Описание акцентуаций по Леонгарду
⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18 1. Демонстративный тип. Высокие оценки по этой 2. Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ри 3. Застревающий тип. Основная черта этого типа — 4. Возбудимый тип. Таким людям свойственна повы 5. Гипертимический тип. Высокие оценки говорят о 6. Дистимический тип. Этот тип является противопо 7. Тревожно-боязливый тип. Основная черта — склон Возрастные кризисы Приложения
8. Циклотимический тип-. Людям с высокими оценка 9. Аффективно-экзальтированный тип. Лицам этого 10. Эмотивный тип. Это чувствительные и впечатли Приложение 10 Задания для самостоятельной работы Задание 1 Представьте, что ребенок прошел все стадии развития, не испытав ни одного кризиса. Какие особенности личности взрослого человека Вы могли бы предсказать? Каковы особенности социальной ситуации развития и самого общества, в которых он развивался.
Задание 2 Составьте общий перечень воспитывающих и обучающих воздействий, которые: а) могут «смягчать» поведение ребенка в периоды кри б) могут усугублять кризисные явления у ребенка. Задание 3 Составьте график-схему на тему «значение возрастных кризисов». Обозначьте на ней положительные и отрицательные их проявления, и взаимосвязи этих проявлений (на примере любого возрастного кризиса — на выбор). Задание 4 Повторите пройденный материал. Составьте перечень критериев, по которым отличаются кризисы детского возраста от кризисов взрослости. Поясните, в чем причина разноречивости в.оценке и описании кризисов взрослости? Задание 5 Составьте анкету для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста, переживающих кризисный период, с целью выявления поведенческих характеристик в домашней ситуации. Задание 6 Составьте обобщенные психологические рекомендации педагогам и родителям по осуществлению воспитательных воздействий на ребенка в период: Возрастные кризисы Приложения
а} кризиса одного года; б) кризиса трех лет; в) кризиса семи лет; г) подросткового кризиса; д) кризиса семнадцати лет. Задание 7 Прокомментируйте приведенный текст. Выделите направления работы практического психолога с «трудными» подростками. Знания из каких областей психологии потребовалось практику А. Айхорну, чтобы достичь результатов? Как Вы считаете, работа этого психолога — наука или искусство? Любой ли может воспроизвести его опыт с тем же эффектом? В книге А. Айхорна «Непокорный подросток» обобщен практический опыт психологической работы с агрессивными индивидами. А. Айхорн показал, что неблагоприятные отношения с родителями вредно отражаются на развитии личности ребенка и такой ребенок в будущем обречен испытывать трудности в общении с другими людьми. Это та матрица, при помощи которой формируется «латентная делинквентность». Если внешние обстоятельства продолжают оставаться неблагоприятными, латентный делинквент становится открытым правонару-. шителем.
Путь, по которому следует идти в обращении с трудным подростком, — это помочь ему установить контакт с доверяющим ему взрослым, на которого он может положиться и с кем в конечном итоге может отождествить себя, т. е. найти «Я-идеал». Внутренняя теплота А. Айхорна, его сочувствие «трудным» детям, твердая убежденность в бесполезности наказаний и беспредельное" терпение сыграли решающую роль в выполнении этой задачи. Когда его подопечные встречались с ним впервые, многим он казался «слабаком», поскольку не применял наказания и как будто не замечал их агрессивных выходок. И постепенно дети стали доверять ему, уважать и в конечном итоге любить, отождествлять себя с его образом, они становились способными к нормальному взаимодействию внутри группы и даже продвигались в школьных занятиях. Работая с другой группой подростков— «мошенников», А. Айхорн продемонстрировал, что они поддаются влиянию, если сформировать их уважение к какой-либо авторитетной фигуре. А. Айхорн полагал, что отцы, по образу которых дети создали свой «Я-идеал», сами вели жизнь обманщиков. Тогда необходимый момент работы: «открыть ребятам глаза» на фигуры родителей, показав свое собственное превосходство, чтобы дать возможность подросткам самим обесценить их «Я-идеал». А. Айхорну удалось это сделать, демонстрируя свой сильный характер. Сначала его методы вызывали трепет, затем чувство зависимости, а позднее — типичные невротические реакции. Когда проявился невроз, ненормальные поведенческие модели ослабли и А. Айхорн смог общаться с подростками, используя психоаналитическую модель толкования. Его секрет, таким образом, состоял в том, что он сначала привязал подростков сильной эмоциональной связью, дав возможность их неврозу выявиться скорее в реакциях переноса, нежели в ненормальном поведении, а затем использовал психоаналитические методики.
