Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность психотерапевтических техник и психосоциальных технологий




Психотерапия кризисных личностей подразумевает применение эмпирических техник, связанных с вхож­дением в измененные состояния сознания; интенсивность эмпирической психотерапии определяется интеллекту­альной и эмоциональной зрелостью кризисной личнос­ти, а также актуальным физическим состоянием.

При подборе конкретных психотерапевтических ме­тодик следует учитывать, что во время кризиса проис-


ходят резкие изменения в эмоциональной сфере челове­ка. Эмоции представляют интегральное выражение из­мененного тонуса нервно-психической деятельности, от­ражающееся на всех уровнях психики и организма че­ловека. Эмоции выступают в трех видах: острые эмоциональные реакции, в которых выступает связь собстоятельствами, их вызвавшими; эмоциональные состояния с изменением нервно-психического тону­са; выраженная избирательность эмоциональных отношений, положительных или отрицательных, к тому или иному объекту или самому себе. Может проявляться эмоциональное выгорание — выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Может возникать депрессиядлительное субъек­тивное переживание, выражающееся комплексно в моторном (двигательном), интеллектуальном и эмоциональном торможении. Она характеризуется со­стоянием апатии, безучастности, равнодушия; полной индифферентности к происходящему, окружающим, своему положению, прошлой жизни, перспективам; сни­женным настроением, обеднением, притуплением эмо­ций; обреченностью, утратой ценностей (высших и ин­струментальных); высокой истощаемостью, упадком сил, повышением утомляемости; выраженными поведенчес­кими реакциями в виде мрачности, угрюмости, вспы­шек ярости, нетерпения; субъективно переживаемым ощущением беспомощности, дезориентации, деперсона­лизации; субъективно переживаемым ощущением тре­воги, страха.

Поэтому коррекционная работа может включать эмо­ционально-адаптирующие тренинги; мотивационные тре-



Возрастные кризисы


Глава 5. Психологическое воздействие на человека...



 


 


нинги (работа с конфликтом мотивов) корректировка уровня притязаний, самооценки, мотивационной сфе­ры т. д.); деловые игры, ориентированные на отработку навыков эмоциональной саморегуляции; поддерживаю­щую индивидуально-ориентированную психотерапию.

Раскроем краткое содержание основных направлений в психотерапии. Психоаналитическое направление в психотерапии является одним из самых распростра­ненных, базируется на классическом психоанализе З.Фрейда [42]. По Фрейду, во всех случаях невротичес: ких расстройств оказывается, что либидозная энергия «неверно» привязана (катектирована) к образу той или иной личности, идеи или вещи. Психоанализ помогает освободить неверно катектированную энергию, которая может быть использована более позитивно. Основная задача психоаналитической терапии состоит в том, что­бы привести клиента к осознанию вытесненных им са­мим в область бессознательного влечений или травми­рующих воспоминаний, что уже само по себе приводит к исцелению. В результате осознания клиентом своих глубинных психологических конфликтов, а также при повторном проживании подавленных эффектов проис­ходит катарсис, то есть очищение его психического мира и исцеление.

В ходе терапии надо выявить, исследовать и ясно вы­делить составляющие влечения, которые отрицаются или искажаются клиентом. Для этого применяется как ме­тод анализа поведения клиента, так и психоаналити­ческая беседа с ним. Но специфическими методами пси­хоанализа следует признать метод свободных ассоциа­ций, анализ сновидений и анализ трансфера (или пере­носа). Когда применяется метод свободных ассоциаций, клиент обычно полулежит на психоаналитической ку-


шетке, расслабившись и произнося любые слова, всплы­вающие в его сознании. В этих свободно текущих ассо­циациях непременно проявляется вытесненный в под­сознание материал. Внимательно анализируя этот по­ток сознания, выявляя в нём систематически проявля­ющиеся конфигурации, сочетания, можно выявить ос­новную, скрытую в подсознании проблему или некото­рую психическую травму, обычно пережитую в детстве и вытесненную из сознания.

При анализе сновидений Фрейд исходил из того, что во сне неосознанные влечения выражаются в символи­ческой, скрытой форме; так, например, все предметы удлиненной формы символизируют мужской половой орган, а все предметы, полые внутри, — женский поло­вой орган. Независимо от конкретного метода главное — это искусство истолкования. Критерием истины служит подтверждение клиентом тех или иных событий или пе­реживаний, о которых психоаналитик не знал, а клиент «забыл», но которые вытекают из приведенного анали­за, а также наступающее у клиента чувство катарсиса, облегчения после правильной разгадки его проблемы.

