Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание акцентуаций по Леонгарду




1. Демонстративный тип. Высокие оценки по этой
шкале говорят о повышенной способности к вытеснению,
демонстративности поведения.

2. Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ри­
гидности, инертности психических процессов, о долгом
переживании травмирующих событий.

3. Застревающий тип. Основная черта этого типа —
чрезмерная стойкость аффекта со склонностью к формиро­
ванию сверхценных идей.

4. Возбудимый тип. Таким людям свойственна повы­
шенная импульсивность, ослабление контроля над вле­
чениями и обсуждениями.

5. Гипертимический тип. Высокие оценки говорят о
постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с
жаждой деятельности, высокой активностью, предпри­
имчивостью.

6. Дистимический тип. Этот тип является противопо­
ложным предыдущему, характеризуется сниженным на­
строением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, иде-
омоторной заторможенностью.

7. Тревожно-боязливый тип. Основная черта — склон­
ность к страхам, повышенная робость и пугливость, вы­
сокий уровень тревожности.



Возрастные кризисы


Приложения



 


 


8. Циклотимический тип-. Людям с высокими оценка­
ми по этой шкале соответствует смена гипертимических
и дистимических фаз.

9. Аффективно-экзальтированный тип. Лицам этого
типа свойственен большой диапазон эмоциональных со­
стояний, они легко приходят в восторг от радостных со­
бытий и в полное отчаяние от печальных.

10. Эмотивный тип. Это чувствительные и впечатли­
тельные люди, отличаются глубиной переживаний в об­
ласти тонких эмоций в духовной жизни человека.


Приложение 10 Задания для самостоятельной работы

Задание 1

Представьте, что ребенок прошел все стадии развития, не испытав ни одного кризиса. Какие особенности лич­ности взрослого человека Вы могли бы предсказать? Ка­ковы особенности социальной ситуации развития и само­го общества, в которых он развивался.

Задание 2

Составьте общий перечень воспитывающих и обучаю­щих воздействий, которые:

а) могут «смягчать» поведение ребенка в периоды кри­
зисов психического развития;

б) могут усугублять кризисные явления у ребенка.

Задание 3

Составьте график-схему на тему «значение возрастных кризисов». Обозначьте на ней положительные и отрица­тельные их проявления, и взаимосвязи этих проявлений (на примере любого возрастного кризиса — на выбор).

Задание 4

Повторите пройденный материал. Составьте перечень критериев, по которым отличаются кризисы детского возраста от кризисов взрослости. Поясните, в чем при­чина разноречивости в.оценке и описании кризисов взрослости?

Задание 5

Составьте анкету для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста, переживающих кризис­ный период, с целью выявления поведенческих характе­ристик в домашней ситуации.

Задание 6

Составьте обобщенные психологические рекомендации педагогам и родителям по осуществлению воспитатель­ных воздействий на ребенка в период:



Возрастные кризисы


Приложения



 


 


а} кризиса одного года;

б) кризиса трех лет;

в) кризиса семи лет;

г) подросткового кризиса;

д) кризиса семнадцати лет.

Задание 7

Прокомментируйте приведенный текст. Выделите на­правления работы практического психолога с «трудны­ми» подростками. Знания из каких областей психологии потребовалось практику А. Айхорну, чтобы достичь ре­зультатов? Как Вы считаете, работа этого психолога — наука или искусство? Любой ли может воспроизвести его опыт с тем же эффектом?

В книге А. Айхорна «Непокорный подросток» обоб­щен практический опыт психологической работы с аг­рессивными индивидами. А. Айхорн показал, что небла­гоприятные отношения с родителями вредно отражают­ся на развитии личности ребенка и такой ребенок в буду­щем обречен испытывать трудности в общении с други­ми людьми. Это та матрица, при помощи которой форми­руется «латентная делинквентность». Если внешние об­стоятельства продолжают оставаться неблагоприятными, латентный делинквент становится открытым правонару-. шителем.

