Сущность психотерапевтических техник и психосоциальных технологий
Психотерапия кризисных личностей подразумевает применение эмпирических техник, связанных с вхождением в измененные состояния сознания; интенсивность эмпирической психотерапии определяется интеллектуальной и эмоциональной зрелостью кризисной личности, а также актуальным физическим состоянием. При подборе конкретных психотерапевтических методик следует учитывать, что во время кризиса проис- ходят резкие изменения в эмоциональной сфере человека. Эмоции представляют интегральное выражение измененного тонуса нервно-психической деятельности, отражающееся на всех уровнях психики и организма человека. Эмоции выступают в трех видах: острые эмоциональные реакции, в которых выступает связь собстоятельствами, их вызвавшими; эмоциональные состояния с изменением нервно-психического тонуса; выраженная избирательность эмоциональных отношений, положительных или отрицательных, к тому или иному объекту или самому себе. Может проявляться эмоциональное выгорание — выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Может возникать депрессия — длительное субъективное переживание, выражающееся комплексно в моторном (двигательном), интеллектуальном и эмоциональном торможении. Она характеризуется состоянием апатии, безучастности, равнодушия; полной индифферентности к происходящему, окружающим, своему положению, прошлой жизни, перспективам; сниженным настроением, обеднением, притуплением эмоций; обреченностью, утратой ценностей (высших и инструментальных); высокой истощаемостью, упадком сил, повышением утомляемости; выраженными поведенческими реакциями в виде мрачности, угрюмости, вспышек ярости, нетерпения; субъективно переживаемым ощущением беспомощности, дезориентации, деперсонализации; субъективно переживаемым ощущением тревоги, страха.
Поэтому коррекционная работа может включать эмоционально-адаптирующие тренинги; мотивационные тре- Возрастные кризисы Глава 5. Психологическое воздействие на человека...
нинги (работа с конфликтом мотивов) корректировка уровня притязаний, самооценки, мотивационной сферы т. д.); деловые игры, ориентированные на отработку навыков эмоциональной саморегуляции; поддерживающую индивидуально-ориентированную психотерапию. Раскроем краткое содержание основных направлений в психотерапии. Психоаналитическое направление в психотерапии является одним из самых распространенных, базируется на классическом психоанализе З.Фрейда [42]. По Фрейду, во всех случаях невротичес: ких расстройств оказывается, что либидозная энергия «неверно» привязана (катектирована) к образу той или иной личности, идеи или вещи. Психоанализ помогает освободить неверно катектированную энергию, которая может быть использована более позитивно. Основная задача психоаналитической терапии состоит в том, чтобы привести клиента к осознанию вытесненных им самим в область бессознательного влечений или травмирующих воспоминаний, что уже само по себе приводит к исцелению. В результате осознания клиентом своих глубинных психологических конфликтов, а также при повторном проживании подавленных эффектов происходит катарсис, то есть очищение его психического мира и исцеление. В ходе терапии надо выявить, исследовать и ясно выделить составляющие влечения, которые отрицаются или искажаются клиентом. Для этого применяется как метод анализа поведения клиента, так и психоаналитическая беседа с ним. Но специфическими методами психоанализа следует признать метод свободных ассоциаций, анализ сновидений и анализ трансфера (или переноса). Когда применяется метод свободных ассоциаций, клиент обычно полулежит на психоаналитической ку-
шетке, расслабившись и произнося любые слова, всплывающие в его сознании. В этих свободно текущих ассоциациях непременно проявляется вытесненный в подсознание материал. Внимательно анализируя этот поток сознания, выявляя в нём систематически проявляющиеся конфигурации, сочетания, можно выявить основную, скрытую в подсознании проблему или некоторую психическую травму, обычно пережитую в детстве и вытесненную из сознания. При анализе сновидений Фрейд исходил из того, что во сне неосознанные влечения выражаются в символической, скрытой форме; так, например, все предметы удлиненной формы символизируют мужской половой орган, а все предметы, полые внутри, — женский половой орган. Независимо от конкретного метода главное — это искусство истолкования. Критерием истины служит подтверждение клиентом тех или иных событий или переживаний, о которых психоаналитик не знал, а клиент «забыл», но которые вытекают из приведенного анализа, а также наступающее у клиента чувство катарсиса, облегчения после правильной разгадки его проблемы. Анализ трансфера состоит в том, что отношения, имеющие критическое значение для клиента, переносятся на терапевта, благодаря чему последний может их обнаружить и проинтерпретировать для клиента. Психоанализ как метод имеет свои ограничения. Фрейд считал, что основная область его применения — это фобии, истерия, неврозы навязчивости и нарушения характера (психопатические изменения личности). Психотерапия с позиции аналитической психологии имеет несколько иное содержание. Ученик 3. Фрейда — К. Юнг [48] подчеркивал, что терапия — это соединенное усилие анализирующего и анализируемого, Возрастные кризисы Глава 5.. Психологическое воздействие на человека...
