Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В период кризиса трех лет Т.В. Гуськовой и М.Г. Елагиной




Подготовка исследования. Для проведения исследо­вания необходимо подобрать несколько картинок с изоб­ражением животных, растений, предметов и составить вопросы для беседы с ребенком по их содержанию.

Проведение исследования. Исследование проводится ин­дивидуально с детьми 2-4 лет. Оно состоит из поочеред­ного рассматривания картинок с изображением живот­ных, растений, предметов и ответов ребенка на вопросы взрослого по их содержанию. Ребенок встречается с экс­периментатором несколько раз в двух различных ситуа­циях, в каждой из которых взрослый демонстрирует свое отношение к ребенку и его ответам:

/ ситуация — отмечает и оценивает только удачные ответы;

// ситуация — отмечает и оценивает только неудач­ные ответы, за которые ребенок получает отрицатель­ную оценку.

В каждой ситуации исследование проходит ряд этапов:

• I этап — общее доброжелательное и заинтересован­
ное отношение к ребенку перед рассматриванием кар­
тинки;

• II этап — во время беседы по картинкам эксперимен­
татор правильный ответ оценивает следующим обра-.
зом: «Хорошо, ты это знаешь», неправильный ответ:
«Плохо, ты не знаешь этого»;

• III этап — общее доброжелательное и заинтересован­
ное отношение к ребенку после рассматривания кар­
тинок.

Исследователь фиксирует поведенческие реакции ребенка: ориентировочные, двигательные, эмоциональ­ные, рабочие.


Обработка данных. Для определения эмоциональ­ного отношения ребенка к себе сравнивают основные поведенческие реакции малыша в 1-й и 2-й ситуациях. На этом основании делают выводы о том, насколько дифференцировалось общее отношение ребенка к себе и конкретное, основанное на его реальном достижении при решении задач. Определяют, как зависит эта диф­ференциация от вида оценки и контекста отношений со взрослыми.



Возрастные кризисы


Приложения



 


 


Приложение 2

Методика изучения проявления чувства гордости за собственные достижения у детей

в период кризиса 3 лет Т. В. Гуськовой и М. Г. Елагиной

Подготовка исследования. Для проведения исследо­вания необходимо приготовить пирамидку, ее изображе­ние (образец) и конструктор.

Проведение исследования. Исследование проводится ин­дивидуально с детьми 2 лет 6 мес. — 3 лет 6 мес. Экспе­римент состоит из 5 серий, каждая из которых включает 3 задачи.

Например, первая серия включает задачи:

1) собрать пирамидку, используя картинку-образец;

2) построить домик из деталей конструктора (без об­
разца);

3) сложить грузовичок из деталей конструктора (без
образца).

Четыре другие серии строят аналогично, чтобы выя­вить устойчивые характеристики поведения ребенка по отношению к предметному миру и взрослым.

За 1-ю задачу, независимо от качества исполнения, ребенок получает похвалу, за 2-ю — оценку «сделал» или «не сделал», соответственно своему результату, решение 3-й задачи не оценивается. При затруднениях экспери­ментатор предлагает ребенку помощь.

Обработка данных. При обработке данных анализи­руют активность детей в ходе выполнения заданий по двум параметрам:

1) связь ребенка с предметным миром отражает цен­ность достижений в осуществляемой деятельности (при­нятие задачи, свидетельствующее об интересе и мотиваци-онной обеспеченности деятельности, целеустремленность в выполнении задачи), включенность в решение задачи


(глубина включенности в сам процесс деятельности), оценка ребенком продуктивности своей деятельности;

2) связь ребенка со взрослым отражает самостоятель­ность в пополнении заданий (отношение ребенка к помо­щи взрослого, его эмоциональные проявления); поиск оценки взрослого и отношение к ней.

Указатели активности оценивают по следующей шка­ле: при максимальной выраженности показателя — 3 бал­ла, при средней — 2 балла, при низкой — 1 балл. Таким образом, I уровень проявления активности — 0-7 бал­лов, II уровень — 7-14 баллов, III уровень — 14-21 балл.

Анализируют, как возрастает активность ребенка в по­исках оценки взрослого. Прослеживают эмоциональные реакции при получении или отсутствии оценки. Выясня­ют, появляются ли аффективные формы поведения (пре­увеличение своих достижений, попытки обесценить не­удачу) при неуспехе или отсутствии оценки взрослым ус­пеха ребенка.

Обобщая полученные результаты, делают вывод о по­явлении такого личностного новообразования, как «гор­дость за собственные достижения» (оно интегрирует пред­метное отношение к действительности, отношение к взрос­лому как к образцу, отношение к себе, опосредованное достижением).

В случае если исследование проводится в группе де­тей, целесообразно ввести возрастную градацию: сравнить результаты по показателям активности в зависимости от возрастной группы: 2 года 6 мес. — 2 года 10 мес.; 2 года 10 мес. — 3 года 2 мес.; 3 года 2 мес. — 3 года б мес.



Возрастные кризисы


Приложения



 


 


' Приложение 3

Методика изучения аффективного поведения у детей Е.Е. Кравцовой

Подготовка исследования. Подобрать 18-20 картинок определенного содержания. Например, ребенок держит в руках дневник, в котором стоит двойка; стоит в конце длинной очереди в магазине игрушек; смотрит на витри­ну с красивыми игрушками в магазине; наблюдает за ка­ким-нибудь чудовищем или драконом на экране телеви­зора; стоит в стороне, когда другие дети играют с краси­выми, яркими игрушками; мастерит что-то и хмурится — у него явно ничего не получается; весело играет с деть­ми, а его внезапно зовут домой; стоит перед клеткой с тигром в зоопарке, а другой малыш пытается перелезть через ограду, совсем близко к зверю; сидит перёд грудой интересных игрушек, которые его просят убрать.

Проведение исследования. Исследование проводится ин­дивидуально. Ребенку 4-7 лет показывают картинки, про­сят их описать и сказать, как бы он поступил в этой си­туации, и объяснить, почему бы он так поступил. Беседы дополняют наблюдением за поведением малыша в раз­ных видах деятельности.

Обработка данных. Анализируя предполагаемое по­ведение ребенка (при описании картинок) и реальное, де­лают вывод о наличии у него симптомов аффективного поведения. Показателями такого поведения выступают:

• излишнее послушание, малоактивность, безынициатив­
ность, предпочтение действовать по инструкции;
излишняя скрытность, замкнутость;

• тревожность, когда ребенок скучает по дому и плачет
каждый раз при расставании с близкими;

• растерянность, плач в новой ситуации;

• трудности с переключением внимания;

• сложности включения в коллективную игру и занятия;


 

• неумение сформулировать свое желание в ситуациях
выбора;

• отсутствие осознания своих действий, когда ребенок
высказывает самые несуразные предположения, непра­
вильно оценивает свое поведение, поступки;

• страхи перед засыпанием, ожидание страшного перед
сном;

• боязнь животных (всех или каких-то определенных);

• вязкость в том, что вызывает страх, неприятные ощу­
щения, требования повторения страшного;

• частый плач, истерики, когда ребенок может падать
на пол, биться головой, ногами и т. п.



Возрастные кризисы


Приложения



 


 


Приложение 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...