Задание 8 С какой психологической проблемой сталкивается в каждой ситуации психолог? Если бы Вы были практическим психологом, какую программу психологического обследования Вы бы составили? Какие методики психологической диагностики и коррекции Вы могли бы в каждом случае применить? 1. Подросток 13 лет поступил в больницу с резко выраженным характерным сдвигом в виде асоциального поведения. При исследовании выявлено: значимые отношения с отцом, психологическая травма, потеря дружбы с Возрастные кризисы Приложения
отцом. Для привлечения внимания демонстрирует «плохое поведение». 2. Подросток, который до недавнего времени отличал 3. Девятый класс внезапно стал «неуправляемым», Задание 9 Прокомментируйте следующие фрагменты. Согласны ли Вы с их основными тезисами? Почему? 1. Приходится признать, как это ни парадоксально,
2. Возникновение фрустрации, ее выраженность обус 3. При изменении по каким-либо причинам жизнен зультате может возникнуть совокупность фрустраций. Типичные ситуации такого рода складываются, например, при призыве молодого человека в армию, при перемене места жительства. Даже такое радостное событие, как свадьба, таит в себе фрустрирующие моменты для каждого из супругов. Задание 10 Ниже перечислены причины, способные вызвать стресс и усугубить протекание возрастных кризисов. Ранжируйте их как в пределах каждой группы, так и по значимости в целом (выборочно), учитывая условия жизни современного человека. 1. На уровне аффективных связей: смерть супруга, 2. На уровне учебы: поступление в университет (колледж, 3. На уровне профессиональной жизни: изменение про 4. На уровне личных установок: изменения в позна Возрастные кризисы Приложения
ных ценностей, изменения личной ответственности и независимости. 5. На уровне здоровья: серьезная болезнь или травма, 6. На уровне повседневной жизни: крупный заем или
7. На уровне досуга: изменения в участии в обществен Задание 11 Разделяете ли Вы идею о снижении психических ресурсов к старости? Верно ли, что в старости больше предпосылок для возникновения кризисных состояний и депрессивных переживаний? Сформулируйте иною точку зрения, рассмотрев приведенный фрагмент. Вместе с тем следует признать и бесспорное преимущество пожилого возраста в отношении к различным невзгодам — это наличие жизненного опыта. Удивительно точно об этом писал В. Вересаев: «Мне шестьдесят лет. Как бы я, семнадцатилетний, удивился, если бы увидел себя теперешнего, что такое? И не думает оглядываться с тоскою назад, не льет слезы о «невозвратной-юности», — а приветственно простирает руки навстречу «холодному призраку» и говорит: «Какая неожиданная радость!» Вспоминаю скомканную тревожность юности, ноющие муки самолюбия, буйно набухающие на душе болезненные наросты, темно бушующие, унижающие тело страсти, безглазое метание в гуще обступающих вопросов, непонимание себя, неумение подступить к жизни. А теперь — каким-то крепким щитом прикрылась душа, не так уж лег- ко ранят ее наружные беды, обиды, удары по самолюбию; в руках как будто надежный компас, не страшна обступившая чаща; зорче стали духовные глаза, на душе — ясность, твердость и благодарность к жизни». Если личность сохраняет устойчивые социальные связи, то и в старости остаются предпосылки для высокой жизненной устойчивости и творческой активности. Так, Платон умер на 81-м году во время работы над книгой; Цицерон завершил на 63-м году последний свой труд; Микеланджело в 87 лет работал над знаменитой базиликой в Риме. Галилей завершил свое учение о звездах в 72 года; Ньютону было 72 года, когда он написал предисловие к своим трудам. Лучшие произведения Гете были написаны после пятидесяти. Крылов в 68 лет выучил греческий язык и в следующие семь лет перевел на русский язык ряд известных произведений классической греческой литературы. Задание 12 Определите, какие из приведенных реплик психолога соответствуют каждой из пяти фаз консультирования (структурирование; сбор информации в контексте обозначенной темы и выделение основной проблемы; осознание желаемого результата; выработка альтернативных решений проблемы клиента в свете его желаний, возможностей и личностных особенностей; переход к действиям): «Здравствуйте!», «Вы хотите...», «Давайте вместе определим круг возможных действий», «Расскажите еще немного о...», «И что же?», «Вы так и сказали?», «Правильно ли я понял, что...», «Это было необычно, не так, как всегда?», «Вы так реагировали и раньше?», «Что привело Вас в консультацию?», «Давайте уточним», «Давайте познакомимся», «Расскажите об этом поподробнее», «Давайте вернемся к самому началу», «Что именно Вы почувствовали в этот момент?», «Когда Вы это почувствовали впервые?», «Попробуем разобраться вместе в том, что случилось», «Это было именно...», «Вот Вы говори- Возрастные кризисы Приложения