Путь, по которому следует идти в обращении с труд­ным подростком, — это помочь ему установить контакт с доверяющим ему взрослым, на которого он может по­ложиться и с кем в конечном итоге может отождествить себя, т. е. найти «Я-идеал». Внутренняя теплота А. Ай­хорна, его сочувствие «трудным» детям, твердая убеж­денность в бесполезности наказаний и беспредельное" терпение сыграли решающую роль в выполнении этой задачи. Когда его подопечные встречались с ним впер­вые, многим он казался «слабаком», поскольку не при­менял наказания и как будто не замечал их агрессив­ных выходок. И постепенно дети стали доверять ему,


уважать и в конечном итоге любить, отождествлять себя с его образом, они становились способными к нормаль­ному взаимодействию внутри группы и даже продвига­лись в школьных занятиях. Работая с другой группой подростков— «мошенников», А. Айхорн продемонст­рировал, что они поддаются влиянию, если сформиро­вать их уважение к какой-либо авторитетной фигуре. А. Айхорн полагал, что отцы, по образу которых дети создали свой «Я-идеал», сами вели жизнь обманщиков. Тогда необходимый момент работы: «открыть ребятам глаза» на фигуры родителей, показав свое собственное превосходство, чтобы дать возможность подросткам самим обесценить их «Я-идеал». А. Айхорну удалось это сделать, демонстрируя свой сильный характер. Сна­чала его методы вызывали трепет, затем чувство зави­симости, а позднее — типичные невротические реак­ции. Когда проявился невроз, ненормальные поведен­ческие модели ослабли и А. Айхорн смог общаться с подростками, используя психоаналитическую модель толкования. Его секрет, таким образом, состоял в том, что он сначала привязал подростков сильной эмоцио­нальной связью, дав возможность их неврозу выявить­ся скорее в реакциях переноса, нежели в ненормаль­ном поведении, а затем использовал психоаналитичес­кие методики.

Задание 8

С какой психологической проблемой сталкивается в каждой ситуации психолог? Если бы Вы были практи­ческим психологом, какую программу психологического обследования Вы бы составили? Какие методики психо­логической диагностики и коррекции Вы могли бы в каж­дом случае применить?

1. Подросток 13 лет поступил в больницу с резко вы­раженным характерным сдвигом в виде асоциального по­ведения. При исследовании выявлено: значимые отноше­ния с отцом, психологическая травма, потеря дружбы с



Возрастные кризисы


Приложения



 


 


отцом. Для привлечения внимания демонстрирует «пло­хое поведение».

2. Подросток, который до недавнего времени отличал­
ся устойчивым положительным поведением и отношени­
ями с окружением, вдруг сбегает из дома. Родители с
трудом разыскали мальчика в одном из подвалов в ком­
пании бомжей. Обеспокоенные его поведением, они при­
вели подростка на консультацию к психологу.

3. Девятый класс внезапно стал «неуправляемым»,
хотя случаев открытого группового сопротивления или
сопротивления лидеров класса не было отмечено. Зато
учитель чувствовал скрытое методическое и организован­
ное сопротивление любым педагогическим воздействиям
в форме ригидного поведения, молчания, скуки, отсут­
ствия эмоционально-заинтересованного отношения уча­
щихся к вовлеченности в процесс обучения. Учитель ре­
шил обратиться за помощью к психологу.

Задание 9

Прокомментируйте следующие фрагменты. Согласны ли Вы с их основными тезисами? Почему?

1. Приходится признать, как это ни парадоксально,
что явление фрустрации становится более распространен­
ным с ростом экономического и культурного уровня об­
щества. Культура приводит к росту количества потребно­
стей у человека, причем многие из этих потребностей,
если воспользоваться определением Эпикура, не являют­
ся «ни естественными, ни необходимыми Для человека».
Обилие запросов не всегда бывает возможно удовлетво­
рить полностью.

2. Возникновение фрустрации, ее выраженность обус­
ловливается не только объективными обстоятельствами,
но зависит от особенностей личности, от ее «способнос­
ти» терпеть.