Анализ трансфера состоит в том, что отношения, име­ющие критическое значение для клиента, переносятся на терапевта, благодаря чему последний может их обна­ружить и проинтерпретировать для клиента. Психоана­лиз как метод имеет свои ограничения. Фрейд считал, что основная область его применения — это фобии, ис­терия, неврозы навязчивости и нарушения характера (психопатические изменения личности).

Психотерапия с позиции аналитической психоло­гии имеет несколько иное содержание. Ученик 3. Фрей­да — К. Юнг [48] подчеркивал, что терапия — это со­единенное усилие анализирующего и анализируемого,



Возрастные кризисы


Глава 5.. Психологическое воздействие на человека...



 


 


работающих вместе как равные. Он определял психоте­рапию как лечение души и лечение душой. К. Юнг ста­рался избегать опоры на терапию и на специфические техники в процессе терапии, поскольку это могло бы сделать анализ механическим и ослабить контакт ана­лизирующего с анализируемым.

Юнг различает две основные стадии терапевтическо­го процесса, каждая из которых, в свою очередь, делит­ся на две части (табл. 15).

Юнгом была введена в психологическую практику новая техника анализа, он использовал не свободные (как Фрейд), а направленные ассоциации. В ответ на слово, предложенное терапевтом, клиент должен был отвечать первым пришедшим ему на ум словом. -Ассо-

Таблица 15 Стадии терапевтического процесса по К. Юнгу

 

Первая стадия — аналитическая
1. Фаза «признания» Индивидуум начинает возвращать себе ранее подавленный и загнан­ный в бессознательное материал
2. Фаза толкования Интерпретируется рассказанный материал
Вторая стадия — синтетическая
1. Фаза обучения Переход от психологических от­крытий к новому актуальному опыту, результатом которого яв­ляется индивидуальный рост и формирование новых привычек
2. Фаза трансформации Мини-индивидуация, или само­обучение, в котором индивидуум принимает все больше ответст­венности за свое развитие, лично­стный рост, становление более высокоразвитым в душевном и духовном смысле существом

циация, даваемая в ответ на слово, «задевающее» про­блему клиента, дается им с некоторой задержкой и со­провождается непроизвольной эмоциональной реакци­ей. Это помогает терапевту выявить исходный психоло­гический комплекс и точнее истолковать полученные опыты. Интересно, что аналогичный метод применяет­ся при использовании знаменитого детектора лжи.

Психотерапия в рамках индивидуальной психо­логии. А. Адлер [1] — основатель индивидуальной пси­хологии — выделяет три основных аспекта терапии:

• понимание специфического стиля жизни клиента,

• помощь клиенту в понимании самого себя,

• усиление его социального интереса.

Чтобы определить жизненный стиль клиента, надо понять его главные жизненные цели и тот способ, ко­торым он стремится к их достижению. Поскольку глав­ные жизненные цели задаются еще в детстве, Адлер часто просил клиента рассказать свои самые ранние воспоминания и наиболее выдающиеся события его детства. Поскольку жизненный стиль невротика раз­вивается из негативных условий детства, терапевт дол­жен установить, не имели ли места органическая не­полноценность, избалованность или отверженность в детстве. Лишь после этого терапевт может приступать к своей главной задаче — помочь клиенту понять свой жизненный стиль, свой фундаментальный подход к жизни. Когда самопонимание достигнуто, человек мо­жет исправить свой неадекватный и неадаптивный стиль жизни.

По мнению Адлера, психотерапия — это кооператив­ное усилие терапевта и клиента, отношения, в которых поддержка терапевта помогает клиенту развить способ­ность к кооперации и общественное чувство. Адлер ука-



Возрастные кризисы


Глава 5. Психологическое воздействие на человека...



 


 


зывал, что в процессе терапии психотерапевт должен создавать атмосферу заботы, поддержки и чувство коо­перации, которые клиент недополучил от своих родите­лей. Прежде всего в самом клиенте должны развивать­ся -кооперативные чувства, с помощью которых можно преодолеть свою истинную или мнимую неполноцен­ность. Основные формы реализации таких чувств — это работа, в той степени, в какой она нужна людям, друж­ба и любовь.

