Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коллектив – такое объединение людей, жизнь и деятельность которого основана на общих, социально значимых целях и совместной деятельности, направленной на достижение этих целей.




Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс воздействия на чувства, мысли, поведение воспитанников, который формирует у них способность к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и в жизни и потребность совершенствовать себя и окружающий мир по законам красоты.

Задачи эстетического воспитания школьников:

1) формирование у учащихся художественно-эстетических потребностей, стремления вносить элементы прекрасного во все сферы жизни, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного;

2) формирование художественного восприятия (способности видеть и переживать прекрасное в окружающей жизни и в искусстве), а также художественного вкуса (художественной взыскательности);

3) формирование художественных и искусствоведческих знаний, приобщение школьников к отечественной и мировой художественной культуре;

4) формирование умения выражать свои суждения, взгляды в области искусства, анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность художественных произведений;

5) развитие и реализация творческого потенциала учащихся, их приобщение к изобразительному искусству, музыке, литературе, театру;

6) раскрытие и осмысление гражданской основы искусства и формирование у учащихся на этой основе гражданских, патриотических взглядов и убеждений, других нравственных качеств.

Критерии эстетической воспитанности школьников:

1. Уровень развития природной основы эстетического отношения к искусству и действительности. Например, для восприятия и занятий музыкой такой природной основой выступают музыкальный слух, такт и ритм, музыкальное мышление и способности музыкального творчества (импровизация). Для литературы это способность художественно-смысловой оценки литературных образов, умение творчески воспроизводить жизненные явления с помощью слова, хранить их в памяти, давать им смысловую оценку и самостоятельно создавать их.

2. Степень выраженности привычной потребности и мыслительной способности анализировать явления искусства и жизни с эстетической точки зрения, а также активной жизненной позиции личности в освоении культуры и в творчестве (это высший критерий эффективности эстетического воспитания).

3. Фактический уровень осведомленности учащегося в области искусства и культуры.

Основные пути воспитания эстетической культуры школьника:

1. Непосредственное приобщение школьников к искусству в процессе изучения предметов художественно-эстетического цикла – литературы, музыки, ИЗО, МХК.

2. Введение эстетических элементов в преподавание всех остальных учебных предметов, привлечение примеров из области искусств.

3. Эстетизация среды жизнедеятельности школьников (в том числе общения, отношений, внешнего облика).

4. Эстетическое восприятие природы.

5. Формирование ценностного отношения к народному искусству, историко-культурным традициям своей страны, стремления к их творческому освоению и сохранению.

6. Соблюдение единства эстетического и нравственного воспитания.

7. Пример и художественная подготовка педагога.

Эстетическое воспитание во внеклассной и внешкольной работе: смотры-конкурсы творческих работ учащихся, экскурсии в музеи и на выставки, беседы, лекции, встречи с работниками культуры и искусства за «круглым столом», университеты культуры, клубы друзей искусства, музыкальная фонотека, организованные просмотры лучших кинофильмов, посещение театра, художественная самодеятельность, участие в хоровых, танцевальных, театральных и других коллективах (в том числе народных), в изобразительных и литературных кружках и студиях, клубах юных корреспондентов (юнкоров) и т. п. В некоторых школах преподается факультативный курс «Основы театрального искусства» или «Основы актерского мастерства», проводятся литературно-музыкальные гостиные, фестивали искусств (своеобразный смотр талантов), фестивали цветов.

 

44)физическое воспитание и формирование здорового образа жизни учащихся.  

 

Физическое воспитание – целенаправленный процесс формирования и развития физических, нравственных, умственных, эстетических качеств личности посредством ее включения в активную физкультурно-оздоровительную деятельность и основывающуюся на этой деятельности систему отношений.

Критерии физической воспитанности личности:

1) соответствующие возрастным возможностям учащихся показатели физического развития (двигательные умения и навыки, выносливость, ловкость, способность выдерживать нагрузки в беге, подтягивании и др. );

2) здоровье и закалённость организма, соблюдение правил личной гигиены, систематическая физзарядка, неподверженность вредным привычкам;

3) показатели нравственно-эстетического развития (последовательное проявление нравственной принципиальности и нетерпимости ко злу, способность эстетического наслаждения содержанием и формой прекрасного в физической деятельности человека).

Система физического воспитания в школе включает:

1. Уроки физической культуры.

2. Внеклассные формы занятий физической культурой и спортом. В начальных классах это группы общей физической подготовки, кружков физической культуры, в средних и старших классах — спортивные секции, спортивные соревнования, туристические походы, военно-спортивная игра «Зарница» и др. ).

3. Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (ежемесячные дни здоровья и спорта, спортивные праздники и т. д. ).

4. Физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые осуществляются в режиме учебного дня. К ним относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, короткие паузы-физкультминутки, контроль правильности посадки за партами, различные санитарно-гигиенические мероприятия).

Внешкольная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа с детьми и молодежью проводится в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ), в спортивных обществах и клубах, различных общественных организациях, специализированных спортивных лагерях. Значительный вклад в организацию физического воспитания детей и молодежи вносят СМИ – радио, телевидение, печать. Большая роль в физическом воспитании детей принадлежит физкультурной и спортивной жизни в семье.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) включает в:

1. Полноценное, разнообразное, сбалансированое питание.

2. Рациональный режим труда и отдыха.

Семья и школа обязаны спланировать и наладить правильное чередование различных видов деятельности ребенка. Это значит: а) обеспечить ребенку продолжительный сон со строго установленным временем отхода ко сну и пробуждения. Полноценный сон – достаточный по времени и протекающий в хороших условиях (свежий воздух, тишина). Деятельность ночного сна должна составлять для младших школьников не менее 10 часов, страших – не менее 8, 5 часов; б) регулярный прием пищи; в) время на приготвление уроков; г) достаточный, не менее 2, 5 часов, активный отдых на свежем воздухе.

4. Физическая активность и закаливание.

5. Соблюдение правил личной и общественной гигиены.

6. Благоприятный морально-психологический климат и позитивное настроение.

7. Профилактика вредных привычек и зависимостей (табакокурение, пьянство, наркомания, игромания и т. д. ).

Система воспитания ЗОЖ школьников на государственном уровне включает:

1. Комплекс мер по охране материнства и детства, создание современных детских лечебно-профилактических учреждений, медицинских кабинетов в учреждениях образования, школ санаторного типа, коррекционных центров и пунктов, летних оздоровительных лагерей. 2. Укрепление материальной базы для занятий физкультурой и спортом (создание стадионов, ледовых дворцов, детско-юношеских спортивных школ, туристических центров, рост финансирования спорта и туризма в стране).

3. Создание и расширение сети инновационных общеобразовательных «школ здоровья», в которых создается особым образом организованная среда, благоприятная для укрепления физического, психического и духовного здоровья учащихся и педагогов.

4. Создание учебных программ и пособий для учащихся для изучения основ ЗОЖ, а также методической библиотеки по проблеме ЗОЖ для учителей и воспитателей.

5. Комплекс мер рекламно-пропагандистского характера (социальная реклама по телевидению, пропаганда ЗОЖ средствами искусства, пропаганда и защита прав ребенка).

На уровне школы воспитание ЗОЖ предполагает осуществление следующих мероприятий:

1. Включение здравоведческого блока вопросов в содержание учебных предметов (прежде всего, физической культуры, биологии, химии, основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки).

2. Внеклассная работа по формированию ЗОЖ учащихся (беседы с медицинскими работниками, встречи со спортсменами, прогулки и экскурсии в природу, походы по родному краю, игры на местности и т. д. ).

3. Обеспечение условий для физической активности в режиме дня школьника.

4. Профилактика вредных привычек и зависимостей.

5. Воспитание правильных, нравственных отношений к протиположному полу.

6. Совместная работа школы и родительской общественности, повышение общей и физической культуры семей.

 

 

45)воспитательный коллектив/ его структура и динамика становления.

5. Коллектив (от лат. сollectivus – «собирательный») – высший уровень развития социальной группы.

Коллектив – такое объединение людей, жизнь и деятельность которого основана на общих, социально значимых целях и совместной деятельности, направленной на достижение этих целей.

Только в коллективе возникает единство, гармония личных и общественных целей и интересов, гармония деловых и межличностных отношений. В отличие от корпорации, коллектив живет по принципу: «Мы хорошие – все хорошие». Но человеческое объединение не становится коллективом автоматически: требуется длительная воспитательная работа.

Воспитательный коллектив выступает одновременно как цель и как средство воспитания. Он выполняет следующие функции:

1) стимулирующую – активизирует общественно полезную деятельность учащихся (учебную, трудовую и т. д. ), регулирует их взаимоотношения и поведение;

2) организационную – способствует включению всех учащихся в совместную общественно-полезную деятельность;

3) собственно воспитательную – является носителем определенной системы ценностей, которые в большей или меньшей степени разделяются всеми членами коллектива.

В любом воспитательном коллективе выделяют внешнюю и внутреннюю структуры.