работающих вместе как равные. Он определял психотерапию как лечение души и лечение душой. К. Юнг старался избегать опоры на терапию и на специфические техники в процессе терапии, поскольку это могло бы сделать анализ механическим и ослабить контакт анализирующего с анализируемым.
Юнг различает две основные стадии терапевтического процесса, каждая из которых, в свою очередь, делится на две части (табл. 15). Юнгом была введена в психологическую практику новая техника анализа, он использовал не свободные (как Фрейд), а направленные ассоциации. В ответ на слово, предложенное терапевтом, клиент должен был отвечать первым пришедшим ему на ум словом. -Ассо- Таблица 15 Стадии терапевтического процесса по К. Юнгу
циация, даваемая в ответ на слово, «задевающее» проблему клиента, дается им с некоторой задержкой и сопровождается непроизвольной эмоциональной реакцией. Это помогает терапевту выявить исходный психологический комплекс и точнее истолковать полученные опыты. Интересно, что аналогичный метод применяется при использовании знаменитого детектора лжи. Психотерапия в рамках индивидуальной психологии. А. Адлер [1] — основатель индивидуальной психологии — выделяет три основных аспекта терапии: • понимание специфического стиля жизни клиента, • помощь клиенту в понимании самого себя, • усиление его социального интереса. Чтобы определить жизненный стиль клиента, надо понять его главные жизненные цели и тот способ, которым он стремится к их достижению. Поскольку главные жизненные цели задаются еще в детстве, Адлер часто просил клиента рассказать свои самые ранние воспоминания и наиболее выдающиеся события его детства. Поскольку жизненный стиль невротика развивается из негативных условий детства, терапевт должен установить, не имели ли места органическая неполноценность, избалованность или отверженность в детстве. Лишь после этого терапевт может приступать к своей главной задаче — помочь клиенту понять свой жизненный стиль, свой фундаментальный подход к жизни. Когда самопонимание достигнуто, человек может исправить свой неадекватный и неадаптивный стиль жизни.
По мнению Адлера, психотерапия — это кооперативное усилие терапевта и клиента, отношения, в которых поддержка терапевта помогает клиенту развить способность к кооперации и общественное чувство. Адлер ука- Возрастные кризисы Глава 5. Психологическое воздействие на человека...