Целью бихевиористской психотерапии (представи­тели Б. Скиннер, Д. Уотсон) является обучение приспо­собительным умениям, полезным при столкновении с теми или иными сложными жизненными ситуациями. Бихевиоральный психотерапевт не занимается внутрен­ними состояниями или историей клиента, он занимает­ся актуальным поведением. Для него симптом и есть болезнь, а не проявление лежащей за ним болезни. Он предлагает клиенту не угрожающую, безопасную ауди­торию, клиент может выразить ранее невыраженное поведение — плач, враждебность, сексуальные фанта­зии и т. д., не испытывая давления или осуждения. Однако терапевт не заинтересован в поощрении этого выражения. Он занимается обучением, то есть наработ­кой и поощрением способов поведения, эффективно про­тивостоящим тем способам, которые необходимо исклю­чить — неудобным или неправильным. Например, он может учить прогрессивной релаксации, чтобы справить­ся со специфическими реакциями тревожности, или воспитывает в клиенте уверенное поведение, чтобы про­тивостоять застенчивости. Можно сказать, что бихевио-ральная терапия стремится помочь людям стать способ­ными реагировать на жизненные ситуации так, как они хотели бы реагировать.


Весьма распространенной является модель групповой бихевиоральной терапии. Эта модель получила назва­ние групп тренинга умений. Это скорее запрограммиро­ванные курсы обучения, чем серия психотерапевтичес­ких занятий. Члены группы рассматриваются как уча­щиеся, желающие приобрести умения, которые помо­гут им улучшить свою жизнь и исправить недостатки. К видам жизненных умений, которым обучают в труп­пах, относятся: управление тревогой, планирование ка­рьеры, принятие решений, родительские функции, ком­муникативные умения (тренинг общения), тренинг уве­ренности в себе и т. д.

Акцент всегда делается на обучении. Например, в группе, занимающейся терапией взаимоотношений, чле­ны группы обучаются выражать свои эмоции, не воз­буждая защитных или враждебных чувств в других. По­казываются и отрабатываются четыре вида поведенчес­ких умений: выражение межличностных чувств (то есть описание своих чувств и их адекватная передача), уме­ние правильно воспринимать партнера и его желания; умение давать эмпатический ответ (полное понимание и передача этого понимания партнеру), умение переклю­чаться с одного вида действий на другой (адекватный период от выражения межличностных чувств к эмпати-ческому ответу и обратно), умение эффективно обучать своих партнеров вышеупомянутым умениям (сотрудни­чество).

Другой вид тренинга умений называется структу­рированно обучающей терапией и применяется для развития социальных умений, умения планировать и умения предупреждать причины возникновения стрес­са. Он включает использование таких базовых средств, как, например, моделирование и прогнозирование ро-



Возрастные кризисы


Глава 5..Психологическое воздействие на человека...



 


 


лей, осуществление обратной связи и перенос приобре­тенных умений в реальную группу [32, с. 50-52].

Большой интерес представляет гуманистическая психотерапия. Один из основателей гуманистической психологии — К. Роджерс — создал терапию, центри­рованную на клиенте. Основная задача терапии, по Род­жерсу, установить отношения между клиентом и тера­певтом, способствующие принятию другого и самопри­нятию. Ключи к исцелению находятся у клиента, но терапевт должен обладать определенными личностны­ми качествами, чтобы помочь клиенту научиться ис­пользовать эти ключи. Прежде чем терапевт сможет стать чем-то для клиента, он сам должен обрести под­линность, а не играть роль, в особенности роль тера­певта, когда он работает с клиентом. Это предполагает желание и волю быть собой, выражаться своими сло­вами, вести себя по-своему, выражать адекватно воз­никающие чувства и отношения. При этом он должен установить с клиентом достаточно теплые отношения, принимающие, понимающие, уделять ему необуслов­ленное позитивное внимание, лишенное оценок и мо­ральных суждений, что позволяет человеку быть тем, что он в действительности есть.