Внешняя структура воспитательного коллектива школы включает:

1) первичные коллективы, объединяющие учащихся одного возраста (классы, группы) и учителей (методические объединения по предметам); 2) временные коллективы, объединяющие учащихся по интересам во внеурочное время (факультативы, кружки, спортивные секции, студии) и педагогов на определенном этапе работы (творческие группы, разрабатывающие какую-либо методическую тему).

Внутреннюю структуру воспитательного коллектива школы образуют:

1) система деловых (формальных) отношений, которые складываются между учащимися и педагогами в процессе совместной деятельности. Это отношения взаимозависимости и соподчиненности (субординации), например: учитель – ученик, ученик – ученик, староста класса – ученик, директор – учитель;

2) система межличностных (неформальных) отношений, которые основываются на личных связях и симпатиях, носят избирательный характер и охватывают сферу узколичной деятельности (приятельские отношения, отношения дружбы, любви, неприязни и даже вражды). В системе неформальных отношений важную роль играют «малые группы» (компании) и их лидеры.

В своем развитии воспитательный коллектив проходит три этапа, выделенных в свое время А. С. Макаренко. Критерием выделения этих этапов является отношение воспитанников к предъявляемым педагогическим требованиям.

Первая стадия – начало оформления коллектива. Коллектив только начинает создаваться, и требования к его членам предъявляет сам педагог. Эти требования должны быть безапелляционными, логически обоснованными и очевидно справедливыми для детей.

На данной стадии педагог также разъясняет цели и задачи совместной деятельности, изучает личность каждого воспитанника. Общим положительным фоном должны быть мечты, задумки, перспективы (по А. С. Макаренко, «организация завтрашней радости»).

Вторая стадия – укрепление коллектива. Выделяется актив (ядро) группы, то есть учащиеся, которые не только поддерживают требования педагога, симпатизируют его программе и его личности, но и предъявляют эти требования другим членам коллектива. Другими словами, актив становится проводником влияния на массу. Кроме актива, имеются также резерв актива и группа новичков.

Третья стадия – организованный воспитательный коллектив. Характеризуется сложившимся самоуправлением, в которое включаются все воспитанники. На этой стадии требования предъявляет весь коллектив посредством развитого общественного мнения. Повышаются требования каждой личности к себе и требования всего коллектива к каждой личности. Складываются положительные традиции, символика, возникают продуктивные связи с другими коллективами.

Л. И. Новикова выдвинула идею определения стадий развития коллектива, исходя из особенностей формирования личности в коллективе. Так, на первой стадии, когда происходит сплочение коллектива, личность выступает в качестве объекта и субъекта воспитания. На второй стадии у всех формируются социальные качества, в первую очередь социальная направленность. На третьей стадии коллектив превращается в инструмент развития творческой индивидуальности каждого отдельного воспитанника.

Воспитательный коллектив не формируется путем разговоров и бесед о коллективизме. Методика создания дружного и работоспособного коллектива требует обеспечения следующих условий:

1. Общая трудная, но привлекательная цель и совместная деятельность, польза которой для общества очевидна для воспитанников и окружающих. Это должна быть общая деятельность для всех: и первоклассников, и выпускников. Этой деятельностью является добротворчество – забота о человеке, духовной ответственности за него.

2. Единство идейной и организационной основ школьного коллектива. Личность испытывает благотворное влияние коллектива, когда в школе есть идейно стойкие, духовно богатые люди, представители старшего поколения, способные учить жить.

3. Единство требований, предъявляемых к коллективу разными педагогами.

4. Ярко выраженная, богатая, насыщенная духовная и эмоциональная жизнь, объединяющая воспитанников и воспитателей в одно идейное, интеллектуальное, творческое содружество.

5. Строгая дисциплина и ответственность каждого члена коллектива за свой труд и поведение. Надо чтобы ребенок понимал «можно», «нельзя», «надо» и был способен видеть себя глазами коллектива.

6. Создание и сохранение традиций, передача их от поколения к поколению, как духовного достояния коллектива.

7. Идейное, интеллектуальное, эстетическое богатство отношений коллектива с другими коллективами (школьными, рабочими, детсадовскими и т. п. ).

Интегральной характеристикой коллектива является уровень его развития (зрелости), который можно диагностировать по таким показателям, как сплоченность, организованность, ответственность, сработанность, способность коллектива к сопереживанию с любым его членом, способность договариваться, принимать групповые решения.

 

46)принципы семейного воспитания. Содержание и формы взаимодействия школы и семьи.

 

 «Семья – это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, близкого родства, усыновления».

 Семья – первичная ячейка многогранных человеческих отношений – хозяйственных, нравственных, духовно-психологических, эстетических

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...