ли...», «Вам сейчас это трудно принять, но...», «Потребуется время и терпение, чтобы это изменилось», «Изменяясь сам, Вы обязательно измените других и их отношение к Вам», «Давайте разберемся, почему вышло именно так...», «Так, Вы говорите, было так...», «Я понимаю, Вам трудно говорить об этом», «Может быть, поговорим еще раз о...», «Кажется, я начинаю Вас понимать», «Так Вы говорите, что», «Как часто это с Вами бывает?», «Я уверен, Вы справитесь с этим», «Я чувствую Вашу решимость», «Слушаю Вас...», «Представьте себе», «Вам не хочется с этим соглашаться...», «Давайте мысленно пройдем...», «Я предлагаю Вам следующее...», «Выбор за Вами», «У Вас обязательно получится...», «Вы сможете это изменить», «Давайте вернемся в эту ситуацию и мысленно проиграем ее еще раз...», «Давайте чуть изменим ракурс», «Что Вам было сделать труднее всего?», «Вы, наверное, не раз обдумывали это...», «Давайте решим, что еще мы можем сделать для этого», «Сможете ли Вы...», «Вы готовы делать это?». Задание 13 Ниже приведены известнейшие психологические рекомендации. Как Вы считаете, можно ли пользоваться ими в психологическом консультировании как универсальными рекомендациями и почему? Определите существенный дефект рекомендаций подобного рода. 1. П. Брэгг предлагает список «заповедей»: «Самый большой грех — страх! Самый лучший день — сегодня! Самый лучший город — там, где ты проживаешь! Самая лучшая работа — та, которую ты любишь! Самый лучший отдых — работа. Самый большой камень преткновения — самомнение. Самая большая ошибка — предаваться безнадежности, Самая большая слабость — ненависть. Самый большой нарушитель спокойствия — тот, кто слишком много говорит. Самая нелепая черта характера — ложная гордость. Самый опасный человек — лжец. Самая большая потребность •— чувство общности. Самая величайшая мысль — Бог. Самое большое богатство — здоровье. Самый большой дар, который ты можешь дать или получить, — любовь. Самый большой друг и товарищ — хорошие книги. Твои враги — зависть, жадность, потакание собственным слабостям, жалость к самому себе. Самое большое событие в жизни — рост (в физическом, ментальном и духовном плане), самое отвратительное в человеке — зазнайство. Самое отталкивающее -г- тирания. Наиболее подавляющая черта — высокомерие, надменность. Самый большой камень преткновения, о который постоянно спотыкается человек, — невежество. Величайший контроль, который можно осуществить, — перед тем, как сказать что-либо, спроси себя: то ли я говорю? истинно ли оно? необходимо ли это? Самый умный человек — тот, который всегда делает, что ему думается. Это — правило, следуя которому, можно стать умным человеком». 2. Д. Карнеги предлагает руководствоваться 6 правилами, чтобы всегда нравиться людям: 1) искренне интересуйтесь другими людьми; 2) улыбайтесь; 3) помните, что имя человека — это самый сладост 4) будьте хорошим слушателем; поощряйте других го 5) говорите о том, что интересует Вашего собеседника; Задание 14 Ниже приведены описания нескольких моделей семейного консультирования (по В.В. Столину). Определите каждую из них. Первая модель базируется на гипотезе недостаточной педагогической компетенции родителей и предполагает оказание им помощи в воспитании детей. Консультант с родителями анализирует конкретную сложившуюся ситуа- Возрастные кризисы Приложения
