Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология дистанционного обучения




Мнемосхема

 


Сущность и модели дистанционного обучения

В России с 1995 года начала действовать федеральная программа единой системы дистанционного обучения (СДО), в образовательную систему России в дополнение к очной и заочной формам обучения вошел новый вид образования граждан. Если сущест-вующая система в определенной степе-ни ограничивает доступ к профессио-нальному образованию, то объявленная СДО России не имеет границ, она – для всех и на протяжении всей жизни.

Возможность учиться под руководством опытных педагогов лучших научных и учебных центров страны, мира, получать новую квалификацию или углублять свои профессиональные знания, расширять свой культурный кругозор – все это может дать грамотно организованное дистанционное обучение на основе единого информационно-образовательного пространства.

Существующая в настоящее время в мировой практике сеть открытого заочного и дистанционного обучения базируется на шести известных моделях, использующих различные традиционные средства и средства новых информационных технологий.

Основные модели дистанционного обучения

Модель обучения Сущность модели дистанционного обучения
1. Обучение по типу экстерната Обучение ориентировано на экзаменационные требования профессиональных учебных заведений, предназначенных для обучаемых, которые по каким-то причинам не могут посещать очные учебные заведения
2. Университетское обучение (на базе одного университета) Система обучения учащихся, которые обучаются не очно, а на расстоянии, заочно или дистанционно, на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации. Учащимся предлагаются, помимо печатных пособий, аудио- и видеокассеты, СD-диски, разработанные ведущими преподавателями этих университетов (для системы заочного обучения)
3. Обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений Сотрудничество нескольких образовательных организаций в подготовке программ дистанционного обучения позволяет сделать их более профессионально качественными и менее дорогостоящими
4. Обучение в специализированных образовательных учреждениях Специально созданные для целей дистанционного обучения образовательные учреждения ориентированы на разработку мультимедийных курсов
5. Автономные обучающие системы Обучение в рамках подобранных систем ведется целиком посредством телевидения или радиопрограмм, СD-ROM – дисков, а также дополнительных печатных пособий. Это программы самообразования
6. Неформальное интегрированное обучение на основе мультимедийных программ Это также программы самообразования. Они ориентированы на обучение взрослой аудитории, которая по разным причинам не смогла закончить школьное или профессиональное образование

 

Основными целями всех моделей образования на расстоянии являются:

1. Дать возможность обучаемым совершенствовать, пополнять свои знания в различных областях в рамках действующих образовательных программ.

2. Получить аттестат об образовании, ту или иную квалификационную степень на основе результатов соответствующих экзаменов (экстернат).

3. Дать качественное образование по различным направлениям программ школьного и профессионального образования.

Дистанционное обучение в системе профессиональной школы может быть адресовано различным категориям обучающихся:

- самостоятельно изучающим какой-то курс учебной программы, который в их профессиональной школе не преподается;

- желающим углубить свои знания по какому-то предмету, разделу программы (например, для подготовки в вуз или тем, кто не удовлетворен уровнем преподавания в своем профессиональном учебном заведении);

- желающим ликвидировать проблемы в своих знаниях из-за значительного пропуска занятий по болезни;

- больным детям, инвалидам, не имеющим возможности посещать профессиональное учебное заведение;

- желающим получить дополнительное образование по полному учебному курсу в зарубежном профессиональном заведении или желающим изучать какой-то конкретный курс зарубежной профессиональной программы.

Основные характеристики дистанционного обучения

К концептуальным характеристикам дистанционного обучения относятся следующие положения.

1. Дистанционное обучение использует в качестве технологической основы современные информационные технологии и средства массовой коммуникации, как уже привычные (радио, телевидение, в том числе кабельное, факс), так и новейшие (аудио-, теле- и видеоконференции, средства мультимедиа и гипермедиа, компьютерные телекоммуникации).

2. Высокая интерактивность дистанционного обучения, обеспеченная широким использованием средств новых информационных и коммуникационных технологий: электронной почты, телеконференций, диалогов в режиме реального времени и т.д.

Курсы дистанционного обучения обеспечивают максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебными материалом, представляют возможность группового обучения.

3. Дистанционное обучение создает условия для организации современного процесса обучения со всеми атрибутами, характеризующими данный процесс как учебный:

- возможность при необходимости объяснения, разъяснения учебного материала преподавателем;

- оперативное и систематическое взаимодействие с ведущим преподавателем курса, консультантами-координаторами и обучающимися между собой в течение всего периода обучения;

- групповая работа по типу обучения в сотрудничестве с участниками данного курса, используя все многообразие проблемных, исследовательских, поисковых методов в ходе работы над соответствующими модулями курса, а также применение новейших педагогических технологий: метода проектов, разноуровнего обучения, модульного обучения и пр.;

- оперативный и итоговый контроль успешности обучения со стороны ведущего преподавателя и консультантов-координаторов в виде тестов, рефератов, презентаций, творческих работ.