Терапевт должен удерживать сознавание позитивной сущности клиента. Он может быть откровенным с кли­ентом, но не скучать, не возбуждаться, не гневаться на определенные проявления личности последнего. Тера­певт не дает советов и не интерпретирует, он только слушает и понимает, способствуя максимально полно­му выражению и самопониманию, а также принятию ответственности за свои проблемы на самого себя. Это отношение подобно отношению духовных учителей вос­точных традиций, которые, видя божественное в каж-


дом человеке, могут относиться ко всем с одинаковым уважением и состраданием и никому не навязывают своих решений.

Терапевт, как и клиент, все время находится в про­цессе становления все более конгруэнтным самому себе, все более целостным и понимающим. Роджерс перечис­ляет следующие характерные этапы терапевтической помощи (рис. 12).

Этот предполагаемый ряд событий (происходящий не за один сеанс) показывает, что Роджерс заботится о том, чтобы клиент определил собственный путь при одобре­нии и поддержке терапевта, но в результате «встал бы на свои ноги» и не нуждался в поддержке.

Рис. 12. Этапы терапевтической помощи по К.Роджерсу

Группы встреч (или энкаунтер-группы) во многом обя­заны своим происхождением и развитием Карлу Род-



Возрастные кризисы


Глава 5. Психологическое воздействие на человека...



 


 


жерсу. В этих группах поддерживается климат психо­логической безопасности, принятия и понимания, ха­рактерный и для индивидуальной работы. Работа такой группы — сложный динамический процесс, проходя­щий ряд фаз. Руководитель не направляет группу к какой-то заданной цели и не определяет кому, когда и о чем говорить, в этом выражается предложенный Род­жерсом метод недирективного ведения группы. Поэто­му работа начинается с хождения «вокруг да около», ожидания, что скажут как себя вести, чего ожидать и т. д. Нарастает разочарование и даже агрессия на руко­водителя, по мере того как группа обнаруживает, что она сама должна определить, что будет делать. Возни­кает первоначальное сопротивление личному выраже­нию или изучению. Но руководитель не поощряет ни­какой иной деятельности, кроме самоизучения. Продол­жая взаимодействовать, люди делятся прошлыми чув­ствами, связанными с теми, кого нет в группе. Кг;,,*, люди начинают выражать чувства к настоящему и до отношению друг к другу, что является важнейшим ус­ловием подлинной психологической работы, чаще всего первые выражения негативны. Если негативные чувства нашли свое выражение и при этом группа не распалась, начинает возникать личностно значимый материал, фор­мироваться климат доверия. По мере того как все боль­ше эмоциональных проявлений выходит на поверхность, в группе развивается исцеляющая способность.

Один из эффектов групповой обратной связи состоит в том, что участники группы могут принять самих себя, даже собственные неправильности, что ведет к началу изменений. По мере продолжения работы группы у уча­стников возникает неприятие по отношению к защи­там. Группа требует, чтобы индивидуум был самим со-


бой и не скрывал проявляющихся чувств. Парадоксаль­но, но даже негативные чувства (страх, неприязнь и т. д.) вызывают выражение поддержки, позитивных чувств и чувство близости, что ведет к развитию безопасности и еще большему принятию себя и других.

Родоначальником телесно-ориентированной тера­пии является В. Райх. Суть его концепции сводится к тому, что психическая и телесная природа человека еди­ны. Работая с телом человека, с накопившимися в нем психическими напряжениями, можно привести его к расслаблению, освобождению связанной энергии и тем самым решить психологические проблемы, не занима­ясь глубинным анализированием.

В терапии Райха используются обычно следующие средства для «распускания мышечной брони»:

• накопление в теле энергии посредством глубокого ды­
хания;

• прямое воздействие на хронические мышечные за­
жимы (давление, защипывание и т. д.), чтобы рас­
слабить их;

• специальные (обычно ритмические) движения (напри­
мер, велосипедные движения ногами, ударяя икра­
ми кушетку);

• сотрудничество с клиентом в открытом рассмотрении
сопротивлений и эмоциональных ограничений, кото­
рые выявляются при том или ином воздействии на
мышечные зажимы.

В современной телесной терапии к этому реестру добавляются: специальные напряженные позы в соче­тании с глубоким дыханием; издаваемые клиентом зву­ки, крики, выражающие эмоциональное состояние, связанное с тем или иным блоком; особый массаж (рольфинг).



