Репрезентативные информационные системы при НЛП
Для закрепления того или иного состояния или реакции клиента в НЛП используется «якорь», то есть какое-то специфическое воздействие со стороны терапевта (например, нажатие на колено), в момент переживания клиентом соответствующего состояния или осуществления определенной реакции. В дальнейшем использование «якоря» позволяет снова вызвать то же самое состояние или ту же реакцию. В частности, с помощью якоря можно закрепить положительный эффект, полученный в ходе терапии. Прежде всего, следует установить первичную репрезентативную систему, на которой «говорит» клиент, и подстроиться к ней, то есть употреблять те же сенсорно специфические термины и в своем невербальном поведении «отзеркаливать» поведение клиента. Затем следует выяснить, почему возникают те или иные нежелательные состояния или реакции. Возрастные кризисы Глава 5. Психологическое воздействие на человека...
Для этого может быть использована такая схема действий: • определить выражение (внешний ключ), которое ука • удерживать «якорь», и когда клиент переживает не
• в то время как клиент движется назад по своей После того как определены причины возникновения нежелательных реакций и установлено, какое изменение желательно для клиента, можно перейти к процессу переформирования, то есть замены. нежелательного состояния или поведения на желательное. Особое место в этой системе занимает метод создания метафор, то есть рассказов, сказок, анекдотов, притч, в которых в неявной форме дается решение проблемы клиента, ускользающее от контроля его сознания. Одним из представителей экзистенциальной психотерапии является В. Франкл [41]. Основным сугубо человеческим стремлением, по В. Франклу, является стремление обрести смысл своего существования, и индивид ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум, если это стремление остается нереализованным. Чувство.найденного смысла жизни дает человеку огромные душевные силы для преодоления жизненных трудностей. Отсутствие смысла жизни, так сказать экзистенциаль- ный вакуум, ведет к развитию невроза, делает человека беспомощным перед лицом трудностей. Основной задачей логотерапии (так В. Франкл назвал созданное им направление психотерапии) является помощь клиенту в воссоздании утерянного смысла жизни. Охарактеризуем еще два метода логотерапии: 4 технику парадоксальной интенции и технику дереф-лексии. В случае возникновения навязчивых состояний клиент испытывает их гнет и пытается их подавить, оттолкнуть от себя. Это противодействие, однако, лишь усиливает первоначальное давление. В отличие от фобии здесь наблюдается не бегство от состояния, а борьба с ним. Техника парадоксальной интенции состоит в том, чтобы клиент захотел осуществления того (при фобии) или соответственно сам осуществил то (при неврозе навязчивых состояний), чего он так опасался. Тем самым прекращается избегание симптома или борьба с ним, и симптом достаточно быстро исчезает. Метод дерефлексии —• это простое переключение внимания с себя на партнера. Дерефлексия ведет к здоровью и счастью. По сути дела, метод создания смысла жизни также является методом дерефлексии, поскольку человек переносит внимание с себя на смысл своей жизни, который всегда воспринимается как нечто более важное, чем одна только своя жизнь, но является не презрением к этой жизни, а трансцен-цированием (расширением в бесконечность и приданием высшей значимости) этой же самой жизни.
Широко распространена медитативная психотерапия. Медитативные техники используются в различных школах психотерапии. В чань-буддизме медитация осуществляется при сосредоточении сознания, лишенного каких-либо образов или идей (мыслей), в одной точке, Возрастные кризисы Глава 5. Психологическое воздействие на человека...
которое сочетается с максимальной релаксацией и стабилизацией сознания, снятием психического напряжения и достижением уравновешенного состояния. Сосредоточенность сознания в данном случае вовсе не означает, что его нужно жестко фиксировать на определенном объекте. В ходе практики медитирующий вырабатывает в себе способность к непроизвольной концентрации внимания, когда сознание свободно движется от одного объекта к другому. Медитация в буддистской традиции понимается как такое состояние сознания, когда все духовные силы находятся в равновесии — ни одна мысль, ни одна склонность не возмущают его спокойствия. Итак, медитация может быть как концентрацией на той или иной мысли, образе или процессе, либо культивированием состояния чистоты сознания без помех «о стороны мыслей, образов или чувств. Но во всех случаях медитация приводит человека к самому себе, к своему самокорректирующему и саморазвивающемуся центру. Прежде всего на этом основан терапевтический эффект медитаций, то что они приводят к инсайту, то есть к решению проблем изнутри, решению их творческим образом.