4. В центре дистанционного процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого: учащиеся должны прежде всего научиться приобретать и применять знания, искать и находить нужные для них средства и источники информации, уметь работать с этой информацией, владеть способами познавательной деятельности, которые обучаемые могли бы применять в дальнейшем при необходимости повышать квалификацию, менять профессиональную ориентацию и т.д.

5. Курсы дистанционного обучения предполагают более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов. Структурирование курса должно быть модульным, чтобы обучаемый имел возможность четко осознать свое продвижение от модуля к модулю.

Структуру курса дистанционного обучения графически можно представить следующим образом.

 

Структура курса дистанционного обучения

 
 

 

 


Учебный курс дистанционного обучения предваряется справкой, в которой даются общие сведения о нем.

В пакет курса включается пакет анкет для знакомства с потенциальным учащимся и пакет тестов для определения исходного уровня их обученности. Формирование групп сотрудничества происходит на основе данных анкетирования (учитываются технологические качества личности), а также результатов тестирования (уровень обученности по данной теме). В курсе предусматриваются ссылки на автономные справочные материалы, разработанные для данного курса, отдельных его модулей или серии курсов.

Каждый модуль курса представляет собой логически завершенный отрезок темы и учебно-познавательной деятельности учащихся, направленной на ее усвоение с заданными целями.

В комплект курса должен быть включен пакет тестов (промежуточных, итоговых) и требований к владению изучаемым материалам на разных уровнях, экзаменационные материалы, если они предусмотрены назначением курса.

Учебник для дистанционного обучения (электронный учебник) должен обладать следующими качествами:

- развитой гипертекстовой структурой в понятийной части курса (определения, теоремы), а также в логической структуре изложения (последовательность, взаимозависимость частей);

- удобной для пользователя системой управления структурой (преподаватель может задать любую форму представления и последовательного изложения материала, что позволяет один и тот же учебный материал использовать для аудитории разной степени подготовленности и для различных видов учебной деятельности);

- использование, если это методически оправдано, звука, анимации, графических вставок, слайд-шоу и т.п. Учащийся также должен иметь возможность распечатать любую «страницу» подобного учебника;

- учебник должен быть доступен обучаемому, по возможности, несколькими способами (например, и по Интернет, и на CD-диске);

- наличие подсистемы контроля знаний, интегрированной в учебник.

Программные продукты и технологии дистанционного обучения

В настоящее время в Интернете имеется огромное множество различных материалов, программ и систем, предназначенных для учебных целей. Классификация программных продуктов для дистанционного обучения осуществляется по четырем параметрам.

Классификация программных продуктов,
предназначенных для дистанционного обучения

Параметры классификации Виды программных продуктов
Функциональное назначение - энциклопедии (большие базы данных, используются в качестве справочного материала); - виртуальные университеты и колледжи (для организации различных форм дистанционного обучения, обычно реализованы в сфере WWW); - тестирующие программы
Среда функционирования - с тестовым режимом в среде несетевых операционных систем (например, DOS); - с графическим режимом в среде ОС без использования сети (например, Windows); - использующие сетевые технологии для работы в сети, но не WWW; - функционирующие в среде WWW
Число категорий пользователей - однопользовательские, без использования сети; - однопользовательские, функционирующие в сети; - многопользовательские, без использования сети; - многопользовательские, функционирующие в сети
Использование гипермедиа и мультимедиа - программные продукты, содержащие только текстовую информацию; - программные продукты, содержащие текстовую информацию и элементы графики; - программные продукты на базе гипертекста; - программные продукты, использующие возможности мультимедиа; - программные продукты, использующие возможности гипермедиа

 

Для взаимодействия учащихся и преподавателя при дистанционном обучении обычно используются следующие технологии Internet (Интернет):

- WWW (от англ. World Wide Web – всемирная паутина) – технология работы в сети с гипертекстами;

- FTP (от англ. File Transfer Protocol – протокол передачи файлов) – технология передачи по сети файлов производственного формата;

- IRC (от англ. Internet Relay Chat – поочередный разговор в сети) – технология ведения переговоров в реальном масштабе времени, дающая возможность разговаривать с другими людьми по сети в режиме прямого диалога;

- E-mail, электронная почта – целая серия услуг: 1) отправка и прием электронных писем, которые доставляются абонентам электронной почты в любую точку земного шара в течение нескольких часов; 2) информационное обслуживание по пересылке абонентам сети обзоров, сводок и иных справочных материалов от различных фирм и организаций;

- телекоммуникации – технология получения и отсылки материалов дискуссий, в которых могут принимать участие люди, разделенные большими расстояниями;

- BBS – электронная доска объявлений (Bulletin board system) – комплекс аппаратных и программных средств, обеспечивающих обмен информацией с использованием компьютерных телекоммуникаций. Пользователи имеют возможность оставлять на ней сообщение и файлы.

