Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика диагностики особенностей семейного воспитания А.Я. Варга и В.В. Столина




Инструкция. Ответьте на предлагаемые вопросы ут­вердительно или отрицательно.

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой
ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значи­
тельно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от ре­
альных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудно­
стей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

 

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение
к ребенку приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ре­
бенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ре­
бенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, ко­
торые, кроме презрения, ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

 

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы
досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как губка.

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам
при всем старании.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда
из него вырастет порядочный человек.


 

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к
нам в дом.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку «липнет» все дурное.

23. Мой ребёнок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне
немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и спо­
собный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками,
они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свобод­
ное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и
взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлнЗ себя на враждебном отношении к
ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего
того, что мне не удалось в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а
не только требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учиты­
вать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать,
что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Оснрвная причина капризов моего ребенка — эго­
изм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить
отпуск с ребенком.

41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и
беззаботное детство, все остальное приложится.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен
ни на что хорошее.



Возрастные кризисы


Приложения



 


43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка— сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный
характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка!

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать са­
мостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего
ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от своих роди­
телей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребен­
ка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми
детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка данных. При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно». Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

1. Отвержение (3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23,
24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49,
51, 52, 53, 55, 56, 60).

2. Социальная желательность (6, 9, 21, 25, 31, 33, 34,
35, 36).

3. Симбиоз (1, 5, 7, 28, 32, 41, 58).

4. Гиперсоциализация (2, 19, 30, 48, 50, 57, 59).

5. Инфантилизация (инвалидизация) (9, 11, 13, 17, 22,
28, 54, 61).


Приложение 7 Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина

Инструкция 1. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и выберите соответству­ющую цифру в зависимости от того, как Вы себя чув­ствуете в данный момент. Над вопросами долго не заду­мывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

1 — нет, это не так;

2 — пожалуй, так;

3 — верно;

4 — совершенно верно.

 

1. Я спокоен.

2. Мне ничто не угрожает.

3. Я нахожусь в напряженииГ

4. Я испытываю сожаление.

5. Я чувствую себя свободно.

6. Я расстроен.

7. Меня волнуют возможные неудачи.

8. Я чувствую себя отдохнувшим.

9. Я не доволен собой.

 

10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения.

11. Я уверен в себе.

12. Я нервничаю.

13. Я не нахожу себе места.

14. Я взвинчен.

15. Я не чувствую скованности, напряженности.

16. Я доволен.

17. Я озабочен.

18. Я слишком возбужден и мне не по себе.

19. Мне радостно.

20. Мне приятно.



Возрастные кризисы


Приложения



 


Инструкция 2. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и выберите соответству­ющую цифру в зависимости от того, как Вы себя чув­ствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

1 — нет, это не так;

2 — пожалуй, так;

3 — верно;

4 — совершенно верно.

 

21. Я испытываю удовольствие.

22. Я очень быстро устаю.

23. Я легко могу заплакать.

24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и
другие.

25. Я проигрываю потому, что недостаточно быстро
принимаю решения.

26. Обычно я чувствую себя бодрым.

27. Я спокоен, хладнокровен и собран.

28. Ожидаемые трудности обычно тревожат меня.

29. Я слишком переживаю из-за пустяков.

30. Я вполне счастлив.

31. Я принимаю все слишком близко к сердцу.

32. Мне не хватает уверенности в себе.

33. Обычно я чувствую себя в безопасности.

34. Я стараюсь избегать критических ситуаций.

35. У меня бывает хандра.
36.Я доволен.

37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня.

38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что
потом долго не могу о них забыть.

39. Я уравновешенный человек.

40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я
думаю о своих делах и заботах.

Обработка данных. Показатели РТ и ЛТ подсчитыва­ются по формулам:


РТ = Σ1 - Σ2 + 35,

где Σ 1, — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;

Σ 2 — сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20).

ЛТ= Σ1 - Σ2 + 35,

где Σ 1 — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 37, 38, 40;

Σ 2 — сумма остальных цифр по пунктам — 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 — низкая тревожность; 31-45 — умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность.



Возрастные кризисы


Приложения



 


 


Приложение 8

Методика диагностики типа эмоциональной

Реакции на воздействие стимулов окружающей

Среды В.В. Бойко

Инструкция. Выберите подходящий вариант ответа — «а», «б» или «в». Будьте искренни.

1. Когда я усталый прихожу с работы домой, то уста­
лость:

а) быстро проходит;

б) остается какое-то время, но я ее не показываю;

в) отрицательно сказывается на общении с домашними.

2. Жизнь показывает, что я склонен:

а) все видеть в основном оптимистично;

б) воспринимать все преимущественно в спокойных,
нейтральных тонах;

в) относиться ко всему по большей части пессимис­
тично.

3. Когда на улице хорошая погода, то чаще всего:

а) у меня улучшается настроение или повышается ак­
тивность;

б) мне хочется расслабиться, отложить дела, бездель­
ничать;

в) я на это никак не реагирую или чувствую себя не­
счастным, подавленным.

