельному изготовлению простейших изделий;

- подготовка учащихся к выполнению работ по изучаемой профессии, а не к изготовлению отдельных изделий;

- учащиеся не видели результатов своего труда в готовом изделии, так как в процессе обучения создавались значительные перерывы между изучением элементов трудового процесса и их применением;

- производственный цикл по изготовлению изделий затягивается.

Операционно-поточная система трудового обучения:

- работающий выполняет одну операцию и передает обработанную им деталь на следующее рабочее место по постоянному маршруту;

- деталь проходит столько рабочих мест, на сколько операций разделен технологический процесс;

- учащийся знает не только приемы выполнения операций, но и место каждой из них в технологическом процессе.

Операционно-предметная система производственного обучения:

- изучение трудовых операций в процессе изготовления изделий возрастающей сложности: при изготовлении первого изделия осваивались легкие операции, при изготовлении последующих – более сложные;

- учащиеся видели результаты своего труда при изготовлении предмета.

Система производственного обучения «ЦИТ»:

- разработана в конце 1920-х годов Центральным институтом труда (ЦИТ);

- деление трудового процесса на составные части – трудовые приемы, выполняемые в системе упражнений;

- система основана на глубоком изучении содержания работ на каждой профессии и научном анализе построения трудовых процессов;

- создавала у учащихся прочные автоматизированные навыки при использовании элементов трудовых процессов;

- недооценивалась роль производственного труда в процессе производственного обучения;

- отрывались тренировочные упражнения по выполнению дробных приемов работы от реальных условий труда;

- обучающиеся привыкали к шаблонному механическому выполнению работы по предписанной, строго регламентированной инструкции.

Операционно-комплексная система:

- создана в средине 1930-х годов в системе школ ФЗУ;

- в основу положено чередующееся освоение учащимися основных приемов выполнения операций и постепенно усложняющихся комплексных работ;

- группировка и последовательность операций, а также подбор объектов и расположение их в определенной последовательности взаимосвязаны;

- обучающиеся постепенно овладевали всеми приемами и способами выполнения работ в тех сочетаниях, которые могут встретиться рабочему на производстве;

- учащиеся овладевали производственными операциями в концентрической последовательности;

- рассчитана на обучение рабочих по преимуществу ручным и машинно-ручным профессиям непосредственно в учебных условиях.

Инвариантно-модульная система:

- разработана в 1960-х годах академиком С.Я. Батышевым;

- учебно-воспитательный процесс делится на две стадии: основную (стабильную) и специальную (динамичную);

- система дает возможность преобразовать содержание профессионально-технического образования как в профтехучилищах, так и на производстве – на федеральном уровне, с одной стороны, и региональном уровне, учитывая требования конкретного производства – с другой.

Процессуальная система производственного обучения:

- овладение профессией широкого профиля на основе классификации учебного материала по процессуальному признаку, а также освоение способов управления и обслуживания типичных групп технологических процессов;

- система состоит из следующих компонентов: содержание производственного обучения; структура производственного обучения; методика специализации;

- применяется в производственных условиях и не охватывает всего процесса производственного обучения.

Проблемно-аналитическая система производственного обучения:

- весь учебный материал делится на отдельные учебные проблемы, имеющие самостоятельное значение;

- изучаемые проблемы являются частями реально существующих технологических процессов;

- овладение навыками и умениями выполнения производственных работ осуществляется по каждой проблеме в отдельности в определенной последовательности, учитывающей реальный технологический процесс и характер участия в нем рабочего соответствующей специальности;

- каждая проблема состоит из нескольких структурных частей-ситуаций;

- обучающиеся изучают и анализируют конкретные ситуации и принимают решения по ним;

- система состоит из трех последовательных периодов производственного обучения: изучение отдельных ситуаций и упражнения в их выполнении; изучение всего технологического процесса и самостоятельное выполнение задания по его ведению, регулированию и контролю;

- по каждой теме учебной программы, разделенной на проблемы, разрабатывается методически целесообразная система упражнений, распложенных в порядке возрастающей сложности.

Проектно-технологическая система производственного обучения (автор В.Д. Симоненко):

- возникла в период формирования информационно-технологической культуры и перехода общества к пятому технологическому укладу;

- отражает динамичные модели образования: гибкие модули, Internet-технологии, личностно-ориентированное проектное обучение, творческий характер деятельности, изделие создается от идеи до ее воплощения;

- учебный материал осваивается в процессе выполнения социальных или материальных проектов;

- по каждой дисциплине предлагается система творческих последовательно усложняемых проектов, в том числе и по отдельным темам;

- основу учебного процесса составляют научно-обоснованные технологии, направленные на преобразование субъектов обучения;

- формирование профессиональных умений осуществляется в процессе выполнения учебных творческих проектов.

Система включает примерный перечень демонстрационных, учебных и реальных творческих проектов, а также состав технологий, подлежащих освоению.

Периоды производственного обучения

В процессе производственного обучения выделяют следующие периоды:

- вводный;

- подготовительный;

- период овладения трудовыми умениями и навыками;

- контрольно-измерительный.