В основу дистанционного обучения может быть положена следующая модель передачи знаний.


Модель передачи знаний в системе ДО

 
 

 


Информационный поиск, возникающий между преподавателем и учащимся (или несколькими преподавателями и учебной группой) в процессе дистанционного обучения и осуществляющейся с помощью телекоммуникаций и других средств новых информационных технологий, является двунаправленным – часть информации идет от преподавателя к учащемуся, а другая часть – от учащегося к преподавателю. Именно этот фактор и создает условия для повышения интерактивности при дистанционном обучении с учетом программных средств новых информационных технологий. Если в процессе обучения образуется группа учащихся, взаимодействующих с преподавателем, то информационный поток образует еще несколько направлений: от преподавателя ко всей группе, от всей группы к преподавателю, от учащегося к группе, от группы к учащемуся и т.д.

Дистанционное обучение получает в системе профессионального образования все более широкое распространение, поскольку способствует удовлетворению образовательных потребностей общества.

Словарь основных понятий

Информационная технология обучения – педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Модель виртуальных миров в обучении – компьютерная технология, обладающая эффектом присутствия, основана на трехмерных объектах, являющихся усовершенствованной электронной моделью учебной аудитории.

Телекоммуникационная сеть – сеть обмена и обработки информации, образованная совокупностью взаимосвязанных компьютеров и средств связи и предназначенная для компьютерного использования технических и информационных ресурсов.

Электронная библиотека – средство информационной поддержки дистанционного образования, содержит фотографии, звукозапись, музыкальное сопровождение и видеофрагменты.


Выбор технологии обучения

Мнемосхема

 
 

 

 


Алгоритм выбора технологии обучения

Выбор технологии обучения является одним из важнейших и наиболее трудных элементов педагогической деятельности. При этом следует исходить из того, что каждая из технологий обучения ориентирована на решение определенного круга дидактических задач, но не исключает косвенного решения и других задач, которые могут быть решены с помощью иных технологий обучения. Поэтому необходимо обоснованно и творчески оценивать возможности каждой технологии обучения, знать ее сильные и слабые стороны и выбирать на этой основе их оптимальное сочетание применительно к каждой теме учебного предмета и к каждому конкретному занятию. В процессе обучения важно выбрать генеральные технологии, которые носят конкретный характер, и частные технологии, с помощью которых обучение осуществляется как целостный процесс. Первые определяют выбор вторых. Иерархия технологий выстраивается на длительное время, а реализуется в повседневной педагогической работе в виде частных технологий и методических приемов.

Необходимо также иметь в виду, что сама процедура выбора и механизм ее осуществления очень индивидуальны и вариативны. Одни педагоги при выборе технологии обучения прежде всего отправляются от цели, результатов обучения; другие – от содержания изучаемого материала и его возможностей; третьи – от анализа прогнозируемых учебных ситуаций, способов обучения, системы доказательств. При реализации замысла ряд преподавателей преимущественно опирается на опыт, аналогии, непосредственно житейско-эмпирическую интуицию. Иные соединяют опыт с анализом вариантов, используя некоторые педагогические положения (принципы, законы, подходы).

Однако все преподаватели, добивающиеся успеха в работе, при выборе технологии обучения учитывают следующие педагогические факторы:

- ведущие цели обучения и воспитания, а также конкретные задачи изучения темы, раздела;

- содержание учебного занятия, степень сложности изучаемого материала, его образовательные и развивающие возможности;

- уровень развития учащихся, их интеллектуальные возможности;

- уровень базовой подготовки учащихся по предмету, степень интереса к изучаемому материалу;

- возможности и предпочтения преподавателя, уровень его методической компетентности;

- наличие оборудования и дидактических средств;

- лимит времени (продолжительность учебного занятия).

