Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Репрезентативные информационные системы при НЛП




 

Направления взгляда Репрезентативные системы
1. Глаза вверх и налево 1. Зрительный эйдетический образ
2. Глаза вверх и направо 2. Зрительный конструируемый образ
3. Прямой расфокусированный взгляд 3. Представляемый зрительный образ
4. Глаза на среднем уровне направо 4. Слуховое конструирование
5. Глаза на среднем уровне налево 5. Слуховые образы
6. Глаза прикрыты, взгляд обращен как бы в себя 6. Внутренний диалог
7. Глаза вниз и налево 7. Слушание телефонного типа
8. Глаза вниз и направо 8. Кинестетическая информация

Для закрепления того или иного состояния или ре­акции клиента в НЛП используется «якорь», то есть какое-то специфическое воздействие со стороны тера­певта (например, нажатие на колено), в момент пере­живания клиентом соответствующего состояния или осуществления определенной реакции. В дальнейшем использование «якоря» позволяет снова вызвать то же самое состояние или ту же реакцию. В частности, с по­мощью якоря можно закрепить положительный эффект, полученный в ходе терапии.

Прежде всего, следует установить первичную репре­зентативную систему, на которой «говорит» клиент, и подстроиться к ней, то есть употреблять те же сенсорно специфические термины и в своем невербальном пове­дении «отзеркаливать» поведение клиента. Затем сле­дует выяснить, почему возникают те или иные нежела­тельные состояния или реакции.



Возрастные кризисы


Глава 5. Психологическое воздействие на человека...



 


 


Для этого может быть использована такая схема дей­ствий:

• определить выражение (внешний ключ), которое ука­
зывает, что клиент переживает нежелательное состо­
яние;

• удерживать «якорь», и когда клиент переживает не­
желательные чувства, попросить его вернуться в про­
шлое и вспомнить другие случаи, когда он пережи­
вал те же чувства;

• в то время как клиент движется назад по своей
личной истории, помогать ему восстановить все
детали индивидуальных прошлых переживаний,
находя в информации, которую дает клиент, то,
что может иметь отношение к нынешнему состоя­
нию [32, с. 70-75].

После того как определены причины возникновения нежелательных реакций и установлено, какое измене­ние желательно для клиента, можно перейти к процес­су переформирования, то есть замены. нежелательного состояния или поведения на желательное. Особое место в этой системе занимает метод создания метафор, то есть рассказов, сказок, анекдотов, притч, в которых в неяв­ной форме дается решение проблемы клиента, усколь­зающее от контроля его сознания.

Одним из представителей экзистенциальной психо­терапии является В. Франкл [41]. Основным сугубо че­ловеческим стремлением, по В. Франклу, является стрем­ление обрести смысл своего существования, и индивид ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум, если это стремление остается нереализованным. Чувство.найденного смысла жизни дает человеку огромные ду­шевные силы для преодоления жизненных трудностей. Отсутствие смысла жизни, так сказать экзистенциаль-


ный вакуум, ведет к развитию невроза, делает человека беспомощным перед лицом трудностей.

Основной задачей логотерапии (так В. Франкл на­звал созданное им направление психотерапии) являет­ся помощь клиенту в воссоздании утерянного смысла жизни. Охарактеризуем еще два метода логотерапии: 4 технику парадоксальной интенции и технику дереф-лексии. В случае возникновения навязчивых состоя­ний клиент испытывает их гнет и пытается их пода­вить, оттолкнуть от себя. Это противодействие, одна­ко, лишь усиливает первоначальное давление. В отли­чие от фобии здесь наблюдается не бегство от состоя­ния, а борьба с ним. Техника парадоксальной интен­ции состоит в том, чтобы клиент захотел осуществле­ния того (при фобии) или соответственно сам осуще­ствил то (при неврозе навязчивых состояний), чего он так опасался. Тем самым прекращается избегание сим­птома или борьба с ним, и симптом достаточно быстро исчезает. Метод дерефлексии —• это простое переклю­чение внимания с себя на партнера. Дерефлексия ве­дет к здоровью и счастью. По сути дела, метод созда­ния смысла жизни также является методом дерефлек­сии, поскольку человек переносит внимание с себя на смысл своей жизни, который всегда воспринимается как нечто более важное, чем одна только своя жизнь, но является не презрением к этой жизни, а трансцен-цированием (расширением в бесконечность и придани­ем высшей значимости) этой же самой жизни.

Широко распространена медитативная психотера­пия. Медитативные техники используются в различных школах психотерапии. В чань-буддизме медитация осу­ществляется при сосредоточении сознания, лишенного каких-либо образов или идей (мыслей), в одной точке,



Возрастные кризисы


Глава 5. Психологическое воздействие на человека...