3. При изменении по каким-либо причинам жизнен­
ных стереотипов чаще всего происходит нарушение удов­
летворения привычного комплекса потребностей. В ре-


зультате может возникнуть совокупность фрустраций. Ти­пичные ситуации такого рода складываются, например, при призыве молодого человека в армию, при перемене места жительства. Даже такое радостное событие, как свадьба, таит в себе фрустрирующие моменты для каж­дого из супругов.

Задание 10

Ниже перечислены причины, способные вызвать стресс и усугубить протекание возрастных кризисов. Ранжируйте их как в пределах каждой группы, так и по значимости в целом (выборочно), учитывая условия жизни современ­ного человека.

1. На уровне аффективных связей: смерть супруга,
изменение отношений с партнером или другом, трудно­
сти в сексуальном плане, брак, болезнь, помолвка, раз­
вод, смерть близкого родственника, беременность, смерть
друга или подруги, появление нового члена семьи (рож­
дение ребенка, усыновление, принятие пожилого челове­
ка на попечение, женитьба детей), неприятности в семье
партнера, изменение в привычках партнера, поступле­
ние на работу или увольнение партнера, изменение час­
тоты встреч с семьей.

2. На уровне учебы: поступление в университет (колледж,
институт и т. д.), смена учебного заведения, совмещение
учебы с работой, трудности в учебе, проблемы с преподава­
телями (администрацией), изменение профориентации или
программы, занятость, коммуникативные проблемы.

3. На уровне профессиональной жизни: изменение про­
фессии или работы, потеря постоянной работы, рост или
понижение по службе, изменения режима работы, непри­
ятности с начальством.

4. На уровне личных установок: изменения в позна­
нии самого себя, смена религиозной конфессии, измене­
ния личных привычек (одежды, друзей, поведения), из­
менения в употреблении наркотиков (начало или «лом­
ка»), изменения в употреблении алкоголя, конфликт лич-



Возрастные кризисы


Приложения



 


 


ных ценностей, изменения личной ответственности и не­зависимости.

5. На уровне здоровья: серьезная болезнь или травма,
изменения в режиме сна (длительность или время начало
и конца), изменения в еде (по количеству или по времени
приема).

6. На уровне повседневной жизни: крупный заем или
долг, переезд (изменение квартирных условий), личное
достижение исключительного уровня, значительное из­
менение финансового положения (в лучшую или худшую
строну), обвинение в незначительном нарушении закона
(превышение скорости, переход на красный свет).

7. На уровне досуга: изменения в участии в обществен­
ной жизни, развлекательная поездка, изменения в ха­
рактере досуга.

Задание 11

Разделяете ли Вы идею о снижении психических ре­сурсов к старости? Верно ли, что в старости больше пред­посылок для возникновения кризисных состояний и деп­рессивных переживаний? Сформулируйте иною точку зре­ния, рассмотрев приведенный фрагмент.

Вместе с тем следует признать и бесспорное преиму­щество пожилого возраста в отношении к различным не­взгодам — это наличие жизненного опыта. Удивительно точно об этом писал В. Вересаев: «Мне шестьдесят лет. Как бы я, семнадцатилетний, удивился, если бы увидел себя теперешнего, что такое? И не думает оглядываться с тоскою назад, не льет слезы о «невозвратной-юности», — а приветственно простирает руки навстречу «холодному призраку» и говорит: «Какая неожиданная радость!» Вспо­минаю скомканную тревожность юности, ноющие муки самолюбия, буйно набухающие на душе болезненные на­росты, темно бушующие, унижающие тело страсти, без­глазое метание в гуще обступающих вопросов, непонима­ние себя, неумение подступить к жизни. А теперь — ка­ким-то крепким щитом прикрылась душа, не так уж лег-


ко ранят ее наружные беды, обиды, удары по самолю­бию; в руках как будто надежный компас, не страшна обступившая чаща; зорче стали духовные глаза, на душе — ясность, твердость и благодарность к жизни».

