Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспитание в широком смысле – это целенаправленный процесс передачи от старшего поколения и усвоения младшим поколением социального опыта (ценностей культуры). 1 страница




1)объект, предмет и функции педагогики. Система педагогических наук и их связь с другими науками. Термин «педагогика» происходит от греческих слов paidos – «ребенок», «дитя» и ago – «веду», что в дословном переводе значит «детовождение». Изначально в Древней Греции педагогом именовался раб, который сопровождал детей состоятельных родителей в школу (учитель же назывался дидаскá л, от греч. didaskein – «учить», «поучать», «наставлять»). Позднее слово «педагог» стало означать учителя, воспитателя. Педагогика (в самом общем смысле) означает науку о воспитании человека. В России термин педагогика ввел просветитель и журналист Николай Иванович Новиков в царстве Екатерины 2. Как и вся наука педагогика имеет свой объект и предмет исследования. В общем виде объект – это тот круг явлений действительности, который изучается данной наукой. Современная педагогика в качестве объекта своих исследований рассматривает образование - целенаправленный процесс передачи старшими поколениями и усвоение младшими поколениями социального опыта, выработанного человечеством. Но объект исследования может быть один и тот же у нескольких наук. Так, различные аспекты образования изучаются не только педагогикой, но и педагогической психологией, философией образования, социологией образования и т. д. Предмет же у каждой конкретной науки свой собственный, он указывает на то, какая именно сторона объекта изучается данной наукой. Предметом педагогики как науки выступают сущностные характеристики образования: его цели, содержание, педагогические закономерности, принципы, методы, средства и формы организации. Педагогика как наука об образовании выполняет три основные функции: - теоретическую (фундаментальную); - технологическую (прикладную); - прогностическую. Теоретическая функция связана с тем, что педагогика стремится вскрыть сущность педагогического процесса, выявить присущие ему противоречия, закономерности, причинно-следственные связи. Технологическая функция педагогики заключается в разработке практических рекомендаций для учителей, воспитателей и родителей, новых учебных программ, учебников, методик и технологий обучения, воспитания и управления образовательными учреждениями. Прогностическая функция педагогики связана состоит в том, что ученые-педагоги стремятся осуществить научное предвидение развития тех или иных педагогических явлений. СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК И ИХ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ. Совремнная педагогика имеет сложную структуру. Педагогика – это уже не просто наука, а целая научная область, система наук (также как физика, химия, биология, история, психология и др. ). В состав педагогики входят следующие отрасли (научные дисциплины): I. Общая педагогика– исследует закономерности воспитания, общие для всех возрастов и категорий обучающихся. Общая педагогика, включает в себя: 1. Методология педагогики – изучает принципы и методы педагогических исследований 2. История образования и педагогики – изучает теорию и систему различных стран и народов с древнейших времен до наших дней.   3. Сравнительная педагогика – изучает системы образования различных стран и регионов мира.   4. Этнопедагогика – исследует бытующие у разных народов взгляды, идеи, принципы, методы, средства народного воспитания, выработанные в донаучный период.  5. Дидактика – педагогическая теория обучения. Термин «дидактика» впервые применил в 1613 г. немецкий педагог Вольфганг Ратке. Дидактика – это научная дисциплина, изучающая цели, содержание, закономерности, принципы, методы, средства и формы организации обучения. 6. Теория воспитания – рассматривает цели, содержание, закономерности, принципы, методы, средства, формы организации воспитания.   7. Школоведение  – изучает вопросы управления школой и образованием. II. Частные педагогики– выделяются в зависимости от возрастных и некоторых других особенностей обучающихся, а также от специфических условий воспитания.   1. Возрастная педагогика. В зависимости от возраста воспитанников выделяют ясельную педагогику, дошкольную пед-ку, пед-ку школы, пед-ку профессионального. 