Воспитание в широком смысле – это целенаправленный процесс передачи от старшего поколения и усвоения младшим поколением социального опыта (ценностей культуры). 2 страница
4)методы и организация педагогического исследования. 16)система дидактических принципов. 37)формирование нравственной культуры личности учащихся. 38)воспитание у учащихся гражданственности, патриотизма и культуры межнациональных отношений. 39)правовое воспитание. Причины и профилактика правонарушений среди школьников. 40)воспитание гуманности, сознательной дисциплины и культуры поведения.
1)объект, предмет и функции педагогики. Система педагогических наук и их связь с другими науками.
Термин «педагогика» происходит от греческих слов paidos – «ребенок», «дитя» и ago – «веду», что в дословном переводе значит «детовождение». Изначально в Древней Греции педагогом именовался раб, который сопровождал детей состоятельных родителей в школу (учитель же назывался дидаскá л, от греч. didaskein – «учить», «поучать», «наставлять»). Позднее слово «педагог» стало означать учителя, воспитателя. Педагогика (в самом общем смысле) означает науку о воспитании человека. В России термин педагогика ввел просветитель и журналист Николай Иванович Новиков в царстве Екатерины 2. Как и вся наука педагогика имеет свой объект и предмет исследования. В общем виде объект – это тот круг явлений действительности, который изучается данной наукой. Современная педагогика в качестве объекта своих исследований рассматривает образование - целенаправленный процесс передачи старшими поколениями и усвоение младшими поколениями социального опыта, выработанного человечеством. Но объект исследования может быть один и тот же у нескольких наук. Так, различные аспекты образования изучаются не только педагогикой, но и педагогической психологией, философией образования, социологией образования и т. д. Предмет же у каждой конкретной науки свой собственный, он указывает на то, какая именно сторона объекта изучается данной наукой.
Предметом педагогики как науки выступают сущностные характеристики образования: его цели, содержание, педагогические закономерности, принципы, методы, средства и формы организации. Педагогика как наука об образовании выполняет три основные функции : - теоретическую (фундаментальную); - технологическую (прикладную); - прогностическую. Теоретическая функция связана с тем, что педагогика стремится вскрыть сущность педагогического процесса, выявить присущие ему противоречия, закономерности, причинно-следственные связи. Технологическая функция педагогики заключается в разработке практических рекомендаций для учителей, воспитателей и родителей, новых учебных программ, учебников, методик и технологий обучения, воспитания и управления образовательными учреждениями. Прогностическая функция педагогики связана состоит в том, что ученые-педагоги стремятся осуществить научное предвидение развития тех или иных педагогических явлений. СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК И ИХ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ. Совремнная педагогика имеет сложную структуру. Педагогика – это уже не просто наука, а целая научная область, система наук (также как физика, химия, биология, история, психология и др. ). В состав педагогики входят следующие отрасли (научные дисциплины): I. Общая педагогика – исследует закономерности воспитания, общие для всех возрастов и категорий обучающихся. Общая педагогика, включает в себя: 1. Методология педагогики – изучает принципы и методы педагогических исследований 2. История образования и педагогики – изучает теорию и систему различных стран и народов с древнейших времен до наших дней. 3. Сравнительная педагогика – изучает системы образования различных стран и регионов мира.
4. Этнопедагогика – исследует бытующие у разных народов взгляды, идеи, принципы, методы, средства народного воспитания, выработанные в донаучный период. 5. Дидактика – педагогическая теория обучения. Термин «дидактика» впервые применил в 1613 г. немецкий педагог Вольфганг Ратке. Дидактика – это научная дисциплина, изучающая цели, содержание, закономерности, принципы, методы, средства и формы организации обучения. 6. Теория воспитания – рассматривает цели, содержание, закономерности, принципы, методы, средства, формы организации воспитания. 7. Школоведение – изучает вопросы управления школой и образованием. II. Частные педагогики – выделяются в зависимости от возрастных и некоторых других особенностей обучающихся, а также от специфических условий воспитания. 1. Возрастная педагогика. В зависимости от возраста воспитанников выделяют ясельную педагогику, дошкольную пед-ку, пед-ку школы, пед-ку профессионального. 2. Отрасли педагогики, рассматривающие вопросы обучения и воспитания некоторых особых групп воспитанников: а) коррекционная (специальная) педагогика – изучает обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития (устаревшее название этой науки – дефектология, ). Коррекционная педагогика, в свою очередь, включает такие разделы, как олигофренопедагогика, тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопедия; б) пенитенциарная педагогика – исследует вопросы перевоспитания правонарушителей и преступников (детей и взрослых) в условиях исправительного учреждения; в) семейная педагогика – исследует воспитание вы семье; г) социальная педагогика – изучает процессы социального воспитания, то есть формирования личности в социальной среде (СМИ, общественные объединения и неформальные молодежные движения).
2)катигориальный аппарат педагогики.
Всякая наука оперирует присущим ей набором категорий – наиболее общих понятий, из которых выводятся все остальные понятия данной науки. К основным (фундаментальным) категориям педагогики относятся: воспитание, обучение, образование. ВОСПИТАНИЕ. Воспитание в широком смысле – это целенаправленный процесс передачи от старшего поколения и усвоения младшим поколением социального опыта (ценностей культуры).
Необходимо подчеркнуть, что воспитание всегда включает две стороны – передачу опыта и усвоение опыта. Опыт невозможно передать тому, кто не желает его усвоить или сопротивляется усвоению. Поэтому в деле воспитания всегда важно организовать встречную активность воспитанника. Социальный опыт включает следующие компоненты: 1. Опыт познавательной и предметно-практической деятельности (знания, умения и навыки, приемы и способы творческой деятельности). Воспитание в широком смысле = воспитание в узком смысле + обучение 2. Опыт ценностных отношений (к другим людям, самому себе, обществу, государству, труду, природе, искусству и т. д. ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|