Если личность сохраняет устойчивые социальные свя­зи, то и в старости остаются предпосылки для высокой жизненной устойчивости и творческой активности. Так, Платон умер на 81-м году во время работы над книгой; Цицерон завершил на 63-м году последний свой труд; Микеланджело в 87 лет работал над знаменитой базили­кой в Риме. Галилей завершил свое учение о звездах в 72 года; Ньютону было 72 года, когда он написал предис­ловие к своим трудам. Лучшие произведения Гете были написаны после пятидесяти. Крылов в 68 лет выучил гре­ческий язык и в следующие семь лет перевел на русский язык ряд известных произведений классической гречес­кой литературы.

Задание 12

Определите, какие из приведенных реплик психолога соответствуют каждой из пяти фаз консультирования (структурирование; сбор информации в контексте обозна­ченной темы и выделение основной проблемы; осознание желаемого результата; выработка альтернативных реше­ний проблемы клиента в свете его желаний, возможнос­тей и личностных особенностей; переход к действиям): «Здравствуйте!», «Вы хотите...», «Давайте вместе опре­делим круг возможных действий», «Расскажите еще не­много о...», «И что же?», «Вы так и сказали?», «Пра­вильно ли я понял, что...», «Это было необычно, не так, как всегда?», «Вы так реагировали и раньше?», «Что привело Вас в консультацию?», «Давайте уточним», «Да­вайте познакомимся», «Расскажите об этом поподробнее», «Давайте вернемся к самому началу», «Что именно Вы почувствовали в этот момент?», «Когда Вы это почув­ствовали впервые?», «Попробуем разобраться вместе в том, что случилось», «Это было именно...», «Вот Вы говори-



Возрастные кризисы


Приложения



 


 


ли...», «Вам сейчас это трудно принять, но...», «Потребу­ется время и терпение, чтобы это изменилось», «Изменя­ясь сам, Вы обязательно измените других и их отноше­ние к Вам», «Давайте разберемся, почему вышло именно так...», «Так, Вы говорите, было так...», «Я понимаю, Вам трудно говорить об этом», «Может быть, поговорим еще раз о...», «Кажется, я начинаю Вас понимать», «Так Вы говорите, что», «Как часто это с Вами бывает?», «Я уверен, Вы справитесь с этим», «Я чувствую Вашу реши­мость», «Слушаю Вас...», «Представьте себе», «Вам не хочется с этим соглашаться...», «Давайте мысленно прой­дем...», «Я предлагаю Вам следующее...», «Выбор за Вами», «У Вас обязательно получится...», «Вы сможете это изменить», «Давайте вернемся в эту ситуацию и мыс­ленно проиграем ее еще раз...», «Давайте чуть изменим ракурс», «Что Вам было сделать труднее всего?», «Вы, наверное, не раз обдумывали это...», «Давайте решим, что еще мы можем сделать для этого», «Сможете ли Вы...», «Вы готовы делать это?».

Задание 13

Ниже приведены известнейшие психологические ре­комендации. Как Вы считаете, можно ли пользоваться ими в психологическом консультировании как универ­сальными рекомендациями и почему? Определите суще­ственный дефект рекомендаций подобного рода.

1. П. Брэгг предлагает список «заповедей»: «Самый большой грех — страх! Самый лучший день — сегодня! Самый лучший город — там, где ты проживаешь! Самая лучшая работа — та, которую ты любишь! Самый луч­ший отдых — работа. Самый большой камень преткно­вения — самомнение. Самая большая ошибка — преда­ваться безнадежности, Самая большая слабость — нена­висть. Самый большой нарушитель спокойствия — тот, кто слишком много говорит. Самая нелепая черта ха­рактера — ложная гордость. Самый опасный человек — лжец. Самая большая потребность •— чувство общности.