2. Отрасли педагогики, рассматривающие вопросы обучения и воспитания некоторых особых групп воспитанников: а) коррекционная (специальная) педагогика – изучает обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития (устаревшее название этой науки – дефектология, ). Коррекционная педагогика, в свою очередь, включает такие разделы, как олигофренопедагогика, тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопедия; б) пенитенциарная педагогика – исследует вопросы перевоспитания правонарушителей и преступников (детей и взрослых) в условиях исправительного учреждения; в) семейная педагогика – исследует воспитание вы семье; г) социальная педагогика – изучает процессы социального воспитания, то есть формирования личности в социальной среде (СМИ, общественные объединения и неформальные молодежные движения).   8)педагогический процесс как система, его движущие силы, общее закономерности и принципы. В начале 20 века русский педагог Кантиев ввел в науку 2 – термина и предложил использовать как синонимы «педагогический процесс» и «образовательный процесс». «педагогический процесс» и «образовательный процесс» - это целенаправленное взаимодейтствие педагога и учащегося в ходе которого последний под руководством педагога усваивает социально-культурный опыт. Педагогический (образовательный) процесс – всегда 2-х сторонний. Это обучение и воспитание и + еще 2 стороны деятельности педагога и деятельности учащихся. Компоненты образовательного процесса как сложной социальной системы: 1)цели обучения и воспитания. 2)объект педагогического воздействия: а)ученик, б)педагог, в)учебно-воспитательный коллектив. 3)субъект педагогического воздействия: а)ученик, б)педагог, в)учебно-воспитательный коллектив. 4)содержание образования. 5)средства педагогической коммуникации: а)материально технические средства (ТСО), б)разнообразные методы педагога. Педагогическая закономерность – это внутренняя, существенная связь педагогических явлений, обусловливающая их развитие. Педагогические закономерности, как и любые другие, существуют объективно, то есть независимо от сознания людей. К общим закономерностям педагогического процесса относятся: 1. Закономерность обязательного присвоения подрастающими поколениями социального опыта старших поколений. 2. Закономерность социальной обусловленности целей, содержания, методов и форм воспитания уровнем развития производительных сил, характером производственных отношений в данном обществе. Этот закон можно назвать также законом соответствия воспитания объективным условиям жизни. 3. Закономерность взаимодействия (единства деятельности) педагога и воспитанника в педагогическом процессе. Без такого взаимодействия нет и самого педагогического процесса. 4. Закономерность формирования личности в процессе активной деятельности и общения. 5. Закономерность единства содержательной и процессуальной сторон воспитания (средства педагогической деятельности обусловлены содержанием конкретной педагогической ситуации). 6. Закономерность зависимости эффективности процесса воспитания от материальных, гигиенических, морально-психологических и других условий, в которых он протекает. 7. Закономерность гармонического развития ребенка, учета его возрастных особенностей и возможностей в процессе воспитания. Педагогические принципы (от лат. principum – основа) – это руководящие идеи, определяющие содержание, организацию и методы педагогического процесса. Перечислим общие принципы педагогического процесса, характерные как для воспитания, так и для обучения: 1. Принцип гуманистической целеустремленности воспитания. 2. Принцип связи воспитания с жизнью и общественной практикой. 3. Принцип комплексности и взаимосвязи всех факторов, формирующих личность. 4. Принцип единства обучения, воспитания и развития. 5. Принцип воспитания в коллективе и общественно полезном труде. 6. Принцип сочетания педагогического руководства с развитием инициативы и самодеятельности воспитанников. 7. Принцип единства уважения к личности и высокой требовательности педагога. 8. Принцип учета возрастных и индивидуальных возможностей воспитанников.     13)сущность, структура и функции процесса обучения. Обучение– целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащихся в ходе которого учащиеся под руководством педагога усваивает определенное содержание образования «учебнай материал». По мнению многих авторов, обучение представляет управляемое познание. Обучение двух-сторонее: А)преподавание (учитель) Б)учение (ученик). Объеденяется (А и Б) по средствам учения. По мере взросления и развития ребенка, домашнее преподавание – снижается, а а доля учения растет. Рисунок см. тетрадь. Стр. 22.   