Методика диагностики особенностей семейного воспитания А.Я. Варга и В.В. Столина
Инструкция. Ответьте на предлагаемые вопросы утвердительно или отрицательно. 1. Я всегда сочувствую своему ребенку. 2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой 3. Я уважаю своего ребенка. 4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значи 5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от ре 6. Я испытываю к ребенку чувство расположения. 7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудно 8. Мой ребенок часто неприятен мне. 9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда издевательское отношение 11. Я испытываю досаду по отношению к своему ре 12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни. 13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ре 14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, ко 15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы 17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как губка. 18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам 19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к 21. Я принимаю участие в своем ребенке. 22. К моему ребенку «липнет» все дурное. 23. Мой ребёнок не добьется успеха в жизни. 24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне 25. Я жалею своего ребенка. 26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками,
27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свобод 28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и 29. Я часто ловлнЗ себя на враждебном отношении к 30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего 31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а 32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка. 33. При принятии семейных решений следует учиты 34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка. 35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, 36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться. 37. Я всегда считаюсь с ребенком. 38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства. 39. Оснрвная причина капризов моего ребенка — эго 40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить 41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и 42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен Возрастные кризисы Приложения
43. Я разделяю увлечения своего ребенка. 44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно. 45. Я понимаю огорчения своего ребенка. 46. Мой ребенок часто раздражает меня. 47. Воспитание ребенка— сплошная нервотрепка. 48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный 49. Я не доверяю своему ребенку. 50. За строгое воспитание дети благодарят потом. 51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка! 52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств. 53. Я разделяю интересы своего ребенка. 54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать са 55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни. 56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего 58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком. 59. Ребенок не должен иметь секретов от своих роди 60. Я невысокого мнения о способностях моего ребен 61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми Обработка данных. При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно». Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как: 1. Отвержение (3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 2. Социальная желательность (6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 3. Симбиоз (1, 5, 7, 28, 32, 41, 58). 4. Гиперсоциализация (2, 19, 30, 48, 50, 57, 59). 5. Инфантилизация (инвалидизация) (9, 11, 13, 17, 22, Приложение 7 Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина Инструкция 1. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и выберите соответствующую цифру в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет. 1 — нет, это не так; 2 — пожалуй, так; 3 — верно; 4 — совершенно верно.
1. Я спокоен. 2. Мне ничто не угрожает. 3. Я нахожусь в напряженииГ 4. Я испытываю сожаление. 5. Я чувствую себя свободно. 6. Я расстроен. 7. Меня волнуют возможные неудачи. 8. Я чувствую себя отдохнувшим. 9. Я не доволен собой.
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения. 11. Я уверен в себе. 12. Я нервничаю. 13. Я не нахожу себе места. 14. Я взвинчен. 15. Я не чувствую скованности, напряженности. 16. Я доволен. 17. Я озабочен. 18. Я слишком возбужден и мне не по себе. 19. Мне радостно. 20. Мне приятно. Возрастные кризисы Приложения
Инструкция 2. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и выберите соответствующую цифру в зависимости от того, как Вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет. 1 — нет, это не так; 2 — пожалуй, так; 3 — верно; 4 — совершенно верно.