цию и вырабатывает программу мер, направленных на ее изменение. Консультант ориентируется не столько на конкретных участников проблемы, сколько на оптимальные приемы и способы воспитания, известные педагогике. Потому таким консультированием чаще занимаются педагоги и социальные работники, реже — психологи. Вторая модель основывается на предположении дефицита специальных знаний у родителей, позволяющих принять правильное решение в отношении ребенка. Помощь состоит в вынесении диагностического заключения, которое послужит основой для организационных решений: например, есть ли у ребенка действительно особые художественные способности, требующие специального обучения в художественной школе. Чаще же объектом этой модели становятся дети с отставанием в развитии, отклонениями в поведении, трудностями в учебе. Третья модель связана с предположением, что семейные трудности — это результат неблагоприятных обстоятельств жизни ее членов. Такая модель предполагает вмешательство в эти обстоятельства жизни клиентов, например в рамках службы знакомств, которая предоставляет реальную возможность клиентам создать семью. Четвертая модель помощи предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни, болезненные состояния или болезненное развитие личности супругов или ребенка. Соответственно усилия консультантов направлены на излечение болезни, реабилитацию членов семьи, адаптацию здоровых членов семьи к особенностям больных. Пятая модель помощи предполагает, что причины семейного неблагополучия связаны с особенностями внутрисемейных отношений, позиций членов семьи по отношению друг к другу, личностными и эмоциональными особенностями ее членов. Эта модель рассматривает семейные дисгармонии, поэтому предполагает анализ внут-риличностных и межличностных конфликтов, способов неадекватного реагирования на семейные ситуации и помощь в том, чтобы разорвать «порочные круги» отноше- ний, в которых конфликты циклически порождаются де-задаптивными чертами членов семьи. С этой моделью, как правило, и работают психологи, психиатры и психотерапевты. Задание 15 Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Чем, по-вашему, является и не является психотерапия?»: а) системой лечебных мероприятий; б) системой мероприятий, направленных на решение в) системой мероприятий, направленных на повыше г) системой мероприятий, расширяющих сознание д) системой мер, способствующих личностному росту; е) гипнотической и суггестивной практикой; ж) формой общения клиента и психолога; з) исповедальной практикой; и) групповой психологической игрой; к) системой пропедевтических и реабилитационных мероприятий. Задание 16 Пользуясь приведенным фрагментом, обобщите и попробуйте объяснить, на основе чего возникает эффект психологической помощи. Согласны ли Вы с идеей о ведущей «роли личности в психотерапии»? Как Вы относитесь к требованию жесткого профессионального отбора при получении психологической профессии? Какое из направлений Вам лично представляется максимально эффективным и почему? Выводы об эффективности различных психотерапевтических подходов, сделанные на основании статистических обобщений, оказываются парадоксальными. Ни одно из направлений практической психологии (за исключением разве что бихевиоральных методов, демонстрирующих незначительное превышение среднего уровня) не Возрастные кризисы Приложения
имеет преимуществ перед другими. Еще более неожиданным оказалось мнение Г. Дж. Айзенка после проведенного им сравнительного анализа результатов психотерапии. Он утверждает, что «ремиссия без лечения» («спонтанная ремиссия») развивается так же часто, как и улучшение после психотерапии и психоанализа. Примерное равенство эффективности объясняют тем, что терапевтический эффект обусловлен не столько применяемыми методами, сколько особенностями личности того, кто их реализует. Источником эффективности является не то, что отличает различные психотерапевтические подходы друг от друга, а то, что их объединяет, прежде всего — плацебо-эффект, т. е. убеждение пациента, что терапевт способен ему помочь. Задание 17 Повторите пройденный материал и на основе сравнительного анализа характеристик кризисных периодов в онтогенезе, заполните следующую таблицу:
Приложение 11 Контрольные вопросы 1. Определение понятия «возрастной кризис». 2. Особенности, психического развития в кризисный 3. Разработка проблемы возрастных кризисов в тру 4. Разработка проблемы возрастных кризисов в тру 5. Сравнительный анализ развития в стабильном и кри 6. Содержание предкритической фаза возрастного 7. Содержание собственно критической фазы кризис 8. Содержание посткритической фазы возрастного 9. Характеристика кризиса новорожденности.