Движущие силы процесса обучения: 1)объективные потребности общественного развития. 2)руководящая роль учителя. 3)наличие противоречия между новыми познавательными задачами имеющимися и имеющимися у учеников знаниями. 4)рост и укрепление нравственных и волевых качеств. 5)положительное эмоциональное переживание которое вызывает успех. !!! СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ. Структурные компоненты или стадии процесса обучения: 1)ЦЕЛЕВОЙ– (учитель ставит цели учебной деятельности учащихся, а ученики их осознают). 2)СТИМУЛИРУЮЩЕ-МОТИВАЦИОННЫЙ – (учитель сформирует у учащихся потребность в знаниях и мотивах учебной деятельности, а учащиеся развивают и методы учебной деятельности). 3)СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ - (учитель знаком с основными вопросами для изучения и ходом предстоящей работы, а учащиеся осмысливают основные вопросы подлежащие усвоению. 4)ОПЕРАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ – (учитель организует учебно-деятельный компонент по освоению материала, а учащиеся воспринимают, осмысливают, запоминают на практике и повторяют). 5)ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОЛЕВОЙ – (учит предавать учебной деятельности учащихся эмоционально положительный характер, а ученики проявляют эмоционально положительные отношения и эмоционально волевые отношения в учебной деятельности). 6)КОНКРЕТНО-РЕГУЛИРОВАЧНЫЙ (учитель осуществляет влияние и контроль за учебной деятельностью учащихся, а ученики осуществляют самостоятельно и вносят коррективы в свою учебную деятельность. 7)ОЦЕНОЧНО-РЕГУЛИРОВАЧНЫЙ (учитель оценивает результаты учебной деятельности учащихся, а ученики осуществляют самостоятельную оценку). ЭТИ 7-МЬ КОМПОНЕНТОВ ОБРАЗУЮТ ДИДАКТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ. Функции процесса обучения: 1)образовательная функция – закладывается у учащихся в формировании ЗУНов. 2)развивающая функция – закладывается в процессе обучения у учащихся, развивает психические процессы: память, мышление, воля и т. д. 3)воспитательная функция – закладывается в процессе обучения, формирует эмоционально ценностное отношение, личностные качества.   28)причины школьной неуспеваемости и формы педагогической помощи отстающим детям. Меры педагогической помощи отстающим и неуспевающим учащимся: 1. Меры непосредственной помощи: 1) своевременное выявление отстающих и неуспевающих учащихся; 2) проведение поддерживающих занятий; 3) увеличение доли индивидуальной работы отстающих в учебе учащихся под руководством учителя; 4) индивидуальные учебные поручения учащимся; 5) организация деятельности учащихся-консультантов по предметам; 6) правильная организация повторения и проверки учебного материала; 7) непротиворечивость требований к учащимся у разных учителей; 8) недопустимость формализма в оценке и т. д. 2. Меры опосредованной помощи: 1) дифференциация обучения, стимулирование познавательных интересов учащихся, вовлечение их во внеурочную работу (факультативные занятия, кружки); 2) повышение учебной репутации и самооценки отстающих учащихся; 3) гигиена и психогигиена учебного труда (профилактика утомляемости, здоровое питание, разумное чередование труда и отдыха и др. ); 4) соблюдение учителем педагогического таккта; 5) целенаправленная работа по формированию общеучебных умений и навыков учащихся и т. д.     18)классификация методов обучения по источнику знаний. Метод обучения –это способ достижения цели обучения, система последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта, воплощенного в содержании образования. Метод обучения состоит из методических приемов. Методический прием – это структурный элемент метода, его деталь. Это действие учителя, вызывающее ответную реакцию учащихся, соответствующую целям этого действия. Так, например, лекция – это метод обучения, а вот приемы, активизирующие внимание учащихся и облегчающие восприятие учебного материала: сообщение плана лекции; запись учащихся базовых понятий темы; показ учителя; сравнительная характеристика учителем двух и более объектов; риторический вопрос и т. п. Классификация методов обучения по источнику знаний. 