зывал, что в процессе терапии психотерапевт должен создавать атмосферу заботы, поддержки и чувство кооперации, которые клиент недополучил от своих родителей. Прежде всего в самом клиенте должны развиваться -кооперативные чувства, с помощью которых можно преодолеть свою истинную или мнимую неполноценность. Основные формы реализации таких чувств — это работа, в той степени, в какой она нужна людям, дружба и любовь. Целью бихевиористской психотерапии (представители Б. Скиннер, Д. Уотсон) является обучение приспособительным умениям, полезным при столкновении с теми или иными сложными жизненными ситуациями. Бихевиоральный психотерапевт не занимается внутренними состояниями или историей клиента, он занимается актуальным поведением. Для него симптом и есть болезнь, а не проявление лежащей за ним болезни. Он предлагает клиенту не угрожающую, безопасную аудиторию, клиент может выразить ранее невыраженное поведение — плач, враждебность, сексуальные фантазии и т. д., не испытывая давления или осуждения. Однако терапевт не заинтересован в поощрении этого выражения. Он занимается обучением, то есть наработкой и поощрением способов поведения, эффективно противостоящим тем способам, которые необходимо исключить — неудобным или неправильным. Например, он может учить прогрессивной релаксации, чтобы справиться со специфическими реакциями тревожности, или воспитывает в клиенте уверенное поведение, чтобы противостоять застенчивости. Можно сказать, что бихевио-ральная терапия стремится помочь людям стать способными реагировать на жизненные ситуации так, как они хотели бы реагировать.
Весьма распространенной является модель групповой бихевиоральной терапии. Эта модель получила название групп тренинга умений. Это скорее запрограммированные курсы обучения, чем серия психотерапевтических занятий. Члены группы рассматриваются как учащиеся, желающие приобрести умения, которые помогут им улучшить свою жизнь и исправить недостатки. К видам жизненных умений, которым обучают в труппах, относятся: управление тревогой, планирование карьеры, принятие решений, родительские функции, коммуникативные умения (тренинг общения), тренинг уверенности в себе и т. д. Акцент всегда делается на обучении. Например, в группе, занимающейся терапией взаимоотношений, члены группы обучаются выражать свои эмоции, не возбуждая защитных или враждебных чувств в других. Показываются и отрабатываются четыре вида поведенческих умений: выражение межличностных чувств (то есть описание своих чувств и их адекватная передача), умение правильно воспринимать партнера и его желания; умение давать эмпатический ответ (полное понимание и передача этого понимания партнеру), умение переключаться с одного вида действий на другой (адекватный период от выражения межличностных чувств к эмпати-ческому ответу и обратно), умение эффективно обучать своих партнеров вышеупомянутым умениям (сотрудничество). Другой вид тренинга умений называется структурированно обучающей терапией и применяется для развития социальных умений, умения планировать и умения предупреждать причины возникновения стресса. Он включает использование таких базовых средств, как, например, моделирование и прогнозирование ро- Возрастные кризисы Глава 5..Психологическое воздействие на человека...
лей, осуществление обратной связи и перенос приобретенных умений в реальную группу [32, с. 50-52]. Большой интерес представляет гуманистическая психотерапия. Один из основателей гуманистической психологии — К. Роджерс — создал терапию, центрированную на клиенте. Основная задача терапии, по Роджерсу, установить отношения между клиентом и терапевтом, способствующие принятию другого и самопринятию. Ключи к исцелению находятся у клиента, но терапевт должен обладать определенными личностными качествами, чтобы помочь клиенту научиться использовать эти ключи. Прежде чем терапевт сможет стать чем-то для клиента, он сам должен обрести подлинность, а не играть роль, в особенности роль терапевта, когда он работает с клиентом. Это предполагает желание и волю быть собой, выражаться своими словами, вести себя по-своему, выражать адекватно возникающие чувства и отношения. При этом он должен установить с клиентом достаточно теплые отношения, принимающие, понимающие, уделять ему необусловленное позитивное внимание, лишенное оценок и моральных суждений, что позволяет человеку быть тем, что он в действительности есть. Терапевт должен удерживать сознавание позитивной сущности клиента. Он может быть откровенным с клиентом, но не скучать, не возбуждаться, не гневаться на определенные проявления личности последнего. Терапевт не дает советов и не интерпретирует, он только слушает и понимает, способствуя максимально полному выражению и самопониманию, а также принятию ответственности за свои проблемы на самого себя. Это отношение подобно отношению духовных учителей восточных традиций, которые, видя божественное в каж- дом человеке, могут относиться ко всем с одинаковым уважением и состраданием и никому не навязывают своих решений. Терапевт, как и клиент, все время находится в процессе становления все более конгруэнтным самому себе, все более целостным и понимающим. Роджерс перечисляет следующие характерные этапы терапевтической помощи (рис. 12). Этот предполагаемый ряд событий (происходящий не за один сеанс) показывает, что Роджерс заботится о том, чтобы клиент определил собственный путь при одобрении и поддержке терапевта, но в результате «встал бы на свои ноги» и не нуждался в поддержке.
