Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Под перевоспитанием понимается искоренение отрицательных качеств, преодоление недостатков, а также наращивание положительных качеств личности.




Педагогическая диагностика – это выяснение всех обстоятельств протекания определенного педагогического процесса, точное определение его предпосылок, условий протекания и полученных результатов.

Успех воспитания во многом зависит от правильного и объективного учета и оценки его результатов. Главных критериев воспитанности учащихся три: 1) дела, действия, поступки, поведение учащихся; 2) мотивы деятельности и поведения; 3) единство слова и дела. Педагогическая диагностика воспитанности учащихся дает нужные результаты при условии, что оно отвечает ряду требований:

1. Изучение учащихся не являются самоцелью, оно должно быть подчинено задаче повышения качества воспитания.

«…знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, а только в процессе совместной с ним работы и самой активной помощи ему. Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания» 1.

2. Изучение следует проводить планомерно и систематически.

3. Изучать школьников необходимо в естественных условиях их жизни и деятельности (в процессе обучения, в общественно полезном труде, в общественной работе, во время досуга).

4. В процессе изучения необходимо сочетать разнообразные диагностические методы и приемы.

5. Важно изучать школьников в коллективе и как отдельных членов коллектива.

6. Следует изучать личность в целом, не ограничиваясь отдельными ее чертами, подходить к воспитанникам с «оптимистической гипотезой».

В общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь критериями воспитанности учащихся выступают: - гражданственность; - товарищество и коллективизм; - уважение к старшим; - доброта (гуманность); - честность и принципиальность; - трудолюбие (добросовестное отношение к труду);

- бережливость; - дисциплинированность; - эстетическое развитие.

Основным критерием воспитанности выступает степень расхождения между моральным сознанием и поведением, между словами, поступками и их мотивами.

Методы и приемы диагностики воспитанности учащихся и коллектива делятся на три группы.

Первая группа – методы и приемы, основывающиеся на высказываниях и суждениях самих учащихся (анкетирование, беседы, сочинения, метод коллизий).

Вторая группа – методы и приемы, основанные на суждениях людей, непосредственно общающихся с учащимися (метод независимых характеристик, метод экспертных оценок).

Третья группа – методы и приемы, основывающиеся на наблюдении за деятельностью и поведением учащихся (наблюдения за учащимися в естественных условиях их жизни, естественный эксперимент, анализ результатов деятельности учащихся).

Важное и необходимое звено системы воспитания – систематический учет и объективная оценка результатов воспитательной работы. В школах распространены следующие способы учета результатов воспитания:

 оценка поведения учащихся по итогам учебных четвертей и года;

 краткие записи о поведении учащихся в их дневники по итогам учебной недели;

 записи о результатах изучения учащихся и итогах воспитательной работы в рабочем дневнике классного руководителя;

 ведение открытого классного дневника («летописи класса»);

 педагогические характеристики учащихся;

 общественные смотры знаний (этических, обществоведческих и др. ).

 

49)Самовоспитание учащихся и его педагогическое стимулирование.

Самовоспитание личности определяется как сознательная, целенаправленная деятельность человека с целью изменения своей личности. Это высший уровень проявления субъектности учащегося, один из главных результатов воспитания.

Схема психологического механизма самоизменения:

6. Предпосылкой самовоспитания выступает самопознание (самоизучение), результатом которого является осознание личностью своего недостатка.

7. Выявленный недостаток переживается как источник отрицательных эмоций и помеха успеху.

8. Формирование определенного отношение к недостатку и возникновение желания от него избавиться.

9. Анализ причин, вызывающих недостаток.

10. Выбор средств, методов и приемов избавления от недостатка.

11. Исполнение намеченного, неоднократное повторение выбранных приемов как средства самовоздействия.

12. Превращение выбранных приемов в компоненты поведения (навыки и привычки).

13. Самоконтроль и самооценка результатов своих усилий по самоизменению.

Методы самовоспитания: самоубеждение, самовнушение (аутотренинг), самопринуждение, самообязательство, самопреодоление, самоподчинение, самонапоминание, самоприказ, самоуговаривание, самоинструктирование, самоутешение, самопоощрение, самонаказание, самоанализ, самоконтроль и др.