1)Словесные методы обученияделятся, в свою очередь, на монологические и диалогические. К монологическим относятся рассказ, объяснение, лекция. К диалогическим принадлежат беседа, дискуссия, работа с источниками (прежде всего, с учебником). Рассказ и объяснение учителя — наиболее распространенные методы организации учебной работы. Рассказ– метод повествовательно-сообщающего изложения изучаемого материала учителем и активизации познавательной деятельности учащихся. Чаще всего рассказ используется при предъявлении учебного материала, который носит описательный характер. Объяснение– это доказательное изложение какого-либо закона, правила, хода решения задачи, устройства прибора, а также анализ соответствующих явлений природы, исторических событий и дат, особенностей художественного произведения. Лекция. Рассказ и объяснение применяются при изучении сравнительно небольшого по объему учебного материала. Лекция предполагает, что учитель в течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя при этом разнообразные приемы активизации познавательной деятельности учащихся. Беседа. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся к рассуждению и анализу в определенной логической последовательности изучаемых фактов и явлений и самостоятельному формулированию соответствующих выводов и обобщений. По назначению в учебном процессе выделяют следующие виды беседы: 1) вводные или вступительные (организующие); 2) сообщения новых знаний; 3) закрепляющие; 4) контрольно-коррекционные. Учебная дискуссия. Главное ее назначение в процессе обучения — стимулировать познавательный интерес, вовлекать учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждать их к осмысливанию существующих подходов, к аргументации чужой и своей позиции. Применение учебной дискуссии предполагает обстоятельную предварительную подготовку учащихся, а также наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме. Работа с учебной книгой. Учащимся в процессе обучения очень трудно запомнить всю получаемою информацию. Им нужно запомнить фундаментальные положения, на которых основываются знания по тому или иному учебному предмету. Более частные положения школьники должны уметь самостоятельно отыскать в учебнике или в другой учебной литературе; этому надо обучать на уроках. 2)К наглядным методам обученияотносятся наблюдение, метод иллюстрации и метод демонстрации. Их главная особенность заключается в том, что основным источником информации при их использовании является не слово, а различного рода объекты, явления, технические и наглядные средства. Эти методы часто сочетаются со словесными методами обучения. Их цель – подкрепление информации, данной учителем, но они могут быть использованы с элементами проблемного обучения, иметь творческий характер. Метод наблюденияпредставляет собой активную форму чувственного познания. Чаще этот метод используется при изучении учебных предметов естественного цикла. Наблюдения могут проводиться учащимися под руководством учителя на уроке, экскурсиях, а также самостоятельно по заданию учителя. Метод иллюстрациипредполагает применение в педагогическом процессе наглядных материалов: картин, плакатов, схем, чертежей, графиков и т. д. На одном уроке рекомендуется использовать не более 4–5 иллюстраций (это же относится и к демонстрациям), так как чересчур большое их количество затрудняет понимание сути, рассеивает внимание обучаемых. Метод демонстрации. Назначение метода – передача информации путем показа конкретных объектов, процессов или их изображений. Демон-стрируются: 1) натуральные объекты (коллекции, гербарии, чучела); 2) их изображения (фотографии, картины, рисунки, муляжи), если показ самих объектов невозможен, а без демонстрации учащимся трудно сформировать представление о них; 3) символы объектов (карты, чертежи, диаграммы, графики, схемы, таблицы); 4) опыты и эксперименты. 3)Практические методы. Их цель – сформировать у школьников практические умения и навыки. К практическим методам относятся: упражнения, лабораторные и практические работы. Метод упражнений.. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся. Метод лабораторных работспособствует более глубокому усвоению теоретических знаний, приобретению умений и навыков, обеспечивает прямое включение учащихся в процессы «добывания» знаний, ранее полученных наукой. Лабораторный метод предусматривает проведение работ творческого характера с получением совершенно новых результатов в науке и практике, что доказано практикой лабораторных работ, проводимых в школе. Метод практических работ. Способствует углублению, закреплению и конкретизации приобретенных знаний, вооружает школьников комплексными, интегрированными навыками и умениями, необходимыми для учебной работы, а также для выполнения различных трудовых заданий в учебных мастерских, ученических бригадах, производственной деятельности.     