Приведем примерные этапы принятия решения о выборе технологии обучения, примерный алгоритм выбора (по В.И. Загвязинскому)[40]:

Алгоритм выбора технологии обучения

Этапы Содержание педагогической деятельности
Первый этап Осознание или актуализация цели, общих задач изучения курса, раздела, темы
Второй этап Анализ характера и возможностей изучаемого материала. Материал оценивается по разным параметрам: а) по уровню значимости: мировоззренческий, общенаучный, межпредметный, тематический и локальный; б) по характеру: теоретический и практический; в) по сложности: высокий, средний и низкий
Третий этап Анализ учебных возможностей обучаемых: уровень их знаний и умений, характер накопленного опыта, степень подготовленности и степень интереса к изучению соответствующего материала
Четвертый этап Определение конкретных задач занятия: образовательных, в том числе развивающих задач, включающих в себя ориентацию на определенный уровень деятельности, который необходимо сформировать (репродуктивная, алгоритмическая, продуктивная деятельность)
Пятый этап Принятие предварительного решения о предпочитаемой технологии обучения
Шестой этап Корректировка и конкретизация принятого решения с учетом имеющегося времени, средств, оборудования, возможностей и предпочтений преподавателя

Условия выбора технологии обучения

Рассмотрим, как осуществляется выбор технологии обучения, адекватно соответствующей цели изучения раздела, темы:

1) если цели изучения раздела, темы не превосходят уровня усвоения, то вполне уместной, хотя и не лучшей, будет репродуктивная технология обучения. Она включает в себя внимательное слушание преподавателя или мастера производственного обучения, работу учащихся с учебником, наблюдения за изученными объектами, явлениями, выполнение практических действий по инструкции либо по подсказке преподавателя или мастера производственного обучения;

2) если цели изучения раздела, темы ориентированы на усвоение основных алгоритмов деятельности, то технология обучения должна быть репродуктивно-алгоритмической. Она предполагает учебно-познавательную деятельность, включающую в себя конспектирование учебного материала, выступления с докладом (сообщением), решение типовых задач, участие в дидактических играх;

3) если цели изучения раздела, темы направлены на формирование у выпускников профессионального образовательного учреждения опыта поисковой, эвристической деятельности, то технологии обучения должны быть эвристическими, в основе которых доминируют дидактические процессы, ориентированные на использование проблемного обучения, деловых игр, реального проектирования, разбора нетиповых производственных ситуаций;

4) если цели изучения раздела, темы направлены на формирование творческого технологического мышления учащейся молодежи, то технологии обучения должны быть творческими, основными дидактическими процессами которых являются методы развития опыта творческой деятельности: методы с применением затрудненных условий; методы группового решения творческих задач; методы коллективного стимулирования творческих поисков (метод мозгового штурма, метод синектики; метод морфологического анализа и синтеза технологических решений; метод функционально-стоимостного анализа; метод «АРИЗ-ТРНЗ» и др.);

5) если цели изучения раздела, темы направлены на формирование информационной культуры обучаемых, умений осуществлять обработку информации, то должны применяться новые информационные технологии: автоматизированные обучающие системы; интерактивные программы; технологии мультимедиа; гипертекстовые технологии; телекоммуникационные проекты и др.

Основными условиями применения технологий обучения на практике являются: последовательность действий, своевременность включения в учебный процесс и адекватность целям и психолого-педагогическим условиям. Каждая выбранная технология обучения должна осуществляться на основе:

- структурирования учебной информации, информационного обучения с учащимися;

- предметности изучения;

- образовательной, а также психологической готовности учащихся;

- субъективности педагогических учебных действий;

- комплиментарности действий преподавателя и учащихся;

- синхронности учебного процесса;

- применения системы дидактических средств обучения.

Следует при этом иметь в виду, что выбранные и реализуемые технологии обучения должны создавать информационную образовательную среду. Необходимо, чтобы учащиеся принимали ее на положительной мотивационной основе: методы и средства учебной работы воспринимали как свободно выбранный ими способ деятельности, а поиск решения задачи приносил им удовлетворение.

Критерии оценки технологии обучения

При выборе новых технологий обучения необходимо учитывать критерии их эффективности. Предлагаемая О.Б. Хововым система критериев оценки новых технологий обучения позволяет охарактеризовать не только количественные, но и качественные параметры обучения в учреждениях профтехобразования. Отличительной особенностью данной системы является наличие нескольких групп критериев, каждая из которых позволяет достаточно подробно охарактеризовать конкретную технологию обучения, не только на этапе оценки результатов, но и на этапе проектирования и функционирования. О.Б. Ховов выделяет три группы критериев[41]:

1. Критерии оценки технологии на этапе проектирования:

- критерий разделения процесса обучения на связанные между собой процедуры, операции, этапы;

- критерий алгоритмичности;

- критерий технологической последовательности выполнения операций и процедур;

- критерий управления процессом обучения.