Самая величайшая мысль — Бог. Самое большое богат­ство — здоровье. Самый большой дар, который ты мо­жешь дать или получить, — любовь. Самый большой друг и товарищ — хорошие книги. Твои враги — зависть, жад­ность, потакание собственным слабостям, жалость к са­мому себе. Самое большое событие в жизни — рост (в физическом, ментальном и духовном плане), самое от­вратительное в человеке — зазнайство. Самое отталки­вающее -г- тирания. Наиболее подавляющая черта — вы­сокомерие, надменность. Самый большой камень пре­ткновения, о который постоянно спотыкается человек, — невежество. Величайший контроль, который можно осу­ществить, — перед тем, как сказать что-либо, спроси себя: то ли я говорю? истинно ли оно? необходимо ли это? Самый умный человек — тот, который всегда дела­ет, что ему думается. Это — правило, следуя которому, можно стать умным человеком».

2. Д. Карнеги предлагает руководствоваться 6 прави­лами, чтобы всегда нравиться людям:

1) искренне интересуйтесь другими людьми;

2) улыбайтесь;

3) помните, что имя человека — это самый сладост­
ный и самый важный для него звук на любом языке;

4) будьте хорошим слушателем; поощряйте других го­
ворить о самих себе;

5) говорите о том, что интересует Вашего собеседника;
6} внушайте Вашему собеседнику сознание его значи­
мости и делайте это искренне.

Задание 14

Ниже приведены описания нескольких моделей семей­ного консультирования (по В.В. Столину). Определите каждую из них.

Первая модель базируется на гипотезе недостаточной педагогической компетенции родителей и предполагает ока­зание им помощи в воспитании детей. Консультант с ро­дителями анализирует конкретную сложившуюся ситуа-



Возрастные кризисы


Приложения



 


 


цию и вырабатывает программу мер, направленных на ее изменение. Консультант ориентируется не столько на кон­кретных участников проблемы, сколько на оптимальные приемы и способы воспитания, известные педагогике. Потому таким консультированием чаще занимаются пе­дагоги и социальные работники, реже — психологи.

Вторая модель основывается на предположении дефи­цита специальных знаний у родителей, позволяющих при­нять правильное решение в отношении ребенка. Помощь состоит в вынесении диагностического заключения, ко­торое послужит основой для организационных решений: например, есть ли у ребенка действительно особые худо­жественные способности, требующие специального обу­чения в художественной школе. Чаще же объектом этой модели становятся дети с отставанием в развитии, откло­нениями в поведении, трудностями в учебе.

Третья модель связана с предположением, что семей­ные трудности — это результат неблагоприятных обстоя­тельств жизни ее членов. Такая модель предполагает вме­шательство в эти обстоятельства жизни клиентов, напри­мер в рамках службы знакомств, которая предоставляет реальную возможность клиентам создать семью.

Четвертая модель помощи предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни, болезненные состоя­ния или болезненное развитие личности супругов или ре­бенка. Соответственно усилия консультантов направлены на излечение болезни, реабилитацию членов семьи, адап­тацию здоровых членов семьи к особенностям больных.

Пятая модель помощи предполагает, что причины се­мейного неблагополучия связаны с особенностями внут­рисемейных отношений, позиций членов семьи по отно­шению друг к другу, личностными и эмоциональными особенностями ее членов. Эта модель рассматривает се­мейные дисгармонии, поэтому предполагает анализ внут-риличностных и межличностных конфликтов, способов неадекватного реагирования на семейные ситуации и по­мощь в том, чтобы разорвать «порочные круги» отноше-


ний, в которых конфликты циклически порождаются де-задаптивными чертами членов семьи. С этой моделью, как правило, и работают психологи, психиатры и психо­терапевты.

Задание 15

Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Чем, по-вашему, является и не является психотерапия?»:

а) системой лечебных мероприятий;

б) системой мероприятий, направленных на решение
эмоциональных проблем клиента;

в) системой мероприятий, направленных на повыше­
ние личностной компетенции участников;

г) системой мероприятий, расширяющих сознание
клиента;

д) системой мер, способствующих личностному росту;

е) гипнотической и суггестивной практикой;

ж) формой общения клиента и психолога;

з) исповедальной практикой;

и) групповой психологической игрой; к) системой пропедевтических и реабилитационных мероприятий.