4. Если бы мне предложили пройти тест на определение
уровня интеллекта, то я:

а) охотно согласился бы;

в) постарался бы не проходить;

в) категорически отказался бы.

5. В общении с новым деловым партнером (коллегой) я
обычно:

а) легко и быстро вступаю в контакт;


б) сначала некоторое время присматриваюсь и прояв­
ляю осторожность;

в) стараюсь вообще особенно не сближаться.

6. Когда бывает радостно на душе, то обычно мне хочется:

а) чтобы это увидели, почувствовали все;

б) чтобы это увидели, почувствовали только близкие
мне люди;

в) чтобы этого никто не заметил.

7. Очередное трудное обстоятельство в жизни я чаще все­
го воспринимаю:

а) с готовностью успешно преодолеть;

б) с некоторой тревогой, беспокойством;

в) с чувством досады или раздражения.

8. Написать письмо на телевидение меня могла бы побу­
дить скорее всего:

а) передача, которая очень понравилась;

б) передача, которая содержала вопрос, требующий от­
вета;

в) передача, которая вызвала протест, неудовлетво­
рение.

9. Когда возникают нежные чувства к близким, я обычно:

а) проявляю их открыто;

б) стесняюсь своей сентиментальности;

в) стараюсь не показывать.

10. Необходимость принимать ответственные решения в
личной жизни обычно:

а) мобилизует меня;

б) вызывает растерянность, ставит в тупик;

в) огорчает или расстраивает.

11. Сомнительные, но интересные идеи, знания, факты я
обычно:

а) включаю в багаж своих знаний;

б) тщательно обдумываю, взвешиваю;

в) решительно отторгаю или опровергаю.



Возрастные кризисы


Приложения



 


 


12. Когда представители противоположного пола гово­
рят мне комплименты, я обычно:

а) не скрываю своего удовольствия;

б) смущаюсь, чувствую неловкость;

в) сомневаюсь в их искренности.

13. Если мое предложение будет отвергнуто руководите­
лем, то я скорее всего:

а) сделаю новое предложение или внесу исправления
в прежнее;

б) буду переживать в себе случившееся;

в) выскажу свое недовольство или не стану впредь вно­
сить предложения.

14. Я человек:

а) очень доверчивый;

б) осмотрительный, настороженный;

в) очень недоверчивый.

15. На юмор и шутки в основном реагирую так:

а) открыто смеюсь, радуюсь;

б) воспринимаю сдержанно;

в) отношусь критично или реагирую редко.

16. Если кто-либо из членов семьи опять делает не то или
не так, я чаще всего:

а) терпеливо и спокойно объясняю, как надо сделать;

б) начинаю ворчать, брюзжать;

в) шумлю, ругаюсь, устраиваю разгон.

17. Жизнь чаще:

а) радует;

б) не вызывает определенных эмоций;

в) огорчает или разочаровывает.

18. Анекдоты я:

а) обожаю;

б) воспринимаю без особого восторга; •

в) не люблю.


19. Неприятные обязанности на работе я большей частью
выполняю:

а) столь же терпеливо, как и остальные;

б) нехотя;

в) с неудовольствием или с досадой, раздражением.

20. Для моего стиля жизни больше характерно:

а) активное планомерное продвижение к намеченной
цели;

б) стабильность, постоянство;

в) желание периодически многое или что-нибудь рез­
ко изменять.

21. Если бы мне предложили отметить круглую дату мо­
его трудового пути, я бы вероятнее всего ответил:

а) принимаю предложение;

б) мне не очень хочется или неловко оказаться в цен­
тре внимания;

в) я не люблю подобные мероприятия.

22. На справедливые, но обидные по форме замечания в
мой адрес я обычно в первый момент реагирую так:

а) принимаю с благодарностью, признанием;

б) обижаюсь, но не показываю это;

в) защищаюсь или теряю самообладание, «завожусь».

23. Я хотел бы, чтобы моя профессиональная деятель­
ность:

а) была связана с активным общением с людьми;

б) не требовала активного общения;

в) по возможности исключала общение.

24. Дружеские подшучивания по моему адресу:

а) вполне принимаю;

б) не одобряю, но терплю;

в) не выношу, не приемлю.

25. Недостатки личности делового партнера чаще всего:
а) принимаю как обстоятельство, которое надо пре­
одолевать;



Возрастные кризисы


Приложения



 


б) стараюсь молча терпеть;

в) заставляют нервничать, огорчаться.

26. Будь я руководителем, то для завоевания авторитета
у коллег предпочел бы такое средство:

а) оказание помощи и поддержки;

б) терпение и выдержку;

в) строгость и требовательность.

27. Если бы на собрании коллектива меня похвалили за
хорошую работу, то, по всей вероятности:

а) я не скрывал бы своего удовлетворения;

б) смутился бы или постарался скрыть свои чувства;

в) не испытал бы особых чувств или это меня не пора­
довало бы.

