Методика изучения новой внутренней позиции Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера
Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 6-7 лет в форме беседы. Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает, нравится ли ему в школе (для воспитанника детского сада — хочет ли он пойти в школу). В зависимости от ответа задают первый вопрос: 1. Что тебе в школе нравится (не нравится) больше Далее экспериментатор говорит: «Я буду рассказывать 2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг ска 3. Представь себе, что мама так и сделала (или не по 4. Представь, что есть две школы — школа «А» и шко и математика по одному разу в неделю. В какой школе тебе хотелось бы учиться?
5. Представь, что ты вышел погулять и встретил маль 6. Представь, что тебе предложили учиться так: ты не
7. В школе «А» от первоклассников строго требуют 8. Представь себе, что в какой-то день ты очень хоро 9. Представь себе, что ваша учительница неожиданно Обработка данных. Показателями новой внутренней позиции при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту являются: Возрастные кризисы Приложения
•. положительное отношение к поступлению в школу и пребыванию в ней, как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни; «особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;
• отказ от характерных для дошкольного детства ориен • признание авторитета учителя. Каждый ответ оценивают как «школьный» или «дошкольный» вариант. Ответы «школьного» варианта определяют следующим образом: Общее отношение к школе и учению: 1. Положительное отношение к поступлению и пребы 2. Наличие школьно-учебных ориентации в ситуации Ориентация на новое, собственно школьное содержание занятий: 1. Отказ от школы, в которой занятия по грамоте и 2. Предпочтение уроков грамоты и счета другим ви 3. Содержательное представление о подготовке к школе. организации деятельности: 1. Предпочтение коллективных классных занятий ин 2. Предпочтение школы, в которой соблюдение пра 3. Предпочтение отметки как формы учебной работы Признание авторитета учителя (несогласие на замену его родителями). Приложение 5 Методика диагностики состояния агрессии в подростковом возрасте Басса-Дарки Инструкция: ответьте на предлагаемые утверждения, выбирая ответы «да» или «нет». Текст опросника 1. Временами я не могу справиться с желанием при 2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю. 3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь. 4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню 5. Я не всегда получаю то, что мне положено. 6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной. 7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это 8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, испы 9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы ки 11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам. 12. Если мне не нравится установленное правило, мне
13. Другие умеют почти всегда использовать благо 14. Я держусь настороженно с людьми, которые отно 15. Я часто бываю не согласен с людьми. 16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я сты 17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу 18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми. Возрастные кризисы Приложения
• 19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется. 20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я все 21. Меня немного огорчает моя судьба. 22. Я думаю, что многие люди не любят меня. 23. Я не могу удержаться от спора, если люди не со 24. Люди, увиливающие от работы, должны испыты 25.Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку. 26. Я не способен на грубые шутки. 27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насме 28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю 29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто 30. Довольно многие люди завидуют мне. 31. Я требую, чтобы люди уважали меня. 32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих ро 33. Люди, которые постоянно изводят Вас, стоят того, 34. Я никогда не бываю мрачен от злости. 35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслужи 36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю 37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет 38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются. 39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным вы 40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены. 41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь. 43. Иногда люди раздражают меня одним своим при 44. Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел. 45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам». 46. Если кто-нибудь раздражает меня, то я готов ска
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею. 48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь. 49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева. 50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, гото 51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы счита 52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины зас 53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ. 54. Неудачи огорчают меня. 55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие. 56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько 57.Иногда я чувствую, что готов первым начать драку. 58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной 59. Раньше я думал, что большинство людей говорит 60. Я ругаюсь только со злости. 61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает со 62. Если для защиты своих прав мне нужно приме 63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кула 64. Я бываю грубоват по отношению к людям, кото 65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне на Возрастные кризисы Приложения
66. Я не умею поставить человека на место, даже если 67. Я часто думаю, что жил неправильно. 68. Я знаю людей, которые способны довести меня до 69. Я не огорчаюсь из-за мелочей. 70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются 71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собира 72. В последнее время я стал занудой. 73. В споре я часто повышаю голос. 74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отноше 75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить. Обработка опросника Босса — Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов. 1. Физическая агрессия: «да» — № 1, 25, 33, 48, 55, 2. Косвенная агрессия: «да» — № 2, 18, 34, 42, 56, 63; 3. Раздражение: «да» — №3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 4. Негативизм: «да» — №4, 12, 20, 23, 36. 5. Обида: «да» — № 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58; «нет» — 6. Подозрительность: «да» — № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; «нет» — № 65, 70. 7. Вербальная агрессия: «да» — № 7, 15, 28, 31. 46, 53, 60, 71, 73 «нет» — № 39, 66, 74, 75. 8. Угрызение совести, чувство вины: «да» — № 8, 16, Опросник выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций: Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица
Косвенная агрессия — агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки) и агрессия, которая ни на кого не направлена — взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. д. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью. Склонность к раздражению (коротко — раздражение) — готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости. Негативизм — оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев. Обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. Подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань). Угрызения совести — ответы на вопросы этой шкалы выражает сдерживающее влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества). Показатели физической агрессии, косвенной агрессии, раздражения, зербальной агрессии вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обиды и подозрительности — индекс враждебности. Нормой агрессивности является величина индекса, равная 21 ±4, а враждебности — 6,5-7±3. Возрастные кризисы Приложения
Приложение 6
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|