Важной частью самовоспитания является самообразование – образование, приобретаемое человеком в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического обучения в образовательном учреждении. Самообразование включает повышение своего образовательного уровня, самостоятельное овладение знаниями, навыками, умениями, а также саморазвитие творческого начала в личности.

Основные приемы педагогического стимулирования самовоспитания учащихся:

а) беседы о самовоспитании. Сама постановка вопроса перед учащимися о самовоспитании и раскрытие его значения в развитии личности может пробудить у них интерес к работе над собой;

б) знакомить с биографиями выдающихся людей, многого достигших в жизни путем самовоспитания и самообразования;

в) формировать у подростков, старшеклассников нравственные и гражданские идеалы, достижение которых станет для них делом чести;

г) развивать критическое мышление, способность к рефлексии;

д) рекомендовать хорошие книги для чтения, кинофильмы и театральные постановки для просмотра;

е) побуждать к добрым делам, авансировать доверием;

ж) поддерживать и поощрять порыв учащегося к борьбе со своими недостатками, к работе над собой, использовать позитивное внушение, ободрение («ты это сможешь»); з) помочь составить программу самовоспитания;

и) самому быть образцом поведения, делиться с учащимися собственным опытом самовоспитания и самообразования.

 

50)педагогически запущенные учащиеся и индивидуальный подход к их воспитанию.

Под перевоспитанием понимается искоренение отрицательных качеств, преодоление недостатков, а также наращивание положительных качеств личности.

Сущность перевоспитания – в интенсификации положительного развития человека, на основе чего устраняется, разрушается все отрицательное. Перевоспитание невозможно без желания самого учащегося измениться в лучшую сторону, без его собственных усилий, без самовоспитания.

Основные компоненты системы работы школы по перевоспитанию трудных учащихся:

1. Выявление педагогически запущенных школьников. 2. Диагностика причин отклонений в поведении и негативных черт личности.

3. Составление плана педагогической коррекции.

4. Изменение содержания и характера общения.

5. Изменение содержания и характера деятельности.

6. Обеспечение непрерывности в работе.

Индивидуальный подход в перевоспитании предполагает учет психофизических особенностей, жизненной ситуации, степени педагогической запущенности школьника и т. д. Так, важно снять «синдром неудачника», формировать положительную Я-концепцию, оказывать индивидуальную помощь родителям трудного ученика. Важно выявить положительные черты учащегося, на которые надо опираться при его перевоспитании.

Для перевоспитания подростков грубых, озлобленных, изощряющихся в помехах общему делу, необходимо: 1) занять их время полезным и интересным делом; 2) помочь подростку задушевной беседой, примером из жизни сформировать свой нравственный идеал, осознать свои недостатки; 3) в случае необходимости применить метод «взрыва»; 4) научить подростка ставить себя на место других людей; 5) убедить в том, что нет неисправимых недостатков; 6) помочь выработать привычку самовоспитания; 7) пробудить интерес к общественной работе и привлечь к активному участию в ней; 8) научить считаться с мнением коллектива; 9) изменить направленность подростка, его отношение к школе, к учителям.

Эффективные средства перевоспитания подростков, проявляющих жестокость: 1) разъяснение норм морали; 2) воспитание чувств; 3) выработка привычки отвечать за свои поступки; 4) развитие любви к природе; 5) помощь в выборе идеала; 6) активное включение в добротворческую деятельность; 7) воздействие на семью.

Для перевоспитания лживых и лицемерных подростков необходимо: 1) установить корни, причины лживости; 2) пресечь мотивы, побуждающие лгать; 3) отнять у подростка плоды его лжи, постоянно и неизменно разоблачать ложь; 4) привлекать учащихся к оценке поведения своих товарищей, проявляющих лживость и лицемерие (осуждение коллектива, его требования); 5) тактично проверять слово, данное подростком, его выполнение; 6) разъяснять недопустимость лжи и вред, который она приносит; 7) способствовать воспитанию у подростка потребности в доверии товарищей; 8) использовать произведения художественной литературы и кино, в которых показана моральная красота правдивости.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...