Группы встреч (или энкаунтер-группы) во многом обязаны своим происхождением и развитием Карлу Род- Возрастные кризисы Глава 5. Психологическое воздействие на человека...
жерсу. В этих группах поддерживается климат психологической безопасности, принятия и понимания, характерный и для индивидуальной работы. Работа такой группы — сложный динамический процесс, проходящий ряд фаз. Руководитель не направляет группу к какой-то заданной цели и не определяет кому, когда и о чем говорить, в этом выражается предложенный Роджерсом метод недирективного ведения группы. Поэтому работа начинается с хождения «вокруг да около», ожидания, что скажут как себя вести, чего ожидать и т. д. Нарастает разочарование и даже агрессия на руководителя, по мере того как группа обнаруживает, что она сама должна определить, что будет делать. Возникает первоначальное сопротивление личному выражению или изучению. Но руководитель не поощряет никакой иной деятельности, кроме самоизучения. Продолжая взаимодействовать, люди делятся прошлыми чувствами, связанными с теми, кого нет в группе. Кг;,,*, люди начинают выражать чувства к настоящему и до отношению друг к другу, что является важнейшим условием подлинной психологической работы, чаще всего первые выражения негативны. Если негативные чувства нашли свое выражение и при этом группа не распалась, начинает возникать личностно значимый материал, формироваться климат доверия. По мере того как все больше эмоциональных проявлений выходит на поверхность, в группе развивается исцеляющая способность. Один из эффектов групповой обратной связи состоит в том, что участники группы могут принять самих себя, даже собственные неправильности, что ведет к началу изменений. По мере продолжения работы группы у участников возникает неприятие по отношению к защитам. Группа требует, чтобы индивидуум был самим со- бой и не скрывал проявляющихся чувств. Парадоксально, но даже негативные чувства (страх, неприязнь и т. д.) вызывают выражение поддержки, позитивных чувств и чувство близости, что ведет к развитию безопасности и еще большему принятию себя и других. Родоначальником телесно-ориентированной терапии является В. Райх. Суть его концепции сводится к тому, что психическая и телесная природа человека едины. Работая с телом человека, с накопившимися в нем психическими напряжениями, можно привести его к расслаблению, освобождению связанной энергии и тем самым решить психологические проблемы, не занимаясь глубинным анализированием. В терапии Райха используются обычно следующие средства для «распускания мышечной брони»: • накопление в теле энергии посредством глубокого ды • прямое воздействие на хронические мышечные за • специальные (обычно ритмические) движения (напри • сотрудничество с клиентом в открытом рассмотрении В современной телесной терапии к этому реестру добавляются: специальные напряженные позы в сочетании с глубоким дыханием; издаваемые клиентом звуки, крики, выражающие эмоциональное состояние, связанное с тем или иным блоком; особый массаж (рольфинг). Возрастные кризисы Таблица 16 Направления и методы телесной терапии
Телесная терапия в настоящее время включает в себя много разнообразных направлений и методов. Сюда относится: биоэнергетическая телесная терапия Александра Лоуэна, метод Фельденкрайза, метод Александера, рольфинг (или структурная интеграция), первичная терапия Артура Янова, терапия, ориентированная на чувственное осознание (табл. 16). Также к телесной терапии можно отнести многие методы хатха-йоги, тай-цзи-цу-ань, айки-до и других восточных учений. Распространена групповая форма телесной терапии [32, с. 48-66]. Основателем гешталъттерапии является Фредерик Перлз. Наиболее распространена групповая форма геш-тальттерапии. Характерной чертой данной формы работы является так называемый «горячий стул», который периодически занимает (по желанию) тот или иной член группы, с которым работает терапевт на глазах остальных членов. Эмоциональная поддержка со стороны других членов группы, с одной стороны, оказывает позитивный эффект на процесс терапии, с другой стороны, наблюдая работу с одним из членов группы, остальные могут разрешить, благодаря переносу, и свои проблемы. Гештальтметод состоит в том, чтобы предложить клиенту сфокусироваться на осознании того, что переживается в настоящем, а не исследовать прошлое в поисках воспоминаний о травме или незаконченной ситуации. Однако при этом фрагменты незаконченных ситуаций (незавершенных гештальтов) из прошлого неизбежно всплывают — какая-то часть опыта, переживаемого в настоящем. Тогда клиенту предлагается вновь их про-. играть, пережить, чтобы завершить и ассимилировать их в настоящем. Гештальтметодики направляют клиента на воссоздание целостной проблемной ситуации, в частности на на-
Возрастные кризисы Глава 5. Психологическое воздействие на человека...