 


 


которое сочетается с максимальной релаксацией и ста­билизацией сознания, снятием психического напряже­ния и достижением уравновешенного состояния. Сосре­доточенность сознания в данном случае вовсе не означа­ет, что его нужно жестко фиксировать на определенном объекте. В ходе практики медитирующий вырабатыва­ет в себе способность к непроизвольной концентрации внимания, когда сознание свободно движется от одного объекта к другому. Медитация в буддистской традиции понимается как такое состояние сознания, когда все ду­ховные силы находятся в равновесии — ни одна мысль, ни одна склонность не возмущают его спокойствия.

Итак, медитация может быть как концентрацией на той или иной мысли, образе или процессе, либо культи­вированием состояния чистоты сознания без помех «о стороны мыслей, образов или чувств. Но во всех случа­ях медитация приводит человека к самому себе, к свое­му самокорректирующему и саморазвивающемуся цен­тру. Прежде всего на этом основан терапевтический эффект медитаций, то что они приводят к инсайту, то есть к решению проблем изнутри, решению их творчес­ким образом.

Один из вариантов медитации для управления дыха­нием состоит в том, чтобы сопровождать каждый выдох мысленным произнесением слова «один» или «оум» (аб­солют). Медитация для очищения сознания от мешаю­щих мыслей заключается в следующем: сидите в спо­койной позе, закрыв глаза, и следите за любыми мыс­лями, появляющимися в сознании, никак ни привязы­ваясь ни к одной из них и не прогоняя. Через некоторое время вы испытаете чувство необычайного покоя при абсолютно ясном сознании. Медитацией можно считать и весьма известный прием преодоления стресса, когда


человек представляет себя находящимся в абсолютно безопасном и комфортном месте [32, с. 82-87].

Медитации могут иметь и специальный психотера­певтический смысл, своеобразной медитацией можно считать даже метод свободных ассоциаций З.Фрейда.

Выводы

Суть коррекционной работы в период возрастного кри­зиса заключается не в преодолении симптомов кризиса, а в амплификации его положительного эффекта, исполь­зовании периода кризиса для решения задачи развития. В период возрастного кризиса меняются действия всех участников взаимодействия: действия и взрослых, и де­тей. Условием для успешного разрешения кризиса яв­ляется именно коррекция поведения взрослых. Выбор типа коррекционной работы зависит от возраста ребен­ка, места протекания кризиса (семья, школа), позиции взрослого (родитель, воспитатель, учитель). Эти харак­теристики внутренне зависимы: кризисы новорожден-ности, одного года, трех лет, как правило, протекают в семье, соответственно, взрослый, к которому обращен кризис, — родитель. Кризис семи лет, подростковый кризис и кризис семнадцати лет проходят и в школе, и дома, ребенок «адресуется» и к родителям, и к учите­лям. Воспитатели детского сада в наименьшей степени встречаются с трудновоспитуемостью детей вследствие критического синдрома, но им часто приходится согла­совывать свои действия с родителями, поскольку ребе­нок много времени проводит вне дома. Поэтому тип коррекционной работы выбирается в целом в зависимо­сти от возраста ребенка, но место и позиция взрослого определяют особенности коррекции.



Возрастные кризисы


Глава 5. Психологическое воздействие на человека...



 


 


Цель психологического консультирования в услови­ях кризиса — приведение личности к осознанию собы­тий, являющихся причинами состояния дисбаланса, к большей целостности, к меньшей конфликтности, раз­дробленности сознания, деятельности, поведения. Вы­бор стратегии в качестве средства воздействия в кри­зисных состояниях зависит от характера и идеологии учреждения, ориентации практиков и наличия необхо­димых ресурсов. Психологическое консультирование клиентов, находящихся в состоянии психодуховного кризиса, должно строиться на принципах экзистенци­ально-гуманистического и трансперсонального подходов; необходимо предоставить клиенту достаточное количе­ство информации о происходящем с ним как следствии индивидуальной духовной эволюции.

Психотерапия кризисных личностей подразумевает применение эмпирических техник, связанных с вхож­дением в измененные состояния сознания; интенсивность эмпирической психотерапии определяется интеллекту­альной и эмоциональной зрелостью кризисной личнос­ти, а также актуальным физическим состоянием. Выде­ляют следующие направления в психотерапии: психо­аналитическое направление, бихевиористская психоте­рапия, гуманистическая психотерапия, гештальттера-пия, телесноориентированная психотерапия, медитатив­ная психотерапия, экзистенциальная психотерапия, ней-ролигнвистическое программирование, и др.

Вопросы

1. В чем состоит цель коррекционной работы в период
возрастных кризисов?

2. В чем суть психологического воздействия в период раз­
личных кризисов онтогенеза?


 

3. Каковы цель и задачи психологического консультиро­
вания при возрастных кризисах?

4. Чем характеризуется модель решения психологичес­
ких проблем?

5. Какие выделяются психотерапевтические техники и
чем они отличаются друг от друга?


Приложения



 


 


Приложение 1 Методика изучения отношения ребенка к себе

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...