21. Я испытываю удовольствие. 22. Я очень быстро устаю. 23. Я легко могу заплакать. 24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и
25. Я проигрываю потому, что недостаточно быстро 26. Обычно я чувствую себя бодрым. 27. Я спокоен, хладнокровен и собран. 28. Ожидаемые трудности обычно тревожат меня. 29. Я слишком переживаю из-за пустяков. 30. Я вполне счастлив. 31. Я принимаю все слишком близко к сердцу. 32. Мне не хватает уверенности в себе. 33. Обычно я чувствую себя в безопасности. 34. Я стараюсь избегать критических ситуаций. 35. У меня бывает хандра. 37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня. 38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что 39. Я уравновешенный человек. 40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я Обработка данных. Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам: РТ = Σ1 - Σ2 + 35, где Σ 1, — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; Σ 2 — сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20). ЛТ= Σ1 - Σ2 + 35, где Σ 1 — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 37, 38, 40; Σ 2 — сумма остальных цифр по пунктам — 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39. При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 — низкая тревожность; 31-45 — умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность. Возрастные кризисы Приложения
Приложение 8 Методика диагностики типа эмоциональной Реакции на воздействие стимулов окружающей Среды В.В. Бойко Инструкция. Выберите подходящий вариант ответа — «а», «б» или «в». Будьте искренни. 1. Когда я усталый прихожу с работы домой, то уста а) быстро проходит; б) остается какое-то время, но я ее не показываю; в) отрицательно сказывается на общении с домашними. 2. Жизнь показывает, что я склонен: а) все видеть в основном оптимистично; б) воспринимать все преимущественно в спокойных, в) относиться ко всему по большей части пессимис 3. Когда на улице хорошая погода, то чаще всего: а) у меня улучшается настроение или повышается ак
б) мне хочется расслабиться, отложить дела, бездель в) я на это никак не реагирую или чувствую себя не 4. Если бы мне предложили пройти тест на определение а) охотно согласился бы; в) постарался бы не проходить; в) категорически отказался бы. 5. В общении с новым деловым партнером (коллегой) я а) легко и быстро вступаю в контакт; б) сначала некоторое время присматриваюсь и прояв в) стараюсь вообще особенно не сближаться. 6. Когда бывает радостно на душе, то обычно мне хочется: а) чтобы это увидели, почувствовали все; б) чтобы это увидели, почувствовали только близкие в) чтобы этого никто не заметил. 7. Очередное трудное обстоятельство в жизни я чаще все а) с готовностью успешно преодолеть; б) с некоторой тревогой, беспокойством; в) с чувством досады или раздражения. 8. Написать письмо на телевидение меня могла бы побу а) передача, которая очень понравилась; б) передача, которая содержала вопрос, требующий от в) передача, которая вызвала протест, неудовлетво 9. Когда возникают нежные чувства к близким, я обычно: а) проявляю их открыто; б) стесняюсь своей сентиментальности; в) стараюсь не показывать. 10. Необходимость принимать ответственные решения в а) мобилизует меня; б) вызывает растерянность, ставит в тупик; в) огорчает или расстраивает. 11. Сомнительные, но интересные идеи, знания, факты я а) включаю в багаж своих знаний; б) тщательно обдумываю, взвешиваю; в) решительно отторгаю или опровергаю. Возрастные кризисы Приложения
12. Когда представители противоположного пола гово а) не скрываю своего удовольствия; б) смущаюсь, чувствую неловкость; в) сомневаюсь в их искренности. 13. Если мое предложение будет отвергнуто руководите а) сделаю новое предложение или внесу исправления б) буду переживать в себе случившееся; в) выскажу свое недовольство или не стану впредь вно 14. Я человек: а) очень доверчивый; б) осмотрительный, настороженный; в) очень недоверчивый. 15. На юмор и шутки в основном реагирую так: а) открыто смеюсь, радуюсь; б) воспринимаю сдержанно; в) отношусь критично или реагирую редко. 16. Если кто-либо из членов семьи опять делает не то или а) терпеливо и спокойно объясняю, как надо сделать; б) начинаю ворчать, брюзжать; в) шумлю, ругаюсь, устраиваю разгон. 17. Жизнь чаще:
а) радует; б) не вызывает определенных эмоций; в) огорчает или разочаровывает. 18. Анекдоты я: а) обожаю; б) воспринимаю без особого восторга; • в) не люблю. 19. Неприятные обязанности на работе я большей частью а) столь же терпеливо, как и остальные; б) нехотя; в) с неудовольствием или с досадой, раздражением. 20. Для моего стиля жизни больше характерно: а) активное планомерное продвижение к намеченной б) стабильность, постоянство; в) желание периодически многое или что-нибудь рез 21. Если бы мне предложили отметить круглую дату мо а) принимаю предложение; б) мне не очень хочется или неловко оказаться в цен в) я не люблю подобные мероприятия. 22. На справедливые, но обидные по форме замечания в а) принимаю с благодарностью, признанием; б) обижаюсь, но не показываю это; в) защищаюсь или теряю самообладание, «завожусь». 23. Я хотел бы, чтобы моя профессиональная деятель а) была связана с активным общением с людьми; б) не требовала активного общения; в) по возможности исключала общение. 24. Дружеские подшучивания по моему адресу: а) вполне принимаю; б) не одобряю, но терплю; в) не выношу, не приемлю. 25. Недостатки личности делового партнера чаще всего: Возрастные кризисы Приложения
