В период кризиса трех лет Т.В. Гуськовой и М.Г. Елагиной
Подготовка исследования. Для проведения исследования необходимо подобрать несколько картинок с изображением животных, растений, предметов и составить вопросы для беседы с ребенком по их содержанию. Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 2-4 лет. Оно состоит из поочередного рассматривания картинок с изображением животных, растений, предметов и ответов ребенка на вопросы взрослого по их содержанию. Ребенок встречается с экспериментатором несколько раз в двух различных ситуациях, в каждой из которых взрослый демонстрирует свое отношение к ребенку и его ответам: / ситуация — отмечает и оценивает только удачные ответы; // ситуация — отмечает и оценивает только неудачные ответы, за которые ребенок получает отрицательную оценку. В каждой ситуации исследование проходит ряд этапов: • I этап — общее доброжелательное и заинтересован • II этап — во время беседы по картинкам эксперимен • III этап — общее доброжелательное и заинтересован Исследователь фиксирует поведенческие реакции ребенка: ориентировочные, двигательные, эмоциональные, рабочие. Обработка данных. Для определения эмоционального отношения ребенка к себе сравнивают основные поведенческие реакции малыша в 1-й и 2-й ситуациях. На этом основании делают выводы о том, насколько дифференцировалось общее отношение ребенка к себе и конкретное, основанное на его реальном достижении при решении задач. Определяют, как зависит эта дифференциация от вида оценки и контекста отношений со взрослыми.
Возрастные кризисы Приложения
Приложение 2 Методика изучения проявления чувства гордости за собственные достижения у детей в период кризиса 3 лет Т. В. Гуськовой и М. Г. Елагиной Подготовка исследования. Для проведения исследования необходимо приготовить пирамидку, ее изображение (образец) и конструктор. Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 2 лет 6 мес. — 3 лет 6 мес. Эксперимент состоит из 5 серий, каждая из которых включает 3 задачи. Например, первая серия включает задачи: 1) собрать пирамидку, используя картинку-образец; 2) построить домик из деталей конструктора (без об 3) сложить грузовичок из деталей конструктора (без Четыре другие серии строят аналогично, чтобы выявить устойчивые характеристики поведения ребенка по отношению к предметному миру и взрослым. За 1-ю задачу, независимо от качества исполнения, ребенок получает похвалу, за 2-ю — оценку «сделал» или «не сделал», соответственно своему результату, решение 3-й задачи не оценивается. При затруднениях экспериментатор предлагает ребенку помощь. Обработка данных. При обработке данных анализируют активность детей в ходе выполнения заданий по двум параметрам: 1) связь ребенка с предметным миром отражает ценность достижений в осуществляемой деятельности (принятие задачи, свидетельствующее об интересе и мотиваци-онной обеспеченности деятельности, целеустремленность в выполнении задачи), включенность в решение задачи (глубина включенности в сам процесс деятельности), оценка ребенком продуктивности своей деятельности; 2) связь ребенка со взрослым отражает самостоятельность в пополнении заданий (отношение ребенка к помощи взрослого, его эмоциональные проявления); поиск оценки взрослого и отношение к ней.
Указатели активности оценивают по следующей шкале: при максимальной выраженности показателя — 3 балла, при средней — 2 балла, при низкой — 1 балл. Таким образом, I уровень проявления активности — 0-7 баллов, II уровень — 7-14 баллов, III уровень — 14-21 балл. Анализируют, как возрастает активность ребенка в поисках оценки взрослого. Прослеживают эмоциональные реакции при получении или отсутствии оценки. Выясняют, появляются ли аффективные формы поведения (преувеличение своих достижений, попытки обесценить неудачу) при неуспехе или отсутствии оценки взрослым успеха ребенка. Обобщая полученные результаты, делают вывод о появлении такого личностного новообразования, как «гордость за собственные достижения» (оно интегрирует предметное отношение к действительности, отношение к взрослому как к образцу, отношение к себе, опосредованное достижением). В случае если исследование проводится в группе детей, целесообразно ввести возрастную градацию: сравнить результаты по показателям активности в зависимости от возрастной группы: 2 года 6 мес. — 2 года 10 мес.; 2 года 10 мес. — 3 года 2 мес.; 3 года 2 мес. — 3 года б мес. Возрастные кризисы Приложения
' Приложение 3 Методика изучения аффективного поведения у детей Е.Е. Кравцовой Подготовка исследования. Подобрать 18-20 картинок определенного содержания. Например, ребенок держит в руках дневник, в котором стоит двойка; стоит в конце длинной очереди в магазине игрушек; смотрит на витрину с красивыми игрушками в магазине; наблюдает за каким-нибудь чудовищем или драконом на экране телевизора; стоит в стороне, когда другие дети играют с красивыми, яркими игрушками; мастерит что-то и хмурится — у него явно ничего не получается; весело играет с детьми, а его внезапно зовут домой; стоит перед клеткой с тигром в зоопарке, а другой малыш пытается перелезть через ограду, совсем близко к зверю; сидит перёд грудой интересных игрушек, которые его просят убрать. Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально. Ребенку 4-7 лет показывают картинки, просят их описать и сказать, как бы он поступил в этой ситуации, и объяснить, почему бы он так поступил. Беседы дополняют наблюдением за поведением малыша в разных видах деятельности.
Обработка данных. Анализируя предполагаемое поведение ребенка (при описании картинок) и реальное, делают вывод о наличии у него симптомов аффективного поведения. Показателями такого поведения выступают: • излишнее послушание, малоактивность, безынициатив • тревожность, когда ребенок скучает по дому и плачет • растерянность, плач в новой ситуации; • трудности с переключением внимания; • сложности включения в коллективную игру и занятия;
• неумение сформулировать свое желание в ситуациях • отсутствие осознания своих действий, когда ребенок • страхи перед засыпанием, ожидание страшного перед • боязнь животных (всех или каких-то определенных); • вязкость в том, что вызывает страх, неприятные ощу • частый плач, истерики, когда ребенок может падать Возрастные кризисы Приложения
Приложение 4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|