22)системы организации обучения, их развитие в дидактике. Система организации обучения – это совокупность организационных форм обучения, объединенных по признаку связи учащихся и учителя посредством учебного материала и дополняющих друг друга. Системы организации обучения историчны: они рождаются, развиваются, сменяют одна другую в зависимости от уровня развития общества, производства, науки, педагогической теории и практики. Исторически наиболее ранней была система индивидуального обучения: она сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старшего к младшему. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал опыт посредством говорящих знаков своему потенциальному преемнику, занимаясь с ним индивидуально. Второй по порядку возникновения стала индивидуально-групповая система обучения. Это было связано с развитием научного знания и расширением доступа к образованию бó льшего круга людей. Учитель обучал одновременно группу из 10–15 человек, но с каждым занимался по-прежнему индивидуально. Третьей организационной системой обучения в историко-педагогическом процессе стала лекционно-семинарская система. Она возникла с появлением первых средневековых университетов. Изначально она включала такие формы работы, как лекции, диспуты, экзамены. Позднее к ним были добавились семинары, практические и лабораторные занятия, консультации, коллоквиумы, зачеты. Лекционно-семинарская система в чистом виде используется в практике высшего и последипломного образования (поэтому ее называют еще вузовской). Однако в последние десятилетия элементы лекционно-семинарской системы стали использоваться в общеобразовательной школе, сочетаясь с формами классно-урочной системы. Опыт прямого перенесения лекционно-семинарской системы в школу себя не оправдал. Классно-урочная система. Инициатор классно-урочной системы – Джон Сил, ректор школы в голландском местечке Цволле. В 1374 г. этот педагог в школах объединений Братьев совместной жизни, к которому он сам принадлежал, ввел обучение на родном языке, деление учащихся на классы, порядок их перехода в следующий класс. Однако истинным создателем классно-урочной системы по праву считается чешский педагог XVII столетия Я. А. Коменский, теоретически ее обосновавший, детально разработавший и описавший в книге «Великая дидактика». Он ввел в школах учебный год, разделил учащихся на группы (классы), поделил учебный день на равные отрезки времени по 45 минут и назвал их уроками. Уроки чередовались с переменами. С методической стороны все уроки выстраивались довольно четко, представляли собой относительно законченное целое. Структурными частями урока были: 1) на-чало, в течение которого учитель с помощью вопросов побуждал учащихся восстановить в памяти и устно изложить пройденное ранее, 2) продолжение, когда учитель разъяснял новый материал, и 3) окончание, когда учащиеся закрепляли только что услышанный материал и выполняли упражнения. Интересно, что Я. А. Коменский был противником домашних заданий. По его мнению, школа – учебная мастерская, следовательно, в ней, а не дома, надо обеспечить успех в учении. Дальнейшее развитие классно-урочная система обучения получила в трудах И. Ф. Гербарта, А. Дистервега, К. Д. Ушинского. Классно-урочная система получила распространение во всех странах и в своих основных чертах остается неизменной на протяжении более трехсот лет. Однако уже в конце XIX века она стала подвергаться критике в связи с распространением догматизма и схоластики в преподавании, низким качеством обучения. Белл-ланкастерская система (ее еще называют системой взаимного обучения) возникла в Англии в конце XVIII века в связи с возникшей на данном историческом этапе необходимостью обучать одновременно большие массы людей при нехватке учителей (например, рабочих на больших промышленных предприятиях или туземцев в многочисленных английских колониях). Суть системы в следующем: учитель, находясь с учащимися разных возрастов и уровня подготовленности в одном зале, учил старших и наиболее успевающих. Эти лучшие ученики