28. Если меня кто-либо разозлит, то:

а) быстро отхожу, забываю о случившемся;

б) успокаиваю себя, убеждаю, что надо уметь прощать,
и у меня это получается;

в) злюсь долго и ничего с этим не могу поделать.

29. Когда вечером раздается неожиданный стук в дверь,
то я по обыкновению:

а) ожидаю что-нибудь приятное;

б) настораживаюсь, но не подаю вида;

в) явно нервничаю, жду что-нибудь неприятное.

30. Когда в дружеской компании меня просят петь или
плясать, то я:

а) тут же откликаюсь;

б) некоторое время смущаюсь и не решаюсь;

в) предпочитаю, чтобы меня не просили.

31. Мелочи жизни я воспринимаю:

а) как тонизирующий фактор;

б) как беспокоящее меня обстоятельство;

в) как досадные неприятности.

32. Моя жизнь в целом:


а) наполнена яркими событиями, которые я чаще всего
сам себе организую;

б) размерена и спокойна;

в) скучна и однообразна.

33. Если бы кто-нибудь из коллег, с которым не было
особых отношений, вдруг стал мне оказывать дружес­
кое расположение, то:

а) я тут же ответил бы взаимностью; •б) сначала постарался бы понять причину, а потом ре­шил, как себя вести; в) воздержался бы от дружеских отношений.

34. Если коллега нанесет мне какую-то обиду, то я ско­
рее всего:

а) быстро смогу простить его;

б) буду переживать, стараясь не показывать это;

в) когда-нибудь отвечу ему тем же.

35. Обстановка на работе чаще всего вызывает:

а) хорошее или бодрое, приподнятое настроение;

б) внутреннее напряжение, беспокойство;

в) раздражение или плохое, сниженное настроение.

36. Полезные советы со стороны знакомых я обычно:

а) тут же принимаю с благодарностью;

б) тщательно обдумываю и проверяю на надежность;

в) не принимаю в расчет, стараюсь жить своим умом.

37. Если кто-либо из коллег проявит недовольство беспо­
рядками в нашей работе, я скорее всего:

а) постараюсь своим участием уладить конфликт;

б) буду наблюдать за развитием действий;

в) приму сторону недовольных или обиженных.

38. Большинство людей в моем окружении на работе (в
учебном заведении):

а) вызывает доверие;

б) заставляет держаться настороженно;

в) вызывает недоверие.



Возрастные кризисы


Приложения



 


 


39. В последнее время праздники я обычно встречаю:

а) с подъемом и радостью;

б) с некоторой грустью, тревогой, разочарованием или
безразличием;

в) с явной досадой, раздражением или ощущением пу­
стоты, одиночества.

Обработка данных. Учитывается два параметра:

1) «эйфорическая активность вовне» — а;
«рефракторная активность вовнутрь» — б;
«дисфорическая активность вовне» — в;

2) характер стимулов:

положительные — обладают позитивным личностным смыслом или социальным значением (хорошая погода, радость на душе, комплимент окружающих, шутка);

амбивалентные (или нейтральные) — они двойственны по своей природе, в них можно обнаружить либо положи­тельный, либо негативный смысл — все зависит от устано­вок самой личности, от ее тенденции приписывать вещам, явлениям, людям хорошие или плохие качества (амбива­лентны как стимулы новый деловой партнер вообще, теле­визионная передача, сомнительные идеи, окружающие люди, жизнь в целом, обычная обстановка на работе);

отрицательные — отрицательный смысл, значение (ощущение усталости, надо пройти интеллектуальное ис­пытание, трудное обстоятельство в жизни).

Подвести итоги позволяет таблица, в которую надо пе­ренести данные ваших ответов — ставьте единички в нуж­ной графе. Подсчитайте общее количество ответов а, б, в — по колонкам таблицы (см. след стр.).

Интерпретация результатов. Если чаще всего фигу­рирует «а», это свидетельствует о доминировании эйфо-рической реакции, когда воздействующие факторы нега­тивные, позитивные и амбивалентные, то реакции реф­ракторные или дисфорические.

Наибольшее количество ответов типа «б» говорит о том, что эмоциональная система восприятия пасует пе-


 

 

Стимулы Вопросы Эйфориче­ская реакция (ответ «а») Рефрактер­ная реакция (ответ «б») Дисфориче­ская реакция (ответ «в»)
негатив­ные 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28,31,34,37      
амбива­лентные 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29,32,35,38     ,
позитив- ные 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30,33,36,39            
итого        

ред разными влияниями — положительными, отрицатель­ными и амбивалентными. В окружающей действитель­ности она выбирает преимущественно амбивалентные сти­мулы. При этом они «застревают» в личности, остаются в виде переживаний, неприятного осадка, размышлений, затаенной грусти, злобы.

При доминировании дисфорической формулы (боль­ше всего ответов «в») положительные и отрицательные стимулы сводятся к негативным переживаниям, а эмо­циональная система в целом настроена на негативные мулы.



Возрастные кризисы


Приложения



 


Приложение 9

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...