Задание 16

Пользуясь приведенным фрагментом, обобщите и по­пробуйте объяснить, на основе чего возникает эффект пси­хологической помощи. Согласны ли Вы с идеей о веду­щей «роли личности в психотерапии»? Как Вы относи­тесь к требованию жесткого профессионального отбора при получении психологической профессии? Какое из на­правлений Вам лично представляется максимально эф­фективным и почему?

Выводы об эффективности различных психотерапев­тических подходов, сделанные на основании статистичес­ких обобщений, оказываются парадоксальными. Ни одно из направлений практической психологии (за исключе­нием разве что бихевиоральных методов, демонстрирую­щих незначительное превышение среднего уровня) не



Возрастные кризисы


Приложения



 


имеет преимуществ перед другими. Еще более неожидан­ным оказалось мнение Г. Дж. Айзенка после проведенно­го им сравнительного анализа результатов психотерапии. Он утверждает, что «ремиссия без лечения» («спонтан­ная ремиссия») развивается так же часто, как и улучше­ние после психотерапии и психоанализа.

Примерное равенство эффективности объясняют тем, что терапевтический эффект обусловлен не столько при­меняемыми методами, сколько особенностями личности того, кто их реализует. Источником эффективности яв­ляется не то, что отличает различные психотерапевти­ческие подходы друг от друга, а то, что их объединяет, прежде всего — плацебо-эффект, т. е. убеждение пациен­та, что терапевт способен ему помочь.

Задание 17

Повторите пройденный материал и на основе сравни­тельного анализа характеристик кризисных периодов в онтогенезе, заполните следующую таблицу:

 

Кризис Предпосылки к возникнове­нию кризиса Специфика социальной ситуации развития Симптомы кризиса Новообразо­вания кризиса
         

Приложение 11 Контрольные вопросы

1. Определение понятия «возрастной кризис».

2. Особенности, психического развития в кризисный
период.

3. Разработка проблемы возрастных кризисов в тру­
дах Л.С. Выготского.

4. Разработка проблемы возрастных кризисов в тру­
дах К.Н. Поливановой.

5. Сравнительный анализ развития в стабильном и кри­
тическом периоде.

6. Содержание предкритической фаза возрастного
кризиса.

7. Содержание собственно критической фазы кризис­
ного периода. *

8. Содержание посткритической фазы возрастного
кризиса.

9. Характеристика кризиса новорожденности.

 

10. Характеристика кризиса первого года.

11. Характеристика кризиса трех лет.

12. Характеристика кризиса семи лет.

13. Характеристика подросткового кризиса.

14. Характеристика кризиса семнадцати лет.

15. Характеристика кризиса тридцати лет.

16. Характеристика кризиса сорока лет.

17. Характеристика пенсионного кризиса.

18. Характеристика кризиса смерти.

19. Специфика коррекционной работы в период кризиса.

20. Цели поведения ребенка и взрослого в кризисный
период.

21. Тактика воспитательных воздействий взрослых в
период кризисов детского возраста.

22. Цель и задачи психологического консультирова­
ния взрослых во время кризисных периодов.



Возрастные кризисы


 


 


23. Принципы психологического консультирования.

24. Фазы психологического консультирования.

25. Характеристика направлений в психотерапии.


СЛОВАРЬ

Авторитарность — социально-психологическая, харак­теристика личности, отражающая её стремление подчинить своему влиянию партнеров по взаимо­действию и общению.

Агрессия — индивидуальное или коллективное поведе­ние, действие, направленное на нанесение физичес­кого или психологического вреда либо на уничто­жение другого человека, либо группы людей.

Акцентуация характера — чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, пред­ставляющая собой крайние варианты нормы, гра­ничащие с психопатиями.

Асоциальное поведение — поведение, противоречащее об­щественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний.

Аффект — сильное и относительно кратковременное эмо­циональное состояние. В основе аффекта лежит пе­реживаемое человеком состояние внутреннего кон­фликта.