затем становились помощниками учителя (они еще назывались «мониторами») и учили, в свою очередь, младших – каждый свой десяток. Учитель при этом наблюдал за работой групп, возглавляемых его помощниками-мониторами. Таким образом, удавалось охватывать обучением одновременно шестьсот и более обучающихся. Мангеймская система. Ее автор – немецкий педагог Антон Зиккенгер из г. Мангейм. В начале XX века он предложил формировать классы не по возрасту, а по умственному развитию учащихся. Дальтон-план (лабораторный план). Названа так по имени американского города Дальтон, или Долтон, где в начале XX века учительница Хелен Паркхерст попыталась реализовать на практике популярные в США идеи основателя прагматистского течения в философии и педагогике Джона Дьюи. В соответствии с предложенной ею системой организации обучения (дальтон-планом) традиционные занятия в форме уроков отменялись. Учащиеся получали индивидуальные творчески задания и после консультации учителя работали над ними самостоятельно по индивидуальному плану. Виннетка-план(автор К. Уотбери) также относится к индивидуализированным системам, основанным на самостоятельном овладении знаниями. Основной принцип: отказ от классно-урочной системы, свобода выбора и смена занятий. Для каждого воспитанника выбирается индивидуальный темп обучения, который учитывает уровень его развития, психофизические особенности. Жесткого расписания занятий нет. Ученики выполняют одну работу, затем переходят к другой, например, от математики к языку, потом к чтению и т. д. К выполнению следующего задания учащийся переходит только тогда, когда полностью овладел предыдущим (для контроля применяются тесты Бригадно-лабораторная система. В 1920-е гг. в СССР широко применялась бригадно-лабораторная система обучения, которая практически вытеснила классно-урочную. В отличие от дальтон-плана, здесь предполагалось сочетание фронтальной, бригадной (звеньевой) и индивидуальной работы учащихся. На общих занятиях планировалась работа, обсуждались задания, учащиеся готовились к экскурсиям, учитель объяснял трудные вопросы темы и подводил итоги общей деятельности. Проектная система. Она была позаимствована из американской школы, где ее разработал Уильям Килпатрик (последователь Д. Дьюи). Суть системы сводится к тому, что учащиеся сами выбирают тему разработки проекта. Она должна быть связана с реальной жизнью и в зависимости от специализации (уклона) учебной группы отражать общественно-политическую, хозяйственно-производственную или культурно-бытовую ее стороны. План Трампа. Получил большую известность в 1960-е годы в США. Эта система предполагала сочетание занятий в больших аудиториях (100–150 человек) с занятиями в группах по 10–15 человек и индивидуальную работу учащихся. На общие лекции с применением разнообразных технических средств отводилось 40% времени, на обсуждение лекционного материала, углубленное изучение отдельных разделов и отработку умений и навыков (семинары) – 20%, а остальное время учащиеся работали самостоятельно под руководством педагога или его помощников из числа лучших учащихся. Фактически это была попытка прямого переноса вузовской системы обучения в школу. В настоящее время по плану Трампа работают лишь некоторые частные школы.     29)воспитание как процесс формирования личностных качеств, его направления и звенья. Воспитание– это целенаправленное всестороннее формирование социальных и духовных отношений как важнейших компонентов личности. Все формируемые отношения можно поделить на 4-ре группы: 1 группу составляют отношения личности, определяющие ее мировоззрение и общественную направленность поведения. 2 группу составляют нравственные отношения. Они включают: отношение к родине, отношение к труду; отношение к общественному достоянию, природе и материальным ценностям общества, отношение к выполнению служебных обязанностей, отношение к другим людям и самому. 3группусоставляют эстетические отношения(понимание искусства, художественный вкус, стремление к творчеству в области искусства и т. д. ). 