Один из вариантов медитации для управления дыханием состоит в том, чтобы сопровождать каждый выдох мысленным произнесением слова «один» или «оум» (абсолют). Медитация для очищения сознания от мешающих мыслей заключается в следующем: сидите в спокойной позе, закрыв глаза, и следите за любыми мыслями, появляющимися в сознании, никак ни привязываясь ни к одной из них и не прогоняя. Через некоторое время вы испытаете чувство необычайного покоя при абсолютно ясном сознании. Медитацией можно считать и весьма известный прием преодоления стресса, когда человек представляет себя находящимся в абсолютно безопасном и комфортном месте [32, с. 82-87]. Медитации могут иметь и специальный психотерапевтический смысл, своеобразной медитацией можно считать даже метод свободных ассоциаций З.Фрейда. Выводы Суть коррекционной работы в период возрастного кризиса заключается не в преодолении симптомов кризиса, а в амплификации его положительного эффекта, использовании периода кризиса для решения задачи развития. В период возрастного кризиса меняются действия всех участников взаимодействия: действия и взрослых, и детей. Условием для успешного разрешения кризиса является именно коррекция поведения взрослых. Выбор типа коррекционной работы зависит от возраста ребенка, места протекания кризиса (семья, школа), позиции взрослого (родитель, воспитатель, учитель). Эти характеристики внутренне зависимы: кризисы новорожден-ности, одного года, трех лет, как правило, протекают в семье, соответственно, взрослый, к которому обращен кризис, — родитель. Кризис семи лет, подростковый кризис и кризис семнадцати лет проходят и в школе, и дома, ребенок «адресуется» и к родителям, и к учителям. Воспитатели детского сада в наименьшей степени встречаются с трудновоспитуемостью детей вследствие критического синдрома, но им часто приходится согласовывать свои действия с родителями, поскольку ребенок много времени проводит вне дома. Поэтому тип коррекционной работы выбирается в целом в зависимости от возраста ребенка, но место и позиция взрослого определяют особенности коррекции.
Возрастные кризисы Глава 5. Психологическое воздействие на человека...
Цель психологического консультирования в условиях кризиса — приведение личности к осознанию событий, являющихся причинами состояния дисбаланса, к большей целостности, к меньшей конфликтности, раздробленности сознания, деятельности, поведения. Выбор стратегии в качестве средства воздействия в кризисных состояниях зависит от характера и идеологии учреждения, ориентации практиков и наличия необходимых ресурсов. Психологическое консультирование клиентов, находящихся в состоянии психодуховного кризиса, должно строиться на принципах экзистенциально-гуманистического и трансперсонального подходов; необходимо предоставить клиенту достаточное количество информации о происходящем с ним как следствии индивидуальной духовной эволюции. Психотерапия кризисных личностей подразумевает применение эмпирических техник, связанных с вхождением в измененные состояния сознания; интенсивность эмпирической психотерапии определяется интеллектуальной и эмоциональной зрелостью кризисной личности, а также актуальным физическим состоянием. Выделяют следующие направления в психотерапии: психоаналитическое направление, бихевиористская психотерапия, гуманистическая психотерапия, гештальттера-пия, телесноориентированная психотерапия, медитативная психотерапия, экзистенциальная психотерапия, ней-ролигнвистическое программирование, и др. Вопросы 1. В чем состоит цель коррекционной работы в период 2. В чем суть психологического воздействия в период раз
3. Каковы цель и задачи психологического консультиро 4. Чем характеризуется модель решения психологичес 5. Какие выделяются психотерапевтические техники и Приложения
Приложение 1 Методика изучения отношения ребенка к себе
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|