Под перевоспитанием понимается искоренение отрицательных качеств, преодоление недостатков, а также наращивание положительных качеств личности.
Педагогическая диагностика – это выяснение всех обстоятельств протекания определенного педагогического процесса, точное определение его предпосылок, условий протекания и полученных результатов. Успех воспитания во многом зависит от правильного и объективного учета и оценки его результатов. Главных критериев воспитанности учащихся три: 1) дела, действия, поступки, поведение учащихся; 2) мотивы деятельности и поведения; 3) единство слова и дела. Педагогическая диагностика воспитанности учащихся дает нужные результаты при условии, что оно отвечает ряду требований: 1. Изучение учащихся не являются самоцелью, оно должно быть подчинено задаче повышения качества воспитания. «…знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, а только в процессе совместной с ним работы и самой активной помощи ему. Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания» 1. 2. Изучение следует проводить планомерно и систематически. 3. Изучать школьников необходимо в естественных условиях их жизни и деятельности (в процессе обучения, в общественно полезном труде, в общественной работе, во время досуга). 4. В процессе изучения необходимо сочетать разнообразные диагностические методы и приемы. 5. Важно изучать школьников в коллективе и как отдельных членов коллектива. 6. Следует изучать личность в целом, не ограничиваясь отдельными ее чертами, подходить к воспитанникам с «оптимистической гипотезой». В общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь критериями воспитанности учащихся выступают: - гражданственность; - товарищество и коллективизм; - уважение к старшим; - доброта (гуманность); - честность и принципиальность; - трудолюбие (добросовестное отношение к труду);
- бережливость; - дисциплинированность; - эстетическое развитие. Основным критерием воспитанности выступает степень расхождения между моральным сознанием и поведением, между словами, поступками и их мотивами. Методы и приемы диагностики воспитанности учащихся и коллектива делятся на три группы. Первая группа – методы и приемы, основывающиеся на высказываниях и суждениях самих учащихся (анкетирование, беседы, сочинения, метод коллизий). Вторая группа – методы и приемы, основанные на суждениях людей, непосредственно общающихся с учащимися (метод независимых характеристик, метод экспертных оценок). Третья группа – методы и приемы, основывающиеся на наблюдении за деятельностью и поведением учащихся (наблюдения за учащимися в естественных условиях их жизни, естественный эксперимент, анализ результатов деятельности учащихся). Важное и необходимое звено системы воспитания – систематический учет и объективная оценка результатов воспитательной работы. В школах распространены следующие способы учета результатов воспитания: оценка поведения учащихся по итогам учебных четвертей и года; краткие записи о поведении учащихся в их дневники по итогам учебной недели; записи о результатах изучения учащихся и итогах воспитательной работы в рабочем дневнике классного руководителя; ведение открытого классного дневника («летописи класса»); педагогические характеристики учащихся; общественные смотры знаний (этических, обществоведческих и др. ).
49)Самовоспитание учащихся и его педагогическое стимулирование. Самовоспитание личности определяется как сознательная, целенаправленная деятельность человека с целью изменения своей личности. Это высший уровень проявления субъектности учащегося, один из главных результатов воспитания.
