Разработка сметы и бюджета проекта
В управлении финансами проекта ключевую роль играют следующие основные понятия: • Смета проекта - документ, содержащий список затрат проекта, полученных на основе объемов работ проекта, требуемых ресурсов и цен, структурированный по статьям. • Бюджет проекта - документ, совмещающий плановые доходы и расходы проекта и их взаимосвязь во времени. Можно увидеть из определений, что отличие бюджета от сметы - наличие в бюджете доходной части и разбивки по времени. Смета содержит предположения о стоимости проекта и необходимых средствах для его реализации и оформляется в виде четкого структурированного документа, отвечающего на вопросы: сколько, когда и на что будут израсходованы денежные средства в ходе выполнения проекта. В смете учитываются все статьи затрат на выполнение работы, а именно: • материалы и комплектующие; • закупаемое оборудование, транспорт; • арендные платежи (площади, оборудование, транспорт); • затраты на лизинг (покупка, взятие в аренду, лизинг); • производственные мощности; • стоимость труда персонала; • затраты на расходные материалы; • затраты на обучение и стажировки; • затраты на проведение мероприятий (конференции, семинары); • командировочные расходы; • затраты на логистику; • представительские расходы. Смета самым тесным образом связана с другими процессами планирования. В частности, невозможно разработать корректную смету, не имея информации о необходимых ресурсах и без календарного плана. В проектных сметах затраты структурируют или по работам, или по статьям затрат. В последнем случае выделяют: • прямые затраты (расходы); • накладные (косвенные) затраты; • общие и административные накладные расходы.
Прямые затраты - расходы, непосредственно связанные с производством продукции, работ проекта. Прямые расходы включают: • затраты на оплату труда; • затраты на материалы и оборудование; • иные расходы, связанные с выполнением работ. Именно на прямые расходы могут непосредственно влиять менеджер проекта и его команда. Влияние команды проекта на другие расходы ограниченно. Накладные расходы (косвенные затраты) - расходы, сопровождающие, сопутствующие основному производству, но не связанные с ним напрямую, не входящие в стоимость труда и материалов. Накладные расходы не могут быть привязаны к какой-то конкретной работе, конкретному результату. Они относятся ко всему проекту в целом. Это затраты на: • содержание и эксплуатацию основных средств; • управление, организацию, обслуживание производства; • командировки; • обучение работников.
Общие и административные накладные расходы (постоянные расходы) - затраты, не связанные с каким-то конкретным проектом. Они относятся к расходам компании, но при этом имеют отношение и к проекту. К общим и административным расходам обычно относятся расходы на содержание аппарата управления, поддерживающих подразделений (бухгалтерия, секретариат, охрана и др.). Все затраты в проекте могут быть подразделены на три вида: 1) обязательства; 2) бюджетные затраты; 3) фактические затраты. Обязательства - это плановые, будущие затраты, которые возникают при заключении договоров, контрактов, заказе каких-либо товаров или услуг. Обычно это происходит заранее согласно плану проекта. Счета, выставляемые поставщиками, подлежат обязательной оплате. Бюджетные затраты представляют собой сметную стоимость работ, распределенную во времени. Это график расходов проекта. Иногда его называют планом затрат. Он содержит информацию о величине и сроках планируемых расходов проекта при производстве работ.
Фактические затраты показывают реальный отток денежной наличности в проекте. Отчет о фактических затратах содержит информацию о реальных расходах проекта. Таким образом, смета - это документ, в котором содержится структурированная информация о том, сколько денег и на что будет истрачено в проекте. Распределение обязанностей при составлении сметы происходит следующим образом: руководитель проекта ответственный за составление общей сметы проекта, специалист, ответственный за определенный раздел проекта является ответственным за соответствующий раздел сметы. Смета проекта утверждается у директора предприятия. Порядок составления сметы выглядит следующим образом: 1. Ответственный за раздел проекта расписывает те ресурсы, которые ему для выполнения это работы в заданный срок необходимы. 2. Это же лицо производит оценку этих ресурсов через звонки поставщикам, анализ прайс-листов, коммерческих предложений, проектов договоров и т.д. 3. Происходит заполнение формы сметы. 4. Свою часть сметы Ответственный за раздел передает Руководителю проекта. 5. Руководитель проекта сводит отдельные сметы в единую форму, проверят, дополняет, корректирует и утверждает у Директора. После утверждения у Директора смета передается в финансовое подразделение. Дальнейшая деятельность менеджера определенного раздела проекта и всего проекта заключается в учете фактических затрат в ходе проекта; выявлении отклонений и своевременном выполнении корректирующих воздействий; архивировании фактической информации о стоимостных параметрах проекта. После оформления и утверждения Сметы проекта формируется Бюджет проекта. Помимо вопросов, сколько и на что будет израсходовано в проекте денег, менеджера проекта решает вопрос, когда они должны быть и могут быть истрачены. Ответ на этот вопрос дает разработка бюджета проекта. Бюджетирование- планирование стоимости. Его результат- бюджет или план затрат, т.е. ответ на вопросы: когда, сколько и на что будут расходоваться денежные средства.
Бюджет - это график будущих расходов и доходов. В случае, когда проект не предусматривает фазы получения прибыли, доходная часть бюджета не разрабатывается.