Ведущий вид деятельности — деятельность, в наиболь­шей степени способствующая психическому разви­тию ребенка в данный период, выполнение кото­рой определяет возникновение и формирование ос­новных психологических новообразований.

Взаимодействие — процесс непосредственного или опос­редованного воздействия объектов друг на друга, порождающий взаимную обусловленность.

Влечение — психическое состояние, выражающее недиф­ференцированную, неосознанную или недостаточ­но осознанную потребность субъекта:

Возрастные кризисы — это особые, относительно непро­должительные по времени (до года) возрастные пе-



Возрастные кризисы


Словарь



 


риоды, возникающие при переходе от одной возра­стной ступени к другой, характеризующиеся рез­кими психическими изменениями, связанные с си­стемными качественными изменениями в сфере со­циальных отношений человека, его деятельности и сознания.

Воля — форма активности личности, выраженная в со­знательной организации и саморегуляции челове­ком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении постав­ленных задач.

Высшие психические функции — сложные, прижизнен­но формирующиеся системные психические процес­сы, социальные по своему происхождению.

Гуманность — обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на соци­альные объекты, которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реа­лизуется в общении и деятельности в актах содей­ствия, соучастия, помощи.

Деятельность — внутренняя (психическая) или внешняя (физическая) активность человека, регулируемая со­знательной целью.

Защита психологическая — специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тре­воги, связанного с осознанием конфликта.

Игра — форма деятельности в условных ситуациях, на­правленных на воссоздание и усвоение обществен­ного опыта.

Коммуникативные действия — действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие ок­ружающими.

Личность — индивид как субъект социальных отноше­ний и сознательной деятельности.

Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удов­летворением потребностей субъекта.


Общение — осуществляемое знаковыми средствами вза­имодействие субъектов.

Онтогенез — процесс развития отдельного организма.

Отражение — всеобщее свойство материи воспроизводить признаки, структурные характеристики и отноше­ния других объектов.

Переживание — эмоциональное состояние отражения внутреннего отношения человека к явлениям дей­ствительности.

Поведение — взаимодействие с окружающей средой, опос­редованное внешней или внутренней активностью субъекта.

Половая идентификация — уподобление, отождествле­ние поведения и сознания индивида с эталоном оп­ределенного пола и ориентация на требования со­ответствующей половой роли.

Потребность — состояние индивида, создаваемое испы-•тываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, выступающее источ­ником его активности.

Притязание на признание — активное поведение ин­дивида по отношению к другому индивиду, направ­ленное на удовлетворение погребности быть при­знанным.

Психика — системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, построении его кар­тины и саморегуляции на этой основе своего пове­дения и деятельности.

Рефлексия — процесс самосознания, выражающийся в осознании себя в системе отношений с другими людьми, взгляд на себя глазами других людей.

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих воз­можностей, качеств и места среди других людей, происходящая в ходе сличения себя с эталоном.

Сензитивность возрастная — присущее определенно­му возрастному периоду оптимальное сочетание ус-



Возрастные кризисы


 


ловий для развития определенных психических свойств и процессов.

Симпатия — влечение, внутреннее расположение, устой­чивое одобрительное эмоциональное отношение ин­дивида к другим людям, проявляющееся в привет­ливости, доброжелательности, побуждающее к об­щению.

Совместная деятельность — организованная система активности взаимодействующих индивидов, направ­ленная на целесообразное выполнение деятельности.

Сознание — высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Социализация — процесс и результат усвоения и актив­ного воспроизводства индивидом социального опы­та, осуществляемый в общении и деятельности.

Социальная ситуация развития — специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отражен­ная в его переживаниях.

Субъект — индивид или группа как источник познания и преобразования действительности.

Фрустрация — психическое состояние напряжения, тре­вожности, отчаяния, гнева и т. п., возникающее вследствие реальной или воображаемой невозмож­ности достижения цели.

Эмоции — психическое отражение в форме непосредствен­ного пристрастного переживания жизненного смыс­ла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...