Возрастные кризисы


Таблица 16 Направления и методы телесной терапии


 


Телесная терапия в настоящее время включает в себя много разнообразных направлений и методов. Сюда от­носится: биоэнергетическая телесная терапия Александ­ра Лоуэна, метод Фельденкрайза, метод Александера, рольфинг (или структурная интеграция), первичная те­рапия Артура Янова, терапия, ориентированная на чув­ственное осознание (табл. 16). Также к телесной терапии можно отнести многие методы хатха-йоги, тай-цзи-цу-ань, айки-до и других восточных учений. Распростране­на групповая форма телесной терапии [32, с. 48-66].

Основателем гешталъттерапии является Фредерик Перлз. Наиболее распространена групповая форма геш-тальттерапии. Характерной чертой данной формы рабо­ты является так называемый «горячий стул», который периодически занимает (по желанию) тот или иной член группы, с которым работает терапевт на глазах осталь­ных членов. Эмоциональная поддержка со стороны дру­гих членов группы, с одной стороны, оказывает позитив­ный эффект на процесс терапии, с другой стороны, на­блюдая работу с одним из членов группы, остальные мо­гут разрешить, благодаря переносу, и свои проблемы.

Гештальтметод состоит в том, чтобы предложить кли­енту сфокусироваться на осознании того, что пережива­ется в настоящем, а не исследовать прошлое в поисках воспоминаний о травме или незаконченной ситуации. Однако при этом фрагменты незаконченных ситуаций (незавершенных гештальтов) из прошлого неизбежно всплывают — какая-то часть опыта, переживаемого в настоящем. Тогда клиенту предлагается вновь их про-. играть, пережить, чтобы завершить и ассимилировать их в настоящем.

Гештальтметодики направляют клиента на воссозда­ние целостной проблемной ситуации, в частности на на-


 

Направления и методы телесной терапии Характеристика направлений
Биоэнергетическая терапия Алексан­дра Лоуэна Использует глубокое дыхание, специальные позы тела для осознания энергетических блокировок и ослабления мышечной брони, а также словесные процедуры для высвобождения «зажатых» эмо­ций и мобилизации потока энергии
Метод Фельденкрайза Состоит в осознании неэффективных физических привычек, снижении избыточных усилии в про­стых действиях, например, в стоянии, и освобож­дении мышц ради их использования с минималь­ным напряжением. Он позволяет сформировать лучшие телесные привычки, восстановить есте­ственную грацию и свободу движений, усилить позитивный образ «Я», расширить самосознание и развить свои возможности
Метод Александера Направлен на изучение привычных телесных поз и их улучшение, помогает человеку осознать более гармоничное взаимодействие между час­тями тела. Результатом является переживание «кинестетической легкости», когда клиент вне­запно чувствует себя физически свободным и расслабленным, что влияет на все его последую­щие движения и самочувствие
Рольфинг или структурная инте­грация Фактически является глубоким массажем с по­мощью пальцев, суставов пальцев и даже локтей с целью оптимального «формирования» тела (в частности осанки) и через это психологической модификации личности
Первичная тера­пия Артура Янова Имеет целью актуальное переживание «первич­ной боли», которая глубоко заблокирована в под­сознании человека и связана с ранними детскими психологическими травмами. Используются ме­тодики, направляющие усилия клиента на вос­произведение ранних воспоминаний, наиболее трудных для повторного переживания
Терапия, ориенти­рованная на чув­ственное сознание Процесс научения возвращаться в соприкоснове­ние с телом и чувствами. Работа фокусируется на непосредственном восприятии, научении отли­чать собственные ощущения и чувства от куль­турно привитых образцов. По мере выполнения упражнений, имеющих медитативную ориента­цию, развивается чувство внутреннего покоя, уменьшается напряжение


Возрастные кризисы


Глава 5. Психологическое воздействие на человека...



 


 


хождение обеих сторон Конфликта и на установление диалога между ними. Например, если клиент находит­ся на «горячем» стуле, то на другой пустой стул напро­тив него можно посадить воображаемого партнера, с ко­торым у клиента нарушены взаимоотношения, и по оче­реди предоставлять слово то одному, то другому. От имени воображаемого партнера может говорить сам кли­ент, садясь на соответствующий стул, или один из уча­стников группы, которого выбирает клиент. Аналогич­ным образом может быть организован диалог между пси­хическими частями личности, которые находятся в кон­фликте, и т. д.