Имея условный характер, эти периоды производственного обучения взаимосвязаны. Для каждого из них характерно определенное содержание, которое представлено в таблице.

Словарь основных понятий

Тренировочные упражнения – вид упражнений, проводимых в целях первоначальной отработки трудовых приемов и способов выполнения учебно-производственных работ.

Трудовые приемы – совокупность законченных трудовых операций, выполняемых без перерыва и имеющих частное целевое назначение для осуществления операции.

Уровни освоения навыков и умений – показатели качества освоения учащимися профессиональной практической деятельности в процессе производственного обучения.

Уровни трудового процесса – это сложность выполнения трудовых процессов, которые можно систематизировать.

 

 


Периоды производственного обучения

Периоды производственного обучения Вводный Подготовительный Период овладения трудовыми умениями и навыками Контрольно-заключительный
Задачи, решаемые мастером производственного обучения Мастер изучает индивидуальные особенности учащихся, пробуждает у них интерес к выбору рабочей профессии, знакомит с условиями работы по профилю подготовки и с общими требованиями к труду. Он вовлекает учащихся в технические кружки, организует встречи с передовиками производства Организация рабочего места учащихся, соблюдение требований безопасности труда и производственной дисциплины, бережного отношения к инструментам и материалам, соблюдение правил личной гигиены и производственной санитарии, ознакомление с культурой производства и производственной эстетикой Формирует у учащихся навыки и умения, учит выполнять работы с соблюдением ритма и темпа, а также технических требований к выполняемой работе; развивает самостоятельность в выполнении заданий; воспитывает чувство ответственности за порученное дело Закрепление полученных знаний, навыков и умений, их совершенствование на современном оборудовании с применением новых приспособлений и инструментов, а также освоение методов работы передовиков и новаторов производства
Система производственного обучения Вводный период носит ознакомительный характер и никакого отношения к системам производственного обучения не имеет. Продолжительность его около двух недель Знакомство с конкретными видами работ. Учебно-производствен-ный труд учащихся носит производительный характер. Обучаемые овладевают основными элементами планирования труда: выбор заготовок, определение последовательности их обработки, способы закрепления заготовок, подбор режущего и контрольно-измерительно-го инструмента, организация рабочего места и др. Трудовой процесс учащихся складывается из изучения задания, технической документации, подготовки рабочего места, наладки оборудования, проведения обработочных операций с использованием различных приемов контроля за качеством выполняемой работы Совершенствование трудовых навыков и умений. Подбираются такие работы, которые содержат как новые, только что изученные приемы, так и изученные ранее. У учащихся вырабатываются навыки комбинированных приемов и операций. До тех пор, пока обучающиеся полностью не изучат, не освоят и не закрепят все приемы выполнения работ, им не поручат выполнение комплексных работ. В период освоения профессии мастер уделяет большое внимание показу передовых методов работы, требует от учащихся овладения скоростными методами работы Формирование основных трудовых приемов осуществляется посредством заданий на самостоятельное планирование работы, разработку элементов технологического процесса обработки изделия, обоснование оптимальных режимов работы оборудования, составление и объяснение алгоритмов поиска неисправностей и др. В этот период учащиеся уже умеют пользоваться производственной, инструментальной, планирующей и нормативной документацией. Они самостоятельно выполняют задания, принимают участие в техническом творчестве.
Результат Начинают возникать связи внутри ученического коллектива, формируется организационная структура: избраны органы самоуправления, обучающиеся вступают в деловые межличностные отношения, в рамках которых начинают создаваться микрогруппы по увлеченности совместной деятельностью. Обучающиеся адаптируются в новых условиях труда. Учащиеся осмысливают процесс профессиональной подготовки в учебной мастерской или в учебном цехе предприятия, характер взаимоотношений в коллективе, требования, которые предъявляются к ним как к членам этого коллектива Созданы и работают органы самоуправления и общественные организации, на которые мастер опирается в своей работе. Возрастают требования актива к своим товарищам, усиливается стремление к коллективным действиям. Учащиеся уже полностью входят в коллектив и в систему производственных отношений, ориентируются на нормы и традиции коллектива, постоянно учатся соотносить с ними свои действия. Учащиеся осваивают типичные трудовые действия, приемы операций в результате многократного показа и объяснений мастером, а также систематических упражнений. У них вырабатываются первичные навыки выполнения отдельных трудовых приемов Учащиеся должны подойти к выполнению норм выработки и уметь обеспечить необходимое качество работы. У них уже формируются навыки, способствующие повышению точности, скорости и самостоятельности в выполнении работы, развиваются навыки самоконтроля. Продолжительность этого периода в профтехучилище – около двух лет У учащихся сформированы профессиональные умения и навыки. Обучающиеся умеют: планировать работу и применять передовые методы организации труда и рабочего места, управлять разными типами оборудования и применять инструменты и приспособления; пользоваться чертежами и технологической документацией; производить расчет режимов резания и работы оборудования; строго соблюдать требования к качеству продукции, осуществлять контроль и самоконтроль. Учащиеся умеют добиваться повышения производительности труда; бережно относится к оборудованию, инструментам и приспособлениям, экономить время, сырье, материалы и электроэнергию

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...