2. Критерии оценки технологии обучения на этапе функционирования:

- критерий оценки содержания обучения;

- критерий оценки использования методов обучения;

- критерий оценки используемой системы дидактических средств;

- критерий оценки организации обучения.

3. Критерии эффективности результатов обучения:

- критерии усвоения знаний: глубина знаний, системность знаний, осознанность знаний, объем усвоенных знаний, скорость усвоения учебного материала, прочность и точность усвоения учебного материала;

- критерии сформированности ориентировочной основы деятельности: правильность составления учащимися учебно-инструкционной карты, полнота информации, представленная в заполненных учащимися картах, самостоятельность заполнения учебно-инструкционных карт;

- критерии сформированности профессиональных навыков и умений: направленность выполняемых действий, рациональность организации труда и рабочего места, самостоятельность в работе, соблюдение правил техники безопасности, применимость теоретических знаний при выполнении заданий, применение передовых методов труда новаторов, сложность выпускаемой продукции, рациональность построения технологического процесса, точность работы (отклонения от норматива), время, отводимое на выполнение задания, процент брака в работе (количество ошибок при выполнении задания), выполнение норм выработки, соблюдение норм расхода материала, рациональный выбор оборудования и инструментов.

В целом эффективность новых технологий обучения определяется возможностью использовать всю совокупность приведенных критериев. Однако прежде, чем применять ту или иную технологию, необходимо провести мысленный эксперимент, проследить влияние педагогических действий, определить эффективность технологии, ее полезность, а также интенсивность действия.

Реализация сформированных требований к выбору и применению технологий обучения возможна при высоком уровне профессионализма преподавателей профессионального образовательного учреждения, их интеллектуальной педагогической культуры в самом широком смысле слова.

Итак, сформулируем выводы:

1. Эффективность образовательного процесса в значительной степени определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией современных технологий обучения.

2. Выбор технологии обучения диктуется целым рядом обстоятельств, которые не могут быть одинаковы в разных учебных заведениях и в использовании разными преподавателями, в разных педагогических условиях.

3. Выбор технологии обучения определяется рядом факторов: содержанием учебной дисциплины, средствами обучения, оснащенностью учебного процесса, составом обучающихся и уровнем профессионально-педагогической культуры преподавателя.

Словарь основных понятий

Алгоритмизация – использование в обучении алгоритмов: набора правил и предписаний, позволяющих гарантировано и наиболее рационально решать задачи определенного класса.

Активизация познавательной деятельности – такая организация познавательного процесса, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого обучаемого.

Алгоритмизированное обучение – обучение, при котором усвоение знаний идет путем последовательного выполнения одной за другой логически взаимосвязанных операций.

Дидактический материал – особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени.

Задача дидактическая – конкретная цель деятельности педагога по обучению знаниям, умениям и навыкам, воспитанию и развитию учащихся.

Иерархия – определенная система соподчинения понятий, качеств, реальных объектов.

Компетентность педагогическая – знания и опыт, дающие возможность профессионального, грамотного решения вопросов обучения и воспитания.

Мастерство педагогическое – высокий уровень овладения педагогической деятельностью, обеспечивающий ее положительные результаты.

Тема (учебная) – составная часть учебного курса. Тема занятия обычно определяется в соответствии с учебной программой, планом.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Охарактеризуйте сущность, функции и принципы профессионального обучения.

2. Раскройте сущность понятия технологии обучения.

3. Охарактеризуйте основные теоретические положения модульных технологий обучения.

4. Сформулируйте основные требования, предъявляемые к процессу проектирования модульных технологий обучения.

5. Каковы основные цели, функции и содержание инновационных технологий обучения в профессиональной школе?

6. Объясните сущность теории стадийного обучения.

7. Дайте характеристику достоинствам и недостаткам основных систем производственного обучения.

8. Какие модели дистанционного обучения использовались в мировой практике за последние 20 лет. В чем их специфика?

9. Что характерно для имеющихся на серверах Интернет курсах дистанционного обучения по различным учебным предметам?

10. Сформулируйте основные требования к содержанию курсов дистанционного обучения в общедидактическом плане.

Литература для самостоятельной работы

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С. 126-130.

2. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С. 223-243.

3. Профессиональная педагогика: Учебник. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. – С. 397-403.

4. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – С. 223-230.

5. Симоненко В.Д., Фомин Н.В. Современные педагогические технологии: Учеб. пособие. – Брянск: Издательство БГПУ, 2001. – С. 57-80.

6. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – С. 391-396.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...