4 группу составляют отношения, связанные с физической культурой личности. Процесс воспитания делится на 4 вида содержания воспитания: 1)нравственное в-ние, 2)эстетическое в-ние, 3)Умственное в-ние, 4)Физическое в-ние. Виды воспитания по инстутиональному признаку имеется ввиду социальный институт воспитания: 1) семейное в-ние, 2)школьное вос-ние, 3)конфенсиональное или религиозное вос-ние, 4) социальное воспитание (СМИ, неформальные движение). Основные функции воспитания: 1. Функция развития: в процессе воспитания происходит изменение направленности личности воспитанника, структуры его потребностей, мотивов поведения, характера, способностей и т. д. 2. Функция социализации: воспитание обеспечивает принятие и освоение личностью определенного набора социальных ролей и отношений. 3. Функция индивидуализации: в процессе воспитание происходит становления образа «Я», духовного мира личности. 4. Психотерапевтическая функция, предметом которой выступает процесс совместного с ребенком определения его собственных актуальных интересов, целей, возможностей. Особенности воспитания как пед. процесса: 1. Многофакторность. На него оказывают влияние природная среда, иерархия общественных ценностей, государство, семья, школа, общественные организации, СМИ, искусство и т. д. 2. Диалектичность (динамичность, подвижность, изменчивость в зависимости от условий конкретной ситуации, возраста воспитанников, личности воспитателя и т. д. ). Противоречия, с одной стороны, являются движущей силой воспитания, а с другой, могут его тормозить (например, противоречие между словом и делом). 3. Длительность. 4. Непрерывность. 5. Комплексность. 6. Вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. 7. Двусторонний характер. Большое значение имеет обратная связь. В процессе воспитания меняется не только воспитанник, но и воспитатель. Структурные компоненты (звенья) процесса воспитания: 1. Овладение знаниями норм и правил поведения (просвещение, то есть ознакомление с общими нормами и требованиями, правилами поведения). 2. Формирование убеждений (знание должно перейти в убеждения – твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством в жизни). 3. Формирование чувств (только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатель достигает правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил). 4. Организация воспитательной деятельности (в том числе деятельности общения). Воспитательный процесс неизмеримо сложнее учебного, а его логика всегда является более тонкой и трудно уловимой по сравнению с обучением.   33)методы стимулирования деятельности и коррекции поведения учащихся. 1. Метод требования. Требование есть способ непосредственного побуждения учащихся к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения. Приемы: а) требование-просьба, направленная в адрес учащегося; б) тактичное указание и распоряжение педагога; в) формулирование правил поведения; г) требование-приказ (применяется, например, в экстренной ситуации, когда воспитанник может нанести вред себе или другим людям); д) требование-намек; е) требование – выражение доверия (школьники, как правило, очень ценят то, что им доверяют); ж) требование – выражение недоверия; з) делегирование полномочий; и) требование-одобрение; к) требование-осуждение; л) требование в игровом оформлении. Условия эффективности требования-доверия: 1) доверие должно быть естественным и непринужденным, а не явно искусственным приемом; подросток должен поверить в искренность воспитателя и правильно воспринять сам факт выраженного ему доверия; 2) учитель должен быть более или менее уверен в том, что дурные черты у школьника не укоренились настолько, чтобы совершенно заглушить здоровые нравственные тенденции; 3) учитель, оказав доверие ученику, не должен занимать позицию пассивного созерцателя результатов своего эксперимента, а терпеливо и тактично помогать школьнику освоиться с новой ролью, постоянно держать такого ученика в центре внимания, вовремя оказывать ему помощь и поддержку. Сердечная ласка должна сочетаться в учителе с мудрой строгостью и родительской требовательностью. Как давать распоряжения детям (советы А. С. Макаренко). Во-первых, распоряжение не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но оно не должно быть похожим на упрашивание. Во-вторых, оно должно быть посильным для ребенка, не требовать от него слишком сильного напряжения. В-третьих, оно должно быть разумным, то есть не противоречить здравому смыслу. В-четвертых, оно не должно противоречить другим распоряжениям (вашим, другого родителя, учителя). В-пятых, если распоряжение отдано, оно должно быть обязательно выполнено. 