Схема психологического механизма самоизменения: 6. Предпосылкой самовоспитания выступает самопознание (самоизучение), результатом которого является осознание личностью своего недостатка. 7. Выявленный недостаток переживается как источник отрицательных эмоций и помеха успеху. 8. Формирование определенного отношение к недостатку и возникновение желания от него избавиться. 9. Анализ причин, вызывающих недостаток. 10. Выбор средств, методов и приемов избавления от недостатка. 11. Исполнение намеченного, неоднократное повторение выбранных приемов как средства самовоздействия. 12. Превращение выбранных приемов в компоненты поведения (навыки и привычки). 13. Самоконтроль и самооценка результатов своих усилий по самоизменению. Методы самовоспитания: самоубеждение, самовнушение (аутотренинг), самопринуждение, самообязательство, самопреодоление, самоподчинение, самонапоминание, самоприказ, самоуговаривание, самоинструктирование, самоутешение, самопоощрение, самонаказание, самоанализ, самоконтроль и др. Важной частью самовоспитания является самообразование – образование, приобретаемое человеком в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического обучения в образовательном учреждении. Самообразование включает повышение своего образовательного уровня, самостоятельное овладение знаниями, навыками, умениями, а также саморазвитие творческого начала в личности. Основные приемы педагогического стимулирования самовоспитания учащихся: а) беседы о самовоспитании. Сама постановка вопроса перед учащимися о самовоспитании и раскрытие его значения в развитии личности может пробудить у них интерес к работе над собой; б) знакомить с биографиями выдающихся людей, многого достигших в жизни путем самовоспитания и самообразования; в) формировать у подростков, старшеклассников нравственные и гражданские идеалы, достижение которых станет для них делом чести; г) развивать критическое мышление, способность к рефлексии; д) рекомендовать хорошие книги для чтения, кинофильмы и театральные постановки для просмотра;
е) побуждать к добрым делам, авансировать доверием; ж) поддерживать и поощрять порыв учащегося к борьбе со своими недостатками, к работе над собой, использовать позитивное внушение, ободрение («ты это сможешь»); з) помочь составить программу самовоспитания; и) самому быть образцом поведения, делиться с учащимися собственным опытом самовоспитания и самообразования.
50)педагогически запущенные учащиеся и индивидуальный подход к их воспитанию. Под перевоспитанием понимается искоренение отрицательных качеств, преодоление недостатков, а также наращивание положительных качеств личности. Сущность перевоспитания – в интенсификации положительного развития человека, на основе чего устраняется, разрушается все отрицательное. Перевоспитание невозможно без желания самого учащегося измениться в лучшую сторону, без его собственных усилий, без самовоспитания. Основные компоненты системы работы школы по перевоспитанию трудных учащихся: 1. Выявление педагогически запущенных школьников. 2. Диагностика причин отклонений в поведении и негативных черт личности. 3. Составление плана педагогической коррекции. 4. Изменение содержания и характера общения. 5. Изменение содержания и характера деятельности. 6. Обеспечение непрерывности в работе. Индивидуальный подход в перевоспитании предполагает учет психофизических особенностей, жизненной ситуации, степени педагогической запущенности школьника и т. д. Так, важно снять «синдром неудачника», формировать положительную Я-концепцию, оказывать индивидуальную помощь родителям трудного ученика. Важно выявить положительные черты учащегося, на которые надо опираться при его перевоспитании. Для перевоспитания подростков грубых, озлобленных, изощряющихся в помехах общему делу, необходимо: 1) занять их время полезным и интересным делом; 2) помочь подростку задушевной беседой, примером из жизни сформировать свой нравственный идеал, осознать свои недостатки; 3) в случае необходимости применить метод «взрыва»; 4) научить подростка ставить себя на место других людей; 5) убедить в том, что нет неисправимых недостатков; 6) помочь выработать привычку самовоспитания; 7) пробудить интерес к общественной работе и привлечь к активному участию в ней; 8) научить считаться с мнением коллектива; 9) изменить направленность подростка, его отношение к школе, к учителям.
Эффективные средства перевоспитания подростков, проявляющих жестокость: 1) разъяснение норм морали; 2) воспитание чувств; 3) выработка привычки отвечать за свои поступки; 4) развитие любви к природе; 5) помощь в выборе идеала; 6) активное включение в добротворческую деятельность; 7) воздействие на семью. Для перевоспитания лживых и лицемерных подростков необходимо: 1) установить корни, причины лживости; 2) пресечь мотивы, побуждающие лгать; 3) отнять у подростка плоды его лжи, постоянно и неизменно разоблачать ложь; 4) привлекать учащихся к оценке поведения своих товарищей, проявляющих лживость и лицемерие (осуждение коллектива, его требования); 5) тактично проверять слово, данное подростком, его выполнение; 6) разъяснять недопустимость лжи и вред, который она приносит; 7) способствовать воспитанию у подростка потребности в доверии товарищей; 8) использовать произведения художественной литературы и кино, в которых показана моральная красота правдивости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|