хождение обеих сторон Конфликта и на установление диалога между ними. Например, если клиент находится на «горячем» стуле, то на другой пустой стул напротив него можно посадить воображаемого партнера, с которым у клиента нарушены взаимоотношения, и по очереди предоставлять слово то одному, то другому. От имени воображаемого партнера может говорить сам клиент, садясь на соответствующий стул, или один из участников группы, которого выбирает клиент. Аналогичным образом может быть организован диалог между психическими частями личности, которые находятся в конфликте, и т. д. Выделяют следующие аспекты деятельности терапевта: • акцентирование внимания клиента на тех акту • реализация терапевтом принципа «здесь и те • обеспечение обратной связи, то есть терапевт дол
• побуждение клиента не только к самоосознанию, • осуществление организации гештальтэксперимен- Работая с группой, терапевт обычно предлагает ряд упражнений, способствующих расширению самосознания участников, подготавливающих их к работе на «горячем» стуле. Например, одно из упражнений состоит в том, что надо в течение нескольких минут повторять вслух фразу: «Сейчас я осознаю...», — заканчивая ее описанием содержания своего сознания в данный момент. Во-первых, это.приводит к более явному представлению о содержании собственного сознания; во-вторых, в сознании обязательно должны всплывать элементы нерешенных проблем. Особым направлением гештальттерапйи является работа со сновидениями, иногда роль сновидений могут Возрастные кризисы Глава 5. Психологическое воздействие на человека...
выполнять фантазии, мечты на заданную тему. Основной метод не в истолковании, а в том, чтобы клиент «поговорил» от имени того или иного персонажа своего сновидения. В ходе этих монологов клиент может осознать основной конфликт, символически выраженный в сновидении. Основу психотерапии по принципу нейролингвис-тичёского программирования (НЛП) составляет идея о различных репрезентативных информационных системах, существующих у людей. Направление взгляда четко связано с той репрезентативной системой, которую человек использует в данный момент. Например, направление взгляда вверх и налево стимулирует эйдетические образы, то есть наглядные образы из зрительной памяти. Всего выделяют 8 направлений взгляда (или движений глаз в соответствующую сторону) и 8 основных репрезентативных систем (табл. 17). Употребление тех или иных сенсорно-специфических слов также говорит об использовании той или иной репрезентативной системы. Например, употребление слов типа «видеть», «рисовать», «яркий» и т.д. характерно для визуальной репрезентативной системы. Для кинестетической репрезентативной системы характерны слова «чувствовать», «трогать», «теплый» и т. д. Для слуховой системы характерны слова типа «громкий», «тихий», «шумный» и т. д. Существуют и сенсорно-неспе-цифические слова типа «знать», «понимать» и т. д. Для того чтобы клиент понимал психотерапевта, необходимо разговаривать на его языке — вербально и невербально. С этой целью осуществляется подстройка к его репрезентативной системе, что обеспечивает взаимопонимание и прокладывает дорогу для возможных изменений. Таблица 17
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|