10. Характеристика кризиса первого года. 11. Характеристика кризиса трех лет. 12. Характеристика кризиса семи лет. 13. Характеристика подросткового кризиса. 14. Характеристика кризиса семнадцати лет. 15. Характеристика кризиса тридцати лет. 16. Характеристика кризиса сорока лет. 17. Характеристика пенсионного кризиса. 18. Характеристика кризиса смерти. 19. Специфика коррекционной работы в период кризиса. 20. Цели поведения ребенка и взрослого в кризисный 21. Тактика воспитательных воздействий взрослых в 22. Цель и задачи психологического консультирова Возрастные кризисы
23. Принципы психологического консультирования. 24. Фазы психологического консультирования. 25. Характеристика направлений в психотерапии. СЛОВАРЬ Авторитарность — социально-психологическая, характеристика личности, отражающая её стремление подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Агрессия — индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда либо на уничтожение другого человека, либо группы людей. Акцентуация характера — чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая собой крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Асоциальное поведение — поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний. Аффект — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта. Ведущий вид деятельности — деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований. Взаимодействие — процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов друг на друга, порождающий взаимную обусловленность. Влечение — психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта: Возрастные кризисы — это особые, относительно непродолжительные по времени (до года) возрастные пе- Возрастные кризисы Словарь
риоды, возникающие при переходе от одной возрастной ступени к другой, характеризующиеся резкими психическими изменениями, связанные с системными качественными изменениями в сфере социальных отношений человека, его деятельности и сознания. Воля — форма активности личности, выраженная в сознательной организации и саморегуляции человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных задач. Высшие психические функции — сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. Гуманность — обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты, которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в актах содействия, соучастия, помощи. Деятельность — внутренняя (психическая) или внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознательной целью. Защита психологическая — специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта. Коммуникативные действия — действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие окружающими. Личность — индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Общение — осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов. Онтогенез — процесс развития отдельного организма. Отражение — всеобщее свойство материи воспроизводить признаки, структурные характеристики и отношения других объектов. Переживание — эмоциональное состояние отражения внутреннего отношения человека к явлениям действительности. Поведение — взаимодействие с окружающей средой, опосредованное внешней или внутренней активностью субъекта. Половая идентификация — уподобление, отождествление поведения и сознания индивида с эталоном определенного пола и ориентация на требования соответствующей половой роли. Потребность — состояние индивида, создаваемое испы-•тываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, выступающее источником его активности. Притязание на признание — активное поведение индивида по отношению к другому индивиду, направленное на удовлетворение погребности быть признанным. Психика — системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, построении его картины и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Рефлексия — процесс самосознания, выражающийся в осознании себя в системе отношений с другими людьми, взгляд на себя глазами других людей. Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, происходящая в ходе сличения себя с эталоном. Сензитивность возрастная — присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание ус- Возрастные кризисы
ловий для развития определенных психических свойств и процессов. Симпатия — влечение, внутреннее расположение, устойчивое одобрительное эмоциональное отношение индивида к другим людям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, побуждающее к общению. Совместная деятельность — организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное выполнение деятельности. Сознание — высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социальная ситуация развития — специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях. Субъект — индивид или группа как источник познания и преобразования действительности. Фрустрация — психическое состояние напряжения, тревожности, отчаяния, гнева и т. п., возникающее вследствие реальной или воображаемой невозможности достижения цели. Эмоции — психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|