2. Метод поощрения. Приемы: а) одобрение (предельно лаконичная форма словесного, мимического, пластического характера); б) похвала (развернутая форма одобрения, раскрывающая основание оценки); в) благодарность (персональное либо коллективное признание значимости сделанного учащимся); г) награждение (подарок, символический знак отличия); д) присвоение звания (признание существенных качеств личности учащегося и выражение уверенности в достоинстве личности навсегда.; е) повышение отметки по поведению. Советы А. С. Макаренко. Никогда не нужно объявлять вперед премии или награды. Лучше ограничиться простой похвалой, высказать одобрение. То, что ребенку необходимо, нужно дать ему при всяких условиях, независимо от заслуг. А то, что ребенку вредно, нельзя давать в качестве награды. 3. Метод наказания. Допустимые в школе приемы наказания: а) неодобрение (осуждение); б) замечание; в) выговор; г) снижение отметки по поведению; д) исключение из учебного заведения (в нашей стране эта крайняя мера может применяться только к учащимся X–XI классов); е) метод естественных последствий – демонстрация логически развернутой неизбежности обстоятельств, в которые поставил своим поведением себя воспитанник (автор – Ж. Ж. Руссо).     41)система трудового воспитания в школе. Трудовое воспитание– процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявления в ней инициативы, стремления к достижению более высоких результатов. В результате трудового воспитания у учащихся формируется важнейшее качество личности – трудолюбие. Трудолюбие это сложное (интегративное) нравственное личностное качество, которое характеризуется: – прочной потребностно-мотивационной сферой, потребностью в созидательно-трудовой деятельности, ее здоровыми социальными и личными мотивами; – глубоким пониманием большой преобразующее-воспитательной силы труда, его пользы для общества, его нравственной благотворности; – наличием разнообразных трудовых умений и навыков, их постоянным совершенствованием; – достаточно прочной волей личности, умением проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности; – трудовой и производственной дисциплиной; – уважением к людям труда, заботливым и бережным отношением к общественному достоянию и природным объектам. Другие личностные качества, формирующиеся в труде: бережливость, готовность к длительному напряженному труду, умение рационально органи-зовать свой труд и отдых, профессиональное и жизненное самоопределение. Система трудового воспитания в школе включает следующие направления: 1. Трудовое обучение– специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими приемами различных видов труда, на формирование и совершенствование трудовых умений и навыков. Трудовое обучение предполагает: ручной труд в начальных классах, занятии в учебных мастерских в средних классах, занятия в УПК или в учебном цехе базового предприятия в старших классах. 2. Трудовая деятельность школьников, связанная с учебными занятиями. Начиная с I класса, учащиеся занимаются изготовлением разнообразных учебно-наглядных пособий – таблиц, картин, диаграмм, гербариев, коллекций, простейших моделей, а в средних и старших классах создают различные механизмы, действующие модели, стенды и т. д. При изучении природоведения, ботаники учащиеся работают на пришкольном учебно-опытном участке, в теплицах и саду, занимаются выращиванием цветов, создают живые уголки, подкармливают птиц и диких животных. 3. Внеклассная учебно-профессиональная деятельность учащихся: кружки и факультативы, клубы науки и техники, малые академии и тимирязевки, ученические конструкторские бюро и т. д. Наиболее распространенной формой внеучебных занятий являются кружки. Они могут быть предметными, тематическими и межпредметными, теоретического, экспериментального и прикладного направления. Увлекательными для учащихся являются техническое творчество (в частности, авто-, судо- и авиамоделизм, электро- и радиотехника), сельскохозяйственное опытничество (станции юннатов, опытные участки, овощеводческие плантации, парниковые хозяйства). Хорошо, если к творческой кружковой деятельности с учащимися привлекаются специалисты народного хозяйства, научные работники. 4. Ежегодная летняя трудовая практика учащихся. В V–VII классах она должна не должна превышать 10 дней (по 3 часа в день), в VIII–IX классах – 16 дней (по 4 часа), в X(XI) классах – 20 дней (по 6 часов). 5. Общественно-полезный труд учащихся: а) хозяйственно-бытовой труд по самообслуживанию: уход за своими вещами, уборка
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...