Выделяют следующие аспекты деятельности терапевта:

акцентирование внимания клиента на тех акту­
альных чувствах, которые он переживает здесь
и теперь, а также их телесных проявлениях
(поза,
жесты, выражение лица, непроизвольные движения
и т. д.) с целью расширения зоны осознания;

реализация терапевтом принципа «здесь и те­
перь».
Порой для клиента вполне достаточно, если
терапевт просто присутствует, но это должно быть
искреннее и открытое присутствие. Однако терапевт
не должен вовлекаться в сопереживание клиенту или
в глубоко эмоциональное переживание его пробле­
мы, иначе он может потерять способность вести про­
цесс терапии и видеть всю ситуацию в целом;

обеспечение обратной связи, то есть терапевт дол­
жен служить своеобразным зеркалом для клиента,
помогая последнему лучше увидеть себя и свою соб­
ственную позицию в проблемной ситуации. Он обра­
щает внимание клиента на те моменты его поведе­
ния, которые являются ключевыми для понимания
проблемы, но которые тот не замечает;


 

побуждение клиента не только к самоосознанию,
но к совершению конкретных действий,
что суще­
ственным образом отличает гештальтметод от боль­
шинства других направлений психотерапии. Напри­
мер, выбор из двух альтернатив, символизируемых
двумя разнесенными в пространстве стульями, осу­
ществляется как физическое передвижение клиента;

осуществление организации гештальтэксперимен-
та.
Терапевт вводит в ситуацию какие-то новые пе­
ременные или по-новому организует взаимодействие
между прежними, побуждает клиента попробовать
какие-то новые способы поведения. Например, кли­
ент жалуется, что ощущает стену между собой и суп­
ругом. Терапевт может предложить представить, что
барьер преодолен и клиент оказался на стороне суп­
руга, при этом клиент обязательно физически пере­
мещается за воображаемый барьер. Цель — посмот­
реть, как будет протекать взаимодействие супругов
без барьера. Результат эксперимента заранее не из­
вестен.

Работая с группой, терапевт обычно предлагает ряд упражнений, способствующих расширению самосозна­ния участников, подготавливающих их к работе на «го­рячем» стуле. Например, одно из упражнений состоит в том, что надо в течение нескольких минут повторять вслух фразу: «Сейчас я осознаю...», — заканчивая ее описанием содержания своего сознания в данный мо­мент. Во-первых, это.приводит к более явному пред­ставлению о содержании собственного сознания; во-вто­рых, в сознании обязательно должны всплывать элемен­ты нерешенных проблем.

Особым направлением гештальттерапйи является ра­бота со сновидениями, иногда роль сновидений могут



Возрастные кризисы


Глава 5. Психологическое воздействие на человека...



 


 


выполнять фантазии, мечты на заданную тему. Основ­ной метод не в истолковании, а в том, чтобы клиент «поговорил» от имени того или иного персонажа своего сновидения. В ходе этих монологов клиент может осоз­нать основной конфликт, символически выраженный в сновидении.

Основу психотерапии по принципу нейролингвис-тичёского программирования (НЛП) составляет идея о различных репрезентативных информационных сис­темах, существующих у людей. Направление взгляда четко связано с той репрезентативной системой, кото­рую человек использует в данный момент. Например, направление взгляда вверх и налево стимулирует эйде­тические образы, то есть наглядные образы из зритель­ной памяти. Всего выделяют 8 направлений взгляда (или движений глаз в соответствующую сторону) и 8 основ­ных репрезентативных систем (табл. 17).

Употребление тех или иных сенсорно-специфических слов также говорит об использовании той или иной реп­резентативной системы. Например, употребление слов типа «видеть», «рисовать», «яркий» и т.д. характерно для визуальной репрезентативной системы. Для кинес­тетической репрезентативной системы характерны сло­ва «чувствовать», «трогать», «теплый» и т. д. Для слу­ховой системы характерны слова типа «громкий», «ти­хий», «шумный» и т. д. Существуют и сенсорно-неспе-цифические слова типа «знать», «понимать» и т. д.

Для того чтобы клиент понимал психотерапевта, не­обходимо разговаривать на его языке — вербально и не­вербально. С этой целью осуществляется подстройка к его репрезентативной системе, что обеспечивает взаи­мопонимание и прокладывает дорогу для возможных изменений.


Таблица 17

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...