Если доходная часть предусмотрена, она разрабатывается на основе данных маркетологов о планируемых объемах продаж продукта проекта и о прогнозных ценах. Если же разрабатывается бюджет затрат, то при наличии корректных смет процесс превращения сметы в бюджет становится технической функцией. Смета - документ, который отвечает на вопросы, сколько и за что предстоит заплатить в проекте. Бюджет к этим вопросам добавляет ответ на вопрос, когда это будет. Смета накладывается на ось времени, и все платежи распределяются по времени. Ответственный за составление бюджета проекта - руководитель финансовой службы. Руководитель финансовой службы определяет источники финансирования проекта, подготавливает Бюджет проекта и совместно с руководителем проекта утверждает его у Директора. В общем Бюджете предприятия Бюджет проекта должен заноситься отдельным разделом. Подобно календарному плану, план затрат или бюджет будет отслеживаться и контролироваться менеджером в ходе проекта. После получения данных о фактических затратах при выполнении работ менеджеру потребуется сравнить их с плановыми. Разработать точный, полный и реальный бюджет с первой попытки практически невозможно. Бюджет уточняется и корректируется по ходу проекта. Финансирование конкретной рекламной кампании происходит в рамках рекламного бюджета организации. Он утверждается сроком на один год ежегодно на основе оценки затрат с точки зрения себестоимости рекламы и эффективности ее результатов. Несомненно, реклама может считаться способом вложения средств наряду с другими имеющимися равноценными возможностями, например, возможностью обучения персонала. Обычно в основе планирования рекламного бюджета лежит процент от товарооборота. Расчет может проводиться двумя способами: 1. Отчислением определенного процента от суммы прогнозируемых продаж на текущий год. 2. Отчислением процента от суммы реальной выручки за прошедший год. На практике большинство организаций применяет первый метод, поскольку он дает возможность оценить потенциальный эффект рекламы. Определенная сумма, составляющая процент от прогнозируемых продаж на год, выделяется на рекламу, а также маркетинг и коммуникацию в целом. Это позволяет сопоставить размер затрат с объемами продаж, а затем, в свою очередь, и с полученным доходом. Если удается достичь планируемых объемов продаж, значит, бюджет на рекламу составлен правильно, таким образом, рекламодатель получит прибыль. С этой точки зрения, реклама рассматривается как основная составляющая себестоимости реализованной продукции.
Конкретная величина процента определяется или на основе равности всех основных статей предстоящих расходов организации и равномерного распределения средства бюджета между ними, или на основе решения о значимости рекламной деятельности организации. Частично это вопрос потребностей самого продукта, а частично - рынка или категории продукции в целом. Некоторые рынки нуждаются в рекламе, а для некоторых она не имеет большого значения. Например, рынок хлеба является преимущественно товарным, на нем мало распространена система торговых марок, но существует некоторая потребность в развитии такой системы и, соответственно, потребность в рекламе, но небольшая. На рынкепарфюмерных товаров продаются образы, и продажи зависят от того, насколько удается вложить свойства товара в тот или иной образ, и здесь реклама имеет очень большое значение, а поэтому и рекламный бюджет парфюмерных компаний может достигать 30-40 % от валового дохода компании. Чем в большей степени рынок является товарным, тем меньше процент дохода на рекламу. Чем больше он зависит от представления потребителей о продукте или от рекламы, тем выше затраты на рекламу. Расчет рекламного бюджета может производиться в соответствии с затратами конкурентов так, чтобы нейтрализовать влияние конкуренции и выстоять против нее. Существуют два способа такого расчета: 1. Формировать бюджет, аналогичный бюджету конкурента, бизнес которого имеет такой же масштаб. 2. Замерять собственную долю на рынке и долю конкурентов, и в соответствие с этими долями формировать свой рекламный бюджет. Конечно, информацию о реальных размерах текущих затрат конкурентов или всего рынка часто бывает очень трудно или невозможно получить. Известен метод расчета затрат на каждую единицу продаваемой продукции. В стоимость товара закладывают себестоимость производства и распределения продукции с учетом процента, выделяемого на рекламу. То есть в себестоимость товара заложены затраты на рекламу. С ростом сбыта продукции, если продается большее количество единиц товара, затраты на рекламу также возрастают; если объемы продаж уменьшаются, то с ними снижаются и затраты.
Обычно планируется не рекламный бюджет, а бюджет на маркетинговые коммуникации в целом, охватывающий все необходимые для продвижения товара элементы: рекламу в средствах массовой информации, прямую почтовую рекламу, рекламно-коммерческую литературу, выставки, демонстрационные материалы, разработку веб-сайта. Сюда же включаютсямероприятия по организации общественного мнения, т.е. ПР-мероприятия. Организации оперируют понятием интегрированной маркетинговой коммуникации и осуществляют соответствующее планирование, в том числе бюджетное. Распространенной позицией для многих организаций, занимающихся маркетингом, является разделение бюджета на две основные категории, обычно обозначаемые как «балансовые» и «забалансовые» статьи расходов, или категории «над чертой» и «под чертой». В сущности, категория балансовых расходов охватывает элементы, которые относятся к рекламе, тогда как категория «под чертой» включает в себя продвижение товара на рынок, стимулирование сбыта и другие методы, способствующие увеличению объемов продаж. Выставки могут принадлежать к любой из этих категорий, но чаще их относят к категории «под чертой».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|