б) стараюсь молча терпеть; в) заставляют нервничать, огорчаться. 26. Будь я руководителем, то для завоевания авторитета а) оказание помощи и поддержки; б) терпение и выдержку; в) строгость и требовательность. 27. Если бы на собрании коллектива меня похвалили за а) я не скрывал бы своего удовлетворения; б) смутился бы или постарался скрыть свои чувства; в) не испытал бы особых чувств или это меня не пора 28. Если меня кто-либо разозлит, то: а) быстро отхожу, забываю о случившемся; б) успокаиваю себя, убеждаю, что надо уметь прощать, в) злюсь долго и ничего с этим не могу поделать. 29. Когда вечером раздается неожиданный стук в дверь, а) ожидаю что-нибудь приятное; б) настораживаюсь, но не подаю вида; в) явно нервничаю, жду что-нибудь неприятное. 30. Когда в дружеской компании меня просят петь или а) тут же откликаюсь; б) некоторое время смущаюсь и не решаюсь; в) предпочитаю, чтобы меня не просили. 31. Мелочи жизни я воспринимаю: а) как тонизирующий фактор; б) как беспокоящее меня обстоятельство; в) как досадные неприятности. 32. Моя жизнь в целом: а) наполнена яркими событиями, которые я чаще всего б) размерена и спокойна; в) скучна и однообразна. 33. Если бы кто-нибудь из коллег, с которым не было а) я тут же ответил бы взаимностью; •б) сначала постарался бы понять причину, а потом решил, как себя вести; в) воздержался бы от дружеских отношений. 34. Если коллега нанесет мне какую-то обиду, то я ско а) быстро смогу простить его; б) буду переживать, стараясь не показывать это; в) когда-нибудь отвечу ему тем же. 35. Обстановка на работе чаще всего вызывает: а) хорошее или бодрое, приподнятое настроение; б) внутреннее напряжение, беспокойство; в) раздражение или плохое, сниженное настроение. 36. Полезные советы со стороны знакомых я обычно: а) тут же принимаю с благодарностью; б) тщательно обдумываю и проверяю на надежность; в) не принимаю в расчет, стараюсь жить своим умом. 37. Если кто-либо из коллег проявит недовольство беспо а) постараюсь своим участием уладить конфликт; б) буду наблюдать за развитием действий; в) приму сторону недовольных или обиженных. 38. Большинство людей в моем окружении на работе (в а) вызывает доверие; б) заставляет держаться настороженно; в) вызывает недоверие. Возрастные кризисы Приложения
39. В последнее время праздники я обычно встречаю: а) с подъемом и радостью; б) с некоторой грустью, тревогой, разочарованием или в) с явной досадой, раздражением или ощущением пу Обработка данных. Учитывается два параметра: 1) «эйфорическая активность вовне» — а; 2) характер стимулов: положительные — обладают позитивным личностным смыслом или социальным значением (хорошая погода, радость на душе, комплимент окружающих, шутка); амбивалентные (или нейтральные) — они двойственны по своей природе, в них можно обнаружить либо положительный, либо негативный смысл — все зависит от установок самой личности, от ее тенденции приписывать вещам, явлениям, людям хорошие или плохие качества (амбивалентны как стимулы новый деловой партнер вообще, телевизионная передача, сомнительные идеи, окружающие люди, жизнь в целом, обычная обстановка на работе); отрицательные — отрицательный смысл, значение (ощущение усталости, надо пройти интеллектуальное испытание, трудное обстоятельство в жизни). Подвести итоги позволяет таблица, в которую надо перенести данные ваших ответов — ставьте единички в нужной графе. Подсчитайте общее количество ответов а, б, в — по колонкам таблицы (см. след стр.). Интерпретация результатов. Если чаще всего фигурирует «а», это свидетельствует о доминировании эйфо-рической реакции, когда воздействующие факторы негативные, позитивные и амбивалентные, то реакции рефракторные или дисфорические. Наибольшее количество ответов типа «б» говорит о том, что эмоциональная система восприятия пасует пе-
ред разными влияниями — положительными, отрицательными и амбивалентными. В окружающей действительности она выбирает преимущественно амбивалентные стимулы. При этом они «застревают» в личности, остаются в виде переживаний, неприятного осадка, размышлений, затаенной грусти, злобы. При доминировании дисфорической формулы (больше всего ответов «в») положительные и отрицательные стимулы сводятся к негативным переживаниям, а эмоциональная система в целом настроена на негативные мулы. Возрастные кризисы Приложения
Приложение 9
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|